![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правила ранжирования1. Меньшему значению начисляется меньший ранг. Наименьшему значению начисляется ранг 1. Наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений. Например, если n=7, то наибольшее значение получит ранг 7, за возможным исключением для тех случаев, которые предусмотрены правилом 2. 2. В случае, если несколько значений равны, им начисляется ранг, представляющий собой среднее значение из тех рангов, которые они получили бы, если бы не были равны. Например, 3 наименьших значения равны 10 секундам. Если бы мы измеряли время более точно, то эти значения могли бы различаться и составляли бы, скажем, 10,2 сек; 10,5 сек; 10,7 сек. В этом случае они получили бы ранги, соответственно, 1, 2 и 3. Но поскольку полученные нами значения равны, каждое из них получает средний ранг: 1+2+3 = 6 _ = 2 3 3 Допустим, следующие 2 значения равны 12 сек. Они должны были бы получить ранги 4 и 5, но, поскольку они равны, то получают средний ранг: 4 + 5 = 4,5 и т.д. 3. Общая сумма рангов должна совпадать с расчетной, которая определяется по формуле: N ∙ (N+1) ∑(R1) = ─────── где N - общее количество ранжируемых наблюдений (значений). Несовпадение реальной и расчетной сумм рангов будет свидетельствовать об ошибке, допущенной при начислении рангов или их суммировании. Прежде чем продолжить работу, необходимо найти ошибку и устранить ее. АЛГОРИТМ 4 Подсчет критерия U Манна-Уитни. 1. Перенести все данные испытуемых на индивидуальные карточки. 2.Пометить карточки испытуемых выборки 1 одним цветом, скажем красным, а все карточки из выборки 2 - другим, например синим. З.Разложить все карточки в единый ряд по степени нарастания признака, не считаясь с тем, к какой выборке они относятся, как если бы мы работали с одной большой выборкой. 4. Проранжировать значения на карточках, приписывая меньшему значению меньший ранг. Всего рангов получится столько, сколько у нас (п1+п2). 5. Вновь разложить карточки на две группы, ориентируясь на цветные обозначения: красные карточки в один ряд, синие - в другой. 6.Подсчитать сумму рангов отдельно на красных карточках (выборка 1) и на синих карточках (выборка 2). Проверить, совпадает ли общая сумма рангов с расчетной. 7. Определить большую из двух ранговых сумм. 8. Определить значение U по формуле: n х ∙ (n х + 1) U = (n1 ∙ n2) + ──────── - Т х где n1 - количество испытуемых в выборке 1; n2- количество испытуемых в выборке 2; Тх - большая из двух ранговых сумм; nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов. 9. Определить критические значения U по Табл. II Приложения 1. Если Uэмп>Uкp 0,05, Но принимается. Если Uэьп<Uкp 0,05, Но отвергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше. Теперь проделаем всю эту работу на материале данного примера. В результате работы по 1-6 шагам алгоритма построим таблицу. Таблица 2.4 Подсчет ранговых сумм по выборкам студентов физического и психологического факультетов
Общая сумма рангов: 165+186=351. Расчетная сумма: N ∙ (N+1) 26 ∙ (26+1) ∑(R1) = ─────── = ─────── = 351 2 2 Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено. Мы видим, что по уровню невербального интеллекта более "высоким" рядом оказывается выборка студентов-психологов. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 186. Теперь мы готовы сформулировать гипотезы: H0: Группа студентов-психологов не превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта. Н1: Группа студентов-психологов превосходит группу студентов-физиков по уровню невербального интеллекта. В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпирическую величину U: 12 ∙ (12 + 1) Uэмп = (14 ∙ 12) + ──────── - 186 = 60
Поскольку в нашем случае n1 ≠ n2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (165), подставляя в формулу соответствующее ей nх:
14 ∙ (14 + 1) Uэмп = (14 ∙ 12) + ──────── - 165 = 108 Такую проверку рекомендуется производить в некоторых руководствах (Рунион Р., 1982; Greene J., D'OUvera M., 1989). Для сопоставления с критическим значением выбираем меньшую величину U: Uэмп = 60. По Табл. II Приложения 1 определяем критические значения для Соответствующих n, причем меньшее n принимаем за n1 (n1 = 12) и отыскиваем его в верхней строке Табл. II Приложения 1, большее п Принимаем за n2 (n2 — 14), и отыскиваем его в левом столбце Табл. II Приложения 1. Uкр = 51 (р ≤ 0,05) 38 (р≤ 0,01)
Мы помним, что критерий U является одним из двух исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно, мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп ≤ Uкр Построим "ось значимости"
Uэмп = 60 Uэмп > Uкр Ответ: Но принимается. Группа студентов-психологов не превосходит группы студентов-физиков по уровню невербального интеллекта. Обратим внимание на то, что для данного случая критерий Q Розенбаума неприменим, так как размах вариативности в группе физиков шире, чем в группе психологов: и самое высокое, и самое низкое значение невербального интеллекта приходится на группу физиков (см. Табл. 2.4). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|