Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭТИКА




Глава 2

Прежде чем переходить к истории этических учений Средневековья, следует сделать несколько предваритель­ных замечаний. Во-первых, мы должны понимать, что раз­витие древнегреческой этики завершающего периода и на­чальный этап средневековой этики проходили параллельно. Так, философ-стоик император Марк Аврелий ушел из жизни в 180 г. н.э. и, по некоторым данным, был гонителем христиан; этот факт весьма показателен для иллюстрации соперничества христианской и стоической философии.

Во-вторых, вся интеллектуальная культура Средневеко­вья формировалась под знаком господства христианского вероучения, и этика здесь не является исключением. Мож­но сказать, что средневековая философия существовала в форме богословия, которое, особенно во времена расцвета схоластики, тяготело к философии. Такая ситуация рази­тельно отличается от Античности, где философия опира­лась на саму себя и лишь изредка вторгалась в область по­литической мысли (поздний Платон, Аристотель).

В Средние века порой очень трудно отличить христи­анскую догматику от философских (этических) положе­ний. Например, некоторые Отцы Церкви доказывали, что религиозные догматы есть не только основы вероучения, но и являются важнейшими жизненными ориентирами. В этом учебнике мы сознательно опустим изложение дог­матов христианства и сосредоточимся только на этических учениях крупных философов данного периода.

Но для начала определимся с основными чертами ду­ховной жизни Средних веков, ее моральной атмосферы. Священное Писание стало для нее основным источником вдохновения. Бесспорно, этика того времени теоцент-рична, ибо Бог для нее - основание бытия, истины и блага.


Но, с другой стороны, из всего земного именно человек за­нимает привилегированное место в картине мира, посколь­ку он создан Господом по собственному образу и подобию. Отсюда своей главной задачей средневековая этика видела нахождение пути человека к Богу и обретение им абсолют­ной жизни в нем. Сердце христианской этики находится в представлении (догмате) о богочеловеческой природе Христа Спасителя. «Бог очеловечился, чтобы человек обо-жился» - эта мысль, повторяемая многими святыми отца­ми, является главной путеводной звездой для средневеко­вой этики. Путь человека к Богу освящен искупительной жертвой Богочеловека, и все, чем бы он ни занимался и к чему бы ни стремился, должно быть повторением земного пути Иисуса Христа. Исходя из этого постулата, мораль­ную философию христианства можно охарактеризовать как этику совершенного образна. Для нес высшее благо, добро выражено не в наборе добродетелей, а в образе совершен­ства - Христе Спасителе. Поэтому от христианина требуется поступать так, как, вероятнее всего, поступил бы на нашем месте Христос. Богочеловек есть и воплощенная нравствен­ность, и высшее благо, и смысл жизни. Как Он сам говорит про Себя: «Я есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Античная этика, основанная на понятии добродетели, потратила много усилий для того, чтобы указать ее истин­ный смысл. Христианская этика в значительной степени сосредоточена на постижении образа Христа. Но если Античность пыталась рационально определить сущность добродетели, то христианство настаивает на необходимо­сти посредством веры принять образ Совершенства. Если пытаться постичь его рационально, то разум начинает пу­таться в загадках и парадоксах. Их разрешение в целях создания христианской этики в виде жизненной програм­мы стало центральной задачей средневековой практиче­ской философии. Она внесла в историю этики следующие оригинальные положения.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных