Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классы жестовых единиц.




Термин «жестовая речь» — это своего рода абстракция. Же­стовой речи «вообще» не существует. Исследования, проведен­ные в 70—80-е гг. как в на

Исследования, проведенные в 70 – 80 годы как в нашей стране, так и за рубежом, убедительно доказали, что глухие в общении друг с другом используют две совершенно различные речевые системы: 1) калькирующую речь и 2) средства национального жестового языка (в России – КЖР и РЖЯ).

Вначале глухой ребенок овладевает жестовой речью и начинает широко пользоваться ею в общении. По мере изучения русского языка он постигает и калькирующую жестовую речь.

Профессор Г.Л.Зайцева подробно исследовала два вида же­стового общения глухих:

1) русский жестовый язык (РЖЯ), ос­новное средство межличностной коммуникации большинства глухих и ряда слабослышащих,

2) калькирующую жестовую речь (КЖР).

У КЖР нет собственной грамматики, она калькируетструктуру словесного языка (рус­ского, английского, немецкого и т. д.), поэтому является вторич­ной знаковой системой.

В КЖР - 2 класса лексических единиц.

Лексический состав КЖР.

1 классжесты, заимствованные из РЖЯ (ШКОЛА, КНИГА);

2 класс – жесты, принадлежащие только КЖР (искусственные жесты):

3 подкласса – 1) жесты (ИНТЕГРАЛ);

2) дактильные слова (К-И-Б-Е-Р-Н-Е-Т-И-К-А);

3) жесты + дактилемы (З + СУХО).

 

В основе РЖРсвоя грамматика и свои жесты.

 

У КЖР и РЖЯ есть общие жесты (общая лексика) и дактилология.

 

Лексику РЖЯ можно разделить на 2 боль­шие группы:

1) общая лексика: лексика, используемая и в КЖР, и в РЖЯ (эквивалентная). Ее можно перевести на русский язык одним словом или эквивалентом, например: МАМА, ТЕЛЕВИЗОР;

2) лексика, используемая только в РЖЯ:

а) экви­валентная, например, ЕСТЬ, НЕВОЗМОЖНО.

б) бе­зэквивалентная, например, НЕ ЗАСТАТЬ ДОМА; ВСЕ ЕСТЬ - СЕРВИС НА ВЫСШЕМ УРОВ­НЕ; СТОЯТЬ НА СВОЕМ;

 

 

Идиомы или фразеологиз­мы:

БРАТЬ С ПОТОЛКА,

СОБАКУ СЪЕСТЬ,

БЫТЬ ПОД КАБЛУКОМ,

ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА,

КРУТИТЬСЯ, КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ,

 

Синонимы – жесты разные, а слово одно:

ЕСТЬ (3),

БЫСТРО (4),

НЕВОЗМОЖНО (6).

 

Омонимы – одинаковые жесты, а слова разные:

а) полные омонимы (все компоненты жеста совпадают):

СО­БАКА - КОГДА (московский жест).

б) «неполные» омонимы - жесты, в которых «выражение лица или немануальный компонент» отличен:

ЗЕЛЕНЫЙ - МОЛОДОЙ;

ПРИРОДА – ПОГОДА - КЛИМАТ - ВОЗДУХ - «ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ» - «СУДЬБА»;

ДОГОВОРИТЬСЯ - УСЛОВИЯ;

ИНТЕРЕСНО - ИСТОРИЯ;

ДОВОЛЕН САМ СОБОЙ/СИТУАЦИЕЙ - МНЕ НЕКУДА СПЕШИТЬ - ВСЕ ВПЕРЕДИ - ВСЕ УСПЕЮ.

 

Антонимы:

Выбор атрибутива зависит от объекта.

БОЛЬШАЯ ПУГОВИЦА - МАЛЕНЬКАЯ ПУГОВИЦА;

БОЛЬШОЙ ДОМ - МАЛЕНЬКИЙ ДОМ;

УЗКАЯ ДОРОГА - ШИРОКАЯ ДОРОГА;

УЗКИЕ БРЮКИ - ШИРОКИЕ БРЮКИ.

 

Диалекты:

КОЛБАСА (не меньше 8 диалект­ных вариантов)

КОЛБАСА

КОЛБАСА

КОЛБАСА

КОЛБАСА

КОЛБАСА

КОЛБАСА

КОЛБАСА

 

Заимствованные ( иностранные и международные) жесты.

ПРОБЛЕМА,

СПОРТ,

СОЦИАЛЬНЫЙ,

АНГЛИЯ,

ИТА­ЛИЯ.

 

Неологизмы:

1) из речи молодого поколения перешло в речь людей разных возрастов:

ОЧЕНЬ ХОТЕТЬ;

НЕНАВИДЕТЬ;

ВСЕ СДЕЛАТЬ;

«ОЧЕНЬ ЧЕТКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ»;

ДВА ЧЕЛОВЕКА (двое);

2) в связи с возникновением новых явлений и понятий:

МОБИЛЬНЫЙ (2),

ФАКС,

ИНТЕРНЕТ,

СНОУБОРД.

 

Профессионализмы (жаргонизмы)

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА,

СКАЧАТЬ,

ОВЕР­ЛОК,

КАРБЮРАТОР.

 

Сленг.

Жесты, характерные для выпускников какой-либо школы.

 

Архаизмы:

РАБОЧИЙ,

ДИВАН,

СВАДЬБА,

УЗНАТЬ,

НЕ СПЕШИТЬ - ТЯНУТЬ ВРЕМЯ,

ЧЕПУХА.

 

Историзмы:

ПРИМУС

КОЛХОЗ

МОРОЖЕНОЕ (довоенный вариант мороженого, продававшееся в больших городах)

 

Ненормативная лексика (ру­гательства).

 

Вариативность РЖЯ по полу и возрасту пользователей.

При описании внешности или пред­мета одежды женщины отмечают такие детали, на которые муж­чины просто не обращают внимание. А футбольный матч или автомобиль мужчины описывают подробно и эмоцио­нально.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных