Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Коммуникативный ход(ы)




Ø Существует проблема разграничения коммуникативного хода и репликового шага, а также коммуникативного хода, речевого акта и коммуникативной тактики.

Ø Репликовый шаг,или реплика – это все, что сказано и сделано между сменами коммуникативных ролей. По своей структуре репликовый шаг может быть простым или сложным в зависимости от количества коммуникативных ходов в его составе.

Ø Коммуникативный ход, речевой акт и речевая тактика – это три сущности, отражающие разные аспекты анализа диалога.

Ø Так, интерпретация высказывания как коммуникативного хода происходит с позиции линейной организации диалога, то есть выделяются инициирующие, реактивные, продолжающие, закрывающие коммуникативные ходы. Рассмотрение высказывания как речевого акта – это его анализ с позиции интенции или намерения говорящего. Трактовка речевой тактики предполагает анализ высказывания как приема достижения стратегической цели.

1) коммуникативная стратегия - совокупность речевых действий, направленных на достижение глобальной интенции говорящего;

2) речевая тактика - инструмент реализации определенной коммуникативной стратегии;

3) коммуникативный ход – прием, выступающий в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики.

 

Речевое планирование и контроль

Для планирования речевых действий говорящие должны иметь:

1) пред­ставление об обычных ситуациях общения;

2) обладать элементарным опытом анализа речевых действий;

3) обладать когни­тивной информацией (убеждения, мнения, установки).

 

Ø Прогноз речевого поведения осуществляется на основе мотивов и целей.

Ø Прогнозирование речевых действий означает также, что человек учитывает информацию о взаимосвязях между его будущими речевыми действиями и си­туацией.

Ø Еще до коммуникативного акта говорящий располагает тремя видами данных: 1) информацией о предстоящем речевом событии; 2) информацией о когнитивных пресуппозициях; 3) информацией о ситуации или контексте.

Ø Все имеющиеся данные могут быть объединены эффективным способом, чтобы как можно лучше (то есть ос­мысленно и целенаправленно) построить план взаимодействия.

Ø Главная цель прогнозирования речевых действий заключается в максимально эффективном построении ментальных представле­ний.

Ø Прагматический аспект речевого планирования тесно связан с коммуникативной ситуацией в целом: 1) участники речевого общения могут исполнять определенные функции и роли;

2) могут существовать различия в обстановке и местонахождении;

3) могут иметь место особые правила и стратегии, контроли­рующие взаимодействие в такой ситуации.

Ø Прогноз предстоящей вербальной коммуникации строится на основе представлений о РА (или серии РА), коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивов и целей говорящего и слушающего, их вербальных и не­вербальных действий) и всей ситуации в целом.

 

Параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования:

1) общие знания о коммуникативной ситуации (уместность / неуместность определенного речевого акта);

2) знание о соответствующем речевом акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте);

3) знания о собеседнике (как личности, как партнере).

 

Речевое планирование не­посредственно связано с контролем за осуществлением пла­на.

Ø Контроль означает, что в процессе речевого взаимодействия говорящий пытается направлять релевантные интеллектуальные и эмоциональные про­цессы слушающего (его интересы, оценки, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному ре­шению (состоянию).

Ø Контроль может предполагать как вербаль­ные, так и невербальные действия, нацеленные на развитие коммуникативного контакта в желательном для говорящего на­правлении.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных