Исторические типы философии. 1. Античная философия. Это первый период в истории западной философии
1. Античная философия. Это первый период в истории западной философии. Он охватывает примерно тысячу лет: с VI века до н.э. до начала VI века н.э. и включает в себя философские учения, созданные в Древней Греции и Древнем Риме.
üдревнегреческая философия (греческая философия возникла в процессе усвоения заимствованных у народов более древних цивилизаций Востока физических, математических, астрономических и других знаний и в процессе переработки древней мифологии в искусстве, в поэзии);
üдревнеримская философия (римская философия формировалась непосредственно под влиянием греческой философии эпохи эллинизма. Она переняла ее понятийный аппарат, терминологию и важнейшие направления).
2. Средневековая философия. При периодизации истории Западной Европы новой эры за точку отсчета обычно принимается V век – век крушения рабовладельческой Римской империи. Отсюда берет свое начало эпоха средневековья, она продолжается вплоть до XIII-XIV веков.
üпатристика (II-VI века); это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии;
üсхоластика (VII-XIV); в отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм.
3. Философия эпохи Возрождения. Свое название «Ренессанс», «Возрождение» данная эпоха получила потому, что она характеризовалась возрождением античной культуры, античного способа мышления и чувствования.
4. Философия Нового времени. Духовный потенциал этой эпохи опирается на процессы развития буржуазных экономических отношений и на великие научные открытия И. Кеплера (законов обращения планет), Г. Галилея (объяснение сущности ускорения и формулировка закона падения тел) и И. Ньютона (закона тяготения).
5. Классическая немецкая философия ХVIII-ХIХ вв. может быть оценена как вершина рационализма, в котором обоснована почти беспредельная мощь человеческого разума.
6. Восточнославянская философия. Начала общечеловеческой духовности утверждаются на Руси вместе с принятием христианства от Византии (IX в.).
7. Марксистско-Ленинская философия. Марксизм возник в 40-е годы XIX в. Его основоположники – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под влиянием немецкой классической философии, английской политической экономии и утопического социализма.
8. Неклассическая философия. Наиболее развитые философские концепции XX в., задуманные как неклассические и в определенной мере ставшие таковыми, все же сохраняли связь с классической мыслью. И это естественно, так как философия органически связана с историей философской мысли. Наиболее авторитетными «классиками» философии XX в. стали А. Бергсон, Э. Гуссерль, З. Фрейд, Б. Рассел.
6. Даосизм – древнейшее философское учение Китая.
Даосизм – древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Дао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI - начале V вв. до н. э.
Основными понятиями даосизма являются «Дао» и «Дэ».
«Дао» имеет два значения:
1. Путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира,
2. Субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергетически емкую пустоту.
«Дэ» – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало «Дао» преобразовалось в окружающий мир.
Философия даосизма несет в себе ряд основных идей:
1. Все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями.
2. Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»).
3. Мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека.
4. Император священен, только он имеет духовный контакт с богами и высшими силами.
5. Познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с «Дао» – Первоначалом, послушании императору и близости к нему; путь к счастью, познанию истины – освобождение от желаний и страстей; необходимо во всем уступать друг другу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|