Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Различные подходы в современных исследованиях по морфологии РЖЯ.




Морфология – раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.

Различные подходы в современных исследованиях по морфологии русского жестового языка.

В реальной речевой деятельности говорящих на любом языке, в том числе и общающихся при помощи русской жестовой речи, конечно, никаких «частей речи» не существует. Мы произносим слова, сочетания слов.

Морфологическая классификация слов русского языка и выделение классов слов — частей речи — это способ, которым пользуются исследователи и другие люди, чтобы проанализировать известные им факты языка. В единицах языка объективно су­ществуют «признаки», которые делают применяемую классифика­цию разумной, логичной, позволяющей выявить особенности той или иной языковой системы. Но эти существу­ющие «признаки» можно трактовать по-разному.

Например, к какой части речи относится причастие в русском языке? Одни специалисты считают причастие особой формой прилагатель­ного, другие — глагола, а третьи настаивают на выделении та­кой части речи — «причастие». И все лингвисты по-своему пра­вы, т. е. у них есть веские основания считать так, а не иначе. Таким образом, полнее и легче можно объяснить, как функционируют слова, которые мы называем причастиями, в русском языке, выявить их отли­чия (не менее важно обнаружить и сходство) от других слов, относимых нами к существительным, глаголам и т. п.

В со­временных исследованиях по морфологии жестового языка существуют два подхода, развиваемых специалистами.

1. Пер­вый подход используют большинство зарубежных специалистов. Согласно их точке зрения, изучая морфологию РЖЯ, целесооб­разно выделять классы жестов, сопоставимые с частями речи в словесных языках: жесты-существительные, жесты-прилага­тельные, жесты-глаголы и др.

И действительно, некоторые жес­ты сравнительно легко расклассифицировать таким образом, на­пример включить в группу жестов-существительных МАТЬ, СТОЛ, КНИГА и т. д.; в группу жестов-глаголов УЧИТЬ, СПРА­ШИВАТЬ и др.

Но как быть с жестами, обозначающими одновременно 'лыж­ник', 'ходить на лыжах' 'хождение на лыжах', 'утюг', 'гладить' и 'глажение'? Необходимо выделить формально-грамматические признаки, позволяющие отнести такого рода жесты к существи­тельным или глаголам.

Американские специалисты считают, что ими являются характеристики качества движения.

В американском жестовом языке движения при исполнении жестов-суще­ствительных всегда повторяющиеся и сдержанные (т. е. движе­ния с малой амплитудой, быстрые, напряженные).

В жестах-гла­голах, в отличие от жестов-существительных, используется значительно более широкий набор движений. Они могут выпол­няться (в ряде жестов) в разных направлениях, совершаться не только в быстром темпе, но быть также сравнительно замедлен­ными и т. д.

Это все присуще и рус­скому жестовому языку. Однако, для отнесения жеста к жестам-существительным или жестам-глаголам по качеству движения, не всегда достаточно. Например, жест со значением 'лыжи', 'ходить на лыжах' или 'хождение на лыжах'.

Характер движения при передаче значений 'лыжи' и 'медленно ходить на лыжах' или 'долго ходить на лыжах' действительно различен. При передаче значения 'медленно ходить на лыжах' движения имеют большую амплитуду, выполняются замед­ленно. Но вот при передаче значения 'быстро ходить на лыжах' качество движения такое же, как в жесте 'лыжи'. Тогда как их различить? И американские лингвисты вынуждены признать, что выделенные признаки «работают» не на все жесты. Следует искать дополнительные признаки,. Процедура клас­сификации усложняется. Способ описания оказывается малоэффективным.

 

2. Возможен второй подход к изучению морфологии жес­тового языка. Г.Л. Зайцева считает его более эффективным. При таком подходе нет необходимости «втискивать» единицы РЖЯ в рамки частей речи. Бесспорно, при помощи категории частей речи. удобно анализировать единицы многих словес­ных языков (недаром она используется со времен Аристотеля!). А вот факты жестового языка, плохо укладываются в «части речи».

Сущность предлагаемого автором подхода заключается в анализе морфологии РЖЯ по принципу «от значения к фор­ме», «от смысла к тексту». Этот принцип широко применяется в современной структурной лингвистике.

Как он работает? Ска­жем, рассматривая какое-либо высказывание РЖЯ, мы обна­руживаем, что в нем выражено значение 'множественности'. Дальнейший анализ направлен на выделение формально-грам­матических показателей, т. е. формы выражения смысла 'мно­жественность'. Проанализировав ряд высказываний, обнаружи­ваем набор показателей, при помощи которых интересующее нас значение выражается в РЖЯ.

Применяя этот подход, выявили многие существенные особенности морфологии РЖЯ.

Жесты в высказываниях КЖР исполняются в начальной форме (ср. именительный падеж существительного или инфини­тив глагола в русском языке).

 

Изменения фонем или их оппозиции позволяют:

1) противопоставлять, дифференцировать слова с раз­ным лексико-семантическим значением («бал» — «мал»),

2) пе­редавать грамматическую информацию («рука» — «руки», т. е. единственное и множественное число).

1) лексическое значение:

направление сверху - вниз и справа - налево: ПАПА - МАМА;

направление и характер движения: МОСКВА - БАБУШКА - СТАРЫЙ)

2) или морфологи­ческое (грамматическое) значение:

направлениедвижения: (я) ДАЮ - (мне) ДАЮТ;

однократность - повторяемость движе­ния;

ВСПОМНИТЬ-ВСПОМИНАТЬ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных