ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
йом общении с массами на собраниях, встречах, путем opi «телефонов доверия», рубрик «обратная связь с читате 2 страницаВ-пятых, в ходе информационной кампании тема убеждающей коммуникации не должна звучать монотонно или надрывно. Иначе она быстро надоест, перестанет вызывать интерес, а следовательно, не будет работать на цели политической кампании. Чтобы избежать этого, надо постоянно менять формы и способы освещения темьь Для этого проводится разработка сюжетных линий центрально» темы. 2.2. Сюжетные линии центральной темы Центральная тема убеждающей коммуникации должна играть все-своими гранями, привлекать внимание различных социальных яп, держать людей в эмоциональном напряжении. Следовательно, бходимо высветить основные грани проблемы, повернуть тему к яым группам. Решается эта задача в ходе определения сюжетных [ центральной темы..«Напомним, что сюжет — это событие или ряд связанных между со-событий, которые составляют содержание художественного визведения. Сюжет придает динамизм произведению, позволяет церживать интерес читателя. Чем сложнее художественное произ-яие, тем больше в нем относительно самостоятельных сюжетных аи. Лтобы придать динамизм центральной теме убеждающей комму-ли и поддерживать интерес к ней населения, необходимо пред-, комплекс сюжетных линий, которые высвечивали бы разные [ центральной темы и будоражили умонастроения в обществе. ная линия в убеждающей коммуникации — это совокупность несвязанных действий, событий, образов, раскрывающих один из ! центральной темы. ! основе выбора сюжетных линий должны лежать два принципа. "[ — сюжетная линия должна «работать» на раскрытие темы, лер, если центральная тема определена следующим образом: эризм — это зло, российская армия в Чечне ведет борьбу с |ризмом», то сюжетные линии должны раскрывать суть пробле-»Они должны показывать реальные проявления терроризма мирных жителей, взрывы жилых домов, захват заложни-i*rope людей, подвергшихся нападению террористов, опасения " возможными атаками террористов, а также примеры мужест-действий российских воинов, противостоящих вылазкам эв, и т.д. Введение сюжетов, не относящихся к центральной &%дет только создавать дополнительные шумы в информацион-пространстве, а следовательно, препятствовать адекватному " ню населением значимой, с точки зрения политических ме-ов, информации. эй принцип выбора сюжетных линий — доступность их пони-Широкими слоями населения. Важно, чтобы людей трогали "~, образы, составляющие содержание той или иной сюжетной вызывали у них соответствующий эмоциональный отклик. ся этого можно, только изучая те реальные представления, 180 Политический менеджмент опыт, ожидания, ценностные ориентации, которые определяют восприятие и отношение людей ко всему происходящему. Выше уже приводился пример того, как вырабатывалась центральная тема избирательной кампании Ельцина в 1996 году. Отметим также, что параллельно в фокус-группах выявлялись и различные образы, события, вызывавшие сильные эмоциональные переживания и ставшие в последующем основой для соответствующих сюжетных линий в схеме убеждающей коммуникации: пустые прилавки и длинные очереди, отсутствие свободы слова и права реально отстаивать свои интересы, политические заключенные и ГУЛАГ, преследование инакомыслящих и угроза гражданской войны. Специфика сюжетных линий в убеждающей коммуникации заключается в том, что каждая из них может рассматриваться как самостоятельная тема, как своеобразный модуль. В рамках масштабных политических кампаний каждая сюжетная линия разрабатывается отдельной группой аналитиков и политических технологов и продвигается по каналам коммуникации самостоятельно. Сюжетные линии могут быть многоуровневыми, требующими дальнейшей детализации, а могут сразу воплощаться в различные информационные продукты, отражающие тот или иной аспект соответствующей сюжетной линии. После выбора сюжетных линий, т.е. основных аспектов центральной темы убеждающей коммуникации, начинается их детальная разработка. Разработка сюжетной линии — это процесс постепенного представления идеи в событиях и лицах. Этот процесс можно сравнить с написанием сценария. Но это — сценарий особого рода, в его постановке будут участвовать не артисты, а реальные люди и исторические персонажи. Например, сюжетная линия «товарный дефицит в коммунистической России» может быть разыграна как демонстрация или • напоминание о пустых прилавках, о длинных очередях, о мытарства» • женщин, пытающихся достать дефицитные продукты, о талонах И* водку и т.д. ' Для придания убедительности сюжетной линии необходимо оо зательно позаботиться о следующем: fc- 1) о подборе конкретно-исторического материала, т.е. фак^ имеющих отношение к разрабатываемой проблеме и реально про* шедших. Желательно, чтобы этот фактический материал был пр ставлен в виде письменных документов, кино-, аудио-, видеозапис Демонстрация таких материалов придает достоверность разра«а 5 убеждающая коммуникация |$аемой сюжетной линии, а используемые видеоматериалы могут доводить и необходимое эмоциональное воздействие; [»•< 2) о том, чтобы подобрать слова, символы, вызывающие в памяти цей представления, образы, имеющие отношение к данной сюжет-|Уой линии. Например, на одном из рекламных плакатов, подготов-Ьнных во время избирательной кампании Ельцина в 1996 году, были Зражены талоны на водку и другие дефицитные товары. У людей, еживших эпоху товарного дефицита, изображение этих талонов ' же вызывало воспоминания о проблемах обеспечения семьи са-: необходимым. (При этом важно, чтобы разработка сюжетных линий шла по двум тениям. С одной стороны, надо предложить тем людям, ко-ае предпочитают центральный способ обработки информации, эверные факты, убедительные аргументы, логически обоснован-! причинно-следственные связи между событиями; с другой — по-для тех, кто перерабатывает информацию периферийным собом, убедительные образы, «картинки», оказывающие сильное юнальное впечатление. Только работа по этим двум направле-может позволить собрать необходимый материал для создания Зразных информационных продуктов, пригодных для исполь-в убеждающей коммуникации как центрального, так и ерийного вида и ориентированных на различные социальные: и слои. ершается разработка сюжетных линий анализом накопленного?иала. Смысл этой работы заключается в том, чтобы из всего Зразия собранного материала отобрать наиболее значимые i, факты, эпизоды, визуальные образы, музыкальные фраг-и т.д. В основе отбора материалов должны лежать следующие рии: ^Материал должен соответствовать главной теме политической 1ии. Казалось бы, что указанная выше логика поиска ма-эв должна изначально решить проблему соответствия. Одна-практике нередко при увлеченном поиске интересных ма-* главная цель этого поиска незаметно отходит в сторону, 'ему, прежде чем эти материалы начнут раскручивать, их раз проверить на степень соответствия главной теме поли-кампании и безжалостно выбраковывать информацион-«ики. эиал должен работать на объективность, он должен помо-«пиентам воспринимать создаваемую политическими техно- Политический менеджмент уоеждоющсш коммуникация логами картину мира как объективную. Иными словами, никакой материал, используемый в убеждающей коммуникации, не должен вызывать у населения реакции отторжения в связи с его неправдоподобием, неискренностью, несоответствием действительности. Люди очень болезненно реагируют на ложь, идеологическую ангажированность, и, следовательно, при отборе материалов надо постараться минимизировать подобные качества и свойства информационных материалов. 3. Материал должен привлекать внимание, иначе он затеряется в информационной пучине политической жизни. Поэтому факты надо отбирать действительно яркие, аргументы неожиданные, образы впечатляющие и т.п. Однако мы знаем, что человек реагирует не только на необычное, сенсационное, но и на ту информацию, которая отвечает его интересам, ожиданиям. Следовательно, отбор материалов для убеждающей коммуникации обязательно должен осуществляться путем их соотнесения с представлениями массового сознания, соотнесения с реальными запросами, настроениями и устремлениями людей. Центральная тема убеждающей коммуникации и основные сюжетные линии должны разрабатываться прежде всего руководством политической кампании с участием аналитической группы. Обычно эта задача решается в ходе творческой дискуссии, в некоторых случаях используется методика «мозгового штурма». Содержание, темы и основные сюжетные линии политической кампании являются материалом «для служебного пользования» и никогда не обнародуются. Это особенно важно в конкурентных процессах, при проведении избирательных кампаний. Как только соперники получают доступ к информации о центральной теме политической кампании, они сразу же пытаются предпринять усилия с целью снижения эффекта ее воздействия на массы. Вместе с тем для сбора материалов, необходимых для детально», проработки сюжетных линий, можно привлекать различных спеии*" \ листов, например историков, журналистов. Однако перед ними иеле*| сообразно ставить вполне конкретные цели по подбору материала wl узкой проблематике. JJ Только после того, как концепция, или схема убеждающей *^ никации, создана, следует обращаться к тем, кто профессион может подготовить конкретные информационные продукты. 2.3. Информационные продукты Информационным продуктом мы будем называть любой вид информации, созданный по инициативе субъекта управления политической кампанией. К информационным продуктам относятся конкретные рекламные ролики, плакаты, листовки, статьи в газете, выступления позиционируемого политика или его сподвижников,. события, освещаемые службами новостей, и т.д. Информационные продукты — это реальное воплощение центральной темы, сюжетных линий убеждающей коммуникации. Благодаря I предварительно проделанной работе становится возможным макси-пьно диверсифицировать информационные продукты, сориен-$фовать их на различные аудитории и одновременно подчинить их рединой теме, общим сюжетным линиям. К» Создание информационных продуктов — это особый вид деятель-кости в политической кампании. Он требует специальных профес-энальных качеств и навыков. Хороший рекламный ролик может ять только режиссер, плакат, притягивающий внимание, может Йрисовать только художник, статью в газете никто не напишет ручше опытного журналиста. Отсюда вывод: созданием информаци-продуктов должны заниматься не менеджеры политических гсаний, а специалисты— художники, дизайнеры, фотографы, Ижиссеры, операторы, журналисты, т.е. те, кто лучше знает законы етствующего жанра. ij В масштабных политических кампаниях без приглашения специа-рстов такого профиля обойтись невозможно. Е. Малкин и Е. Сучков '" эмендуют при этом руководствоваться следующим правилом: привлекать специалистов к участию в политической кампании, «только первоклассных, и не бояться при этом переплатить (в юых пределах, конечно). Экономия на специалистах, считают I, непременно обернется в ходе кампании потерями, не идущими ' в какое сравнение с выигрышем от такой экономии(4). К таким "ерям может быть отнесен снятый непрофессионалами рекламный Мне, который никто не заметит, хотя на его показ по телевидению ™*i затрачены огромные средства, или листовка с крайне неудачной ографией политика, вызывающей негативные ассоциации, 'месте с тем приглашение профессионалов для создания ин-Рмационных продуктов может обернуться для политических ме-'Херов и другой крайностью. В своем творческом поиске они мо-Уйти очень далеко от центральной темы убеждающей '""чикации и представить, к примеру, плакат, выполненный на Политический менеджмент высоком художественном уровне, но совершенно не соответствующий задуманному имиджу. Как обеспечить соответствие высокого профессионализма исполнения центральной теме и сюжетным линиям убеждающей коммуникации? Вот какие рекомендации дают руководителям избирательной кампании Е. Малкин и Е. Сучков. 1. Первое, что необходимо сделать руководителю кампании,— грамотно поставить задание на изготовление соответствующей продукции. Подрядчик должен знать, где и как будут использованы его разработки и формированию какого положительного образа кандидата они должны способствовать. Постановка задачи «вообще», в духе известной фразы: «сделайте нам красиво», недопустима. 2. Поставив задачу, необходимо жестко придерживаться первоначальной постановки. У специалистов могут быть свои идеи о том, как следует содержательно рекламировать кандидата. Как бы эти идеи ни были привлекательны, на них не следует поддаваться. Стратегию кампании, т.е. положительный образ кандидата, определяет руководство кампанией. Оно же несет полную ответственность за содержательную сторону кампании. Задача специалиста-подрядчика — облечь это содержание в соответствующую форму: текст, рисунок, сценарий, видеоряд и т.д. 3. После постановки задачи ни в коем случае не следует давать специалисту указаний по форме продукции. Он гораздо лучше вас разбирается в этих вопросах — на то он и специалист. Предоставьте ему максимальную творческую свободу, продемонстрируйте, что вы верите в его профессионализм, — и вы скорее всего получите продукцию достаточно высокого качества. Если вы все-таки хотите дать тот или иной совет — обязательно подчеркните, что окончательное решение (и ответственность за это решение!) остается за специалистом. 4. После разработки соответствующей продукции вы должны в первую очередь определить, насколько точно она соответствует стратегии вашей кампании. Если продукция не соответствует формируемому положительному образу кандидата, она должна быть переделана. 5. В процессе современной работы не следует донимать подрядчика мелочной опекой, контролем и придирками. Вы впустую потратите кучу сил, нервов и времени, как своего, так и специалиста. Если специалист по тем или иным причинам начинает вызывать недоверие — лучше не выводить его на чистую воду, а просто поменять на другого. 6. Часто бывает, что продукция вполне удовлетворяет руководство кампании по содержанию, но вызывает возражения по форме. При этом разработчик настаивает, что продукция вполне доброкачественная и достигнет поставленной цели. Как правило, в таких вопросах аюшая коммуникация 10J специалист оказывается прав гораздо чаще, чем руководство кампанией. Если вы, однако, продолжаете сомневаться, примите окончательное решение после тестирования продукции посредством фокус-групп. В идеале такое тестирование должны проходить все агитационные материалы*. Ц В указанных рекомендациях предлагаются конкретные решения деликатной и важной проблемы, всякий раз встающей перед «ическими менеджерами, когда они приглашают людей веских профессий для выполнения конкретных работ по созда-и, информационных продуктов. Смысл этой проблемы заключает-в том, чтобы созданный информационный продукт «работал» на екрытие центральной темы убеждающей коммуникации. Кстати, чем больше накоплено материала в ходе разработки:етных линий, тем разнообразнее по своему содержанию и внеш-оформлению могут быть информационные продукты. Так, в 1ных плакатах могут использоваться различные образы, вызы-te позитивные ассоциации; в брошюрах и статьях— приво-;я многочисленные, взаимодополняющие аргументы; в ~АЛЛ — постоянно присутствовать события, укладывающиеся в асу убеждающей коммуникации. Создатели информационной, —юй продукции в этом случае, как из копилки, черпают нуж-им материал, складывают его отдельные фрагменты, а поли-лсие менеджеры не опасаются, что в процессе творчества войдет ненужный сдвиг в сторону от центральной темы убеж-~*цей коммуникации. Подведем итог. Грамотно построить и провести информационную анию поможет модульная схема убеждающей коммуникации. На 1 она представлена в самом общем виде. Такая схема перед юм каждой политической кампании наполняется субъектом [ения конкретным содержанием: четко формулируется г—ъная тема, прописываются сюжетные линии, классифи-,'ется собранный материал, определяются основные виды ин->Мационных продуктов и их содержание. Наличие схемы позволя-!гулировать весь процесс убеждающей коммуникации, делать его •стным, осуществлять кумулятивное информационное воздейст-и одновременно обеспечивать диверсификацию производства ормационной продукции. [редложенная схема является модульной. Каждая сюжетная ли-каждый факт, образ представляют собой своеобразный ин- Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. 2-е изд. М.: SPSL— i панорама, 2000. С. 169-170. Политический менеджмент Убеждающая коммуникация ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА сюжетные линии разработка сюжетных линий хАч обобщение и выработка рекомендаций Д\ А Л\ А Л\ создание информационных продуктов Рис. 1. Модульная схема убеждающей коммуникации формационный блок, который может использоваться в качестве самостоятельной основы для того или иного вида информационного продукта. Модульный характер схемы позволяет также комбинировать заранее подготовленные информационные блоки, что в ходе стремительно развивающейся политической кампании играет немаловажную роль, позволяя в условиях ограниченного времени варьировать содержание информационных продуктов. Например, в интервью солидному журналу политик может взять из схемы убеждающей коммуникации две сюжетные линии и десять подтверждающих их фактов, аргументов; выступая на митинге, он затронет один сюжет и три аргумента; при подготовке рекламного плаката будет реализовываться один заранее подготовленный вид ассоциативного образа и т.д. Наличие модулей в схеме убеждающей коммуникации позволяет субъекту управления быстро реагировать на изменение ситуации, из-влекая и комбинируя заранее созданные соответствующие инфор*18' | ционные блоки. | Вместе с тем напомним, что диверсификация информационнь») блоков — не самоцель, а важное условие всестороннего раскрыт"** центральной темы убеждающей коммуникации. Благодаря такой версификации создается объемный, системный образ политическ объекта, позиционированием которого занимаются политичес* менеджеры. 3. Политические слоганы Ни одна политическая кампания, целью которой является мобилизация масс на какие-либо действия (голосование за кандидата, поддержка партии и т.п.), не обходится без лозунгов или слоганов. Что это — дань моде или прием убеждающей коммуникации? В этом нам предстоит разобраться в данном параграфе. Политический слоган, или лозунг, — это фраза, обычно яркая и запоминающаяся. Многие слоганы вошли в историю. Со слоганом - «Новый курс» шел на президентские выборы Ф. Рузвельт, а впослед-lfj-вии этот слоган стал обозначением целой эпохи в истории США. ^Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — этими словами К. Маркс р Ф. Энгельс закончили свою работу «Манифест Коммунистической йвартии», сформулировав тем самым главный лозунг международного оммунистического движения и идеологии пролетарского интерна-ионализма. Каково же назначение политических слоганов? Во-первых, политические слоганы позволяют в одной фразе гоазить главную идею (идеи) убеждающей коммуникации. Если эта [ выражена в интересной форме, то она может быстро стать узна-емой, быстро запомниться. А хорошо запомнившееся обычно рас-атривается как истинное. Можно сказать, что слоган — это смы-авой центр убеждающей коммуникации. э-вторых, слоганы позволяют выделить позиционируемых no-яков или позиционируемые политические организации, пока-их отличие от многих других, действующих на политической яесил. J-третьих, слоганы придают целостность политической рекла-Мы уже говорили о многообразии сообщений, которые емится распространить в политической кампании субъект ввления. Слоганы позволяют объединить рекламные материа-l-'различных форматов: телевизионные ролики, радиоспоты, пла-Цы, листовки и т.д. Решается эта задача путем помещения слога-каждом рекламном послании, независимо от его формата и «ера. -четвертых, слоганы должны побуждать людей к определенным твиям, к поддержке соответствующих политических сил. Таким образом, политические слоганы, или лозунги, — это емкие IN» позволяющие кратко, в запоминающейся форме выразить главою (идеи) убеждающей коммуникации, объединить акции поли-i кампании единым смыслом. Политический менеджмент к убеждающая коммуникация Поскольку политические силы стремятся представить себя борцами за общечеловеческие ценности, то и в политических слоганах мы чаще всего находим выражение их стремления к защите справедливости, порядка, демократии, свободы, благосостояния и т.д. Например: «За достойную жизнь!», «Нам нужна великая Россия!», «За справедливость!» Такие слоганы обращены к актуальным для культуры российского общества ценностям и могут быть восприняты абсолютным большинством населения. Создание хорошего слогана крайне сложная задача, так как он одновременно должен: а) нести определенную смысловую нагрузку, давать знание о той идее, которую субъект политического управления хотел бы внедрить в массовое сознание; б) быть эмоционально окрашенным, т.е. вызывать чувства, адекватные тем, которые его создатели хотели бы вызвать у людей, он не должен их раздражать. Для этого в слоганах используются эмоционально окрашенные слова, например «Голосуй сердцем!»; в) быть ярким, легко восприниматься; г) быть понятным, т.е. соответствовать языковым нормам культуры общества; д) быть запоминающимся. Только при сочетании этих характеристик слоган может превратиться в действенный фактор убеждающей коммуникации. В период предвыборной гонки на человека обрушивается масса политических слоганов. Что надо сделать, чтобы слоган не затерялся в лавине политических фраз-конкурентов? Есть несколько приемов, которыми должны владеть политические менеджеры, чтобы помочь людям облегчить восприятие политического слогана и сделать его более удобным для запоминания. Во-первых, можно использовать созвучие или фонетическое сходство между несколькими словами. Например: «Борис, ты борись!» В этом слогане очень удачно сочетаются фонетическое сходство двух слов и смысл обращения. К сожалению, этот прием нельзя широко использовать при создании политических слоганов, так как возможности такого органичного сочетания смысла и созвучия ограниченны. Нельзя ради созвучия жертвовать смыслом слогана. Во-вторых, можно обратиться к рифме, подразумевающей созвучие окончаний слов. Например: «Чтобы власть взялась за ум, нужен президент Шаккум!», «Чтобы жизнь прошла недаром, голосуйте за Гайдара!» Рифма облегчает запоминание фразы, но в политических лозунгах рифму надо использовать осторожно, чтобы поиск риф-, дующегося слова не увел в сторону от первоначального содержания слогана. В-третьих, можно создать ритмическое построение фразы, т.е. I определенное сочетание ударных и безударных слогов. Этот прием очень распространен в политической слоганистике, так как в наи-s большей степени позволяет и найти нужные слова, и грамотно по-1 строить фразу, и выразить смысл обращения. Приведем в качестве } Примера слоганы некоторых политических партий и объединений, ^участвовавших в предвыборной борьбе в Государственную Думу в 1999 году: «Честность во власти — порядок в стране» (объединение f.^Яблоко»), «Верьте только делам» (объединение «Отечество — Вся Цессия»), «Сила России в нас» (блок Жириновского), «Порядок в ц«тране — достаток в доме» (КПРФ). В-четвертых, можно использовать многозначность слов..Например, рекламные акции Союза правых сил в преддверии вы-"эров в Государственную Думу в 1999 году проходили под лозунгом |иТы прав!». В этом лозунге была хорошо обыграна многозначность -, слова «правый» в русском языке: с одной стороны, это те, кто правы,! ошибаются, а с другой — это те, кто принадлежит к правым поли-яеским силам, кто придерживается либеральных взглядов. Много-ачным являлся и лозунг избирательного объединения «Единство»: I единстве наша сила!».{,. В-пятых, можно сделать акцент на визуальном восприятии лозун-и выделить графически самостоятельное слово с собственным ачением. Например, слоган Конгресса Русских Общин (КРО) в из-йрательной кампании 1995 года изображался на плакатах сле-эщим образом: «Никто КРОме нас с Вами!» Поскольку политический слоган должен отражать главную тему яформационной кампании, то нередко возникает страх перед не-" ачными, яркими лозунгами, появляются опасения, что массы не эймут лозунг, а политические противники передернут его и выста-гг кандидата в нелепом виде. Однако, как отмечают Е. Малкин и • Сучков, «передернуть можно любой слоган. Более того, работая со роганом, конкуренты в некоторой степени работают и на кандидата, '"-первых, они за свой счет внедряют его в сознание избирателей; -вторых, вбрасывают выигрышную для кандидата тему в из-рательную кампанию»(5). Считается, что слоган не должен быть слишком длинным, потому "^ в этом случае у него будет меньше шансов быть воспринятым и "ться в памяти людей. Действительно, короткие слоганы запоми- Политический менеджмент еждающая коммуникация наются легче. Например, известный слоган, использованный в предвыборной борьбе 1996 года командой Ельцина: «Голосуй, или проиграешь!», запомнился многим. Однако сокращение длины часто идет в ущерб содержанию, не позволяет сказать главное. Поэтому, стремясь к лаконичности, следует помнить, что основное назначение слогана — донести до масс основную идею политической кампании. Вместе с тем в работе над слоганом надо помнить, что сокращение длины слогана можно обеспечить, отказываясь от всех лишних слов, не несущих смысловой нагрузки. Повторим в заключение: создать хороший слоган, который сочетал бы в себе смысловую нагрузку, положительный эмоциональный заряд, легко запоминался и воодушевлял бы людей, побуждая к определенным действиям, очень трудно. Здесь недостаточно знания формальных требований к процедуре формулирования слогана, нужны креативные способности, творческий потенциал, умение найти новые повороты мысли и навыки их выражения в соответствующих словах. 4. Техники убеждающей коммуникации В практике убеждающей коммуникации сложились определенные приемы, способы, используемые для усиления информационного воздействия на массы. Эти приемы и способы принято называть техниками. Каждая техника — это определенная последовательность действий субъекта управления, осуществляемая с целью оказания такого влияния на процесс восприятия и интерпретации информации, которое способствует формированию в сознании людей нужных субъекту управления мнений и убеждений. Многие техники убеждающей коммуникации сложились в результате своеобразного естественного отбора, когда политическая практика «отсекала» приемы, не позволяющие эффективно решать управленческие задачи, и, напротив, побуждала воспроизводить удачные приемы в новой политико-управленческой ситуации. Выдержавшие испытание практикой техники закреплялись, многие из них получили двое название и используются в различных политических кампаниях. Важно отметить, что большинство техник убеждающей коммуникации отражают такую особенность отношения многих людей к политической информации, как выбор периферийного способа ее обработки. Слабая мотивация значительной части населения на глУ" бокое, вдумчивое, критическое осмысление политических явлений И 5ытий, их недостаточный уровень знаний в этой области естествен-образом подталкивают субъекта политического управления ис-неординарные способы привлечения внимания и использовать тичные ухищрения, в том числе манипуляционные технологии, 1 внедрения в массовое сознание нужных образов и суждений. техник убеждающей коммуникации показывает, что жиз-шми оказались те из них, которые реально позволяют субъекту 1ения влиять на ментальные процессы, использовать в своих ересах особенности периферийного способа обработки информа-I. Это обстоятельство позволяет сделать два важных вывода: ia) эффективное использование техник убеждающей коммуника-возможно только в том случае, если субъект политического тения обладает достаточными знаниями о когнитивной и моти-юнной системе личности, об особенностях ментальных процес-В, влияющих на понимание ею информации; 5) создание новых техник, позволяющих субъекту политического 1ения выходить за пределы шаблонных решений, также воз-ю только при обладании им указанными выше знаниями. - почему при описании техник убеждающей коммуникации мы ем главное внимание уделять не столько их многообразию, сколь-^объяснению их истоков, связи с психическими процессами триятия, интерпретации и усвоения информации личностью, техники убеждающей коммуникации можно разделить на группы: I. Приемы, используемые для воздействия на внимание людей к гвующей информации, — «техники внимания». L Приемы, направленные на повышение кредитности доверия на-сния к информации, — «техники доверия». J. Приемы, позволяющие влиять на процессы понимания челове-[ информации, — «техники интерпретации». |- Приемы, обеспечивающие закрепление информации в памя-«техники подкрепления». смотрим последовательно каждую группу техник. 4.1. Техники внимания 1 уже говорили в предыдущих главах о роли внимания в процес-восприятия информации, о влиянии внимания как на «рование убеждений, так и на мотивацию политического дейст-Убеждающая коммуникация не состоится, если информация, политический менеджмент распространяемая субъектом политического управления, не преодолеет порог внимания. Чтобы в перенасыщенном информационном пространстве привлечь внимание человека, необходимо либо придумывать что-то новое, необычное (эффект выпуклости), либо готовить публику к принятию информации, подогревать интерес (эффект ожидаемо- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|