Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный финансовый контроль




(в шир смысле) — бюджетный, налоговый, банковский и другие виды контроля в различных сферах гос управления финансами.

(в узком смысле) — бюджетный контроль, предусмотренный разделом 9 БК («гос и мун фин контроль»).

 

А. М. Лаптева: бюджетный контроль - разновидность финансового контроля, представляющая собой контроль со стороны уполномоченных органов за фин деятельностью в бюджетной сфере, т. е. за образованием, распределением и использованием бюджетных фондов.

 

Бюджетный контроль отличается от др видов фин контроля (налогового, валютного) объектом: им являются общественные отношения, складывающиеся по поводу образования бюджетных фондов — фед, рег и местн бюджетов и бюджетов гос и территориальных внебюджетных фондов, по поводу распределения и использования бюджетных средств.

Следует иметь в виду, что контроль за образованием бюджетных фондов может быть как бюджетным, так и налоговым — это зависит от вида доходов бюджетов. Если контроль осущ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых доходов бюджета, то это налоговый контроль. Если в отношении неналоговых доходов - бюджетный контроль.

Особенности бюджетного контроля - наличие особого содержания, целей и задач, субъектов.

 

Содержание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансовогоконтроля в Российской Федерации» государственный финансовый контроль включает контроль за:

1) исполнением фед бюджета и бюджетов фед внебюджетных фондов;

2) организацией денежного обращения;

3) использованием кредитных ресурсов;

4) состоянием гос долга, гос резервов;

5) предоставлением фин, налоговых льгот и преимуществ.

 

 

Н.А. Саттарова: главная цель бюджетного контроля - обеспечение законности бюджетной деятельности, т. е. контроль над соблюдением бюджетного зак- ва всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:

1) соблюдение фин зак-ва;

2) обеспечение эффективного контроля над формированием гос доходов и рациональным их использованием;

3) соблюдение бюджетного процесса;

4) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;

5) пресечение правонарушений в бюджетной сфере и их предупреждение;

6) проверка и координация деятельности контрольных органов.

 

 

Виды гос (мун) фин контроля:

1. Внешний - контрольная деятельность Счетной палаты РФ, контрольно-счетных органов субъектов РФ и МО.

2. Внутренний - контрольная деятельность Фед службы финансово-бюджетного надзора, органов гос (мун) фин контроля, являющихся соответственно ОИВ субъектов РФ, местных администраций (это органы внутреннего контроля), Фед казначейства \ фин органов субъектов РФ \ МО.

3. Предварительный - осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюдж нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

4. Последующий - осуществляется по результатам исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

 

-предварительный контроль — осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;

-текущий контроль — осуществляется в ходе рассмотрения отдель­ных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комис­сий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, ор­ганов местного самоуправления в ходе слушаний и в связи с депутат­скими запросами;

-последующий контроль — имеет место в ходе рассмотрения и ут­верждения отчетов об исполнении бюджетов.

 

 

Субъекты контроля:

Органы гос (мун) фин контроля (ст. 265 БК):

1-Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и МО,

2- Органы гос (мун) фин контроля, являющиеся ОИВ субъектов РФ (местных администраций);

3- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

 

1.законодательные органы власти могут осуществлять бюджетный контроль непосредственно или через создаваемые специальные контрольные органы исполнит власти:

а) На фед уровне – Счетная палата - постоянно действующий орган гос фин контроля, образуемый ФС РФ и подотчетный ему. ЮЛ, не относящийся ни к одной ветви власти. (ФЗ «О счетной палате»)

б) На рег уровне - Контрольно-счетный орган субъекта РФ - постоянно действующий орган внешнего гос фин контроля и образуемый законодательным органом гос власти субъекта РФ (ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов гос власти субъектов РФ»)

в) На местном уровне - Контрольно-счетный орган МО - постоянно действующий органом внешнего мун фин контроля, образуемый представительным органом МО. (ст. 38 ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»"

ст. 2 ФЗ от 7.02.2011 № 6 «Об общих принципах организации и деятельн контрольно-счетных органов субъектов РФ и МО»

 

Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и МО (органы внешнего контроля) осущ:

1.контроль за соблюдением бюдж зак-ва РФ в ходе исполнения бюджета;

2.контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;

3.контроль в других сферах, установленных ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и МО

4. они направляют органам и должностным лицам, уполномоченным принимать решения о применении предусмотренных БК бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

5.осущ производство по делам об адм правонарушениях.

1) аудит эффективности, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;

2) экспертизу проектов законов (решений) о бюджетах, иных НПА, гос (мун) программ;

3) анализ и мониторинг бюджетного процесса (подготовка предложений по устранению выявленных отклонений в бюдж процессе и совершенствованию бюдж зак-ва РФ)

4) подготовку предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами внутреннего фин контроля

 

2. Органы гос (мун) фин контроля, являющиеся ОИВ субъектов РФ (местных администраций): обязаны предоставлять инфу и документы, запрашиваемые Фед службой финансово-бюджетного надзора в целях осуществления ею анализа исполнения бюджетных полномочий этих органов. + проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего фин контроля

 

3. Органы, специально созданные для осущ контроля:

-Федеральное казначейство - ФОИВ (фед служба), находится в ведении Минфина.

Осущ функции по предварительному и текущ контролю за ведением операций со средствами фед бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств фед бюджета (Постановление Правительства Российской Федерации от I декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе») + осуществляет внутренний фин контроль за:

1.непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями (контроль за кассовым обслуживанием);

2. соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в Фед казначейство получателем бюджетных средств;

3. наличием документов, подтверждающих возникнов денежн обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета;

4.соответствием сведений о поставленном на учет бюджетном обязательстве по гос (мун) контракту сведениям о данном гос (мун) контракте, содержащемся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

 

- Фед служба финансово-бюджетного надзора – ФОИВ, находится в ведении Минфина.

1.В отличие от Фед казначейства, создана исключительно для выполнения контрольно-надзорной функции за соблюдением бюджетного и валютного законодательства

2. контроль и надзор за целевым использованием денежных средств (может осуществлять полномочия по привлечению к ответственности; запрашивать информацию –объяснения);

3.проводит анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего фин контроля

4.осущ пр-во по адм делам

(Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора")

 

Органы внутреннего контроля (2 и 3 группа) осущ:

1.контроль за соблюдением бюджетного законодательства РФ

2.контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации гос (мун) программ, в том числе отчетности об исполнении гос (мун) заданий.

+ направляют органам, осущ пр-во по адм делам

 

Также контрольные полномочия имеют и другие субъекты:

Президент РФ:

- контроль и проверка ФОИВ

- контроль над реализаций ежегодных посланий правительства; общенациональных проектов

- полномочия (статья 209 БК) о принятии секретных программ

- осуществляет косвенный финансовых контроль до выдвижения Министра Финансов и Счетной палаты

 

Правительство РФ

Министерство финансов: ( контроль и надзор)

- является главным распорядителем денежных средств

- осуществляет внутренний контроль; - утверждение порядков и методик утверждения отдельных операций

Объекты контроля:

1.распорядители, администраторы, получатели

2.фин органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюдж трансфертов, бюджетных кредитов,

3.гос (мун) учреждения;

4.гос (мун) унитарные предприятия;

5.гос корпорации и гос компании;

6.хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

7. ЮЛ, ИП, ФЛ в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соотв бюджета бюджетной системы РФ, договоров (соглашений) о предоставлении гос (мун) гарантий;

8. ЮЛ, получающие средства из бюджетов гос внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного мед страхования;

9. КО, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

10. органы управления гос внебюджетными фондами;

 

Гос (мун) финансовый контроль в отношении объектов контроля осущ только в части соблюдения ими условий предоставления средств из бюджета, в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, их предоставивших. (исключ, контроль за предоставлением межбюдж трансфертов и бюдж кредитов)

 

Все распорядители и администраторы осущ внутренний фин контроль, направленный на:

1. соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам \ доходам \ источникам,, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета.

2. подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств (это относится только к главн распорядителю (распорядителю) бюдж средства.

+Осущ внутр фин аудит в целях:

1.оценки надежности внутреннего финн контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

2.подтверждения достоверности бюдж отчетности и соответствия порядка ведения бюдж учета методологии и стандартам бюджетного учета, уст Минфином.

3.подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Внутренний фин контроль и аудит осущ в соответствии с порядком, установленным Правительством, высшим ОИВ субъекта РФ, местной администрацией (Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 N 193).

 

Методы осуществления контроля:

1. Проверка - совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных фин и хозяйственных операций, достоверности бюджетного учета и отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.

1.1. Камеральные проверки - проверки, проводимые по месту нахождения органа фин контроля на основании бюджетной отчетности и иных документов, представленных по его запросу.

2.2 Выездные проверки - проверки, проводимые по месту нахождения объекта контроля, в ходе которых в том числе определяется фактическое соответствие совершенных операций данным бюджетной отчетности и первичных документов.

2.3. Встречные проверки - проверки, проводимые в рамках выездных и (или) камеральных проверок в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля.

 

2. Ревизия - комплексная проверка деятельности объекта контроля, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных фин и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности.

Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

 

3. Обследование - анализ и оценка состояния определенной сферы деятельности объекта контроля. Результат - заключение.

 

4. Санкционирование операций - совершение разрешительной надписи после проверки документов, представленных в целях осуществления фин операций, на их наличие и (или) на соответствие указанной в них инфы требованиям бюджетного законодательства РФ и иных НПА, регулирующих бюджетные правоотношения.

 

В случаях установления нарушения актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами контроля составляются:

1. Представление - документ органа фин контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения инфу о выявленных нарушениях и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

2. Предписание - документ органа фин контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений или требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба РФ, субъекту РФ, МО

 

 

Аудит федерального бюджета - комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках внешнего, внутреннего, предварительного и последующего контроля, составляющий единую систему контроля Счетной палаты за формированием и исполнением фед бюджета и бюджетов гос внебюджетных фондов РФ.

 

Аудиторский контроль - независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных