ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 6. Лексика РЖЯ. Жест как основная структурно-семантическая единица жестового языка.Лексика РЖЯ, т.е. запас жестов. Никто не знает, сколько всего жестов в РЖЯ, также, как никто не может точно сказать, сколько всего слов в русском, английском и других языках. Можно сказать: в РЖЯ столько жестов, сколько нужно РЖР для того, чтобы глухие могли успешно общаться.
Два главных фактора, обусловливающие особенности лексического состава РЖЯ: 1) специфика функции (обслуживает нужды неофициального общения глухих). 2) своеобразие двигательной субстанции (определяет структуру целого класса жестов, которые выражают некоторые значения, передавая какие-либо внешние признаки предметов, действий и т. д.
Важная особенность лексики РЖЯ В - двигательная субстанция жеста. В РЖЯ много рисующих, пластических, имитирующих действия жестов. Например, жесты обрисовывают контур обозначаемого предмета (рисующие жесты): ШЛЯПА, ЛУНА и др. дают пластическое изображение денотата (пластические жесты): КРОВАТЬ, ЧАШКА и др.; имитируют действия: ПИСАТЬ, БЕЖАТЬ и т.п.
Двигательная субстанция жеста позволяет дифференцированно обозначать смыслы путем изменения направления и качества движения (при одной и той же конфигурации). Так, жесты ПОДНИМАТЬСЯ (в гору) и СПУСКАТЬСЯ (с горы) различаются направлением движения соответственно снизу вверх и сверху вниз; жесты СМОТРЕТЬ и ОСМОТРЕТЬСЯ отличаются качеством движения: в первом случае плавное, во втором — круговое движение и т. п. Подобные явления зафиксированы во многих национальных жестовых языках: американском, английском, шведском и др. Это универсальные признаки различных жестовых языков, или универсалии. Это сходство объясняется общностью их двигательной субстанции. Количество жестов, которые можно рассматривать как эквиваленты, аналоги слов, на несколько порядков меньше. Причина в функциональном назначении РЖР - при помощи РЖР ведутся беседы главным образом на бытовые темы. Поэтому для выражения некоторых понятий, формируемых в процессе обучения, например таких, как «дифференциальное уравнение», «масса тела», «классицизм» и т. п., в РЖЯ специального обозначения нет. В этом случае глухие люди, если им нужно, пользуются калькирующей жестовой речью или словесной речью. Отсутствие в РЖР такого рода жестов о тнюдь не является признаком ее недостаточности, примитивности, а именно и обусловлено особым функциональным назначением. В настоящее время РЖЯ все чаще начинают использовать и в сфере официального общения (на РЖЯ переходят глухие докладчики на конференциях и т. д.), поэтому появляются необходимые жесты (ЛИНГВИСТИКА, ДВУЯЗЫЧИЕ, ГРАММАТИКА и др.). Еще одна важная особенность лексики РЖЯ – ее ярко выраженная связь РЖР с ситуацией разговора (конситуативность). В лексическом составе РЖЯ нет специализированных обозначений того, «что всегда присутствует в разговоре». Например: частей тела (головы, руки, носа и т. п.). Эти значения выражаются простым указанием на свою руку, голову, нос и др. Указательные жесты весьма широко используются в РЖР и имеют большой диапазон функций. Например, рассказывая, какого цвета ствол дерева на картинке, испытуемый в нашем эксперименте просто указал на улицу (через окно):'ствол дерева такого цвета, как стволы деревьев, которые здесь растут'. Использование указательного жеста оказывается возможным благодаря общности предварительных сведений участников разговора, их знаний об окружающей жизни и т. д. Особенно часто указательные жесты применяются при описании пространственных отношений. Например, сообщая, что под столом стоит ведро, глухой учащийся VIII класса исполняет жест СТОЛ (этот жест — он двуручный), затем правая рука убирается, предмет обозначает только левая рука; правой же в это время ученик указывает 'под стол', ниже жеста СТОЛ. Потом показывает жест ВЕДРО. Таким образом, указательный жест является слитным,синкретичным, т. е. недифференцированным обозначением. В первом случае с его помощью выражаются определительные отношения ('ствол дерева серо-коричневого цвета', во втором— пространственные: 'под столом'). Конкретным значением жест наполняет конситуация общения. Синкретизм многих лексических единиц РЖЯ проявляется и в том, что один жест используется для обозначения разных объектов реального мира (денотатов). При этом применение одного жеста для выражения различных значений подчиняется определенным закономерностям. Так, один жест может обозначать: 1) действие — орудие действия ('утюг' и 'гладить', 'веник' и 'подметать' и др.), 2) действие — деятеля — орудие действия ('ходить на лыжах', 'лыжник', 'лыжи' и т. п.).
В то же время в лексическом составе РЖЯ много жестов, передающих значения аналитически, расчлененно. При помощи такого рода обозначений передаются смыслы 'мебель': СТОЛ СТУЛ КРОВАТЬ РАЗНЫЙ; 'овощи': КАРТОФЕЛЬ КАПУСТА ОГУРЕЦ РАЗНЫЙ и др. Расчлененность ярко выражена в условиях, когда требуется выразить смысл, для которого нет готового жеста. Например, для наименования ягоды черники используется жестовая конструкция: ЯГОДА ЕСТЬ ЯЗЫК ЧЕРНЫЙ; для значения 'бирюзовый' — НАПРИМЕР СИНИЙ ОТРИЦАНИЕ (ЗЕЛЕНЫЙ ОТРИЦАНИЕ) СМЕШАТЬ.
В РЖЯ очень сильна тенденция к появлению новых лексических единиц, в которых возникает потребность в процессе общения. Особого рода расчлененность (многословность) связана со своеобразием субстанции жеста. Так, каждое из значений 'стоит на двух ногах', 'стоит на одной ноге', 'стоит на четырех лапах', 'стоит стул' и т. д. передается по-разному. В этом случае специфика субстанции РЖЯ позволяет охарактеризовать то или иное действие при помощи особой конфигурации и движения. Т ем самым разные значения непосредственно разводятся для собеседника, воспринимающего информацию зрительно.
Таким образом, в лексике РЖЯ как бы противоборствуют две тенденции — к синкретизму и расчлененности. Эти же тенденции обнаружены и в разговорных разновидностях других языков, в том числе и в русской разговорной речи. К примеру, в непринужденной обстановке мы достаточно часто говорим, когда хотим попросить что-либо, чтобы снять горячую кастрюлю с плиты: «Дай хваталку» (синкретичное слово) или «Дай чем хватать» (аналитический способ обозначения).
В РЖЯ много разветвленных синонимических рядов, позволяющих точно дифференцировать не только основные значения, но и тонкие смысловые оттенки. Например, значение 'невозможно' выражается пятью жестами-синонимами, значение 'есть, имеется' -- тремя жестами (и их модификациями).
В РЖЯ есть фразеологизмы, идиоматические выражения и т. д. (Плохо изучены). Вот, например, один из жестов, который, видимо, можно отнести к фразеологии РЖЯ (см. жест 197 в словаре). Этот жест значит 'меня это не касается', он исполняется так: пальцами правой руки, как показано на рисунке, говорящий берется за одежду и 2—3 раза приподнимает ткань. Анализ этого класса жестов РЖЯ — дело будущих исследований. Итак, подытожим сказанное.
Специфика структуры жеста заключается прежде всего в своеобразии связей между его компонентами: они воплощаются в жесте одновременно. Этим жест принципиально отличается от слова. В слове фонемы реализуются последовательно во времени. Невозможно одновременно произнести фонемы [б], [а], [л] («бал»). Тем более невозможно сначала выполнить В-конфигурацию, потом поднять руку к лицу и зафиксировать там в неподвижности и, наконец, произвести расслабленной кистью движение справа налево. Жест МАТЬ не получится! Эта особенность структуры жеста очень важна, существенна (релевантна) для выражения лексико-семантических и грамматических значений в РЖЯ.
Изменение характеристик одного или обоих компонентов жеста в РЖЯ выполняет такую же службу. При изменении одного из компонентов жеста, меняется его значение. Например, при изменении лишь одного компонента может измениться Например: 1) изменение характера движения дифференцирует жесты МАТЬ и ОТЕЦ.: МАТЬ - В-конфигурация; около лица; кисть правой руки касается сначала правой щеки, затем – левой; т. е. движется справа налево). ОТЕЦ - В-конфигурация; около лица; кисть руки подносится сначала ко лбу, затем – к подбородку; т. е. движется сверху вниз).
2) изменение направления движения дифференцирует жесты 'я рассказываю', 'мне рассказывают', т.е. субъект и объект действия). 'я рассказываю' – Р-конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно движутся руки); движение от говорящего – (говорящий – субъект действия); большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющееся движение; 'мне рассказывают' – Р-конфигурация; жест исполняется в нейтральном пространстве (перед корпусом говорящего, где естественно и свободно движутся руки); движение к говорящему – (говорящий – объект действия); большой и средний пальцы совершают щелчкообразное, повторяющееся движение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|