Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






йом общении с массами на собраниях, встречах, путем opi «телефонов доверия», рубрик «обратная связь с читате 9 страница




• «случайные» встречи в местах скопления людей: на рынках, около крупных магазинов, в парках, во дворах и т.п. Эти встречи часто кажутся импровизацией, хотя на самом деле они готовятся не менее тщательно, чем все остальные.

Подготовка встреч, кроме чисто организационных вопросов по обеспечению явки граждан, решению проблемы аренды помещения или договоренности с администрацией предприятия и т.п., предпола­гает проведение работы с целью облегчения процесса коммуникации между политиком и населением.

недует помнить, что главной целью встречи является установле-позитивного эмоционального контакта, который возникает що в том случае, если политик демонстрирует хорошее знание нем людей, с которыми он разговаривает, если он откровенно 1ает на их вопросы, если готов предложить решение проблем, ко­их волнуют. Вот почему важно подготовить политика к воз-JM вопросам.

[«Обычно эта проблема решается путем посылки «десанта» на то эиятие или в тот район, где будет проходить встреча. Цель анта» — познакомиться с проблемами, волнующими работников гвующего предприятия или жителей определенного шона. Выявление ожиданий, интересов, ценностей людей 1ет спрогнозировать вопросы, которые могут быть заданы по-«су.

Э особо ответственных случаях делаются «домашние заготовки» эв, разрабатывается тактика оттеснения тех, кто может задать арбные для политика вопросы. Иногда в уста наиболее доверен-с лиц вкладываются заранее заготовленные вопросы.,М. Полторанин в фильме о Б. Ельцине Евгения Киселева, пока­том по НТВ 5 апреля 2000 года, рассказывал, как работали кон-ррультанты с Ельциным, готовя его к публичным выступлениям. Шеред каждой серьезной встречей проводились специальные тренин-рги, где отрабатывались ответы на возможные вопросы. Во время цвстречи работа помощников не прекращалась, они внимательно от-|слеживали движение записок с вопросами из зала. Если, вспоминал! Полторанин, из зала шла записка с вопросом, на который не был за-^шговлен ответ, то она незаметно подменялась другой, содержащей 1 вопрос с домашней заготовкой.

Готовя политика к ответам на вопросы, следует предостеречь его | от «ошибки профессионала». «Как ни парадоксально, — пишут Е. Малкин и Е. Сучков об участниках избирательных кампаний, — часто наиболее неудачными оказываются выступления и ответы на вопросы именно в той области, где кандидат профессионально силен. Попав на любимую тему, кандидат начинает взахлеб рассказывать о тонкостях законодательного процесса, о нюансах экономической программы и тому подобное, не замечая, что аудитория давно уже перестала что-либо понимать» (9).

Если во время встречи на предприятии политику удалось произве­сти благоприятное впечатление на людей, то важно закрепить этот Успех. Сделать это можно, например, направив письмо участнику встречи, в котором поинтересоваться, как у него идут дела, или

Политический менеджм&

не-

просто рассказать, что политик намерен делать для того, чтобы учесть интересы работников данного предприятия.

В президентской избирательной кампании А. Лебедя в 1996 году политические менеджеры использовали прием под названием «ак­тивный уход». После встречи с избирателями, которая обычно дли­лась не более полутора часов, Лебедь в течение получаса продолжал общаться с избирателями, но в других формах. Он раздавал ав­тографы, беседовал на житейские темы, помогал мальчишкам на­строить руль велосипеда, давал различные советы, в том числе по об­щению с местным начальством и даже о том, как отрегулировать карбюратор в старенькой «шестерке». В ходе таких «активных уходов» избиратели вовлекались во взаимодействие с кандидатом. У них формировался опыт общения с ним, что создавало впечатление един­ства интересов.

Если встреча политика с населением преследует цель создания ин­формационного повода, то очень важно продумать все детали работы со СМИ. Необходимо составить и разослать по редакциям СМИ пресс-релизы о готовящемся мероприятии, обеспечить журналистов транспортом, создать условия для качественного освещения самого мероприятия, чтобы получилась качественная «картинка». Рекомен­дуется также организовывать собственную фото- и видеосъемку для предоставления отснятых материалов в редакции, которые не прислали корреспондентов.

5. Основные выводы

1. В политических кампаниях самыми последовательными сторон­никами политического лидера и самыми стойкими борцами за идеа­лы, программные цели и решения политических организаций яв­ляются люди со сложившейся политической идентичностью. Политическая идентичность— это устойчивая аффективно-когни­тивная структура, определяющая особое психологическое отношение индивида к соответствующему политическому объекту и влияющая, в том числе на подсознательном уровне, на его поведение.

2. Большую роль в процессе формирования политической иден­тичности играет личный опыт индивида — участие в совместных ак­циях с членами политической группы, встречи и личные контакты с политическим лидером. Данное обстоятельство лежит в основе спе­цифических приемов, которые используются в политическом ме­неджменте для направленного формирования политической иден­тичности.

В политическом менеджменте используются два вида приемов фования политической идентичности: вовлечение во взаимо-ie с соответствующим политиком или членами политической «зации и вовлечение в саму политическую организацию. Вовлечение во взаимодействие как один из приемов формирова-политической идентичности реализуется в политическом ме-«енте, во-первых, как персональное участие граждан в каких-на первый взгляд ни к чему их не обязывающих политических с, в том числе в беседах с агитаторами или политиками; во-<:, как участие граждан в массовых мероприятиях, организуе-политическими силами, — митингах, шествиях, собраниях, вчах и т.д.

, Эффективность приема «вовлечение во взаимодействие» опре-яется некоторыми общими правилами, которыми должны руково-эваться политические менеджеры при организации массовых эприятий, а также единичных контактов с населением. Главным: является правило, требующее установления позитивного амо­рального контакта между политиком и гражданами во время содействия.

ентная среда политического менеджмента

Глава X

КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Любая политическая кампания разворачивается в конкурентной среде, т.е. проходит в атмосфере соперничества, а иногда и конфлик­та между различными политическими силами. Данное обстоятельст­во накладывает серьезный отпечаток на ход политической кампа­нии, требует от политических менеджеров не только учета фактора конкурентности, но и принятия мер для укрепления собственных позиций.

В этой главе мы рассмотрим некоторые тенденции развития кон­курентной среды политической кампании, какие требования она предъявляет политическим менеджерам, как они должны реагировать на действия конкурентов. Поскольку наиболее ярким видом кон­курентного политического процесса является избирательный, то именно ему будет отведено в этой главе приоритетное место.

1. Конкурентная политическая среда

В главе I мы перечисляли основные цели политических кампа­ний: укрепление авторитета государственного или политического деятеля, создание благоприятных условий для деятельности госу­дарственного учреждения или политической партии, обеспечение по­беды на выборах в государственные органы, оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения, и т.д. Важной особен­ностью этих целей является то, что к достижению каждой из них в об­ществе одновременно стремится не одна, а несколько политических сил, что создает основу для их соперничества.

Особенно ярко соперничество проявляется во время выборов, ко­гда на одну и ту же статусную позицию в системе государственной власти претендуют несколько кандидатов. Однако если внимательнее присмотреться, то соперничество можно увидеть даже там, где, каза­лось бы, нет никакой конкуренции. Например, проводится поли­тическая кампания с целью повышения авторитета действующе1"0 президента. На первый взгляд президент в стране может быть только один, и, следовательно, никакой конкуренции с другими поли-

екими силами при решении данной проблемы не должно быть, действительности дело обстоит иначе: при решении этой немы политическим менеджерам приходится сталкиваться с

ш противодействием оппозиционных политических сил. тины конкуренции лежат в специфике политики как особой 1Ы жизни общества. Политика — это прежде всего отношения I. А если есть власть, дающая огромные права тем, кто ее осуще-яет, то неизбежно возникает борьба за право участвовать в осу-гении этой власти. Эта борьба может обретать различные виды эмы, она может быть неявной и открытой, ведущейся в рамках эна и насильственной, в ней могут участвовать небольшие груп-, а могут вовлекаться и массы. Эта особенность политики позволя-|(х)ворить о ней как о сфере конкуренции и даже конфликтов между •иными социальными и политическими силами в борьбе за аде, за власть.

^Достижение любой из ранее перечисленных целей политических ганий неизбежно будет сопровождаться изменением соотноше-сил на политической арене, получением определенных преиму-t одними политическими акторами и утратой позиций другими, укрепление авторитета действующего президента всегда будет щдить на фоне ослабления влияния оппозиции; принятие из двух энопроектов того, который предложен и подготовлен депутатами ^дарственной Думы, а не правительством, будет свидетельство-. об ослаблении позиций последнего; победа одного кандидата на эрах означает поражение всех остальных и т.д. Смысл, содержание политической конкуренции заключается в Е>ьбе за влияние на массы, на определенные социальные слои и ты. Мы уже говорили о том, что достижение политических целей г демократическом обществе зависит исключительно от умения по-1ческой организации, политического лидера развернуть в свою Юльзу общественное мнение, убедить людей в правоте своих устрем-ений и действий. Только привлекая на свою сторону избирателей, эжно добиться избрания на государственный пост; только изменяя вния, убеждения людей, можно обеспечить повышение авторитета ЦДействующего государственного деятеля; только влияя на депутатов и |На общественное мнение, можно побудить их проголосовать за нуж-|Ные поправки к закону.

Следует различать два специфических вида взаимодействия в по-|литике — конкуренцию и конфликт. Конкурентная борьба отличается рем, что ее участники ориентируются на сложившиеся в обществе |Нормы и правила, регулирующие порядок достижения поставленной

Политический мене.

цели. Например: лидеры крупных политических партий ведут прел выборную борьбу за право стать президентом страны. В своих деист* виях они ориентируются на существующее законодательство, регла' монтирующее порядок ведения предвыборной кампании. Борьба между претендентами на пост президента может быть острой сопровождаться взаимными выпадами, упреками и т.п., но при этом участники этой борьбы будут стараться не выходить за рамки закона. В силу того что конкурентная политическая борьба ориентирует ее участников на соблюдение основных принципов политического нормативного порядка, она никогда не ведет к разрушению поли­тической системы общества.

Специфика политических конфликтов заключается в том, что всту­пающие во взаимодействие люди, стремясь к достижению своих по­литических целей, начинают использовать все способы воздействия на своих противников, в том числе и те, которые выходят за рамки разрешенного законом. В итоге в отношениях между конфлик­тующими сторонами резко нарастает напряженность, появляется противостояние, когда ни одна из сторон не желает идти на уступки, демонстрируя свою непримиримость. Конфликты обычно сопрово­ждаются агрессивными действиями с обеих сторон, которые в экстремальных ситуациях могут переходить в вооруженное столкно­вение.

Политические конфликты, когда в них вовлекаются значительные силы, могут дестабилизировать ситуацию в обществе, привести к радикальному обновлению политической системы общества, если в конфликте одержат верх те, кто выступает против существующего по­литического порядка и ориентируется на противоположные поли­тические ценности. Высшей формой политического конфликта яв­ляются революции и гражданские войны, когда в конфликтное противостояние вовлекаются значительные массы людей.

Проведенное разграничение между политической конкуренцией и политическим конфликтом позволяет сделать важный для поли­тических менеджеров вывод: технологии ведения политической кам­пании в конкурентной среде и технологии ведения политической кампании в условиях конфликта будут различаться, и достаточно ос­новательно.,

Вместе с тем хотелось бы предостеречь от однозначного разделе­ния политических процессов в обществе на конфликтные и кон­курентные. Грань между ними достаточно условна, так как, во-первых, не всегда можно четко зафиксировать отход политических акторов от общепринятых норм, нарушение ими общепринятых

зил, а во-вторых, нередко в обществе сами эти нормы и правила ^пускают двусмысленное толкование.

Итак, конкурентная среда для политических менеджеров пред­ает собой многообразные действия других политических ак-)В, инициирующих параллельные политические кампании, [жентированные на одни и те же политические цели, на одни и те же щиальные группы.

2. Предварительная оценка конкурентной среды

Инициируя политическую кампанию с целью решения определен-задач, необходимо трезво оценить собственные возможности, 1вить главных конкурентов, определить их силу и ресурсы. Иными иовами, перед тем, как вступать в борьбу, надо оценить состояние конкурентной среды. Эта процедура необходима по следующим зичинам:

Во-первых, она позволяет решить главный вопрос: стоит ли ини-шровать начало политической кампании, есть ли смысл вступать в р>|борьбу? Если в ходе анализа выясняется, что ваши соперники очень еильны, что они располагают большими ресурсами, то, может быть,, смысл либо отказаться от начала политической кампании, либо пересмотреть ее цель, либо изменить сроки начала, либо внести су-цественные коррективы в ее стратегию и тактику. Например, коман-|да политика, желающего баллотироваться на выборах в Госдуму по родному из округов, выясняет, что по этому же округу собираются вы-t Давить свои кандидатуры еще два очень сильных кандидата. В этом» случае целесообразно либо присмотреться к другому избирательному кругу, где не будет столь сильных конкурентов, либо использовать избирательную кампанию для раскрутки своего имени, что потребует 'Иной стратегии и тактики ее ведения, либо вообще отказаться от.участия в предвыборной борьбе.

Во-вторых, процедура предварительной оценки конкурентной среды дает возможность уже на начальной стадии выявить главных конкурентов, соперников, с кем предстоит основная борьба, и тех, на.кого можно не обращать внимания, на борьбу с кем можно не тратить ресурсы. Конкурентная борьба требует значительных интеллектуаль­ных, материальных и финансовых ресурсов. Трудно представить себе политическую силу, обладающую ими в таком объеме, чтобы можно было организовать борьбу с соперниками по всем направлениям. Следовательно, надо выбирать, но в основе этого выбора должен ле-

политический мене

ентная среда политического менеджмента

жать трезвый расчет, сделанный после проведения предварительно»»» 1 исследования ресурсов основных конкурентов. ••

В-третьих, предварительная оценка политических сил, чьи ин­тересы будут так или иначе затронуты вашей политической кампани ей, позволит выявить не только конкурентов, но и потенциальных союзников. Система отношений в политике между различными по­литическими организациями и политическими, государственными деятелями крайне сложна и запутана. На каком-то этапе вашей поли­тической кампании вполне возможно, что кто-то из ваших конкурен­тов может оказаться вашим союзником. Например, если выборы проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства и предполагают при определенных условиях проведение второго тура голосования, то велика вероятность, что в случае выхода вашего кан­дидата во второй тур вам придется искать ему союзников из вчераш­них конкурентов. К такой ситуации надо готовиться заранее, иначе вместо союзника можно получить очень серьезного оппонента.

Цель предварительной оценки конкурентной среды обычно за­ключается в том, чтобы перед началом политической кампании определить своих соперников. Для этого бывает достаточно выяс­нить:

— Кто стремится к достижению той же политической цели и готов в свою очередь инициировать ради ее достижения собственную поли­тическую кампанию. Одна и та же цель в демократических обществах обычно преследуется в электоральных процессах. И для менеджеров избирательной кампании важно как можно раньше определить круг ее потенциальных участников. На значение этой проблемы косвенно указывает тот факт, что некоторые политики до последнего дня от­кладывают оглашение своего решения о вступлении в предвыборную борьбу, затрудняя тем самым оценку другими кандидатами своих шансов на успех;

— Чьи интересы будут ущемлены, чье политическое влияние уменьшится в случае реализации целей политической кампании. Например, повышение авторитета одного политического деятеля не­избежно будет сопровождаться падением интереса к другому, лоб­бирование поправок к законопроекту неизбежно затронет интересы определенных организаций и фирм, объединение двух политических организаций может привести к ослаблению влияния более мелких партий. Следовательно, те политические силы или группы интересов, чьи интересы будут затрагиваться, с большой долей вероятности втя­нутся в борьбу и будут препятствовать успешному развитию вашей политической кампании.

арительная оценка конкурентной среды предполагает выяв-i ресурсов потенциальных соперников и оппонентов и их срав-

шй анализ. Обычно это делается следующим образом: -первых, осуществляется экспертная оценка ресурсов кон-эв. Экспертная оценка предполагает приглашение специали-политологов, экономистов, политиков-практиков, журнали-IH т.п., которые на основе имеющихся у них данных выводят баллы, позволяющие сравнить ресурсы потенциальных шков с вашими. Речь идет о следующих основных ресурсах: ансовые ресурсы, т.е. возможность команды соперника печь денежные средства для противодействия вашим действи-и для ведения собственной политической кампании. Оце-шй балл выставляется в результате учета как собственных де-шх средств конкурента, так и средств, которыми могут шться с ним заинтересованные финансовые структуры; шистративные ресурсы, или ресурсы власти. Такими ресурса-обладают представители различных государственных органов. 1алример, действующий губернатор, баллотирующийся на вы-к, может использовать свой пост и свое влияние для ведения выборной кампании. В избирательных кампаниях админи-ативный ресурс проявляется обычно в скрытой форме: в не-асном использовании административного аппарата, помеще-транспорта, средств связи; во влиянии на местные средства ссовой информации; в личных контактах с представителями го-ударственных учреждений, судебных органов; адские ресурсы, т.е. возможность привлечь к пропагандистской в ходе политической кампании в качестве добровольных эмощников значительные группы людей. Солидным людским сурсом обычно обладают политики, опирающиеся на поддержку

ш и общественных организаций; зформационные ресурсы, т.е. наличие особых контактов с руко-ICTBOM СМИ, с журналистами, лидерами мнений, которые мо-г, в том числе на добровольной основе, выступить в роли 1слятора и пропагандиста основных идей политика.

э-вторых, если речь идет об избирательных или имиджевых по-

«ческих кампаниях, то необходимо провести сравнение рейтин-

i потенциальных соперников с рейтингом вашего кандидата. Эта

ча решается путем проведения соответствующего социоло-

ского опроса, в результате которого можно также получить срав-

шше данные о рейтингах и по наиболее многочисленным соци-

Политический менед

ентная среда политического менеджмента

альным группам, т.е. выяснить, есть ли социальные группы, котоп 1 изначально в большей степени ориентированы на некоторых из а ших конкурентов.

В-третьих, необходимо проанализировать общую ситуацию стране или, если речь идет о региональных политических кампаниях' в соответствующем регионе. Известно, что если экономическая си^ туация на подъеме, решаются социальные проблемы населения, то выше шансы тех, кто олицетворяет существующие властные стр'ук,. туры и имеет к ним отношение. И наоборот, если социально-эконо-мическая ситуация критическая, то шансы выше у оппозиции.

В-четвертых, в некоторых случаях полезно бывает поинтересо­ваться идеологической ориентацией ваших потенциальных соперни­ков или конкурентов. На этапе предварительной оценки это поможет вам предположить, на какие социальные слои будут в первую очередь рассчитаны их лозунги, программные послания, а если речь идет об избирательной кампании, то понять, за какой сегмент электората бу­дет бороться конкурент.

Кстати, в предвыборной борьбе близость идеологических позиций всегда означает, что борьба будет идти за одних и тех же избирателей. Иными словами, идеологически близкие участники политической борьбы неизбежно становятся самыми сильными конкурентами. Если политик является членом какой-либо партии, то его поли­тические ориентации более или менее очевидны. В некоторых случаях эту оценку бывает не просто сделать, например, когда канди­дат на выборах выступает как независимый. Тогда можно проанали­зировать сделанные им ранее заявления, его публикации, выступле­ния перед публикой.

На основе предварительной оценки составляется схема расклада политических сил. Для наглядности целесообразно воспользоваться графическим изображением всех участников политической борьбы. На рис. 1 в качестве примера приведен самый простой вариант рас­клада политических сил накануне гипотетических выборов. Верти­кальная ось показывает рейтинг кандидатов (доля избирателей округа, которая одобряет деятельность политика, в процентах;, горизонтальная ось — суммарная экспертная оценка ресурсов, ко­торыми обладают кандидаты (в баллах от 0 до 10). Буквами обо­значены позиции в электоральном пространстве шести кандидатов-Как видно на рисунке, наиболее предпочтительные шансы в пР6* выборной борьбе у кандидата В, обладающего высоким рейтинг0 доверия у населения, и у кандидата Е, у которого рейтинг немно ниже, но в запасе есть значительные ресурсы, которые он может И

100f

Рейтинг кандидата (в процентах)

Экспертная оценка ресурсов кандидата (в баллах)

-мо

Рис. 1. Положение кандидатов в электоральном пространстве

|ьзовать в избирательной кампании. Не стоит сбрасывать со счета, ло, и кандидата F, который также обладает серьезными ресурса-. А вот положение кандидата А является, мягко говоря, сложным, нако напомним, что в этом случае совсем не обязательно выходить 'эрьбы. Можно предвыборную кампанию использовать для реше-i других политических целей:

«раскрутки» имиджа, для превращения кандидата или партии f в узнаваемых субъектов на политической сцене. Участие руково-' дителей предпринимательских структур в избирательной кампа-ргнии может использоваться и для «раскрутки» своей фирмы, торго-; вой марки; t-для пропаганды программы, идеологической позиции партии;

оказания помощи определенному политическому деятелю или L партии путем «оттягивания» на себя части голосов его конкурен­тов;

-для участия в будущей коалиции. Если выборы проводятся в два •тура, то возможно блокирование на втором этапе голосования с более сильным участником предвыборной борьбы на определен-ъных условиях, когда призыв к избирателям, отдавшим голоса в;г первом туре за вашего кандидата, «обменивается» на обещание предоставить ему или его представителям место в соответст­вующих государственных структурах.

Рисунок позволяет не только понять расстановку сил перед Малом избирательной борьбы, но и увидеть своих главных кон-ентов. Они, как правило, занимают наиболее близкие позиции по Кошению к вашему кандидату. Так, для кандидата Е главными со-никами будут кандидат В и кандидат F.

316 Политический мене;

Выделение основных конкурентов является главной целью

"Ред.

варительной оценки конкурентной среды. Теперь становится очевидным, против кого следует разрабатывать более детальный борьбы, в каком направлении концентрировать необходимые ресуп. сы и более четко определять свою линию поведения. Вместе с следует помнить, что в ходе политической борьбы возможны всякие 1 неожиданности, поэтому схема должна постоянно корректироваться ^ по мере поступления новой информации.

3. Сбор и анализ информации о соперниках

Чтобы умело противостоять политическим соперникам, необходи­мо обладать всесторонней информацией о них. Только зная их личностные качества и интересы, их связи и возможности, можно предвидеть их действия, в том числе направленные против вашего политика или вашей организации. Вот почему любая крупная поли­тическая кампания, проводимая в конкурентной среде, требует серьезной работы по сбору информации. Об основных конкурентах рекомендуется собирать информацию по следующим направлениям: —Личностные характеристики: физический облик, состояние здоровья, темперамент, характер, склонности и способности, на­выки и умения, привычки и т.п.

— Биографические данные: где и когда родился, учился, какое по­лучил образование, каков его трудовой путь, какие занимал долж­ности, какова его деловая репутация, служил ли в армии и если нет, то по какой причине, имеет ли награды, поощрения, со­вершал ли правонарушения, привлекался ли к уголовной или ад­министративной ответственности.

— Материальное положение: источники и уровень доходов, владеет ли недвижимостью, в том числе за границей, есть ли в собственно­сти автомобиль, антиквариат, другие ценности.

— Семья: состав семьи, какой брак по счету, профессиональная дея­тельность и финансовое положение родителей, супруги (супруга), взрослых детей.

— Круг знакомств и связей: есть ли связи в органах власти, в партий­ных етруктурах, в предпринимательских кругах, в СМИ, замечен ли в связях с криминальными структурами, с кем дружит, есть ли недоброжелатели, враги.

— Политический опыт и участие в избирательных кампаниях. Если является активным политиком, государственным деятелем, то ка­кие принимал решения, делал заявления, поддерживал законода-

ше инициативы. Если участвовал ранее в избирательных кам-щях, то сколько набирал голосов, какие давал обещания, как эводилась его предвыборная кампания.

эме того, если речь идет об избирательной кампании, то со­ся вся возможная информация о доверенных лицах кандидата, его избирательного штаба, об организации и ведении его сборной кампании. |сточники получения этих данных: |1 Документы, в которых политик сам сообщает сведения о себе и эые доступны для общественности: сведения, представляемые в ательную комиссию, интервью в СМИ, рекламные материалы, ржащие биографические данные. fc. Публикации в прессе и видеоматериалы на ТВ, не носящие рек-юго характера. 3. Опрос лиц, знакомых с данным политиком. If. Официальные отчеты тех государственных органов, поли-Ивских организаций, в работе которых принимал участие поли-I

J. Получение доступа (обычно за плату) к базе данных, которые • журналисты, а также лица, специализирующиеся на сборе, эм числе и противозаконными способами, соответствующей ин-лации.

цВ ходе конкурентной борьбы, к сожалению, используются и неза-ше способы сбора информации: установка прослушивающих эйств, скрытая видеосъемка, приглашение частных детективов.

гСбором данных обычно занимается специальная аналитическая 1. Но следует помнить, что сбор данных не должен превращать-самоцель. Собранные сведения должны «работать», т.е. подска-ать политическим менеджерам, каких действий, поступков можно ать от политика, какие шаги могут быть предприняты в предвы-рной борьбе, есть ли у данного политика скрытые ресурсы, что чекает в нем избирателей, а что вызывает негативные реакции, «е «подсказки» нельзя получить простым сбором информации, 1 уметь подвергать ее тщательному анализу. Анализ данных проводится обычно по трем направлениям. ~5о-первых, составляется психологический портрет конкурента. Он вставляет собой описание темперамента человека, его склонно-, черт характера, манеры поведения, способностей, навыков, *ений, убеждений, ценностных ориентации. В идеале психоло-

гический портрет должен раскрывать содержание «Я-концепции» п ' литического деятеля, т.е. систему его представлений о самом себе своих функциях, о том, как он считает необходимым исполнял принятые на себя социальные и политические роли.

Психологический портрет составляется на основе тщательной»^ изучения внешности человека, его манеры говорить, жестику­лировать, занимать определенную позу. Для этого просматриваются различные видеоматериалы, изучаются свидетельства людей, ко­торые имели опыт общения с этим человеком, выявляется степень его зависимости от окружающих людей, манера его поведения в кризисных ситуациях. Эту работу обычно проводят профессиональ­ные психологи.

Составленный специалистами психологический портрет должен помогать руководителям политической кампании предвидеть воз­можную реакцию человека на те или иные действия, события, быстроту этой реакции, правильно оценить степень его самостоя­тельности при принятии решений, учесть его ригидность или пла­стичность, способность устоять перед искушениями и соблазнами.

Вторым направлением анализа данных является составление биографии соперника. Здесь важно выделить, с одной стороны, вы­игрышные факты биографии, т.е. факты, свидетельствующие о проявлении человеком мужества, порядочности, компетентности, организаторских способностей, деловых качеств и т.п. Знание о таких фактах позволяет предвидеть возможные пропагандистские ходы со­перников, потому что именно такие факты используются для разработки сюжетных линий в убеждающей коммуникации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных