Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На месте сочетаний «аа», «ао», «оо» в 1-ом предударном слоге произносится долгий [а]: за аптеку [зāпт’ку], на окне [нāкн’] и т.п. 2 страница




2. Фонетика и фонология - два аспекта одной науки и соответственно одной дисциплины, изучающей звуковой строй. Наиболее четко эта точка зрения была высказана основателем Ленинградской фонологической школы Л.В.Щербой, который писал: «Против чего надо всячески протестовать - это против отрыва фонологии от фонетики в узком смысле слова. Исследовать систему фонем данного языка, определять «семантизованные» (фонологи-зованные) признаки каждой из них можно только на основе изучения конкретного произношения данного языка, не менее конкретных причинных связей между отдельными элементами этого произношения» (Щерба 1945, 185-186).

При рассмотрении фонетики и фонологии как двух аспектов одной науки учитываются следующие моменты: 1) фонетика и фонология имеют один и тот же объект исследования - звуковой строй; 2) функция звука и его акустико-артикуляционные характеристики неотделимы друг от друга. Как отмечает Р.И.Аванесов, «фонолог не может не быть одновременно фонетистом, если он не хочет погрязнуть в мире абстракций - функций и отношений, - оторванных от живой ткани конкретных языков в их развитии. С другой стороны, и фонетист всегда (в том числе и до появления фонологии) был до известной степени фонологом, так как он изучал не звуки вообще, а звуки языка и выделял звуки, различаемые в том или ином положении в данном языке» (Аванесов 1956, 17). Этой точки зрения придерживается большинство исследователей звукового строя языка (см.: И.А.Бодуэн де Куртенэ, Л.Р.Зиндер, М.И.Матусевич, Л.В.Бондарко и др.).

3. Существует только одна лингвистическая наука - фонология, которая в той или иной степени использует фонетический материал для описания фонологической системы, но в целом фонетика не может рассматриваться как самостоятельная лингвистическая дисциплина, поскольку акустические (физические) и артикуляционные (физиологические) характеристики звуков не есть предмет лингвистики. Эта точка зрения находила отражение в ранних работах Р.И.Аванесова (30-40-е годы), М.В.Панова (см.: Р. я. Э., 375). В настоящее время имеет немногочисленных сторонников.

Звуковая сторона языка - это объективно существующая форма материи, звуковая субстанция, представляющая собой форму существования языка. Но эта сторона языка многогранна, вследствие чего возможны различные аспекты ее рассмотрения. Причем, эти аспекты определяются уровнем развития науки, уровнем развития человеческих знаний. Так, вероятно, предметом фонетики в XVIII-XIX веках могли быть только акустико-артикуляционные характеристики звукового строя языка. Но накопление знаний в этой области позволило исследователям увидеть и другие существенные признаки этого объекта, связанные с его функционированием. Поэтому, определяя предмет фонетики, важно иметь в виду этап развития этой науки. В частности, на современном этапе ее развития целесообразно связывать понятие предмета с функциональной стороной языка как объекта исследования.

Следовательно, на современном этапе развития русистики описание звукового строя языка будет неполным, если будет учитываться только лишь один аспект: фонетический или фонологический. Тем более, «их нельзя противопоставлять друг другу: от характера артикуляции зависят акустические свойства звуковых единиц, а восприятие их связано с умением человека сопоставить с определенным звучанием необходимую артикуляцию. Это умение, в свою очередь, определяется функциональными свойствами звуковых единиц» (Бондарко и др. 1991, 5). Именно неразрывная связь предметов фонетики и фонологии, обусловленная онтологическими свойствами объекта - звукового строя, различные стороны которого представлены в единстве, целостности, и не позволяет рассматривать их как предметы разных наук.

То, что фонетика и фонология - это различные аспекты одной науки, определенным образом подтверждает и разграничение понятий «язык» и «речь», ибо предметом фонетики принято считать звуки речи, а предметом фонологии - звуки языка. Язык и речь, став предметом исследований в лингвистике, философии, семиотике, психологии и др., оказались противопоставленными по разным параметрам, которые неоднозначно оцениваются в теоретической литературе.

На наш взгляд, фонетика и фонология - это различные аспекты одной лингвистической науки, изучающей звуковой строй языка. Вопрос же о том, как назвать эту единую науку, не является принципиальным.

На наш взгляд, учитывая терминологическую первичность и многолетнюю научную традицию, целесообразно в качестве общего наименования оставить термин «фонетика», обозначающий науку и, соответственно, раздел языкознания, объектом которого является звуковой строй языка. Однако этот объект, будучи не элементарным, с одной стороны, оказывается предметом исследований в других науках (физике, физиологии, семиотике), а с другой стороны, позволяет выделять в рамках лингвистической науки различные его стороны и аспекты, обнаруживая свой полифункциональный характер. Это дает возможность выделять различные типы фонетик, подобно тому, как они выделяются, например, в области грамматики (ср.: «структурная грамматика», «традиционная грамматика», «функциональная грамматика» и др.). Таким образом, многоаспектность фонетики как науки определяется спецификой ее объекта.

 

3. Научная традиция, практическая целесообразность и учебное представление фонетического материала позволяют выделить следующие типы фонетик в соответствии с их различными функциями и аспектами описания звукового строя языка.

1. Структурная фонетика

Определяя звуковую субстанцию как форму существования языковой системы, мы выявляем в силу дискретного характера системы различные способы материализации собственно языковых единиц - посредством звуков речи, слогов, ударения и интонации. Эти средства (элементы звукового строя языка) участвуют в построении таких единиц, как слова и предложения. Другими словами, в основе структурной фонетики лежит выявление собственно фонетических единиц, выполняющих конструктивную функцию. Конструктивная функция реализуется прежде всего говорящим и учитывает сочетаемостные возможности звуков.

2. Традиционная фонетика

Ее предметом являются акустико-артикуляционные (или анатомо-физиологические и физические) характеристики собственно фонетических единиц. Данный аспект традиционно рассматривался как основополагающий в определении фонетики и наиболее полно описан и представлен в истории русской фонетической науки. Правда, на различных этапах ее развития по-разному решался вопрос о соотношении артикуляционных и акустических характеристик, то есть о том, какая из сторон - артикуляторная или акустическая - должна считаться наиболее существенной в описании звукового строя. Первоначально такой стороной считалась артикуляторная, затем акустическая сторона. В настоящее время спор сторонников артикуляторного и акустического подходов утратил свою актуальность, поскольку эти подходы взаимно предполагают друг друга, то есть являются различными сторонами одного и того же звукового явления. А самое главное, что в своем единстве они оказались подчиненными функциональному аспекту звуковых единиц, который представлен функционированием фонем. Как отмечает Л.В.Бондарко, «не зная, какая фонемная модель представлена в данной звуковой последовательности, мы не знаем, на какие сегменты нужно разбить эту последовательность» (Бондарко 1981, 45). Рассмотрение в традиционной фонетике акустико-артикуляционных характеристик звуковых явлений (единиц) позволяет реализовать с позиции говорящего конститутивную (от лат. constituo - «составляю») и с позиции слушающего - опознавательную функцию (см.: Бондарко 1991, 10-11).

3. Функциональная фонетика (фонология)

Ее предметом является собственно лингвистический (социальный) аспект звукового строя языка. В терминологическом отношении он подвергся определенному обособлению, что нашло отражение в обозначении единицы этого аспекта особым термином - «фонема», который, правда, не оказался однозначным в трактовке его содержания.

В основе функциональной фонетики (фонологии) лежит подход, позволяющий увидеть реализацию фонологическими средствами смыслоразличительной (дистинктивной) функции, которая проявляется в двух видах - как словоразличительная и как форморазличительная (ср.: дом - том; дом - дома).

4. Морфологическая фонетика (морфонетика, морфонология)

Ее предметом можно считать изучение фонем как элементов в составе морфем и словоформ (см.: Р. я. Э.; ЛЭС и др.). К сожалению, в лингвистической литературе нет однозначного понимания ни морфонологии, основы которой еще в середине 70-х годов XIX века заложил И.А. Бодуэн де Куртенэ, ни ее статуса в системе лингвистических дисциплин; неоднозначно трактуется и единица морфонологии - морфонема (из «морфофонема») (см. об этом: Ильина 1980).

Выделение морфологической фонетики (морфонологии) в качестве самостоятельного типа фонетики обусловлено не противопоставлением фонетики другим разделам языкознания, а взаимодействием ее, в частности, с морфологией. Это значит, фонемы не противопоставляются морфемам, а рассматриваются как единицы, выполняющие морфологическую функцию, то есть когда фонологические характеристики не могут быть объяснены и описаны на основе чисто фонетических (фонологических) данных, а требуют привлечения морфологического материала.

5. Поэтическая фонетика (или эстетико-стилистическая)

Выделение данного типа фонетики связано с выявлением некой содержательности звуковых единиц. Речь идет не о лексическом их содержании, а о той информации, которая передается ими, как правило, в поэтическом (художественном) тексте. Чаще всего эта информация оказывается связанной с эмоциональностью, чувствами и настроением говорящего. Еще М.В.Ломоносов отмечал, что звуки речи обладают некоторой содержательностью и поэтому эти их свойства можно использовать с целью придания большей выразительности (см.: Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию).

В системе языковых функций исследователями особо выделяется поэтическая (эстетическая) функция. Но язык не выработал особой структурной единицы для ее выражения. Он использует различные языковые единицы, в том числе и звуковые, которые в условиях передачи поэтическим текстом эстетической информации оказываются значимыми. Данную функцию фонетических единиц можно обозначить как эстетическую (поэтическую), а с учетом стилей языка - эстетико-стилистическую.

Таким образом, поэтическая фонетика оказывается необходимым звеном в развитии фонетики, поскольку она наиболее тесно связана с функциональными свойствами звуковой единицы, обусловленными ее социальной и эстетической функцией.

Выделение данных типов фонетик, естественно, не исчерпывает ее предметного осмысления в полном объеме. Но именно они, на наш взгляд, позволяют в научных и учебных целях представить фонетику с ее объектом - звуковым строем - как комплексную науку.

 

Вопросы по теме лекции

1. Что является предметом изучения фонетики как науки?

2. Почему существуют узкое и широкое понимание предмета фонетики как науки?

3. Что отражают термины фонетика и фонология и в каких отношениях находятся между собой при изучении звукового строя русского языка?

4. Чем обусловлено выделение разных типов фонетик и каково содержание их предметов?

 

Литература к лекции

 

1. Шарандин А.Л. Проблемы русской фонетики, графики, орфографии. Тамбов, 2006. С. 43-61.

2. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика. М., 2001.

3. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб., 1998.

4. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976.

5. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

6. Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.

 

ЛЕКЦИЯ № 3.

 

Сегментология как раздел фонетики.

 

План лекции

1. Особенности сегментации звучащей речи.

2. Сегментные звуковые единицы.

3. Суперсегментные звуковые единицы

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

1. Наша речь, как реализация языка в его функционировании, имеет две формы её материального представления – звуковую и графическую. Та и другая формы обеспечивают выполнение языком основной его функции – функции общения. Материальная сторона языка, представленная звуковой субстанцией, достаточно точно была выражена в известном высказывании К.Маркса и Ф.Энгельса: «На «духе» (т.е. на сознании – А.Ш.) с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка» (Немецкая идеология, 1846). Естественно, наряду с языковой звуковой материей, в действительности представлена и неязыковая звуковая субстанция (ср. звуки в природе).

Особенностью материи вообще является её дискретный характер, что позволяет выделять бесконечное множество существующих в мире объектов, выявлять их свойства, связи, а также отношения между ними. Материальность мира позволяет видеть основную форму существования материи – движение и ее всеобщие атрибуты – пространство и время. Соответственно, звуковая субстанция, как особым образом организованная материя в системе языка, обнаруживает эти свойства в себе. Поэтому ей можно дать следующее определение: языковая звуковая субстанция (материя) – это движение слоев воздуха, создаваемое работой органов речи, в определенном пространстве и осуществляемое во времени в силу линейной последовательности звуков и их физических характеристик (ср. темп речи, длительность звука).

Дискретный характер материи вообще обусловливает его наличие и у звуковой субстанции. Однако если сравнивать дискретность письменной и устной речи, представленных буквами и звуками, то дискретность в них имеет некоторую особенность. Прежде всего отметим, что дискретность той и другой речи связана с выделением их единиц, что позволяет делить письменную и устную речь на определенные отрезки, т.е. сегменты. Но, как правило, сегментация письменной речи не вызывает затруднений, поскольку такие её элементы, как буквы, пробелы между словами, знаки препинания имеют ярко выраженный дискретный характер и достаточно однозначно выделяют различного рода сегменты. В звучащей устной речи звуки, паузы такой четкой выраженности не имеют. Это не означает отсутствие дискретности в устной речи, но способ выявления этой дискретности определяется на несколько иной основе, связанной с системой наших языковых и неязыковых знаний. Выделяя в незнакомой нам речи такие сегменты, как звуки, мы соотносим звучащую речь с известной нам по родному языку системой звуков (фонем), что, естественно, не гарантирует правильности звуковой сегментации. Поэтому в настоящее время поставлен вопрос о выделении особого раздела общей и прикладной фонетики – сегментологии (см. работы Р.К.Потаповой), предметом, которой является представление непрерывного речевого потока в виде дискретного, когда выявляются речевые кванты, не предполагающие определения между ними точных границ, и речевые сегменты, выделяемые с опорой на описание их границ.

Одним из приемов, позволяющих обнаружить той или иной сегмент, является прием контраста по дистрибуции, т.е. по размещению звуков относительно друг друга. Наибольшую различительную силу для проведения сегментации имеет признак, когда к сегменту с определенным различительным признаком примыкает сегмент с контрастирующим признаком, например, согласный – гласный, падение тона – повышение тона и т.д.

Звуковая система языка представлена такими единицами, как звуки речи, слог, ударение и интонация. Все они оказываются способными выделить и материализовать определенные единицы других языковых уровней: звуки речи позволяют выделить морфемы и слова, слоги – слова, ударение – слова, интонация – синтагмы (интонационно нечленимые части высказывания) и высказывания. Если исключить несамостоятельные элементы – морфемы и синтагмы (части слова и части высказывания), то получается, что звуковая субстанция языка – это форма существования знакового и коммуникативного уровней и их представителей – слов и предложений (или лексем и коммуникатем). Это значит, что фонетика сориентирована на лексику и грамматику, обслуживая их в плане выражения. Причем, по отношению к ним звуковой план выражения имеет поверхностный, явный характер. Он дан носителям языка непосредственно и поэтому оказывается как бы ядерным.

 

2. В лингвистической литературе принято различать сегментные (линейные) и суперсегментные (супрасегментные, сверхсегментные, просодические) звуковые единицы (см.: Матусевич 1976, 14-15). К первым относят звуки, слоги, фонетические слова, речевые такты (синтагмы), фразы. Эти единицы представляют собой разные линейные отрезки речевого потока. В отличие от них, суперсегментные единицы – ударение и интонация – не существуют сами по себе. Они как бы накладываются на линейные отрезки и выявляются вместе с ними, хотя экспериментальное их выделение и соответственно физического описание возможно.

По отношению к линейным (сегментным) необходимо уточнение в плане их количественного состава. Последовательная реализация принципа линейного членения речевого потока позволяет выделить следующую линейную цепочку звуковых сегментных единиц: звук – слог – фонетическое слово – синтагма (речевой такт) – фраза – сложное синтаксическое целое (межфразовое единство) – текст.

В традиционной фонетике их определяют следующим образом. Звук речи – это реализованный (произнесенный) конкретным лицом звук, имеющий определенные акустические признаки (типа «звонкость», «твердость»), создаваемые работой определенных органов речи (типа «голосовые связки», «передняя часть языка»). Поэтому у каждого конкретного звука свои акустико-артикуляторные характеристики. Ср. звуки «б» и «п», которые различаются признаком «звонкость», обусловленным работой голосовых связок: при произнесении «б» участвует голос и шум, но преобладает шум, тогда как при произнесении «п» голос по существу не участвует в звукообразовании.

Слог – это звук или совокупность звуков, один из которых обладает слогообразующим характером. Так, союз «а» представлен слогом, состоящим из одного гласного звука, который может сам по себе образовывать слог (как в данном случае) или выполнять слогообразующую функцию в слове, например, «ка-ша».

Фонетическое слово – это отрезок (сегмент) речевого потока, имеющий одно словесное ударение, которое выделяет один из слогов в составе этой звуковой последовательности. Например, во фразе «Волк не пастух» (пословица) два фонетических слова: «волк» и «не пастух».

Синтагма (речевой такт) – это слово или группа слов, фонетическое единство которой обеспечивается ритмико-интонационными средствами, в частности, синтагматическим (тактовым) ударением, которое выделяет, как правило, последнее фонетическое слово. Так, фраза «Сегодня холодно» может содержать одну синтагму, совпадающую с высказыванием, или две синтагмы «Сегодня / холодно», если необходимо смысловое уточнение типа «сегодня какая погода?».

Фраза – это отрезок (сегмент) речевого потока, имеющий определенную фонетическую целостность, создаваемую фразовым ударением и интонацией, которые в своем единстве обеспечивают фразе способность быть минимальной единицей общения. Например, в тексте С.Есенина «Не жалею / не зову / не плачу // Все пройдет, как с белых яблонь дым» мы имеем четыре фразы.

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) – это отрезок речевого потока (текста), представляющий собой ряд фраз, объединенных смысловым (композиционным) и ритмико-интонационным признаками.

Текст – это ССЦ или ряд ССЦ, имеющих смысловую и ритмико-интонационную завершенность, которые исключают развертывание этого ряда.

При всей привлекательности с точки зрения полноты линейного (сегментного) представления речевого потока, обращает на себя внимание тот факт, что в одном ряду оказались единицы разных уровней: собственно фонетического (звук, слог); знакового (слово); коммуникативного (фраза, ССЦ, текст). Поэтому не случайно в сегментологии принято условно различать три типа сегментации: микросегментацию, медиасегментацию и макросегментацию. К микросегментам Р.К.Потапова относит, в частности, звуковые, интерзвуковые (сочетания звуков), слоговые сегменты. Медиасегментация связана с выделением фонетического слова, его ритмической структуры. Основным объектом макросегментации являются ритмические группы, фразы, сверхфразовые единства, тексты. По мнению Р.К.Потаповой, такая «дифференциация позволит упорядочить инвентарь условно выделенных сегментов, дифферинцировать их с позиций говорящего, слушающего и наблюдателя (экспериментатора)» (Потапова 1995, 10).

Думается, при широком подходе к сегментации речевого потока такой подход вполне оправдан. Однако в узком смысле целесообразно выделение только собственно фонетических единиц – сегментных (звук, слог) и суперсегментных (ударение, интонация), которые выполняют, в частности, смыслоразличительную функцию, обнаруживая незвуковые, содержательные уровни языковой системы.

 

 

3. Традиционно ударение и интонация определяются следующим образом. Ударение – это выделение с помощью различных фонетических средств, в частности, интенсивности или силы, одного из слогов неодносложного слова или слова в составе синтагмы (речевого такта) или фразы. В связи с этим выделяют словесное, тактовое и фразовое ударение. В составе слова ударение может быть неподвижным и подвижным, одноместным и разноместным, основным и побочным.

Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, связанная с членением речевого потока на синтагмы (интонационно нечленимые отрезки речи) и фразы. Интонация различает предложения разных типов (ср. «Сегодня холодно.»; «Сегодня холодно?»; «Сегодня холодно!»), передает разнообразные оттенки эмоций.

Неоднородность фонетических единиц обусловливает их различную значимость («ранг») в собственно фонетической системе. Так, суперсегментные элементы оказываются маркированными, несущими больше информации в противопоставлении сегментным, поскольку они всегда предполагают наличие сегментных элементов, тогда как наоборот необязательно. Ср.: ударение – это выделение одного из слогов в слове, но в слове могут быть безударные слоги.

Что же касается отношений между звуком и слогом в рамках собственно сегментных звуковых единиц, то маркированным следует признать слог: он всегда предполагает наличие звуков речи, а звуки речи могут не представлять собой слога (ср. морфемы типа «-ск»; предлог «к»). О большей смыслоразличительной силе слога свидетельствует и тот факт, что мы произносим слова по слогам, а не по звукам. Именно слог оказывается единицей чтения, поскольку в нем проявляется качество звука (ср. мыл – мил).

Формальное исчисление позволяет выявить большую значимость интонации по отношению к ударению: интонация, характеризуя синтагмы, фразы, предполагает выделение в их составе ударных компонентов (см. логическое ударение, синтагматическое ударение, фразовое ударение - ЛЭС, 558-559), тогда как ударение свойственно словам, которые не обнаруживают интонационных свойств (вопрос о междометиях как словах с особой интонацией спорный).

 

 

Вопросы по теме лекции

1. Чем обусловлено выделение сегментологии как одной из важнейших аспектов описания и изучения звукового строя языка?

2. Что является предметом изучения сегментологии?

3. Какие определения можно дать основным сегментным и супрасегментным единицам фонетики?

4. В чем проявляется взаимосвязь сегментных и супрасегментных единиц между собой и по отношению к языковым единицам других уровней языковой системы?

 

Список литературы к лекции

1. Шарандин А.Л. Русская фонетика, графика, орфография: Материалы для самостоятельной работы бакалавров и студентов филологических специальностей. Тамбов, 2006 (1-е изд.); Тамбов, 2009

2. Златоустова Л.В., Потапова Р.К., Потапов В.В., Трунин-Донской В.Н. Общая и прикладная фонетика. М., 1997.

3. Потапова Р.Г. Теоретические и прикладные аспекты речевой сегментологии // Проблемы фонетики. II. М., 1995. С.7-20.

4. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1976.

5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русского языка. М., 1983.

 

 

РАЗДЕЛ № 3.

 

Акустико-артикуляционный аспект описания фонетических единиц

Лекция № 4.

1. Аспекты представления звуков в речи

1. Речевой аппарат.

2. Артикуляторная (артикуляционная) характеристика звуков.

3. Акустическая характеристика звуков.

 

 

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ

 

1. Под аспектом (от лат. «aspectus» – взгляд, вид) принято понимать точку зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие. Звуки речи как предмет фонетики могут быть рассмотрены в трех аспектах: 1) в анатомо-физиологическом, или артикуляторном аспекте; 2) в физическом, или акустическом аспекте; 3) в лингвистическом, или функциональном аспекте.

Выделение и описание этих аспектов закономерно, поскольку человеческая речь является функцией центральной нервной системы, которая превращает при производстве звуков нервную энергию в механическую. Это производство звуков определяется работой органов человеческого организма, которые в совокупности образуют речевой аппарат. Его работа по производству звуков позволяет выявить и описать их артикуляторные характеристики. Артикуляция звуков влечет за собой волновые колебания упругой среды, в качестве которой выступает атмосферный воздух. В результате этого звуки оказываются различными в физическом плане, что и представлено в их акустических характеристиках. Однако человеческая речь предполагает передачу определенной информации. Это её основная функция – быть средством человеческого общения. И поэтому важно не только выявить, каким способом образуется тот или иной звук, как он воспринимается человеческим ухом, но и каково его назначение в социальном плане, какую функцию он выполняет, будучи материальным средством, обеспечивающим процесс общения.

Описание этих аспектов как самостоятельных связано прежде всего с исследовательскими целями и задачами, так как это позволяет более детально и глубоко выявить механизмы образования, восприятия и функционирования звуков речи. Но с онтологической точки зрения, связанной с сущностью речи, эти пути познания звукового строя языка приводят к выводу о том, что для человека как социального существа данные аспекты образуют единое целое при ведущей роли функционального аспекта. Тем не менее в учебных целях представляется целесообразным рассмотреть их самостоятельно.

 

2. В человеческом организме нет специальных органов, которые связаны только с производством звуков речи. Поэтому многие органы человека выполняют несколько функций. Например, дыхательная функция присуща легким, которые в то же время оказываются органом, создающим воздушную струю, необходимую для образования голоса и звуков речи. В результате сложилась система органов, которые используются для производства речи.

С точки зрения различных функций в звукообразовании органы речи могут быть разделены на три группы: 1) дыхательные органы, представленные на схеме нижним «этажом» речевого аппарата (легкие, бронхи и трахея (дыхательное горло), необходимы для образования воздушной струи. Звуки речи образуются в основном на выдохе; 2) гортань, состоящая из хрящей, между которыми располагаются голосовые связки в виде мускульных утолщений, представляет собой своего рода средний «этаж» речевого аппарата. Основная функция гортани – образование голоса. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон голоса, который может понижаться или повышаться. За счет этого появляется и определенный интонационный рисунок речи; 3) надгортанные полости представлены верхним «этажом» речевого аппарата (полость глотки, полость рта и полость носа). Глотка, помимо участия в образовании некоторых звуков, является резонатором в образовании тембра гласных. Полость рта располагает подвижными речевыми органами, которые производят различные движения и тем самым способствуют образованию тех или иных звуков. Принято различать в полости рта активные и пассивные органы. Активные органы – это нижняя губа, язык (особенно его кончик), мягкое нёбо, язычок. Пассивные органы – это верхняя губа, зубы, твердое нёбо. Артикуляторные характеристики звуков используют названия как активных, так и пассивных органов (губно-губные, переднеязычные, передненёбные и т.д.). Полость носа представляет собой постоянный резонатор, с помощью которого образуются носовые звуки в отличие от ротовых. Направление воздушной струи в ротовую или носовую полости зависит от мягкого нёба и язычка – нёбной занавески, которая может подниматься и тем самым закрывать вход воздушной струе в полость носа, и наоборот. В результате образуются либо носовые, либо неносовые звуки.

Пространство (от голосовых связок до губ), в котором осуществляется артикуляция, называется речевым тактом.

Выделяемые три основных группы произносительного аппарата соотносятся с тремя основными функциональными компонентами: дыхательные органы соотносятся с инициацией – созданием воздушного потока в речевом тракте; гортань – с фонацией – модуляцией потока воздуха при его прохождении через гортань; надгортанные полости предполагают собственно артикуляцию (артикуляцию в узком смысле) – придание речевому тракту определенной конфигурации, которая необходима для производства того или иного звука. В этом смысле артикуляция в узком смысле противопоставляется артикуляции в широком смысле, когда имеется в виду работа всех органов произносительного аппарата, а не только надгортанных полостей. Причем, считается, что инициация и артикуляция являются обязательными функциональными компонентами для образования всех звуков, тогда как фонация может и отсутствовать (например, при образовании глухих звуков).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных