ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коммуникативный ход(ы)Ø Существует проблема разграничения коммуникативного хода и репликового шага, а также коммуникативного хода, речевого акта и коммуникативной тактики. Ø Репликовый шаг,или реплика – это все, что сказано и сделано между сменами коммуникативных ролей. По своей структуре репликовый шаг может быть простым или сложным в зависимости от количества коммуникативных ходов в его составе. Ø Коммуникативный ход, речевой акт и речевая тактика – это три сущности, отражающие разные аспекты анализа диалога. Ø Так, интерпретация высказывания как коммуникативного хода происходит с позиции линейной организации диалога, то есть выделяются инициирующие, реактивные, продолжающие, закрывающие коммуникативные ходы. Рассмотрение высказывания как речевого акта – это его анализ с позиции интенции или намерения говорящего. Трактовка речевой тактики предполагает анализ высказывания как приема достижения стратегической цели. 1) коммуникативная стратегия - совокупность речевых действий, направленных на достижение глобальной интенции говорящего; 2) речевая тактика - инструмент реализации определенной коммуникативной стратегии; 3) коммуникативный ход – прием, выступающий в качестве инструмента реализации той или иной речевой тактики.
Речевое планирование и контроль Для планирования речевых действий говорящие должны иметь: 1) представление об обычных ситуациях общения; 2) обладать элементарным опытом анализа речевых действий; 3) обладать когнитивной информацией (убеждения, мнения, установки).
Ø Прогноз речевого поведения осуществляется на основе мотивов и целей. Ø Прогнозирование речевых действий означает также, что человек учитывает информацию о взаимосвязях между его будущими речевыми действиями и ситуацией. Ø Еще до коммуникативного акта говорящий располагает тремя видами данных: 1) информацией о предстоящем речевом событии; 2) информацией о когнитивных пресуппозициях; 3) информацией о ситуации или контексте. Ø Все имеющиеся данные могут быть объединены эффективным способом, чтобы как можно лучше (то есть осмысленно и целенаправленно) построить план взаимодействия. Ø Главная цель прогнозирования речевых действий заключается в максимально эффективном построении ментальных представлений. Ø Прагматический аспект речевого планирования тесно связан с коммуникативной ситуацией в целом: 1) участники речевого общения могут исполнять определенные функции и роли; 2) могут существовать различия в обстановке и местонахождении; 3) могут иметь место особые правила и стратегии, контролирующие взаимодействие в такой ситуации. Ø Прогноз предстоящей вербальной коммуникации строится на основе представлений о РА (или серии РА), коммуникативном взаимодействии (с учетом мотивов и целей говорящего и слушающего, их вербальных и невербальных действий) и всей ситуации в целом.
Параметры, определяющие выбор речевой тактики и коммуникативных ходов на этапе планирования: 1) общие знания о коммуникативной ситуации (уместность / неуместность определенного речевого акта); 2) знание о соответствующем речевом акте (ритуальный, стереотипный, нестереотипный, вообще не имеющий прецедента в индивидуальном опыте); 3) знания о собеседнике (как личности, как партнере).
Речевое планирование непосредственно связано с контролем за осуществлением плана. Ø Контроль означает, что в процессе речевого взаимодействия говорящий пытается направлять релевантные интеллектуальные и эмоциональные процессы слушающего (его интересы, оценки, рассуждения) таким образом, чтобы те в конечном счете привели его к нужному решению (состоянию). Ø Контроль может предполагать как вербальные, так и невербальные действия, нацеленные на развитие коммуникативного контакта в желательном для говорящего направлении.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|