Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Текст № 31.ФИЛИПП ФЁДОРОВИЧ ФОРТУНАТОВ




Выдающийся русский лингвист Филипп Фёдорович Фортунатов родился в семье педагога – директора Петрозаводской гимназии. Поступив на историко-филологический факультет в Московский университет, Ф. Ф. Фортунатов под руководством Фёдора Ивановича Буслаева увлечённо занимался сравнительно-историческим языкознанием, изучал древнеиндийские памятники письменности. В 1875 г. была опубликована его магистерская диссертация «Samaveda – Aranyaka – Samhita», представлявшая собой критическое издание, перевод и комментарий этого древнейшего ведического текста. В качестве приложения был дан очерк «Несколько страниц из сравнительной грамматики индоевропейских языков». Это была первая русская работа по сравнительному языкознанию – направлению, господствовавшему в лингвистике на протяжении всего XIX столетия.

В 1876 г. Ф. Ф. Фортунатов был избран профессором кафедры сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков и началась его педагогическая деятельность в Московском университете. «Неимоверно разрослось то дело, которое 22 января 1876 года в 10 часов утра начал молодой доцент Фортунатов», – писал Михаил Николаевич Петерсон о своём учителе. За время работы в Московском университете Ф. Ф. Фортунатов создал целую систему преподавания лингвистических дисциплин для подготовки специалистов по сравнительно-историческому языкознанию.

Исследования в этих направлениях могли проводить лишь высококвалифицированные специалисты. Для работы в области сравнительно-исторического языкознания, во-первых, необходимо было овладеть основными, так называемыми опорными языками; древнеиндийским, древнегреческим, латинским, старославянским и литовским. По всем этим языкам велись специальные занятия. Во-вторых, читались общие теоретические курсы. Лекции Ф. Ф. Фортунатова отличались глубиной мысли и содержали богатейший фактический материал. «Предметом, изучаемым в языковедении, является не один какой-либо язык и не одна какая-либо группа языков, а вообще человеческий язык в его истории», – говорил он.

Лекции Ф. Ф. Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты. На его учении выросла Московская фортунатовская школа в языкознании, или Московская лингвистическая школа. Ученики Фортунатова в разных научных областях последовательно проводили основную идею своего учителя: «Лингвистические задачи следует решать лингвистическими методами». В то время господствовало представление о том, что предмет языкознания находится в ведении различных дисциплин: синтаксис принадлежит логике, морфология – психологии, фонетика – акустике и физиологии, а лексика – истории народа. Лингвистику не признавали самостоятельной наукой. Основоположники сравнительно-исторического языкознания, исследовав определённые звуковые изменения в родственных языках, сформулировали первые языковые законы и методы исследования. Благодаря этим достижениям лингвистика стала наукой. Фортунатовская школа продолжила деятельность, превратившую описательное языкознание в подлинную науку, освобождая лингвистику от психологизма, а язык – от навязанных, несвойственных ему явлений и категорий.

Ешё в курсе лекций 1882/83 гг. Ф. Ф. Фортунатов ввёл термин морфология вместо бытовавшей в то время этимологии и разработал учение о форме слова, превратив морфологию в самостоятельную дисциплину об устройстве морфологического яруса языка. Фортунатовское учение о форме слова опиралось на реально существующее в языке материальное выражение этой формы, т. е. форма слова могла быть установлена только там, где она материально представлена. Это положение не давало возможности фантазировать, рассуждая о языке. Язык, по Ф. Ф. Фортунатову, – это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловле­но, а её закономерности можно строго обосновать и проверить.

Учение о грамматической форме вызвало в лингвистике шквал плодотворных идей, оно было продолжено учениками Ф, Ф. Фортунатова, так называемым вторым поколением Московской лингвистической школы: Николаем Николаевичем Дурново, Дмитрием Николаевичем Ушаковым, Михаилом Николаевичем Петерсоном, Александром Матвеевичем Пешковским, Алексеем Александровичем Шахматовым, Александром Ивановичем Соболевским, Виктором Карловичем Поржезинским и др.

Фортунатовская морфология, его учение о форме слова заложили фундамент нового лингвистического мировоззрения, нацеленного на поиск внутренних, собственно лингвистических связей, закономерностей в языке. Не случайно ученики учеников Ф. Ф. Фортунатова, молодые последователи его учения, уже третье поколение Московской лингвистической школы – Рубен Иванович Аванесов, Владимир Николаевич Сидоров, Александр Александрович Реформатский, Пётр Саввич Кузнецов и другие – явились создателями фонологии, строгой науки, формировавшей лингвистическое мышление XX в.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных