ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Различные подходы в современных исследованиях по морфологии РЖЯ.Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи. Различные подходы в современных исследованиях по морфологии русского жестового языка. В реальной речевой деятельности говорящих на любом языке, в том числе и общающихся при помощи русской жестовой речи, конечно, никаких «частей речи» не существует. Мы произносим слова, сочетания слов. Морфологическая классификация слов русского языка и выделение классов слов — частей речи — это способ, которым пользуются исследователи и другие люди, чтобы проанализировать известные им факты языка. В единицах языка объективно существуют «признаки», которые делают применяемую классификацию разумной, логичной, позволяющей выявить особенности той или иной языковой системы. Но эти существующие «признаки» можно трактовать по-разному. Например, к какой части речи относится причастие в русском языке? Одни специалисты считают причастие особой формой прилагательного, другие — глагола, а третьи настаивают на выделении такой части речи — «причастие». И все лингвисты по-своему правы, т. е. у них есть веские основания считать так, а не иначе. Таким образом, полнее и легче можно объяснить, как функционируют слова, которые мы называем причастиями, в русском языке, выявить их отличия (не менее важно обнаружить и сходство) от других слов, относимых нами к существительным, глаголам и т. п. В современных исследованиях по морфологии жестового языка существуют два подхода, развиваемых специалистами. 1. Первый подход используют большинство зарубежных специалистов. Согласно их точке зрения, изучая морфологию РЖЯ, целесообразно выделять классы жестов, сопоставимые с частями речи в словесных языках: жесты-существительные, жесты-прилагательные, жесты-глаголы и др. И действительно, некоторые жесты сравнительно легко расклассифицировать таким образом, например включить в группу жестов-существительных МАТЬ, СТОЛ, КНИГА и т. д.; в группу жестов-глаголов УЧИТЬ, СПРАШИВАТЬ и др. Но как быть с жестами, обозначающими одновременно 'лыжник', 'ходить на лыжах' 'хождение на лыжах', 'утюг', 'гладить' и 'глажение'? Необходимо выделить формально-грамматические признаки, позволяющие отнести такого рода жесты к существительным или глаголам. Американские специалисты считают, что ими являются характеристики качества движения. В американском жестовом языке движения при исполнении жестов-существительных всегда повторяющиеся и сдержанные (т. е. движения с малой амплитудой, быстрые, напряженные). В жестах-глаголах, в отличие от жестов-существительных, используется значительно более широкий набор движений. Они могут выполняться (в ряде жестов) в разных направлениях, совершаться не только в быстром темпе, но быть также сравнительно замедленными и т. д. Это все присуще и русскому жестовому языку. Однако, для отнесения жеста к жестам-существительным или жестам-глаголам по качеству движения, не всегда достаточно. Например, жест со значением 'лыжи', 'ходить на лыжах' или 'хождение на лыжах'. Характер движения при передаче значений 'лыжи' и 'медленно ходить на лыжах' или 'долго ходить на лыжах' действительно различен. При передаче значения 'медленно ходить на лыжах' движения имеют большую амплитуду, выполняются замедленно. Но вот при передаче значения 'быстро ходить на лыжах' качество движения такое же, как в жесте 'лыжи'. Тогда как их различить? И американские лингвисты вынуждены признать, что выделенные признаки «работают» не на все жесты. Следует искать дополнительные признаки,. Процедура классификации усложняется. Способ описания оказывается малоэффективным.
2. Возможен второй подход к изучению морфологии жестового языка. Г.Л. Зайцева считает его более эффективным. При таком подходе нет необходимости «втискивать» единицы РЖЯ в рамки частей речи. Бесспорно, при помощи категории частей речи. удобно анализировать единицы многих словесных языков (недаром она используется со времен Аристотеля!). А вот факты жестового языка, плохо укладываются в «части речи». Сущность предлагаемого автором подхода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу «от значения к форме», «от смысла к тексту». Этот принцип широко применяется в современной структурной лингвистике. Как он работает? Скажем, рассматривая какое-либо высказывание РЖЯ, мы обнаруживаем, что в нем выражено значение 'множественности'. Дальнейший анализ направлен на выделение формально-грамматических показателей, т. е. формы выражения смысла 'множественность'. Проанализировав ряд высказываний, обнаруживаем набор показателей, при помощи которых интересующее нас значение выражается в РЖЯ. Применяя этот подход, выявили многие существенные особенности морфологии РЖЯ. Жесты в высказываниях КЖР исполняются в начальной форме (ср. именительный падеж существительного или инфинитив глагола в русском языке).
Изменения фонем или их оппозиции позволяют: 1) противопоставлять, дифференцировать слова с разным лексико-семантическим значением («бал» — «мал»), 2) передавать грамматическую информацию («рука» — «руки», т. е. единственное и множественное число). 1) лексическое значение: направление сверху - вниз и справа - налево: ПАПА - МАМА; направление и характер движения: МОСКВА - БАБУШКА - СТАРЫЙ) 2) или морфологическое (грамматическое) значение: направлениедвижения: (я) ДАЮ - (мне) ДАЮТ; однократность - повторяемость движения; ВСПОМНИТЬ-ВСПОМИНАТЬ. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|