ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление материальными запасами с применениемABC-XYZ анализа
АВС-анализ Идея ABC-анализа заключается в том, чтобы из всего множества однотипных объектов, например ассортимента товаров, выделить наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели. Исторически происхождение метода связано с решением снабженческих проблем управления ассортиментной политикой, с необходимостью концентрации усилий на тех запасах, которые имеют наибольший вес в общей стоимости сырья и материалов. ABC-анализ опирается на гипотезу о том, что в реальности обычно около 20% элементов обеспечивают около 80% результата. Эта гипотеза основана на так называемом принципе (правиле) Парето, который был выдвинут итальянским инженером, экономистом и социологом Вильфредо Парето и утверждает, что в пределах заданной группы или совокупности отдельные объекты имеют гораздо большее значение, чем то, которое соответствует их доле в численности этой группы. Этот метод размещения товаров прост в расчетах, не требует значительных исследований исходящего материалопотока, поскольку основан только на данных о средних величинах спроса (потребления) по каждому наименованию запасов. Существует метод, основанный на более сложном рассмотрении характеристик спроса (потребления). Метод предполагает ABC-анализ с построением кривой Лоренца - соотношения количества наименований запасов и его доли в общем обороте фирмы. По результатам анализа наименования товара подразделяются на три группы: А-20% ассортимента, составляющие 80% оборота; В-30% ассортимента, составляющие 15% оборота; С-50% ассортимента, составляющие 5% оборота (рис. 2.14). Анализ рисунка показывает, что товары групп А и В обеспечивают основной товарооборот. В связи с этим необходимо поддерживать постоянное их наличие на складе. Между тем актуальной является проблема выбора признака, на основании которого будет осуществляться классификация объектов управления (материальных запасов). Как показывает практика применения ABC-анализа, разбиение ассортиментных групп осуществляется с учетом значимости отдельных товарных позиций. При этом понятие «значимость» предполагает определение доли того или иного наименования запасов в общем объеме реализации. В свою очередь измерение объема реализации осуществляется или в денежном, или в натуральном исчислении. Как правило, предпочтение отдается денежной форме без особой аргументации. Так, например, в группу А обязательно войдет товарная позиция, которая обеспечивает наибольший годовой объем реализации, независимо от того, в каком количестве (натуральном исчислении) был реализован товар в течение года. Номенклатура запасов на складе, % Рис. 2.14. Кривая Лоренца АВС-анализа
Осуществим экономическое обоснование, отвечая на вопрос: какой форме исчисления (денежной или натуральной) следует отдавать предпочтение при разбиении ассортиментной группы товаров при АВС-анализе. Рассмотрим следующий пример. В ассортиментную группу товаров входят 30 позиций. Как показывает опыт, наибольший объем реализации за год обеспечен по товарным позициям №1 и №4. Он составил (без учета торговых наценок) соответственно 10 и 9,5млн.руб. Следуя традиционному порядку разбиения ассортиментной группы, в группе А на первом месте будет находиться товар №1. Но насколько правомерно это утверждение с экономической точки зрения? Для ответа на поставленный вопрос необходимо провести более детальное сравнение, определив уровень рентабельности торговой деятельности по указанным товарным позициям. На основании опыта работы установлено, что закупочная цена по товарам №1 и № была равна 2 и 0,5млн.руб. соответственно. При этом товары заказывались у одного и того же поставщика. Кроме того, известно, что по указанным позициям проводилась бездефицитная работа, а средний размер запаса, который имел место на складе в течение года по позициям № 1 и № 4, составлял 2 и 3шт. соответственно. Определяем годовой уровень рентабельности торговой деятельности (R) по указанным товарным позициям по формуле (2.14) где Ор – годовой объем реализации по товарной позиции, тыс.руб.; Сс – совокупные годовые затраты на формирование и управление запасами по товарной позиции, тыс.руб. Годовой объем реализации по товарной позиции Ор рекомендуется определять по зависимости (2.15) где Р – закупочная цена товара (товарной позиции), тыс.руб./шт.; S – величина потребления (оборота) товара за год, шт./год (в нашем примере по товару №1-5, по товару №4-19); kт.н. – коэффициент, отражающий величину торговой наценки (в нашем примере при 30%-ной торговой наценке равен 0,3). Рассчитаем совокупные годовые затраты на формирование и управление запасами по товарным позициям №1 и №4 с учетом потерь финансового капитала («замораживание»), вложенного в создание запасов, учитывая, что транспортные расходы и связанные с ними издержки (погрузка, разгрузка) на выполнение одного заказа (Сео) по указанным товарным позициям равны между собой составляют 50тыс.руб., а издержки на хранение единицы товара в течение года (Сехр) также равны и составляют 10тыс.руб. за единицу товара (1шт.). Для товарной позиции №1: Для товарной позиции №4: С учетом исходной информации и результатов проведенных расчетов определяем годовой уровень рентабельности торговой деятельности (R) по товарным позициям №1: где 13 000 – годовой объем реализации по товарной позиции №1 (2000 тыс.руб./шт.·5шт.·1,3), тыс.руб. Для товарной позиции № 4: Более чем двукратное превышение годового уровня рентабельности по позиции №4 по сравнению с позицией №1 обусловлено более высоким уровнем (коэффициентом) оборачиваемости финансовых средств, вкладываемых в формирование и управление запасами. Так, по товарной позиции №4 финансовые средства совершают около 6 оборотов (19/3), тогда как по товарной позиции №1 – лишь 2,5 оборота (5/2). Этот пример позволяет утверждать, что «значимость» (как оценочный показатель при разбиении ассортиментной группы товаров на А, В, С группы ABC-анализа) должна определяться, в первую очередь, не величиной годовой реализации в денежном исчислении а величиной спроса (потребления) за год (другой установленный промежуток времени) в натуральном исчислении. Так, в пашем примере величина спроса по товарной позиции №4 составляет 19шт. за год, а по товарной позиции №1 – лишь 5шт. за год. Следовательно, товарная позиция №4 должна иметь более высокую значимость для торговой организации, чем товарная позиция № 1. Таким образом, исходя из классической формулировки АВС-анализа, а также представленных выше рассуждений, рекомендуется приведенный ниже алгоритм разбиения товарной номенклатуры на группы А, В, С. Товарная номенклатура организации (склада) разбивается на ассортиментные группы товаров (товары, связанные хотя бы одним признаком), например, на группы, сформированные исходя из назначения товаров. Товары в пределах отдельных ассортиментных групп разбиваются на три группы – А, В, С. В группу А должны войти 15-25% товаров от их общего количества в ассортиментной группе, которые имеют наибольшую величину спроса (потребления) в натуральном исчислении (шт., ед., т, м3, рулонов, бухт и т.п.). В группу В должны войти следующие (по величине спроса) 20-40% товаров от их общего количества в ассортиментной группе. В группу С войдут оставшиеся 35-65% товаров данной ассортиментной группы. Группы А, В, С формируются в пределах товарной номенклатуры организации (склада) путем объединения соответствующих групп по всем ассортиментным группам товаров. Метод ABC-анализа позволяет оценивать величину спроса на товары в пределах всей номенклатуры запасов. АВС-XYZ-анализ ABC-анализ, основанный на данных о средних величинах спроса за установленный промежуток времени, не позволяет прогнозировать спрос на товары. В связи с этим возник метод, основанный на более сложном рассмотрении характеристик спроса на товары. Он предполагает вначале АВС-, а затем - XYZ-анализ. Последний предусматривает разбиение всей номенклатуры товаров на три группы – X, Y, Z в зависимости от прогнозируемости спроса (потребления) на них. Прогнозируемость спроса (потребления) на товар определяется помощью коэффициента вариации спроса на товар. Этот коэффициент рассчитывается по уравнению (2.16) где i – номер интервала; n – количество интервалов, на которое разбивается установленный период (например, год разбивают на 12 мес.); хi – i-е значение спроса на определенный вид товара за i-й период (мес.), шт. (т, руб.); – среднее значение спроса на определенный вид товара за установленный период анализа, например за год (Σxi/n). После расчета коэффициента вариации для всей номенклатуры товаров необходимо упорядочить их по соответствующим группам. Предлагаемый алгоритм разделения номенклатуры представлен в табл. 2.2. Таблица 2.2 Алгоритм разделения запасов на группы (X, Y, Z)
Следует отметить, что интервалы могут принимать другие значения. После проведения XYZ-анализа заполняется матрица по следующей форме (табл. 2.3). Таблица 2.3 Матрица ABC-XYZ-анализа
В соответствующую клетку матрицы вносят номера (наименования) товаров, одновременно относящихся к двум группам, например А и X. Матрица АВС-XYZ-анализа позволяет охарактеризовать спрос (потребление) на товары по двум оценочным показателям: величине и прогнозируемости. Так, например, товары, которые вошли в ячейку АХ, отличаются высоким спросом и хорошей прогнозируемостью спроса. В свою очередь, товары CZ отличаются невысоким спросом и неудовлетворительной прогнозируемостью. Важно подчеркнуть, что ABC-XYZ-анализ должен обязательно предшествовать выбору оптимальной системы управления запасами для соответствующей товарной позиции. При этом система управления запасами должна отвечать требованиям, предъявляемым к наличию товаров на складе. Например, для сугубо торговой организации по товарной продукции, которая входит в группы АХ и ВХ, AY и BY, AZ и BZ, должна обеспечиваться бездефицитная работа, так как эти товары отличаются высокой и средней величиной спроса (потребления) на них. И, наоборот, по товарным позициям, которые входят в группы CY и CZ, целесообразно работать под заказ, тем самым допуская дефицит указанных товаров. Таким образом, применение ABC-XYZ-анализ обусловливает необходимость сбора информации об изменении величины спроса на товары. Реализация этой предпосылки на практике для организаций с многочисленной номенклатурой запасов невозможна без внедрения информационных систем управления производством (ERP-систем) (см. тему 11).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|