Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование различных жестов.




 

I. Системы, имеющие сравнительно узкие коммуникативные функции .

1. Жесты, применяемые в общении. Ж есты очень часто (если не все­гда) участвуют в непосредственном межличностном общении и составляют его весьма важный невербальный компонент. При­чем используются они по-разному, в зависимости от целей и си­туации общения.

1) В официальной обстановке лектор чаще всего прибегает к жестам-указаниям (на какие-либо на­глядные пособия) и жестам, выделяющим главное в содержа­нии, с пособствующим расстановке логических акцентов.

2) При непринужденном, неофициальном общении в разговорной речи функции жестов сложнее и разнообразнее.

· Жесты могут вы­ступать в роли самостоятельных реплик. Скажем, в ответе на вопрос: «Можно взять книгу?» — собеседник делает жест, вы­ражающий разрешение, соглашение.

Широко распространен жест «всплеснуть руками», передающий значение удивления, и т. д.

· Жесты сопровождают словесный (или вербаль­ный) текст, сообщая недостающую в нем информацию: «Дайте мне, пожалуйста, вот такую (жестом показывается ширина) ленту» и др.

· Возможны от­дельные сообщения, состоящие только из жестов: ТЫ — ЗДЕСЬ, ТЫ — ТАМ) (например, при построении людей в какую-либо группу).

 

Высказывания разговорной речи являются результатом вза­имодействия вербальных и невербальных компонентов, причем вербальная — центральная составляющая.

Совокуп­ность жестов, используемых в качестве невербальных компо­нентов в высказываниях разговорной речи, не составляет самостоятельной коммуникативной системы.

 

  1. Использование жестов в искусстве (в пан­томиме, опере, драме и др.).

В пантомиме невербальная комму­никация (жест), наряду с телодвижением, служит для поэтичес­кого воспроизведения различных жизненных ситуаций, чувств и настроений.

В некоторых видах индийского классического те­атра устные монологи, песни и танцы актеры сопровождают же­стами-символами, обозначающими конкретные предметы, дей­ствия, переживания. Такая условная жестовая система понятна всем зрителям этой многоязычной страны и позволяет передавать содержание сложных литературных произведений.

В классичес­ком драматическом театре Японии жесты также являются рав­ноправной частью системы выразительных средств и имеют раз и навсегда установленные значение и форму.

Во всех этих случаях жесты имеют различные функции. Но ни в одном из на­званных направлений жесты также не являются самостоятель­ной системой общения актера с публикой — они всегда только составная часть языка искусства.

 

3. Жесты, применяемые на транспорте, в ар­мии, в спорте и др.

Это самостоятельные невербальные сис­темы общения, хотя и не такие сложные.

На транспорте - набор жестов включает распоряжения постовых-регулировщиков и сигналы водителей. Жестовые сигналы водителей обязатель­ны, когда у транспортного средства отсутствуют или не работа­ют световые указатели поворота и торможения. Определены также жесты-сигналы машинистам поездов, предупреждающие их об опасности.

 

В армиях многих государств установлен набор жестов-при­казов, которые применяются при определенных условиях (не возможность или нецелесообразность подачи команды голосом), для управления строем, для других распоряжений.

 

В спорте. Во время состязаний судьи применяют международные жесты. Ведь их распоряжения должны быть понятны участникам соревнований из любой страны. В различ­ных видах спорта одинаковые по форме жесты имеют различ­ное значение. Например, в хоккее и футболе руки судьи, под­нятые вверх над головой, означают конец игры, а в волейболе — это указание на определенную ошибку игрока и назначение штрафа его команде.

 

Итак, в спорте, на транспорте и т. д. применяются самостоятельные системы, которые хотя и имеют совершенно конкретное назначение и строго ограниченную область применения.

 

II. Более универсальные по назна­чению и сложные по строению жестовые системы ( жестовые системы общения некоторых племен североамериканских индейцев и австралийцев, членов ряда монашеских орденов (принимающих обет молчания) и, дактильную и жестовую речь глухих.

 

1) Жестовые системы некоторых племен североамериканских индейцев и австралийских аборигенов (племени аранта и др.), очевидно, самые древние из известных науке.

Они издавна при­менялись в условиях войны и охоты, когда удобным оказыва­лось беззвучное общение.

- У австралийцев жесты использова­лись во время некоторых ритуальных церемоний. Так, наряду с другими испытаниями, которым подвергался юноша, прежде чем его принимали в коллектив взрослых охотников, он прохо­дил проверку на «умение молчать». Ему разрешалось пользо­ваться только жестовой речью.

 

2) Вдова племени аранта в период траура (от месяца до года) также была обязана прекратить пользоваться устной речью и переходила на жестовый язык, который был понятен всем членам племени. Жестовая систе­ма, функционирующая среди индейцев и в настоящее время, едина для групп, говорящих на родных языках, и использует­ся как средство межплеменного общения. Жестовая речь индей­цев и австралийских аборигенов — не перевод со словесного языка. Она имеет «собственную» грамматику и вполне обеспе­чивает удовлетворение нужд в той сфере коммуникации, для ко­торой предназначена. Основным повседневным средством обще­ния, естественно, служит словесная речь.

 

3) Жестовая система общения, принятая среди членов некото­рых монашеских орденов (траппистов, бенедиктинцев), — так­же своеобразная лингвистическая система. Для монахов, дав­ших обет молчания, жестовая речь — основное средство межличностного общения. Пользуются они, конечно, и пись­менной формой словесного языка.

 

Итак, все кинетические системы раз­личаются:

- по структуре (составу, принципам устройства, уров­ню «коммуникативной самостоятельности»);

- по функциям (сфе­ра и частота использования).

 

4) Дактильная и жестовая речь глухих являются разновидностью двигательной, или кинетичес­кой, коммуникации человечества.

 

Дактильная речь — это особая кинетическая система.

Движения рук (жесты) в данном случае обозначают не сами явления окружающего мира (как в искус­стве, у индейцев и т. д .), а буквы алфавитов национальных язы­ков.

Буквы являются единицами письменной речи. Следовательно, по структуре дактильная речь — это речь при помощи жестовых обозначений букв, иначе говоря, обозна­чения обозначений. Используя набор дактильных знаков, го­ворящий следует грамматике словесного языка (русского, анг­лийского и т. д.). Таким образом, дактильная речь - своеобразная кинетическая форма словесной речи, вербальной коммуникации.

Функции дактильной речи довольно широки:

- дактилология применяется в общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих,

- в меж­личностной коммуникации глухих, осуществляемой главным образом при помощи жестовой речи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных