Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






На месте сочетаний «аа», «ао», «оо» в 1-ом предударном слоге произносится долгий [а]: за аптеку [зāпт’ку], на окне [нāкн’] и т.п. 4 страница




Русское ударение в аспекте представленных выше просодических признаков характеризовалось по-разному. Это было связано с тем, какой из признаков признавался в качестве ведущего. Так, по распространенному до сих пор мнению, в качестве основного признака выступает интенсивность, определяющая динамический (силовой) характер русского ударения. Однако, по мнению М.И.Матусевич, в русском языке сила звука хотя и входит в состав признаков ударения, но не является главным. Поэтому она фонетическую природу русского ударения определяет, во-первых, как качественное, т.е. учитывающее тембровую окраску гласного, во-вторых, как количественное и, в-третьих, как силовое (Матусевич 1976, 225). По мнению же М.В.Гординой, для русского языка наиболее важными признаками являются длительность и качество ударного гласного (Бондарко и др. 1991, 112).

Как легко заметить, фонетическая природа русского ударения характеризуется, в основном, как комплексная, представленная совокупностью просодических признаков: интенсивности, длительности и тембровой окраски. Причем, следует признать, что русский язык допускает их варьирование в акцентной организации слова, которое определяется рядом факторов, накладывающих свой отпечаток на способ выделения ударного слога. Однако при этом фонетически значимым оказывается не характер ударения, а место ударения в структуре слова, связанное с его подвижностью. Именно различное место ударения определяет его смыслоразличительную функцию.

 

2. Русский язык – это язык флективного типа, для которого характерны «полифункциональность грамматических морфем, наличие фузии, фонетически не обусловленных изменений корня, большое число фонетически и семантически не мотивированных типов склонения и спряжения» (ЛЭС, 511). Типологические свойства русского языка связаны с типологическими особенностями русского ударения.

Во-первых, в русском языке, знаковой единицей которого является слово, ударение является конститутивным (определяющим, основополагающим) признаком слова, который организует его части в единое целое и обеспечивает тем самым конструктивную и семантическую целостность слова в составе высказывания.

Во-вторых, русское ударение формируется на основе признаков интенсивности и длительности, которые создают определенный контраст между ударными и безударными слогами и, соответственно, ударными и безударными гласными. По традиции русское ударение определяется как динамическое, хотя на самом деле оно не использует для выделения ударного слога и тем самым для его противопоставления безударным слогам только признак интенсивности. Поэтому более правильно характеризовать русское ударение как имеющее более сложную структуру, в которой представлена не только интенсивность, но и длительность, а также тембровая окраска ударного гласного, которая не смешивает его с безударными гласными. Последние, в отличие от ударного, способны к смешению (нейтрализации, или, пользуясь фонетическим термином, редукции). В силу этого русское ударение характеризуется как динамическое сильное.

В-третьих, русское слово способно иметь два ударения: основное (главное) и побочное (второстепенное). Это связано с разной степенью ударенности (выделенности) слогов, как правило, в сложных словах. Например: свèрхскоростнóй, хлèбозавóд, сýдостроùтельный, сéнокосùлка и т.п. Однако это не означает, что любое сложное слово обязательно имеет два ударения. Чаще всего, по мнению Р.И.Аванесова, побочное ударение появляется в тех словах, где «в смысловом отношении обе части сложения выделяются достаточно четко… В тех же случаях, когда сложение основ в слове вообще слабо выделяется или не выделяется в смысловом отношении одна из основ, побочного ударения обычно не бывает. Ср: самостоятельный, еженедéльный, равнодýшный, достовéрный и т.д.». (Аванесов 1956, 85).

В-четвертых, русское ударение характеризуется разноместностью в структуре слова, т.е. оно не закреплено в слове за определенным слогом и тем самым определяет противопоставление языков, в которых слова имеют достаточно строгую фиксацию ударения на определенном слоге (ср. ударение в чешском языке, где оно закреплено за первым слогом слова, в польском – за предпоследним, а во французском характеризует конечный слог). В результате различают языки со свободным (разноместным) ударением и со связанным (постоянным, одноместным) ударением. В русском языке ударение может падать на разные слоги и разные морфемы (префикс, корень, суффикс, флексию: пргород, грод, городк, городк).

Однако, как отмечают исследователи, свобода русского ударения кажущаяся (см.: Современный русский язык / под ред. Л.А.Новикова 1999, 103-106). В частности, не обнаруживают ярко выраженного тяготения ударения к одному из слогов двусложные слова. Но среди трех- и четырехсложных слов наиболее частотными являются структуры с ударением на предпоследнем слоге, а среди пяти- семисложных слов – структуры с ударением на третьем слоге от конца слова. Ср: првый, вторй; выский, госудрство; совершнно, револция; экономческий, капиталистческий.

Данные тенденции не могут рассматриваться как факт полной зависимости места ударения от фонетического фактора – количества слогов в слове. Определенные ограничения в свободе выбора места ударения в слове накладывает морфологический фактор, представленный количеством морфем и их составом. Так, достаточно редко бывают ударными начальные и конечные слоги в префиксах и постфиксах, которые часто имеют агглютинативный характер присоединения к слову, уже имевшему ударение. Поэтому ударными в русском языке чаще всего бывают корень, суффикс и флексия.

Наблюдается и тенденция зависимости ударения на той или иной морфеме от морфологического фактора, представленного частями речи. Так, у существительных преобладает ударение на корне, а у глаголов – ударение на суффиксе. Объяснение этому, в частности, дается функционально-семантическое: основная функция существительных – номинативная, а глаголов – предикативная. В первом случае это обусловливает больший вес корня, а во втором – большую нагрузку аффиксов.

В-пятых, русское ударение характеризуется как подвижное, т.е. в разных формах одного и того же слова ударение может падать то на основу, то на флексию (ср.: стен – стны, рук – рук – рки, писть – пиш- пшешь, грода – город). Отмечается подвижность ударения и при словообразовании (ср.: звезд – звёздочка, стен-стнка, лшадь – лошдка – лошадёнка, стрый – старк). Однако большинство слов в русском языке имеет неподвижное ударение, т.е. во всех формах ударение падает либо на основу, либо на флексию. Например: нести – нес несшь – несл..; читать – читю, читешь…, читла…, кнга – статьЯ». Исследователями приводятся следующие статистические данные: слов, имеющих в русском языке неподвижное ударение, 96% (Н.А.Федянина). При этом у имен неподвижное ударение на основе у 91% слов, а на флексии – у 7% слов, 2% слов имеют подвижное ударение (данные в: Современный русский язык / под ред. Л.А.Новикова, М., 1999, 107).

Подвижности ударения, как и его свободе, присущи ограничения, которые связаны с различными факторами: фонетическими, семантическими, морфологическими, стилистическими. Так, отмечается, что подвижное ударение имеют главным образом слова с односложной и двусложной основой, а для более длинных слов подвижное ударение нетипично. В просторечии, в разговорной и профессиональной речи подвижное ударение распространено шире, чем в книжной литературной речи. Использование подвижности ударения позволяет достичь экспрессивности слова, его выразительности. Ср. у В.С.Высоцкого: Мы говорим не «штрмы», а «шторм» / слова выходят коротки и смачны // «Ветр», не «втры», сводят нас с ума / Из палуб выворачивая мачты//.

В словоизменении существительного представлены формы особого счетного падежа, которые, в отличие от традиционного Род.п., имеют ударение на флексии (ср.: два шра – два шар, два рда – два ряд).

Из перечисленных выше особенностей русского ударения наиболее важными для описания и изучения русского языка признаются признаки подвижности и свободности в структуре слова, поскольку на их основе строится описание акцентной системы русского языка, выделение основных акцентных единиц и их типов.

 

3. Ударение в русском языке выполняет следующие функции.

1. Конститутивная функция (или словоорганизующая), сущность которой заключается в том, что ударение – это важнейшее средство фонетической целостности и единства слова, его организации, поскольку ударение определяет структуру соединения как компонентов слога (гласных и согласных), так и самих слогов. Поэтому конститутивная функция признается первичной функцией словесного ударения.

На основе этой функции определяется понятие фонетического слова. Дело в том, что в русском языке большая часть так называемых служебных слов (предлоги, союзы, частицы) не имеют ударения. И поэтому они примыкают к знаменательным словам, образуя совместно с ними фонетические слова (ср.: на лугý, не знáл бы, морóз и сóлнце). Если примыкающий компонент фонетического слова оказывается впереди ударного слога, то он называется проклитикой (например: на лугý, со мнóй, не знáю). Если же примыкающий компонент оказывается после ударного слога, то он называется энклитикой (например: читáй ка, знáл бы). Обычно проклитиками являются предлоги и союзы, а энклитиками – частицы. При этом следует иметь в виду, что проклитики и энклитики не всегда полностью утрачивают фонетические признаки безударности. Так, например, союз «но», примыкая к ударному слогу, сохраняет в произношении звук [о]: [но мóр’ъ], ср.: [на мóр’ъ]. Это обусловлено в какой-то мере фактором его семантико-синтаксической самостоятельности. Поэтому такого рода проклитики и энклитики характеризуют как относительные, противопоставляя их абсолютным проклитикам и энклитикам.

Следует помнить, что не все, например, предлоги безударны. Неодносложные предлоги (типа «среди», «мимо», «около») обычно имеют слабое (побочное) ударение (окълъ сталá – «около стола»).

2. Функция реализации фонем в слове.

Она определяет качество гласных фонем, поскольку ударение обусловливает выделение сильной позиции для гласных, в которой они имеют свою уникальную тембровую окраску и тем самым реализуются в своем основном звуковом варианте, не смешиваясь с другими фонемами. Именно наличие сильной (ударной) позиции определяет состав гласных фонем в русском языке..

3. Словоопознавательная функция. Благодаря ей ударение выступает как важнейшая примета отдельного полнозначного слова.

4. Смыслоразличительная функция. Она представлена в двух вариантах. Во-первых, смыслоразличительная функция может проявляться как словоразличительная, обусловливая противопоставление разных слов, имеющих одинаковый фонемный состав. Ср.: áтлас – атлáс, мýка – мукá. На этой основе различаются омографы, хотя при этом очень часто они различаются не только местом ударения, но и качеством гласных. Ср.: [зáмък]-[замóк],[хáъс]-[хаóс]. Поэтому следует признать, что собственно словоразличительные возможности ударения русском языке представлены незначительно.

Другим вариантом смыслоразличительной функции является форморазличительная функция, когда ударение оказывается различителем словоформ. Ср.: рки – рукú, грода – город, лбите –любте.

В некоторых случаях ударение различает не слова в целом и не словоформы одного слова, а некоторые формы разных слов: пща (сущ.) – пищ (деепр.), ншу (сущ.) – нош (глаг.), блка (И.п. сущ.) – белк (Р.п. сущ. «белок»).

5. Вариативная функция позволяет различать варианты слов, чаще всего обусловленные стилистическими различиями. Например: кмпас (общеупотр.) – компс (профес.); вьга (лит.) – вьюг (диал.); квартл (лит.) – квртал (простор.); звоншь (лит.) – звнишь (разг.); девца (лит.) – двица (нар.-поэт.); мзыка (совр.) – музка (устар.). В некоторых случаях разница в месте ударения не играет никакой роли в смысловом плане, что характерно для дублетов: творг – тврог, бржа – барж, злитый – залтый. По подсчетам исследователей, акцентное варьирование присуще более 3500 словам.

6. Поэтическая (экспрессивная) функция, когда ударение используется как средство выразить особым образом эстетический (художественный) смысл слова. Ударение оказывается средством создания «фонопоэтемы» (см.: ШарандинА.Л. Проблемы русской фонетики, графики, орфографии. Тамбов, 2006). Так, противопоставление по месту ударения у В.Высоцкого позволяет воспринимать героев его стиха как людей нестандартных, ярких, влюбленных в свою профессию.

Ср.: Мы говорим не «штрмы», а «шторм»,

слова выходят коротки и смачны.

«Ветр», не «втры», сводят нас с ума,

Из палуб выворачивая мачты.

 

 

4. В качестве единицы, позволяющей описать ударение слова в русском языке, выступает акцентная кривая (схема ударения, просодема, акцентема). Для ее описания важно установить, падает ли ударение на основу или же на окончание.

Акцентная кривая (просодема) – это образец (схема) ударения, представленный в словоформах какой-либо лексемы и характеризующий целый класс лексем, имеющих данный образец (данную схему). Другими словами, когда, например, описывается ударение слова «стол», то тем самым выявляется образец его представленности не только в этой форме, а во всех формах ед. и мн.числа, в результате чего выявляется акцентная кривая данной лексемы, для которой характерны постоянное ударение на флексии в формах ед. и мн.числа. В этом смысле акцентная кривая лексемы «стол» может оказаться противопоставленной акцентной кривой лексемы «солдат», которой присуще постоянное ударение на основе. Вследствие этого принято различать конечное ударение (флективное ударение, или окситонезу) и неконечное ударение (оснóвное ударение, или баритонезу).

Особого пояснения требует характеристика ударения в словах с нулевым окончанием. На первый взгляд, в слове «стол» ударение на основе. Но таковым оно оказывается не по своей природе, а в силу того, что ударение не может падать на морфему (флексию), невыраженную звуком, поскольку ударение – это суперсегментный элемент, не существующий вне сегментного элемента (звука). Другими словами, ударение на основе в этом слове вынужденное. В других же формах ед.числа этого слова, в которых флексия материализована, т.е. представлена тем или иным звуком, ударение падает на флексию (ср.: стол, стол, столм, в стол). В этом случае словоформе с нулевым окончанием (И.п., В.п.) приписывается условное ударение на флексии, что и позволяет охарактеризовать акцентную кривую (схему, просодему) в целом как схему с неподвижным ударением на окончании.

В отличие от словоформы «стол», словоформа «солдат», также имеющая нулевое окончание, характеризуется условным ударением на основе, поскольку обнаруживает ударение во всех других формах ед.ч. на основе (ср.: солдта, солдту, солдтом, о солдте).

Что дает для моделирования ударения выделение условного ударения? Как отмечает Н.А.Федянина, благодаря принципу условного ударения число возможных схем ударения сокращается, описание становится более экономным (Федянина 1976, 17).

 

5.Наряду со словесным ударением, определяющим ударность – безударность того или иного слога в структуре одного слова, принято также выделять синтагматическое или тактовое ударение. Этот вид ударения уже связан с выделением синтагмы или речевого такта, которые, однако, понимаются по-разному. Вследствие этого предпочтение отдается либо терминологическому сочетанию «синтагматическое ударение», либо – «тактовое ударение».

Наиболее употребительным является термин «синтагма» в понимании Л.В.Щербы. Он определял синтагму как фонетическое единство, выражающее смысловое целое в процессе речи-мысли (Щерба, 1963). Ср.: На холмах Грузии / лежит ночная мгла (А.Пушкин). Эта фраза (высказывание) состоит из 2-х синтагм. Однако, как показывают наблюдения, наряду со смыслом, определенную роль играет синтаксис. Ср. невозможность членения типа: На холмах Грузии лежит / ночная мгла. Определенную роль выполняет также интонация, обеспечивая данному единству интонационное оформление. Поэтому, с учетом этого, понятие синтагмы можно определять как минимальное интонационное семантико-синтаксическое единство, характеризующееся выделением в нем синтагматического ударения.

Синтагматическое ударение, как и словесное, имеет фонетическую природу. В качестве его фонетических признаков выделяются следующие:

1) характеризуется интенсивностью одного из компонентов в составе синтагмы. Как правило, синтагматическое ударение усиливает в ней последний компонент, совпадая с его словесным ударением. Например: На холмах Гр’зии лежит ночная мгл’ (где знак (’’) – обозначение синтагматического ударения). Как отмечает М.И.Матусевич, синтагматическое ударение – это не какое-то «лишнее» во фразе, оно создает общий ритмический рисунок фразы, наслаиваясь на обычное словесное ударение последнего слова синтагмы и усиливая его (Матусевич 1976, 231);

2) характеризуется увеличением длительности;

3) характеризуется наличием паузы, которая, как правило, отделяет одну синтагму от другой и тем самым последнее слово синтагмы, на которое падает синтагматическое ударение, от начала следующей синтагмы (или от безударных в синтагматическом смысле слов следующей синтагмы, если в ее составе несколько фонетических слов);

4) характеризуется мелодикой: на конце неконечной синтагмы происходит повышение тона, а в конце конечной синтагмы наблюдается резкое понижение тона. Другими словами, синтагматическое ударение, представленное последними компонентами своих синтагм, оказывается мелодически (по тону) отмеченным.

Как и словесное ударение, синтагматическое ударение выполняет определенные функции, в частности:

1) конститутивную, которая обеспечивает формирование фонетической целостности синтагмы;

2) смыслоразличительную, которая позволяет различать смысл двух синтагм, имеющих одинаковый состав слов фразы. Так, например, высказывание: Утром этого же дня / во дворе зареченской школы / толпились ребята… (А.Прасолов) может быть разбито на 3 синтагмы. Но часть фразы «Утром этого же дня» может иметь и две синтагмы: Утром / этого же дня / …, если необходимо уточнение слова «утром» (утром когда?). Выполнение синтагматического ударения смыслоразличительной функции связано, как и в случае со словесным ударением, с особенностью русского ударения – подвижностью синтагматического ударения во фразе.

Ряд «словесное ударение», «синтагматическое ударение» имеет завершение в понятии «фразовое ударение», когда уже в качестве компонента, на который падает фразовое ударение, выступает синтагма. Оно выделяет, как правило, последнюю синтагму во фразе. Ему присущи также фонетические признаки интенсивности, длительности и мелодики. Основной функцией фазового ударения является конститутивная функция, позволяющая объединить компоненты высказываний, представленные синтагмами, в единую фонетически целостную единицу.

 

 

6. Особым типом ударения, противопоставленным словесному, синтагматическому и фразовому ударению, является логическое ударение. Само уже его название указывает на выделительную функцию ударения, которая заключается в логическом выделении (подчеркивании) того или иного слова в высказывании (фразе) в связи с целью общения и желанием более точно выразить свою мысль, актуализировать ее посредством выделения того или иного элемента. Другими словами, в основе логического ударения лежит смысловой (семантический) признак. Поэтому мы можем наблюдать совпадение или несовпадение, например, фразового и логического ударений. Ср.: Я вас любил; Я вас любил; Я вас любил, т.е. логическое ударение может падать во фразе на любое слово, имеющее, как правило, словесное ударение.

Но, будучи просодическим явлением, логическое ударение, как и другие виды (типы) ударения, имеет фонетические признаки. Выделяют следующие его характеристики: 1) усиление мускульного напряжения при произнесении ударного слога в логическом выделяемом слове; 2) ударный гласный слова более долгий при логическом ударении, чем без него; 3) ударный слог при логическом ударении имеет мелодику, которая оказывается либо выше, либо ниже по тону в сравнении с обычным ударным слогом. Поэтому здесь важен интервал по высоте тона между логическим и обычным словесным ударением при нейтральном произнесении.

Таким образом, логическое ударение имеет также определенную фонетическую природу, но его место во фразе определяется коммуникативными целями – логическим подчеркиванием коммуникативно значимого слова в высказывании.

Некоторые исследователи, наряду с логическим ударением, в качестве особого типа ударения, реализующего выделительную функцию, выделяют эмфатическое (или эмоциональное) ударение (Л.В.Златоустова, М.И.Матусевич и др.). В отличие от логического ударения, выделение данного типа ударения связано с отражением эмоций говорящего, с его эмоциональным (аффективным) состоянием. Но признак выделения тот же – семантический (смысловой). По существу, теми же оказываются и фонетические характеристики эмфатического ударения. Однако, в зависимости от характера эмоций – положительных или отрицательных, - эти характеристики имеют свои особенности внутри эмфатического ударения. Так, например, отмечается, что при положительных эмоциях (радости, восторге и т.п.) наблюдается удлинение обычного ударного гласного, связанное с некоторым усилением и более четким качеством. Ср.: Он прекрá-асный товарищ/.

При отрицательных эмоциях (гнев, презрение и т.д.) наблюдается обычно не удлинение гласного, а удлинение согласного в слове. Ср.: Ч-черт бы тебя побрал! М-мерзавец!

Таким образом, выделительная смысловая функция реализуется в русском языке с помощью логического и эмфатического ударений.

 

7. В определении понятия культуры речи в настоящее время принято учитывать различные его аспекты. В наиболее распространенном определении представлены три аспекта: нормативный, этический и коммуникативный. «Культура речи – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» (Культура речи и эффективность общения. М., 1996).

Русское ударение, имея свободный и подвижный характер, предполагает прежде всего учет нормативного аспекта, который определяет правильность речи. Владение нормами ударения наиболее ярко отражает диапазон оценок правильности речи от «правильно-неправильно», «по-русски – не по-русски», «допустимо-недопустимо» и т.п. Очень часто именно владение акцентными нормами воспринимается как показатель высокой речевой культуры и общей культуры человека.

Нормы ударения регулируют правильность-неправильность в выборе вариантов (ср.: квартáл (прав.) – квáртал (неправ.), их допустимость (ср.: творóг – твóрог; бáржа-баржá).

Основные ошибки допускаются в 4% слов, имеющих подвижное и разноместное ударение. При этом сложность усвоения ударения в том, что ударение усваивается вместе со словом, поскольку оно – признак слова. Поэтому ударение необходимо запомнить, подобно тому как запоминается значение слова. Хотя это, конечно, не исключает изучения акцентных типов (парадигм, просодем), которые облегчают изучение русского ударения.

 

Вопросы по теме лекции

1. К какому типу фонетических единиц относится ударение?

2. Чем обусловлены трудности усвоения русского ударения?

3. Что такое акцентный тип и каков механизм его определения?

4. Что лежит в основе выделения различных видов русского ударения?

5. Какую роль играет ударение в выделении фонетического слова в устной речи?

6. Как связано понятия энклитики и проклитики с ударением?

7. В чем проявляется взаимосвязь русского ударения с культурой речи?

8. Приведите наиболее частотные ошибки в ударении, характерные для вашей речи. Чем вы это объясняете?

 

Литература к лекции

1. Шарандин А.Л. Русская фонетика, графика, орфография: Материалы для самостоятельной работы бакалавров и студентов филологических специальностей. Тамбов, 2006 (1-е изд.); Тамбов, 2009

2. Воронцова В.Л. Активные процессы в области ударения // Русский язык в конце ХХ столетия. М., 1996.

3.Редькин В.А. Акцентология современного русского литературного языка. М., 1971.

4. Руделев В.Г. К определению просодических классов русского языка // Собр.соч. в 6-ти т. Т.6. Ч.2. Тамбов, 2002.

5.Суперанская А.В. Ударение в заимствованных словах в современном русском языке. М., 1968.

5.Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. М., 1976.

 

ЛЕКЦИЯ № 7

 

ИНТОНАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

 

План лекции

1. Понятие об интонации, ее фонетическая природа. Связь интонации с грамматикой и лексикой.

2. Функции интонации.

3. Фонологический статус интонации. Структура и особенности интонационной конструкции (ИК). Типы ИК в русском языке.

4. Способы обозначения интонации в письменном тексте.

 

1. Термин «интонация» восходит к латинскому «intonare» – «громко произносить». Однако утверждать, что именно громкость и есть способ выделения интонации было бы неправомерно, поскольку фонетическая природа интонации, как и ударения, представляет собой в русском языке многокомпонентную структуру.

В самом общем виде интонация определяется как суперсегментная единица, связанная с выделением таких сегментных единиц, как синтагма, высказывание (фраза) и текст. В школьной практике интонация связывалась прежде всего с предложением, входя в обязательный состав его признаков (ср.: «предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью, т.е. представляет собой отдельное высказывание. Интонационная законченность выражается большой паузой в конце предложения» – Русский язык: Справ. для учащихся. Под ред. Н.М.Шанского. М., 1984. С.174). Наиболее яркой демонстрацией роли интонации были примеры, когда предложения, имеющие один и тот же лексико-грамматический состав, но произнесенные с различной интонацией, выражали различный смысл, связанный с целью высказывания. Ср.: Я вас любил. Я вас любил? Я вас любил! С другой стороны, различные по лексико-грамматическому составу высказывания могли объединяться интонацией в один коммуникативный тип по цели высказывания. Ср.: На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко. Печаль моя светла. Печаль моя полна тобою. (повествовательный тип, содержащий сообщение в виде утверждения). Таким образом, интонация, как и другие фонетические единицы, связана с передачей информации.

Важно разграничивать смыслоразличительную функцию и знаковость. В связи с выполнением интонацией смыслоразличительной функции возникает вопрос о ее знаковом характере. А точнее, означает ли это, что интонация должна рассматриваться как двусторонняя единица, тем самым претендуя на статус языкового знака. На наш взгляд, сориентированность того или иного плана выражения на какой-либо план содержания еще не означает, что мы имеем дело с языковым знаком. У предложения, представленного определенной звуковой оболочкой, есть соотнесенность с его содержанием, но это не означает, что предложение – языковой знак. В русском языке подлинными языковыми знаками, определяющими специфику коммуникативной системы человека, являются слова. И поэтому утверждать, что интонация – это особый языковой знак, подобный слову, на наш взгляд, неправомерно.

В самом общем виде интонацию можно определить как средство языка, с помощью которого говорящий или слушающий выделяет в речи высказывание или его смысловые части.

Как и любое звуковое средство (ср. звук), интонация может быть рассмотрена с точки зрения трех аспектов – артикуляционного, акустического и фонологического (социального, функционального). С точки зрения артикуляции интонация представляет собой работу органов речи, прежде всего работу голосовых связок. Причем, образование интонации происходит одновременно с образованием звуков.

Акустическая природа интонации определяется по-разному. В узком смысле единственным компонентом интонации признается мелодика речи, т.е. изменение частоты основного тона голоса при произнесении высказывания или его смысловых частей. Как отмечалось выше, тон образуется в результате колебания голосовых связок и может повышаться или понижаться. Это повышение или понижение тона зависит от числа колебаний в единицу времени: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше тон, и наоборот – чем меньше, тем ниже (ср. струны на гитаре). Однако при этом важна не сама по себе частота тона, а те изменения в частоте тона, которые фиксируются как повышение или понижение по отношению к основному (среднему) тону. В результате выявляется направление движения тона: оно может быть ровным, нисходящим, восходящим, нисходяще-восходящим и восходяще-нисходящим.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных