Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этика эпохи Просвещения




Просвещение - это короткая, но очень яркая эпоха в истории развития Западной Европы, проходившая под знаком популяризации научного знания. Относительно его точной датировки нет единства во мнениях. Как правило, ему отводят период с начала XVIII в. и до Великой Французской революции (1789). Центром движения стала Франция, но очень быстро оно распространилось на другие страны Старого Света. В это время активно происходит процесс секуляризации общества, т.е. освобождение от диктата религиозного взгляда на мир; до огромных масштабов вырастает культ Разума, исповедуемый интеллектуальными кругами Европы. Немецкий философ Иммануил Кант, отвечая на вопрос о сущности Просвещения, утверждал, что в нем происходит «выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»

 

 

С этой целью человеку следует научиться самостоятельно пользоваться собственным разумом открыто и публично, используя его в общественных дискуссиях. Тем не менее Просвещение стремилось не столько к углубленному, а доступному для всех знанию, поэтому так часто различные социальные теории этого времени представляли собой синтез того, что уже было сделано раньше.

В этом плане моральная философия не стала исключением. Ее ведущие теории не были оригинальными, а представляли собой коллекцию ранее существовавших учений. В этой главе мы попробуем несколько доминирующих тенденций в истории этики данного периода.

Этика Просвещения пошла по пути преимущественно эмпиризма и сенсуализма, а не рационализма. Стоит заметить, что этика морального чувства, развивавшаяся как раз в это время, оказала огромное влияние на просвещенческие моральные доктрины. В этом смысле чрезвычайно показательна книга одного из главных действующих лиц французского просвещения Дени Дидро (1713-1784) «Принципы нравственной философии, или Опыт о достоинстве и добродетели, написанный милордом», которая представляет собой авторский перевод трактата Шефтсбери. Ярче всего доктрина нравственного чувства осмыслена в философии другого французского мыслителя Жана-Жака Руссо (1712-1778). Он полагал, что состояние, в котором находилось человечество до появления государственного принуждения, было близко к нравственному идеалу. В каждом человеке от природы заложена естественная мораль, выраженная в двух принципах: себялюбия (или самосохранения) и сострадания. Они требуют заботиться о собственном благе и не причинять зла другому. После появления государств, а с ними и человеческого общества, из первичных нравственных чувств вырастают такие добродетели, как любовь, благожелательство, милосердие и т.д. Однако нарождающиеся рациональные прагматические отношения уничтожают естественную мораль. Современное общество, по мнению Руссо, есть порождение эгоизма и тщеславия, а науки и искусства лишь закрепляют это нетерпимое с точки зрения морали положение. Тем не менее Руссо верит в возможность установления гражданских добродетелей путем гарантирования основных прав и свобод личности. Но все-таки гражданский мир выглядит весьма шаткой и неестественной конструкцией в сравнении с природной нравственностью.

 

 

Определяя высшую цель человеческой жизни, философия Просвещения указывает на два наиболее значимых пути. Первый - это путь разумного человека, призванного посредством своего ума делать мир понятным и удобным для жизни людей. Независимый разум - это есть и цель, и средства нашей жизни. Хотя эта цель - возвышенная, но ее достижение под силу лишь избранным интеллектуалам. Поэтому Просвещение, в отличие от рационализма, допускает существование другого блага, доступного всем, но при этом менее возвышенного. Речь идет о личном, весьма житейском понимании счастья, причем в раскрытии его сути ведущие мыслители Просвещения не пришли к согласию. Споры вращались вокруг двух трактовок счастья: как собственного интереса и пользы, с одной стороны, и как благоволения и помощи людям - с другой.

Первый взгляд, который можно условно обозначить как моральный прагматизм, формировался в основном в полемике против этики морального чувства. Ярче всех свое несогласие выразил Клод Адриан Гельвеции (1715-1771), автор книги «Об уме», приговоренной к сожжению церковными и светскими властями. Основой морали (добродетели) он считает себялюбие, проявленное в физическом стремлении к наслаждению. Все наши добродетели: любовь, сострадание, стыд - основаны на физической чувственности. Она же порождает в нас в том числе и тягу к общению, формируя тем самым социальный инстинкт. Однако на уровне взаимодействия с себе подобными мы преследуем только личный интерес. Поэтому такие важнейшие понятия этики, как добро, справедливость и т.д., понимаются нами только лишь с учетом нашего интереса. Даже помощь другим людям, по мнению Гельвеция, следствие того, что нам выгодно быть с ними в хороших отношениях.

Тем не менее взгляды Гельвеция встретили жесткую критику со стороны упоминавшегося Дидро, полагавшего, что моральность - это отношение человека к другим людям, свободное от эгоизма. Соответственно, счастье нельзя понимать как сумму удовольствий. Его сущность заключается в развитии внутренних качеств милосердия, благожелательства, любви, сострадания. Эгоистическое понимание счастья ведет к разрушению его сущности. Удовольствие хорошо, когда оно не только для себя, но и для окружающих людей, а также способствует развитию духовных способностей человека. В качестве критики крайностей эгоистической ли-.

 

нии Гельвеция он написал диалог «Племянник Рамо», где впервые дал последовательное разоблачение такому жизненному явлению, как эстетический аморализм. Это явление было достаточно популярно во времена Просвещения и выражалось в проповеди чрезмерных наслаждений, ради которых считалось оправданным причинять страдания другим людям. В весьма эпатирующей форме подобную жизненную позицию отстаивал в своих книгах маркиз де Сад. Дидро четко фиксирует и разоблачает неприглядные черты данного мировоззрения: неразумное наслаждение, доходящее до унижения личности, цинизм, чудачество и шутовство, деградирующее сознание, пресмыкательство перед сильными мира сего, ничтожность и бессмысленность жизненных целей.

Наконец, Просвещение последовательно отстаивало либеральные идеи Локка. В защиту гражданских прав и свобод личности внесли свой вклад Руссо, а также Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Для Руссо принципы свободы и равенства являются базовыми для любого государства, иначе его существование становится бессмысленным. Цель государства - гарантии прав и свобод, но не их истребление. По мнению Руссо, человек, лишенный свободы, безнравственный, ибо нельзя быть моральным, если твои поступки совершаются под диктатом внешнего давления. Это утверждение лежит в основе идеи суверенитета народа как общности людей, свободно выбирающей свою историческую судьбу.

Так же рассуждал и Монтескье. В своем капитальном исследовании «О духе законов» он доказывал, что законы страны - это не произвол власти, а естественные, разумные рамки существования общества, определяющие правильную меру свободы каждого гражданина. Сама природа диктует человеку правила поведения в социуме: стремление к миру, добыванию себе пищи, отношения с людьми на основе взаимного уважения. Условием их внедрения и исполнения Монтескье считает: республиканское правление, принцип разделения властей, безопасность гражданина, правосудие и принцип адекватного наказания за преступление. Идея гражданской свободы и прав личности как цели существования государства и права подготовили в итоге принятие важнейшего документа по правам человека - «Декларации прав человека и гражданина».

Главная заслуга философов эпохи Просвещения состояла в том, что благодаря им многие этические учения Но-

 

вого времени стали предметом общественных дискуссий. Однако их стремление создать нечто новое на основе синтеза уже существующих доктрин привело к противоречивым выводам относительно нравственной жизни человека. Как нередко случалось в истории, гуманистический пафос новой идеологии обернулся кровавыми событиями Французской революции и всеобщей милитаризацией Европы в период наполеоновских войн. Просвещенческий идеал, популяризирующий этику Нового времени, был построен на идеях осуществления личного счастья, свободомыслия с антицерковным уклоном, обеспечения гражданских прав, призыва к расцвету наук и искусств. Однако из него исчез пафос дерзания духа, стремления к личному совершенству, который отличал этику Возрождения и рационализма. Поэтому он смог вдохновить интеллектуальные круги Европы на очень короткое время. Потребовался новый творческий импульс, который бы смог обосновать необратимое нравственное развитие личности как разумного, свободного, ответственного существа. В значительной мере эту задачу удалось выполнить немецкой классической философии.

 

Глава 7

ДОБРО И ЗЛО

 

Рассмотрение теоретической части этики мы начнем с самых фундаментальных категорий, которые являются предельно общими для данной области знания. Речь пойдет о добре и зле. Действительно, все остальные понятия этики, которые встречались нам в ее истории, например добродетель, благо, счастье, мораль, долг, ценности, могут быть объединены понятием добра. Все они выражают либо один из его важнейших аспектов, либо считаются его социокультурными трансформациями.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных