Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Досократовская древнегреческая философия.




Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Досократовская древнегреческая философия – первый этап античной философии, V - IV вв. до н.э.

Сами античные авторы, задававшиеся вопросом об историческом начале философии, указывали как на её родоначальников на фигуры семи мудрецов. Один из них, Фалес Милетский, со времени Аристотеля считается первым философом Греции. Он — представитель милетской школы, к которой также принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и др.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоначалах всего сущего. В качестве первоначал выбирали разные природные стихии.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду.

Анаксимен первоначалом считал воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. Воздух единственный способен сгущаться и разряжаться.

Гераклит считал первоначалом огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира, так и основным элементом. С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе».

Анаксимандр считал, что ни один из элементов мира не может быть первоначалом. Первоначалом он считал апейрон (с греч.это слово никак не переводится, Анаксимандр определил его как беспредельное, определенное, включает в себя все 4 элемента мира).

За ней следует школа элеатов, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). Основоположники: Парменид, Зенон, Левкипп, Демокрит.

Парменид впервые использовал термин «бытие» (6 в.до н.э.) - существование, все то, о чем можно подумать. Небытие – то, о чем нельзя помыслить. Бытие – мировой фон, который скрепляет мир, первое до чего определяется – это истина, добро и красота.

Зенон пытался решить вопрос о природе движения. Делает вывод о том, что движение не существует, потому что Парменид сказал, что существует лишь то, о чем можно подумать. О движении помыслить нельзя, значит это небытие,следовательно, движения не существует.

Демокрит (4 в.до н.э.) в качестве первоначал считал атомы и пустоту. Атомы – мельчайшие материальные частицы, которые находятся в постоянном движении, двигаясь сталкиваются, сталкиваясь образуют тела. Демокрит пытался ответить на философские вопросы «Что является первоначалом мира?», «Почему мир многообразен?», «Как тела возникают и уничтожаются?». Атомы, по мнению Демокрита, разнообразны по форме и размерам. На атомистике Демокрита в 17 веке Ньютон построил классическую науку.

 

4.Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ (с использованием диалога Платона «Менон»).

Греческий философ Платон (427 – 347 г.до н.э.). Считается, что Платон – это псеыдоним, кот дал ему Сократ. Платон с греч. – широкий.

Основал свою школу – Академия Платона. Полагал, что мир, в кот мы живем явл неподлинным, ненастоящим – мир вещей, в нем господствует материя, она отличается подвижностью, изменчивостью, служит проявлением настоящей сущности. Наст.сущности находятся в мире идей: в этом мире обитают идеи всех будущих предметов. Идеи отличаются от вещей тем, что они подлинны, неподвижны, неизменны. Мир идей – мир благ. Мир вещей – мир зла. Идеи предшествуют вещам – идеализм (учение). Платон стал первым идеалистом.

В гносеологии Платон разработал учение о припоминании: считал, что душа ч-ка до его рождения существовала в мире идей, там она встречалась с идеями всех будущих вещей. Поселяясь в тело, душа забывает все. Есть 2 метода, что поможет вспомнить: столкновение противоположных мнений. Платон считал, что в душе ч-ка существуют 3 части: воля, разум, чувства. Этим трем вещам соответствуют качества: воле – мужество, разуму – мудрость, чувствам – умеренность. От рождения у каждого ч-ка преобладает одно из качеств – люди поэтому дел-ся на 3 группы.

«Менон» — один из диалогов Платона.

Участниками диалога являются: Менон, Сократ, раб Менона, Анит.

Композиция диалога

I. Что такое добродетель и можно ли ей научиться? Менон пытается перечислить добродетели, однако Сократ останавливает его и заставляет сказать, что же такое добродетель сама по себе как идея.

II. Знание как припоминание виденного в потусторонней жизни. С помощью наводящих вопросов Сократ демонстрирует, что раб знает геометрию, хотя и не изучал её. Таким образом, он припоминает то, что знал в прошлой жизни.

III. Возвращение к вопросу о добродетели. Сократ делает вывод, что добродетели нельзя научиться, поскольку нет учителей добродетели. Весьма доблестные мужи афинян Фемистокл и Фукидид не смогли преподать добродетель своим сыновям. Посему добродетель является знаком божественного удела.

Аристотель – ученик Платона (384 – 322 г.до н.э.). Свою философию начал с критики философии Платона. «Платон мне друг, но истина дороже». Критиковал «Мир идей» Платона, потому что тот не доказал существования его, как возникает зло, откуда берется движение и изменение.

Расхождения в метафизике. По Платону. Мир изначально двойственен, в нем различается мир предметов и мир идей. Аристотель не отрицал идей, но считал, что находятся они внутри отдельных вещей как принцип и метод. Идея души. Трактуя идею души, Платон говорил, что душа чел. до его рож. пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю где временно находится в чел теле. Душа по Платону – бессмертная сущность. Душа по Аристотелю в противовес Платону не может существовать без тела, но она имматериальная, не телесная. Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем. Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни. Теория познания Платон считал, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основа свойства предметов раскрываются в понятиях о них. И сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, независимо от чувственного мира. Познание у Аристотеля направлено на бытие. Опыт в ощущениях, в памяти и привычке. Формами истинно научного знания явл. понятия, постигающие сущность вещи. Этические взгляды. По мысли Платона, высшее благо пребывает вне мира. Стало быть, и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Аристотель сформулировал основные положения этики как учение о добродетелях. Так, благо – это «то, к чему стремятся». Оппозиционно Платону Аристотель полагал, что высшее благо, есть деятельность, сообразная с высшей добродетелью. У Платона добродетель основывается на первоначальных свойствах души, которые возникают от отношения души к миру идей. Идеал добродетели мыслился Платоном в виде нормы, лежащей вне реального человека. Аристотель, исходя из единства формы и материй, рассматривал добродетель как приобретенную душой в процессе воспитания Аристотель выделял в моральных ценностях добродетелей, мужество, уверенность, щедрость, любезность, дружелюбие, справедливость. Для Платона человек – несовершенный бог, для Аристотеля бог - это совершенный человек. Поэтому мера всех вещей и истины для Аристотеля – совершенный нравственный человек. Взгляд на общество и государство согласно Платону «идеальное гос-во» явл. сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, философов – правителей. «Идеальное гос-во» по Платону должно всемерно покровительствовать религия, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Наилучшее же гос-во по Аристотелю – это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет ввиду средний между рабовладельцами и рабами). И те гос-ва имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большое значение сравнительно с обоими крайними элементами. Он выделил три главных слоя граждан, очень зажиточных, крайне неимущих и средних. В отличии от своего учителя, Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Проанализировав взгляд на общество и гос-ва, как Платона так и Аристотеля можно сделать вывод. Государство Платона – это утопическое гос-во, гос-во идеалов, гос-во Аристотеля – это реальное, земное гос-во. При рассмотрении философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что они расходятся в определении того, что представляет собой окружающая нас действительность. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего. У Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю пассивно), а идеальным субстанциям – идеям ( у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму – богу ( Платон), высшей форме (аристотель).

 

5. Средневековая религиозная философия: учения А.Августина и Ф.Аквинского.

Наиб. Авторитет.представит.средневек.теотологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный). Был одним из основателей схоластики. Главное произведение Августина – «О граде Божьем» и другие «О прекрасном и пригодном», «Против академиков», «О порядке». Основные положения философа августина 1ход истории, жизнь общества – это борьба двух противоположных царств – Земного (грешного) и Божественного 2 Земное царство воплощается в государственных учреждениях, властьи, армии, бюрократии, законах, императоре 3 земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством 4 в связи с тем, что большинство люднй грешны и далеки от Бога, светская власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти 5. Короли и императоры должны выражать волю христ. Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому 6. Церковь – единственная сила, способная объединить мир 7. Высшее блаженство – счастье чел.которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины 8. После смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь. Особое место в философии Августина занимают размышления о Боге 9. Бог существует 10. Гл.доказ. сущ. Бога является его присутствие во всем, всемогущество и совершенство 11. Все – материя, душа, пространство и время – является творениями Бога 12. Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в настоящее время, будет творить в будущем 13. Знания(чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточны(самодостоверны). Однако высшее, истинное, неопровержимое знание достиг. Только при познании Бога. Значение философии Августина в том что им 1 уделено большое внимание проблеме истории 2 Церковь объявлена тоже властью наряду с государством 3. Обоснованна идея господства Церкви над государством, а Римского Папы – над монархами 4. Выдвинута идея соц.конфорнизма 5.воспевался человек, его красота сила, совершенство, богоподобность 5. Одновременно человеку рекомендовалось умертвлять плоть, равивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью ему подчиняться. Фома Аквинский - доминиканский монах, крупный теотологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма – одного из господствующих направ.католической церкви. Основные произведения аквинского «сумма теологии», «сумма философии» («против язычников») комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля Фрма выдвигает 5 собственных доказательств существования Бога 1. Движение все что движ.движимо кем-то другим – след. Есть первичный двигатель всего – Бог2. причина, все что существует, имеет причину – следовательно есть первопричина всего – Бог 3. Случайность и необходимость. Случайное зависит от необходимого – след.первонач.необходимостью явл. Бог 4. Степени качеств все, что сущ, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше…) – след.должно сущ.высшее совершенство – Бог 5. Цель все окруж.мире имеет какую-либо цель, направ. К цели, имеет смысл – значит сущ. Какое то разумное начало, кот направ.все к цели, придает смысл всему, - Бог. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам*откровение и разум (вера и знание) – не одно и тоже а различ понятия. *вера и разум одновременно участвуют в процессе познания. * вера в разум дают истинное значение. *если чел.разум противоречит вере, то то он дает неистьинное значение. * все в мире делится на то, что можно познать рационально и то, что разумом не познаваемо. *разумом можно познать факт сущ Бога, единство Бога, бессмертие чел.души и др. *не поддаются рацион.познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение. * философия и теология – разные науки. * философия может объяснить только то, что познаваемо разумом. * все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Аквинского даны 5 доказательств сущ. Бога 1. Систематиз.схоластика 2. Закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования). Что доказывало всемогущества Бога и полную зависимость от Него. Его воли все сущего 3. Доказ.правильность, преимущество идеализманад материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи, господство идеи над материей 4. Выдвинута идея об истинности знания, получ разумом только в случае соответствия разума вере 5. Вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение. *разделены философия и теология , причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии.* логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

 

6. Философия Возрождения: гуманизм, натурфилософия, социально-политические теории (с использованием работы Пико дела Мирандолы «Речь о достоинстве человека).

Возрождение – философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14–17вв.

Гуманизм – центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм. Он зарождался на кафедрах университетов. Осн.представители: Д.Оливье, Ф.Петрарке, Пико дела Мирандола.

В основе гуманизма находится этика, которая, прежде всего, дает определенное истолкование природы человека. В соответствии с идеями Эпикура философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. С этим связано и понимание достоинства человека, его сущности как творчески деятельной личности, которая посредством своей активности и деятельности реализует свою свободу, индивидуальность.

Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, – главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

«Речь о достоинстве ч-ка» - работа Пико дела Мирандолы. Осн.идея – ч-к поставлен богом в центре мира, он наделен двойной природой: животное (телесное) и божественное (духовное) начало. Бог не определил место ч-ка специально, а наделил ч-ка свободой, чтобы ч-к сам выбрал либо он опустится до ур-ня животног, либо поднимится до бога. В этом основное достоинство ч-ка.

В эпоху Возрождения возобновляется интерес к изучению природы, поэтому в философии присутствуют натурфилософские учения. Однако, натурфилософия Возрождения отличается от натурфилософии античности тем, что рассматривает универсум – мир в единстве бога, природы и ч-ка, а не первоначала.

Наиболее ярким представителем стал Николай Кузанский. Его работа «Об ученом незнании». Считал, что основное предназначение ч-ка состоит в познании, этим ч-к отличается от животного. Познавать ч-к должен бога, однако, он полагал, что мир = богу – пантеизм. С его т.з.бог стоит не над природой, а он размыт в природе. Познать бога ч-к полностью не может, т.к.разные качества. Следовательно, ученое незнание.

По поводу соотношения мира и бога, он предлагал гипотезу «Свертывание – развертывание мира» - бог изначально содержал в себе мир. Бог – свернутый мир, мир – развернутый бог. Это и есть пантеизм: бог, создавая мир не творит его заново, он просто раскрывает свою сущность. Таким образом мир = богу.

Учеником Кузанского стал Джордано Бруно. Его р-та «О причине, начале и едином». Он развивал идею Кузанского о пантеизме, высказал предположение, что если мир и бог равны, бог бесконечен, значит и мир бесконечен. В бесконечном мире не можт быть один центр, в нем существует бесконечное количество одушевленных тел.

Общая характеристика натурфилософии:

1)Пантеизм

2)Бесконечность природы

3)Мир рассматривается как организм

4)Ч-к – микрокосм (маленький мир, уменьшенная модель всей Вселенной)

7. Ф. Бэкон и Р.Декарт как основатели философии Нового времени (с использованием работы «Новый органон»).

Основателями философии Нов.времени были Декарт и Бэкон.

Бэкон(1561-1626) – основоположник материалистического номинализма и эмпризма. Его работа «Новый органон»,он полагал что фил. должна приносить конкрет. пользу, должна освещать путь к познанию мира. Сформулир. нов метод в познании- индукция-движение мысли от общего к частному. Нов.органон сост из 2 частей. 1)уничтожение идолов рода – общечел. заблужд. кот присущи чел от рождения, пещеры - знание ч-ка Бэкон срав.с темной шероховатой стеной пещеры. Темную стену пещеры может осветить знание - это индивид. заблужд чел.рынка- заблужд связ с неверными словес выраж, театра-заблужд. ученых. 2)индукция. Освобожд разум, сам опытным путем ищет знания. Бэкон выдел 3 возмож. пути познания: 1 путь муравья -знания накапл безсистемно, 2 паука - вытяг знания из себя без применения практики, З пчелы -собирание фактов и добавление своего знания, основ на практике, опыте. Бэкон стал основоп эмпиризма.

Декарт(1595-1650) – основоположник рационализма. Его работы «начала фил», «правила для руковод ума». Исходным пунктом а своей фил Декарт выбрал принцип сомнения. Сомнения не как цель а как метод. Нужно отказ от всевозмож предпосылок, кот восприним на веру как истинные, во всем засомневаться и таким способом прийти к чему-то достоверному.т.е должна быть некоторая первонач достоверность, кот сама явл предпосылкой всякого познания. Такой первонач достоверностью облад чел разум. Декарт говорил если я мыслю значит я существую. Он предлагал 4 правила для руководства ума, 1 прав очевидности -ничего нельзя принимать на веру кроме того в чем с очевидностью не уверен ,нужно говорить то что ты действит знаешь. 2 каждую слож проблему нужно разделять на части при том на столько частей сколько треб для самого точного анализа. 3 располагать свои мысли в опред порядке - от простого к сложному. 4 нужно избегать спешки.Т.о декарт предлож нов метод познания -дедукцию, выведение из общих выводов частные следствия. В области гносеологии Декарт стал основоп рационализма. В онтологии Д явл представит дуализма. Д признавал сущ материи независ от духа и наоборот. Соверш субстанцией явл только бог, кот сущ сам по себе и явл своей же причиной. Все остальное нужд для своего сущ в присут бога.При этом Д был сторонником деизма. В гносеология Д выделил 8видов идей:преобретаемые,врожденные,.сконструир.

 

 

8. Западноевропейский рационализм 17 века: учения Б.Спинозы и Г.Лейбница.

Спиноза согласен с Декартом, что представления о мире должны опираться только на строго научный (математический) метод. Математика не выводит, а выявляет истину. поэтому бытие, Выявление таким образом, Непосредственно демонстрирует само себя. И если математические расчеты начинаются с некоторого очевидного утверждения (аксиомы), то и основой бытия должна быть определяющая жизненная аксиома, которой Спиноза провозглашает субстанцию. Являясь началом бытия, субстанция не может определяться ничем, кроме себя самой, т.е. она является самопричиной. Но будучи первопричиной и самопричиной, субстанция – это ничто иное, как Бог, т.к. Бог – причина всех вещей и себя самого.

Бог у Спинозы не надприродное существо, он сливается с природой. Законы и правила природы являются религиями Бога. Субстанции свойственны две уникальные и неотъемлемые характеристики: протяженность – бесконечность модусов (предметов и явлений); мышление – проявляется в человеке, который является одним из модусов. Спиноза считает, что не только человек, но и другие модусы одушевлены, хотя и в разной степени.

Спиноза ставит вопрос о творческой потенции субстанции. Она объясняется как раскрытие субстанции в своих модусах.

Творение означает создание вещи по сути и существованию, а порождение – возникновение предмета по существованию. Поэтому в природе нет творения, а ест только порождения. Свободным, по мнению Спинозы, является тот предмет, который существует только согласно необходимости своей природы. Необходимым называется такой, который чем-то другим побуждается к существованию и действию. Но из необходимости своей природы существует только субстанция – Бог. Таким образом, свобода – то действия, строго отвечающие необходимости. Необходимость выявляется только разумом. Поэтому, свобода – это познанная необходимость. В человеческой душе нет никакой абсолютной или свободной воли. Лейбниц соглашается со Спинозой в вопросе о субстанциональной природе мира, а также в признании божественной природы этой субстанции. Согласно его учению, реальность складывается из бесконечного множества монад (простых субстанций – неделимых, неуничтожимых, активных). Монады составляют своеобразную иерархию (от бессознательных, монад-душ с разрезненными чувствами, монад-духов с определенным самосознанием и до наивысшей монады – Бога).

Хотя монады не общаются между собой, между ними существует согласованность, которая происходит от божественной мудрости. Рассматривая проблему свободы, Лейбниц сопоставляет необходимость с категорией возможности. Он относит к необходимому то, что не является возможным. Таким образом, необходимость становится множественностью и допускает ситуацию выбора. Свобода толкуется как свобода деятельности.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных