ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Употребление прописных букв.Слитные, полуслитные (дефисные) и раздельные написания слов представляют особый раздел правописания. Вопрос о слитных, дефисных и раздельных написаниях по своему существу яв-ся вопросом лексич., связанным с проблемой отдельного слова. Слитное, полуслитное и раздельное написания яв-ся графич отражением определ процессов, кот происходят в лексич системе языка. Словарный состав языка непрерывно пополняется новыми образованиями путем объединения лекс эл-тов, существующих в языке в качестве самостоятельных слов. Этот процесс протекает постепенно и медленно. Слитное написание применяется для закрепления таких сложных лекс. образований, смысловая цельность которых имеет конкретное выражение в самом строении этих слов (слияние при помощи соед гласных, объединение общей для всего образования системой флексий, выделение данного образования из ряда смежных лекс единиц посредством собственного ударения; теплоход, пятилетка). Дефисное написание отражает те случаи словообразования, в кот обычно 2 слова или несколько утрачивают свою лекс самостоятельность, приближаются к превращению в одну лекс единицу, но не доходят до полного слияния в одно слово (диван-кровать, машинно-тракторный, золотисто-желтый). Основания для раздельного написания общеизвестны. Отдельно пишутся как знаменательные, так и служебные слова. Объектом раздельного написания выступает слово со своим значением, без опоры на произношение. Ясность общих оснований раздельного написания слов не устраняет затруднений в отдельных случаях, которые регулируются частными правилами (переход сущ. с предлогами в наречия; употребление частицы не; словосочетания, кот. по чисто внешним основаниям принимаются за сложные прилаг). Употребление прописных букв: -Пропис буквы в нач текста: 1-ое слово текста. -Пропис буквы после знаков препинан: 1-ое слово после точки, вопрос. или воскл знака, стоящих в конце предыд. предл. -Собственные имена лиц: Ф.,И.,О., прозвища (без кавычек!), псевдонимы. -Клички животных, наименования видов растений, сортов вин. -Астроном.назван.: Сатурн, Галактика, Большая Медведица, туманность Андромеды, созвездие Большого Пса. -Названия организаций, учреждений, предприятий, иностр фирм: Гос.дума, ООН, Совет Федерации, Верховн Суд, Мин иностр дел, Бел гос унив, Минск гос лингв унив, Дом офицеров, Нац акад театр им. Купалы. -Условные имена собственные пиш. в текстах офиц. общений, договоров и др документов, напр.: Высокие Договаривающиеся Стороны – в актах международного значения; Чрезвычайный и Полномочный Посол – в офиц. сообщ.; Автор, Издательство – в авторском договоре. 1) с акустической стороны, когда звуки языка рассматриваются с точки зрения восприятия на слух, как физическое явление – колебание звуковых волн с их параметрами; 2) с артикуляционной стороны, где звуки хар-ся по тому, как он образуется с помощью произносительных органов; 3) с функционально-лингв стороны, где звук может быть охарактеризован по своему особому назначению в речи – выполнению смысло-различительной функции. Исследование звуков речи в первых двух аспектах занимается фонетика, изучением звуков речи с функционально-лингв – фонология. Фонетика и фонология – это два аспекта изучения звуковой, фонетической системы языка, но объект изучения остается один и тот же – наука о звуковой стороне языка. Фонетика и фонология тесно связаны между собой. Неправомерно было бы представить их как самостоят науки – это 2 стороны, 2-е грани одной науки. Таким образом, практич значение фонетики велико. Без изучения звуков стороны речи немыслимо исследование лексики и грамматики люб. языка. Фонетика обуславливает многие орфограф правила (приставки на -з, -с; ы – и после приставок и др.). Без знания фонетики невозможно составление алфавитов (для звукового письма). Фонет разбор служит восприятию правильного произношения. Классификация согл звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют глас и согл звуки речи. Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука. Основное различие состоит в следующем. Согласные – при образовании воздух преодолевает преграду, таким образом глас хар-ся течением голоса, а согл наличием голоса и/или шума. Согл классифиц по 4 признакам: - по участию в их образовании голоса и шума: Сонорные – согл в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р] [н] [м] [л]. Шумные - шум преобладает над голосом: - шумные звонкие – шум с голосом [б] [в] [д] [г] [з] [ж]. - шумные глухие – только шум [п] [ф] [к] [т] [с] [ш] [ц] [ х ]. Хар-ной особенностью рус системы согл яв-ся наличие пар звуков, кот соотносятся по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Соотносительность заключ. в том, что в одних фонет условиях они различаются как 2 звука, а в др условиях не различаются. Роза-роса,раз-рос. - по месту образования шума (губные и язычные): -губно-губные [м] [п] [б]. - губно-зубные [ф] [в]. переднеязычные: -зубные [c] [з] [л] [н] [т] [д] [ц]; -передненёбные [ш] [ж] [р] [ч]; -среднеязычные [й]. - заднеязычные [к] [г]. - по способу образования шума: - Смычные (взрывные) – [п] [т] [к] [г] [д]. -Прекативные (щелевые) – [ф] [в] [с] [з] [ш] [ж] [х]. -Аффрикаты – [ц] [ч] [щ]. -Смычнопроходные [н] [м] [л]. -Дрожащие [р]. - по наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие): без парных мягких ж, ц, ш. Классификация глас звуков. Гласные – тоновые звуки. При их образовании участвует музык. тоновый голос. Шум не учитывается. Различие глас опред. разным укладом органов речи. В СРЯ 6 глас,о,э,у,ы,и. - по месту образования: Учитывается различие между глас, кот. вызывают движение языка в горизонт. направлении: -Гласн переднего ряда – при артикуляции язык сильно продвинут вперёд [и] [э]. -Глас среднего ряда – язык немного отодвинут назад [ы] [а]. -Глас заднего ряда [у] [о]. - по степени подъема языка по вертикали по отношению к небу: - Глас верхнего подъема [и] [ы] [y]. -Глас среднего подъёма [э] [о]. -Глас нижнего подъёма [а]. Гласные верхнего подъёма по сравнению со средними будут закрытыми, или узкими, нижними – открытыми или широкими. Средние гласные по сравнению с нижними – закрытые, по сравнению с верхними открытые. - по участию или неучастию губ: Наличие или отсутствие лавиализации – вытягивание или округление губ. -лавиализованные [y] [o]. -нелавиализованные (все остальные). Деление на 3 ряда и подъем не отражает всего богатства СРЯ. В безудар слогах гл. произносятся с разной степенью редукции – изменение, сокращение глас звуков в безударном положении. Безудар глас произн менее явственно. Некоторые глас не различаются. 30.Парадигматические и линейные отношения в словообразовании. Словообразов. гнездо. Грам. единицы языка находятся в определенных отношениях друг с другом. Эти отношения двойственны: во-первых, это отношения соседствующих единиц, которые выстраиваются в последовательно развертывающийся ряд, в цепочку, т.е. линейные отношения; во-вторых, это отношения единиц, тесно связанных друг с другом в границах данного грамм. класса и представляющих собой системные видоизменения (модификации) какой-то одной единицы, т.е. нелинейные отношения. Линейные отношения называются синтагматическими, нелинейные - парадигматическими. В синтагматические отношения вступают в слове его значимые части - корень и аффиксы, основа и окончание (при-ход-н-ый, у-мой-ся). Синтагмат. яв-ся отношения между словами и словоформами в составе словосочетания (новая книга, дорога к дому, петь песню), в союзных соединениях слов (отец и мать, читать и писать), между членами предложения, между простыми предложениями в составе сложного, в бессоюзных соединениях предложений. При синтагмат. связи между сочетающимися единицами возникают разнообразные отношения, но это отношения между разными единицами: между разными частями слова, между разными словами или словоформами, между разными предложениями (искл. составляют все случаи повторов, где в синтагмат. отношения вступают формы одного и того же слова). В синтагмат. отношения могут вступать несколько единиц: две и более. На основе этих отношений строятся все мотивированные (производные) слова и все виды синтаксич. соединений - от минимального сочетания слов до сложного предложения и развернутых текстовых последовательностей. Парадигмат. отношения - это отношения между разными выявлениями в языке одной и той же единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова, между формами одного и того же предложения. В парадигмат. отношениях форм слов или синтаксич. конструкций выявляются разные грамм. значения одной и той же единицы. Напр., в падежной парадигме имени сущ. выявляются разные значения его форм (абстрактные падежные значения); в спряжении глаг. в наст. и буд. врем. выявляются его разные личные и числовые значения, в прошед. врем. - разные родовые и числовые значения, а в парадигме форм наклонения - разные модальные значения (изъявительности, сослагательности, побудительности); в парадигме предложения выявляются его разные объективно-модальные значения. Как синтагмат., так и парадигмат. отношения принадлежат системе языка, организуют её. Словообразоват. гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразов. мотивации. Вершиной (исходным словом) гнезда яв-ся немотивированное слово. Гнездо может быть определено и как совокупность словообразов. цепочек, имеющих одно и то же исходное слово. Пример словообразов. гнезда: смелый – смелость, смело, смельчак, осмелиться, смелеть (от него – осмелеть, посмелеть); Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|