Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Производственных запасов




 

В экономике понятие оборачиваемости оборотных средств или их структурных составляющих встречается довольно часто. На специализированных тематических www-форумах этот показатель рассматривается как один из основных, а в логистике запасов особое внимание уделяют вопросу скорости оборачиваемости материальных запасов.

Производственные запасы являются структурной составляющей оборотных производственных фондов, потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и возмещаются после каждого производственного цикла.

Производственные запасы включают: сырье, основные и вспомо­гательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относятся: предметы, которые служат менее одного года, специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости, срока службы и др.

Как показывает анализ (с учетом длительности производственного цикла), производственные запасы в структуре оборотных производственных фондов занимают обычно не менее 50%, а при незначительных по величине производственных циклах их доля может составлять более 90%.

Как отмечалось выше, большинство предприятий малого и среднего бизнеса избегают больших запасов с низкой оборачиваемостью. Это позволяет увеличивать оборачиваемость запасов, а также сокращать издержки на содержание запасов.

При этом менеджеры часто подчеркивают (без особой аргументации) тот факт, что чем большее количество оборотов совершают денежные средства, вложенные в создание, например, товарных запасов в торговой организации, тем это лучше с экономической точки зрения.

Осуществим экономическое обоснование, ответив на два вопроса, которые приведены ниже.

1. Верным ли является утверждение: «Чем большее количество оборотов совершают денежные средства, вложенные в создание материальных запасов, тем это лучше с экономической точки зрения»?

2. Как определить оптимальный уровень оборачиваемости про­изводственных запасов?

Важнейшим показателем, который позволяет рассчитать количе­ство оборотов финансовых средств, вложенных в создание запасов, в течение установленного промежутка времени, является коэффициент оборачиваемости (Коб), который определяется делением объема потребления запасов (S) за установленный промежуток времени на средний остаток (Оср) на складе за данный промежуток времени:

(2.17)

Следует подчеркнуть, что объем потребления запасов (S), как и средний остаток (Оср), могут иметь как денежное исчисление, так и натуральное. Причем денежное исчисление незаменимо, когда необходимо определить коэффициент оборачиваемости по всей номенклатуре запасов склада. В свою очередь, натуральное исчисление, отличающееся более высокой точностью расчетов, целесообразно применять при оценке оборачиваемости отдельных наименований запасов.

Необходимо отметить, что средний остаток (Ос) в литературе часто отождествляют со средним запасом товара на складе. Как показывает практика, средний запас товара может варьировать. Так, средний запас (остаток) на уровне половины заказа (q/2) получается, если доставка нового заказа осуществляется в момент, когда предыдущий полностью закончился (идеальная система управления запасами). В противном случае, если при управлении запасами предусматривается страховой запас, средний запас (остаток) может изменяться в пределах (0,6...0,8)∙q.

Итак, верным ли является утверждение: «Чем большее количество оборотов совершают денежные средства, вложенные в создание материальных запасов, тем это лучше с экономической точки зрения»?

Рассмотрим следующий пример. Агросервисной организации для проведения ремонтных работ с декабря по февраль включительно потребуется около 300 лемехов. Их транспортировка и хранение осуществляются в ящике, линейные размеры которого 800x600x600мм. Удаленность поставщика составляет 55км. Цена лемеха – 70 тыс. руб. Требуется определить, какое влияние оказывает скорость оборачиваемости на совокупные затраты, связанные с формированием и управлением запасами лемехов, за период с декабря по февраль.

Рассчитаем совокупные расходы на формирование и управление запасами лемехов с декабря по февраль включительно для следую­щих размеров заказов: 150, 100 и 50 лемехов, учитывая, что их доставка будет осуществляться собственным транспортом грузоподъемностью 0,8т. При этом возможны ситуации, описанные ниже.

1. Доставка только лемехов без догрузки транспортного средства до величины грузоподъемности.

2. Доставка лемехов осуществляется от одного поставщика па­раллельно с другими рабочими органами (запчастями) до полной загрузки транспортного средства (в соответствии с грузоподъемностью).

3. Доставка лемехов осуществляется от одного поставщика па­раллельно с другими рабочими органами (запчастями) с частичной догрузкой транспортного средства.

Для выработки конкретных предложений оценим две ситуации.

Рассмотрим первую ситуацию: доставка только лемехов без догрузки транспортного средства до величины грузоподъемности.

Определим затраты на выполнение одного заказа (Сеo) с учетом того, что внутрихозяйственная тарифная ставка на выполнение транспортной работы в организации составляет 0,6тыс.руб. за 1км. Транспортное средство осуществляет доставку только лемехов, поэтому затраты на выполнение одного заказа не зависят от размера заказа и составят 66тыс.руб. ([55км+55км]∙0,6тыс.руб./км).

Рассчитаем затраты на хранение лемехов, принимая во внимание тот факт, что при размере заказа 150шт. для хранения потребуется два ящика, при размере 100шт. и менее – один ящик, а издержки на эксплуатацию 1м2 пола склада за месяц составляют 5тыс.руб. Один ящик занимает 0,5м2 пола склада. Однако, учитывая размеры проходов вдоль ящика, на каждый ящик потребуется не менее 1м2. Таким образом, для размера заказа 150 лемехов затраты на хранение двух ящиков с декабря по февраль составят 30тыс.руб. (2 ящика∙1м2∙5тыс.руб./(м2∙мес.)∙3мес.). В свою очередь, для размеров заказа 100 и 50 лемехов – 15тыс.руб. (1 ящик∙1м2∙5тыс.руб./(м2∙мес.)∙3 мес.).

Коэффициент эффективности финансовых вложений (Е) за три месяца примем 0,08, т.е. предусматривая незначительное развитие организации.

Таким образом, совокупные расходы на формирование и управление запасами лемехов с декабря по февраль включительно для размеров заказов 150, 100 и 50 лемехов соответственно составят:

Анализ полученных результатов для первой ситуации позволяет сделать следующие выводы и предложения.

1. Когда выполнение заказа предусматривает доставку лишь одного наименования товара, негативное влияние на совокупные затраты (Сc) оказывают как большие, так незначительные по величине размеры заказа.

2. Большие заказы обусловливают повышение совокупных затрат (Сc) из-за «затормаживания» оборачиваемости финансовых средств, вложенных в создание запасов, а также увеличение затрат на хранение запасов.

3. Незначительные по величине заказы, несмотря на то что они способствуют ускорению оборачиваемости финансовых средств, вло­женных в создание запасов, также являются причиной повышения совокупных затрат (Сc), Это обстоятельство объясняется тем, что «маленькие» заказы требуют большого количества заказов в течение установленного периода времени. Так, при размере заказа 50шт. потребуется сделать шесть заказов, т.е. в 2 раза больше, чем при размере заказа 100шт., или в 3 раза больше, чем при размере заказа 150шт.

Рассмотрим вторую ситуацию: доставка лемехов осуществляется от одного поставщика параллельно с другими рабочими органами (запчастями) до полной загрузки транспортного средства (в соответствии с грузоподъемностью).

Очевидно, что доставка лемехов во втором случае окажет влияние лишь на величину затрат, связанных с выполнением одного заказа (Сeo). При указанных величинах заказов – 150, 100, 50 лемехов – грузоподъемность транспортного средства будет использована на 94, 63 и 31% соответственно. С учетом этого обстоятельства совокупные расходы на формирование и управление запасами лемехов с декабря по февраль включительно для размеров заказов 150, 100 и 50 лемехов соответственно составят:

Анализ полученных результатов для второй ситуации позволяет сделать выводы и предложения, приведенные ниже.

Когда выполнение заказа предусматривает доставку лемехов от одного поставщика параллельно с другими рабочими органами (зап­частями) до полной загрузки транспортного средства (в соответствии с величиной грузоподъемности), с уменьшением размера заказа со­кращаются также и совокупные затраты (Сс). Иными словами, для второй ситуации можно утверждать, что «чем большее количество оборотов совершают денежные средства, вложенные в создание материальных запасов, тем это лучите с экономической точки зрения».

Однако следует отметить, что сокращение размера заказа имеет, как правило, определенное ограничение. Оно связано с тем, что размер заказа не должен быть меньше ожидаемого потребления указанного наименования товара за время выполнения заказа. Так, например, если время выполнения заказа, которое включает оформление, оплату и доставку заказа лемехов, составляет не более 3 дней, то минимальный размер заказа при 5-дневной рабочей неделе составит 15 лемехов (3 дня∙300 лемехов:60 рабочих дней).

Важно подчеркнуть, что вторая ситуация на практике встречается крайне редко, так как лишь в отдельных случаях один поставщик способен обеспечить поставку по всей номенклатуре производственных запасов. Чтобы обеспечить полную загрузку транспортного средства в соответствии с его грузоподъемностью, нужно прибегнуть к услугам, как правило, двух и более поставщиков, что в результате обусловливает повышение затрат на выполнение одного заказа по определенному наименованию товара по сравнению со второй ситуацией.

Следовательно, анализируя результаты представленного выше примера, можно утверждать, что в большинстве случаев транспортные расходы за время потребления величины (S) обратно пропор­циональны размеру заказа (рис. 2.15).

Таким образом, исходя из представленного выше обоснования, можно сделать вывод, что утверждение «чем большее количество оборотов совершают денежные средства, вложенные в создание материальных запасов, тем это лучше с экономической точки зрения» в большинстве производственных ситуаций с экономической точки зрения неправомерно.

Чтобы ответить на второй вопрос (Как определить оптимальный уровень оборачиваемости производственных запасов?), обратимся к зависимости (2.17) вычисления коэффициента оборачиваемости (Kоб).

 

Рис. 2.15. Графическая зависимость транспортных расходов за период времени потребления

величины (S) от размера заказа

 

Анализ этой зависимости показывает, что количество оборотов, которое совершают производственные запасы определенного на­именования в течение периода времени потребления величины (S), обратно пропорционально размеру их среднего остатка (Оср) или среднего запаса на складе.

В свою очередь, размер среднего остатка (среднего запаса) оп­ределенного наименования товара прямо пропорционален размеру заказа по данному наименованию.

Из представленного выше обоснования с экономической точки зрения нецелесообразно делать как «большие», так и «маленькие» заказы.

Таким образом, оптимальный уровень оборачиваемости произ­водственных запасов будет обеспечен при оптимальном размере заказа товара.

Рассчитаем оптимальный размер заказа для нашего примера, допуская, что доставка лемехов будет осуществляться без догрузки транспортного средства до величины грузоподъемности.

Транспортные расходы на выполнение одного заказа (Сео) составят 66тыс.руб. (см. первую ситуацию).

Рассчитаем затраты на хранение одного лемеха в течение 3мес., принимая (Сехр), что средний запас (остаток) лемехов на складе равен половине заказа (q/2), т.е. допуская, что доставка нового заказа осуществляется в момент, когда предыдущий полностью закончился. Они составят 0,5тыс.руб. (1 ящик∙1м2∙5тыс.руб./(м2∙мес.)∙3мес.:30 лемехов), где 30 лемехов – предполагаемый средний запас (остаток) на складе.

Коэффициент эффективности финансовых вложений (Е) за 3мес. примем 0,08, т.е. предусматривая незначительное развитие организации.

Тогда предварительно оптимальный размер заказа:

Пересчитаем затраты на хранение одного лемеха в течение 3 мес., принимая (Сехр), так как средний запас лемехов на складе равен не 30, а 40шт. Они составят 0,375тыс.руб. (1 ящик∙1м2∙5тыс.руб./(м2∙мес.)∙3мес.: 40 лемехов).

Следовательно, окончательно оптимальный размер заказа:

Исходя из оптимального размера заказа, средний размер запаса (средний остаток) составит 40 лемехов (81/2). В свою очередь, оптимальный уровень оборачиваемости лемехов с декабря по февраль включительно согласно зависимости (2.17):

Таким образом, скорость оборачиваемости финансовых средств, вкладываемых в создание производственных запасов, должна иметь оптимальные значения, что достигается путем эффективного управления запасами, которое предусматривает оптимальные размеры заказов по отдельным наименованиям товарной номенклатуры склада.

 

Тестовые задания

 

Задание №13. Какую размерность имеет величина Сехр в формуле по определению оптимального размера заказа?

а) руб.;

б) руб./шт.;

в) руб./шт. за период времени оборота величины (S));

г) руб./за период времени оборота величины (S).

Задание №14. Какую размерность имеет величина S в формуле, по определению оптимального размера заказа:

а) шт.;

б) шт./за соответствующий промежуток времени;

в) руб.;

г) шт./день.

Задание №15. Рассчитайте оптимальный размер заказа долот ППН. 8.30/50-313 для следующей производственной ситуации. Потребление долот за квартал – 500шт., удаленность поставщика – 80км. Тарифная ставка на внутрихозяйственные грузоперевозки равна 0,6тыс.руб./км. Эти рабочие органы транспортируются и хранятся в ящике длиной 600мм и шириной 400мм. При транспортировке ящик занимает 0,3 объема грузового отсека. Затраты на хранение 1м2 пола составляют 5тыс.руб. за 1мес. Стоимость одного долота – 16тыс.руб. Коэффициент Е равен 0,5 (1/год).

а) 115шт.;

б) 60шт.;

в) 157шт.

Задание №16. В чем заключается главная особенность работы системы управления запасами с фиксированным размером заказа?

а) в наличии фиксированного размера заказа;

б) в заниженном уровне максимального желательного уровня запасов;

в) в необходимости регулярного (ежедневного) контроля уровня запасов.

Задание №17. В какой момент времени делается заказ в системе управления запасами «минимум-максимум»?

а) при достижении порогового уровня запаса товара на складе;

б) при достижении порогового уровня запаса товара на складе, а также через фиксированный интервал времени между заказами;

в) через фиксированный интервал времени между заказами, но лишь в том случае, если в этот момент времени уровень запаса товара на складе равен пороговому уровню или ниже его;

г) через фиксированный интервал времени между заказами.

Задание №18. В какой момент времени делается заказ в системе управления запасами с фиксированным размером заказа?

а) при достижении порогового уровня запаса товара на складе;

б) при достижении порогового уровня запаса товара на складе, а также через фиксированный интервал времени между заказами;

в) через фиксированный интервал времени между заказами, но лишь в том случае, если в этот момент времени уровень запаса товара на складе равен пороговому уровню или ниже его;

г) через фиксированный интервал времени между заказами.

Задание №19. В какой момент времени делается заказ в системе управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами?

а) при достижении порогового уровня запаса товара на складе;

б) при достижении порогового уровня запаса товара на складе, а также через фиксированный интервал времени между заказами;

в) через фиксированный интервал времени между заказами, но лишь в том случае, если в этот момент времени уровень запаса товара на складе равен пороговому уровню или ниже его;

г) через фиксированный интервал времени между заказами.

Задание №20. Для каких целей определяют максимальный же­лательный уровень запасов товара в системе управления запасами с фиксированным размером заказа?

а) для расчета размера заказа;

б) для определения момента времени очередного заказа;

в) для определения минимально необходимой площади пола склада, выделяемой для хранения товара.

Задание № 21. Что представляет собой отношение величины оборота товара на складе за определенный промежуток времени (S) к величине оптимального размера заказа (см. формулу определения фиксированного интервала времени между заказами)?

а) оборачиваемость товара на складе;

б) среднюю величину заказа за промежуток времени оборота величины S;

в) количество заказов за время оборота величины S.

Задание № 22. Чему равен пороговый уровень запаса, если известно, что время выполнения заказа – 3 дня, время возможной задержки поставки – 2 дня, размер гарантийного запаса – 100ед.?

а) 300ед.;

б) 350ед.;

в) 200ед.;

г) 250ед.

Задание №23. Определите годовые прямые затраты на транс­портировку и хранение запасов. Известно, что годовое потребление товара на складе – 800ед., оптимальный размер заказа – 80ед. издержки на доставку одного заказа – 20у.е., затраты на хранение единицы товара в течение месяца – 1у.е.

а) 680у.е.;

б) 240у.е.

Задание №24. Величина оптимального размера заказа означает:

а) его минимальный размер;

б) его максимальный размер;

в) его максимально возможный размер;

г) его минимально необходимый размер;

д) его максимально необходимый размер.

Задание №25. Максимальный желательный запас в системе «минимум-максимум» равен:

а) сумме гарантийного уровня запасов и оптимального размера заказа;

б) сумме гарантийного уровня запасов и произведения фикси­рованного интервала времени между заказами и дневного потребления товара на складе;

в) произведению суммы времени задержки поставки и интервала времени между заказами и дневного потребления товара на складе.

Задание №26. Чему равен размер заказа в системе с фиксированным интервалом времени между заказами?

а) оптимальному размеру заказа;

б) сумме дневного потребления товара на складе и разности максимального желательного уровня запасов и текущего уровня запасов в момент времени, когда необходимо делать очередной заказ;

в) сумме произведения времени выполнения заказа и дневного потребления товара на складе и разности максимального желательного уровня запасов и текущего уровня запасов в момент времени, когда необходимо делать очередной заказ.

Задание № 27. В какой системе управления запасами не применяется пороговый уровень запасов?

а) в системе с фиксированным размером заказа;

б) в системе с фиксированным интервалом времени между заказами;

в) в системе с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня;

г) в системе «минимум-максимум».

Задание №28. По какой характеристике спроса проводится разбиение всей номенклатуры товаров на складе на группы А, В, С при анализе ABC?

а) по прогнозируемости спроса;

б) по величине спроса.

Задание №29. По какому показателю спроса проводится разбиение всей номенклатуры товаров на складе на группы X, Y, Z при XYZ-анализе?

а) по прогнозируемости спроса;

б) по величине спроса.

Задание №30. Что можно сказать о прогнозируемости спроса на товар, если коэффициент вариации спроса за анализируемый период равен нулю?

а) товар пользуется постоянным спросом;

б) товар обладает хорошей прогнозируемостью спроса;

в) товар обладает неудовлетворительной прогнозируемостью спроса.

Задание №31. Товары, которые вошли в ячейку АХ матрицы ABC-XYZ-анализа, обладают спросом:

а) большим по величине и удовлетворительным по прогнозируе­мости;

б) значительным по величине и колебанию;

в) большим по величине и хорошим по прогнозируемости;

г) незначительным по колебанию и величине.

Задание №32. Товары, которые вошли в ячейку СХ матрицы ABC-XYZ-анализа, обладают спросом:

а) большим по величине и удовлетворительным по прогнозируе­мости;

б) значительным по величине и колебанию;

в) большим по величине и хорошим по прогнозируемости;

г) незначительным по колебанию и величине.

Задание №33. Для каких товаров целесообразно применять систему управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами?

а) для пользующихся большим спросом;

б) для пользующихся незначительным спросом;

в) для имеющих неудовлетворительную прогнозируемость спроса;

г) для имеющих хорошую прогнозируемость спроса;

д) для пользующихся высоким спросом и имеющих хорошую прогнозируемость спроса;

е) для пользующихся высоким спросом и имеющих неудовле­творительную прогнозируемость спроса.

Задание №34. В каких случаях целесообразно применять систему управления запасами с фиксированным размером заказа для всех позиций товарной номенклатуры?

а) если товарная номенклатура включает 10 позиций (на пред­приятии не применяется конфигурация «1С:Склад»);

б) если товарная номенклатура включает 100 позиций и более (на предприятии не используется конфигурация «1С:Склад»);

в) если на предприятии применяется конфигурация «1С:Склад».

Задание №35. Для каких товаров целесообразно применять систему управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до установленного уровня?

а) для пользующихся высоким спросом;

б) для пользующихся незначительным спросом;

в) для имеющих неудовлетворительную прогнозируемость спроса;

г) для имеющих хорошую прогнозируемость спроса;

д) для пользующихся высоким спросом и имеющих удовлетво­рительную прогнозируемость спроса;

е) для пользующихся высоким спросом и имеющих неудовле­творительную прогнозируемость спроса.

Задание №36. Для каких товаров целесообразно применять систему управления запасами «минимум-максимум»?

а) для пользующихся высоким спросом;

б) для пользующихся незначительным спросом;

в) для имеющих неудовлетворительную прогнозируемость спроса;

г) для имеющих хорошую прогнозируемость спроса;

д) для пользующихся высоким спросом и имеющих хорошую прогнозируемость спроса;

е) для пользующихся высоким спросом и имеющих неудовле­творительную прогнозируемость спроса.

Задание №37. Определите оптимальный размер партии из трех возможных при оптовой скидке. Структура цен и издержки приведены в таблице. Годовое потребление равно 100 000 шт. Затраты на выполнение одной поставки составляют 44тыс.руб.

Размер партии поставки, шт. Цена, за 1 шт., руб. Затраты на хранение единицы товара за год, % от цены
1-3000    
3001-3500    
3501 и более    

 

а) 1-3000 шт.;

б) 3001-3500 шт.;

в) 3501 шт. и более.


 

ТЕМА 3

ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА

 

Изучив материал по данной теме, вы должны уметь:

1) сформулировать определение, задачи и функции закупочной логистики;

2) пояснить, в чем заключаются особенности методов закупочной логистики;

3) рассказать о том, как осуществляется планирование закупок;

4) изложить достоинства и недостатки основных методов закупки;

5) привести перечень основных документов при оформлении заказа;

6) рассказать, в каких случаях экономически целесообразно про­водить конкурсные торги; обозначить этапы их проведения;

7) объяснить, в чем заключается суть письменных переговоров при выборе поставщика;

8) определить рейтинг поставщика.

Определение метода закупок на перспективу. Обычно это выбор между традиционным способом, основанным на хранении запасов (обязательное наличие складского хозяйства), и способом «точно в срок», предполагающим незначительное количество запасов или их полное отсутствие. В качестве оценочного при выборе какого-либо способа должен выступать критерий минимума совокупных затрат на закупку сырья и полуфабрикатов при обеспечении нормальной работы организации. Учитывается также ряд дополнительных факторов, касающихся особенностей производства.

В частности, бесперебойная работа заводов по переработке сахарной свеклы и картофеля требует обязательного наличия развитой складской инфраструктуры (овощехранилищ), что связано, в первую очередь, с сезонностью сельскохозяйственного производства. Так, массовая уборка и реализация товарной продукции этих культур сельскохозяйственными товаропроизводителями осуществляются осенью. Последнее обстоятельство обусловливает создание мощных сырьевых хранилищ и позволяет перерабатывающим предприятиям обеспечивать свое производство сырьем наилучшего качества и по низким (оптовым) ценам.

Метод поставок «точно в срок» получил широкое распространение в машиностроении в сборочном производстве. Характерным примером является поставка сидений для автомобилей «Мерседес-Бенц» на сборочный завод концерна «Daimler-Chrysler» в г. Бремен (Германия). Поставки осуществляет специализированное предприятие – фирма «Кайнер-Рекаро», которая находится в 6 км от основного производства. Предварительное планирование закупок осуществляется на срок до 6мес. от начала поставки и включает информацию о примерной потребности и типоразмерах комплектующих. Фаза уточнения поставок начинается за 15 дней до начала сборки конкретной партии автомобилей. Здесь уточняются количество, типоразмеры и отделка необходимых сидений.

Исходя из конкретных заказов потребителей, сборочный завод за неделю до начала выпуска очередной партии автомобилей формирует производственную программу, на основании которой субпоставщик организует свой производственный процесс. С началом сборки конкретный (синхронный ей) запрос на сиденья отправляется на завод для точного согласования темпа основного производства и темпа сборки и отправки сидений. Через 6 ч после начала сборки конкретного автомобиля на соответствующий пост сборочного производства поступает и встраивается в автомобиль заказанный комплект сидений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных