Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 11. Философия и история




Форма проведения занятия: самостоятельная работа студентов (2часа)

 

Краткое содержание: Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многолинейного развития (К.Ясперс, А.Вебер), циклического развития (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин).Русская философия об исторической самобытности России. Западники и славянофилы о русской истории. П.Я.Чаадаев о судьбе России. Проблема «конца истории».

 

Форма отчетности: написание рефератов.

 

Студент должен знать:

 

Общество – это сложный объект для социально-философского исследования. Так же не просто изучать историю, которая наполнена деятельностью великого множества живых людей, запутана, разнолика и непредсказуема. История – это прошедшее, которое уже никогда не откроется перед нашим взором и не повториться.

Термин «история» применяется в философии в нескольких смыслах:

- история – это процесс развития общества в социальном времени и социальном пространстве, от одной эпохи к другой;

- история – это социальный, культурный процесс в отличие от бытия природы;

- история – это одна из многочисленных наук об общественной жизни.

 

Философия истории – это анализ и истолкование процесса развития человеческого общества средствами философского познания. Она ориентирована на осмысление таких мировоззренческих проблем, как смысл, источники и движущие силы, законы развития и формы проявления исторического процесса, его направленность, «цель» истории. Для философии история большое значение имеет также вопрос о месте и роли человека как субъекта исторического творчества, «автора», «режиссера» и «актера» своей собственной драмы.

В истории философии возникли и формировались две мировоззренческие позиции, два основных подхода к пониманию исторического процесса. Это подход в рамках философского идеализма («линия Платона») и подход с позиции философского материализма («линия Демокрита»). Они в корне отличаются ответами на вопросы о сущности общества, источниках и механизмах его функционирования и развития.

Суть первого подхода заключается в полагании того, что основную роль в общественной жизни якобы играет духовное начало в различных его формах – сознание индивида, общественное сознание, «мировой разум» и т.д. Разум правит миром, а человек рассматривается как существо исключительно духовное, носитель религиозных, нравственных и других идеальных качеств, История есть духовный в своей основе процесс.

Суть второго подхода к исследованию общества и его истории состоит в признании того простого и очевидного факта, что люди для своей жизни вынуждены трудиться, развивать материальное производство. Эта деятельность – исток и почва для всей общественной жизни, на её основе складывается общественное бытиё как система отношений между людьми и социальными группами, всё устройство общественной жизни. Материальное производство – это субстанция общественной жизни и движущая сила истории, которое оказывает определяющее влияние на общественный организм. Духовная жизнь во всех её формах и проявлениях есть отражение, т.е. порождение общественного бытия людей, нечто вторичное.

Определенное место в философии истории нашёл натурализм – принцип исследования, который полагает определяющую роль природной среды в функционировании и развитии общества. Есть и другие принципы исследования истории: психологизм (З.Фрейд), технократизм (А.Тоффлер).

Маркс вывел формационный подход к исследованию исторического процесса. В названном подходе центральным является понятие общественно-экономической формации – это общество, взятое в единстве всех его сторон и существующее на основе конкретно-исторического способа материального производства как базиса всей общественной жизни. Формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая) рассматривались как ступени восходящего (прогрессивного) развития человечества, а сама история мыслилась как естественноисторический процесс. Переход от одной формации к другой происходит путём классовой борьбы и социальных революций. Социалистическая революция рассматривалась как скачок в «светлое будущее», а само это будущее воспринималось как завершение истории, её заключительный пункт.

Формационное учение подчеркивало особую роль экономического фактора в истории общества – труда, материального производства, техники и технологий.

В последние годы в философии всё активнее утверждается так называемый цивилизационный подход. Автором является английский историк А.Тойнби. Для изучения исторического процесса применяется понятие «цивилизация» - 1) цивилизация рассматривается как некий социально-культурный организм, сложившийся на основе отдельного народа или региона планеты. 2) Под цивилизацией принято понимать ту ступень всемирной истории человечества, которая закономерно пришла на смену дикости и варварству человечества и стала естественным состоянием общества. 3) Цивилизация – это крупная эпоха в истории человечества символизирующая становление и прогрессивное развитие человека как деятеля и творца истории. Цивилизация являет собой ступень развития всего общества. При цивилизационном подходе история предстаёт как органическое единство объективного (застывшая деятельность) и субъективного (живая деятельность), стабильного и изменчивого.

Исторические типы цивилизаций:

1. Собирательская (присваивающая) цивилизация вбирает в себя очень длительный период выделения человека из животного стада и постепенного становления его как существа разумного и деятельного.

2. Аграрная цивилизация возникла и существовала благодаря использованию людьми простых орудий труда и приручению животных, эмпирическому познанию, господству мифов и религии.

3. Промышленная (индустриальная) цивилизация зародилась в Европе в середине ХУ111 века. В её основе лежат научное восприятие мира и применение точного знания, машин и других технических устройств, т.е. индустриальный труд. Человек значительно расширил степень своей свободы и диапазон возможностей, вторгся в природную среду. Бурный рост городов как центров науки, техники и культуры раздвинул рамки социального пространства, ускорил темпы развития истории.

4. Постиндустриальная цивилизация в виде отдельных очагов стала формироваться во второй половине ХХ века на волне современной научно-технической революции. Она основывается на принципиально новых технологиях – ядерной, информационной, космической и иных. Здесь человек уже выполняет в основном функции контролёров по отношению к машинам и техническим устройствам («техносфера»), а его деятельность постепенно начинает приобретать космические масштабы, выходя далеко за пределы Земли.

 

Цивилизационному походу присущ антропологизм, т.е. восприятие истории как многогранной деятельности человека. Сама цивилизация предстаёт в таком случае как совокупность всех результатов и достижений в деятельности человека, который является субъектом (участникотворцом) исторического процесса.

Специфически социокультурным организмом является русская цивилизация. Русская цивилизация в своей действительности – это своеобразный менталитет (устойчивые социально-психологические черты), традиции и верования, способы хозяйствования, образ жизни, политическая культура и особая роль государства в жизни общества, строение души и мышления человека, язык, нравы. Своеобразна и история России, в которой нашлось место прогрессу и застою, бунту и покорности, но больше всего было неуемного желания россиян преобразовать своё бытие и устремиться в будущее к правде и высокому социальному идеалу.

Многие русские мыслители пытались понять роль и место России в мировой истории, постигнуть её судьбу и предвосхитить её будущее. Большой вклад в отечественную философию истории внесли Чаадаев, Герцен, Ключевский, Данилевский, Бердяев. Страстными и острыми спорами о путях развития России были между славянофилами и западниками. Во второй половине Х1Х века в оборот вошло понятие «русская идея», которое выражает место России в историческом потоке, её своеобразие и призвание, нравственный долг перед другими народами. Русская идея – это идея сплочения нации, её духовного единства на основе своего национального идеала.

Исторический процесс представляет собой определенную последовательность мировых событий, которые происходят в социальном времени (смена эпох) и в социальном пространстве (развитие отдельных стран и регионов).

Философия исходит из того, что человек – это субъект истории, т.е. деятель, творец, автор всех происходящих в нём событий и изменений. Деятельность человека как субъекта истории универсальна, т.е. многогранна и целостна. Человек – это работник, трудящийся, способный создавать орудия труда и применять их. Человек выполняет разные социальные роли в семье, трудовом коллективе и т.д. Человек живет в мире политики и участвует в нём в качестве гражданина. История выступает как процесс становления, развития человека как субъекта общественной жизни. В истории действует субъективный фактор – всё то, что несут с собой люди как субъекты истории. Этот фактор включает в себя потребности и интересы людей их сознание (чувства, страсти, знания, вера и т.п.), способности, формы и способы деятельности. Люди сами творят историю. Но делают они это не произвольно, а с учётом того «социального капитала», который уже создан предшественниками и существует так в форме объективного фактора истории – существующих в обществе социальных институтов и норм, производительных сил, образа жизни, традиций, состояния природной среды и т.д.

В истории имеет место и стихии – действия спонтанных сил, не поддающихся сознательному контролю и управлению. Но в истории действуют и свои законы:

- они не действуют автоматически, помимо воли и желания людей,

- закон истории – это как бы тенденция, вектор и путь общественного

развития, который придает истории системность, упорядоченность и некоторую направленность.

Наличие законов вовсе не означает, что в истории нет места случайности.

Важнейшей характеристикой истории является её динамизм, изменчивость. В философии истории сложились, в основном, две версии движения истории – циклическая (Д.Вико, О.Шпенглер) и прогрессистская (Гегель, Маркс). В первом случае полагалось, что в истории общества имеют место некие повторяющиеся циклы (рождение, юность и т.д.), заканчивающиеся в итоге смертью социальных систем, цивилизаций. Во втором случае подчеркивалось восходящее, прогрессивное движение истории к некоему благополучному, совершенному состоянию.

К происходящим в истории изменениям причастны все – большие массы людей и отдельные личности (великие и незаметные), действия социальных групп и партий, государств, деятельность живая и застывшая. Каждый человек вносит свою лепту в исторический процесс, пусть даже этот вклад и мало заметен. Марксисты считают, что главной движущей силой истории является народ, другие философы отводят эту роль героическим личностям. «Мотором» истории является сам человек – живой, ищущий и деятельный, всегда беспокойный и целеустремлённый.

Исторический процесс протекает в разных формах:

- эволюции – сравнительно медленный и плавный процесс накопления и изменения, который не сопровождается сменой основ общества, его строя;

- реформ, которые целенаправленно изменяют отдельные стороны социального организма;

- революции – процессы изменений, которые в корне преобразовывают весь социальный организм.

 

История общества включает в себя и такие явления как прогресс и регресс, которые выражают направленность изменений в истории.

Философия также стремится постигнуть смысл человеческой истории, её внутреннюю наполненность, «тайну» и призвание. История в полном философском понимании - это вечное становление человека в качестве человека как существа, всегда незавершенного и поэтому устремленного в неопределенную и таинственную бесконечность.

 

Студент должен уметь: правильно излагать изученный материал, увязывать его с пройденным материалом, уметь анализировать события, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных