Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как составная часть когнитивной науки




 

Возникновение когнитивной лингвистики было обусловлено не только историей языкознания, но и — в более широкой пер- спективе — развитием когнитивных исследований и становлени- ем так называемой когнитивной науки (англ. cognitive science; в пу- бликациях на русском языке встречаются также термины когнитология и когитология).

Зарождение когнитивизма принято относить к 1960-м гг. и связывать со стремлением преодолеть бихевиоризм как мето- дологию научного исследования и вернуть мысль (mind) в науки о человеке [Демьянков 1994: 19]. Организационное выделение Центра когнитивных исследований при Гарвардском универси- тете в 1960 г. знаменовало кардинальную ревизию бихевиори- стского подхода и расширение границ психологии. Усилиями ключевых фигур «когнитивной революции» — лингвиста Н. Хом- ского и психолога Дж. Миллера — была образована новая область исследований — психолингвистика, призванная изучать экспе- риментальным путем, как устроено знание языка (как язык «дан уму»), и проверять выдвигаемые лингвистами гипотезы. Психолингвистику, объединившую две дисциплины, можно рас- сматривать в качестве непосредственной предтечи когнитивной науки, продолжившей интеграцию различных областей знания [Кубрякова 1995: 188].

Пытаясь определить предмет когнитивной науки, Е. С. Куб- рякова пишет, что это наука «о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности лю- дей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в опреде- ленную систему данных, которые каким-то образом репрезенти- рованы нашему сознанию и составляют основу ментальных, или когнитивных, процессов. Большинством принимается определе- ние когнитивной науки, согласно которому она представляет собой науку о системах репрезентации знаний и обработке ин- формации, приходящей к человеку по разным каналам» [Кубрякова 1994: 34]. Собственно, под «когнитологией» подразумевается не столько единая наука, сколько некий их комплекс («федерация наук»), объединяемый общей междисциплинарной программой изучения процессов, связанных со знанием и информацией [Демьянков 1994: 18; Кубрякова 1994: 35].

Какова же роль когнитивной лингвистики в этом комплексе и в чем ее специфика? По мнению Е. С. Кубряковой, лингви-


 

стика не просто является одной из наук когнитивного цикла, а входит «в число системообразующих когнитивную науку дис- циплин» [Кубрякова 2004: 3]. Ее характерная особенность со- стоит в том, что, в отличие от других дисциплин (прежде всего психологии), интересующихся преимущественно общими во- просами строения человеческого мозга, когнитивная лингви- стика уделяет основное внимание его концептуальному содер- жанию. Чтоw люди знают о себе и о мире, откуда они знают то, что знают, как организовано это знание и как оно активируется (пу- скается в ход) — вот центральные вопросы, которые исследует когнитивная лингвистика [Gibbs 1996: 29, 40]. Ответы на них должен дать анализ языковых фактов. Возможность перехода от данных языка к выводам относительно когнитивных структур и механизмов зиждится на упомянутом выше программном тезисе о связи языка и когниции. Когнитивная лингвистика исходит из того, что познавательные механизмы и структуры сознания ре- гулярно выражаются в языке. Поэтому язык признается ценным источником сведений о ментальной «инфраструктуре» человека, средством выявления и объяснения общих аспектов когниции [Fauconnier 1999: 102]1.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных