ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 2. Рыночная среда формирования цены. Ценообразующие факторы1. Основные принципы рыночной системы ценообразования. Виды цен. 2. Факторы, отражающие закономерности формирования цен. 3. Специальные факторы, оказывающие непосредственное воздействие на цену. Все цены, действующие в рыночной экономике, взаимосвязаны между собой и представляют единую систему. Эта система подвержена влиянию различных факторов (экономических, политических, социальных и пр.) и находится в непрерывном развитии. Систему цен характеризуют такие параметры, как уровень цен; структура цен; динамика цен. Уровень цены – это абсолютное количественное выражение цен в деньгах или в процентах. Структура цены – это определенное соотношение элементов цены в % или в долях. Динамика цен – это изменение уровня цен за определенный промежуток времени. Изменения какого-либо вида цен всегда отражается на уровне, структуре и динамике всех остальных видов цен. Взаимосвязь и взаимозависимость цен в системе определяется следующими обстоятельствами: 1. Существует единая методика формирования затрат на производство. 2. Все субъекты рынка взаимосвязаны между собой, и образуют единый хозяйственный комплекс. 3. Существует тесная взаимозависимость элементов рыночного механизма. В системе цен определяющую роль играют цены, которые складываются в базовых отраслях экономики – ТЭК, машиностроении, металлургии. Колебания этих цен всегда оказывают влияние на цены внутреннего рынка. Многообразие цен позволяет классифицировать их по различным признакам. 1. В зависимости от сферы деятельности: o Оптовые – цены, по которым предприятия реализуют продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям; o Розничные – цены продажи индивидуальным или мелкооптовым потребителям. Разновидностью оптовых цен считаются закупочные цены. Это цены, по которым предприятия сельского хозяйства реализуют продукцию организациям или лицам для дальнейшей переработки или перепродажи. К числу розничных цен относят: o Цены на строительную продукцию; o Тарифы на транспорт; o Цены на услуги населению; o Цены на продукцию общественного питания. 2. В зависимости от государственного воздействия: o Свободные (цена спроса, цена предложения, цена производства); Цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя. Цена предложения – цена, которая указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на авансированный капитал. o Регулируемые (это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления – Федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления). К регулируемым ценам относятся гарантированные, рекомендуемые, лимитные, пороговые цены. 3. В зависимости от способа установления: – Твердые; Твердая цена - это цена, которая устанавливается в момент заключения договора и не меняется в течение всего срока поставки по данному договору. Обычно такие цены применяются в сделках с немедленной поставкой или в договорах на короткий срок. – Подвижные; Подвижные цены фиксируются в момент заключения сделки, но могут быть пересмотрены при изменении рыночных условий. При этом в договор включается оговорка «о повышении или понижении цены» и источник информации, по которому судят об изменении рыночных цен. Такие цены применяются при долгосрочных контрактах на поставку промышленных, продовольственных и сырьевых товаров. – Скользящие; Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальных условий договора в связи с изменениями в издержках производства. Эти цены обычно используются, если товары изготавливаются длительное время. В этом случае фиксируется базис цены и метод расчета скользящей цены. 4. В зависимости от способа получения информации о ценах: – Публикуемые (цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации). К этим ценам относятся справочные, прейскурантные цены, цены аукционов и торгов, биржевые котировки. – Расчетные цены применяются в договорах контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. 5. По территориальному принципу: – Единые (действуют на всей территории); – Зональные (устанавливаются с учетом региональных особенностей). 6. В зависимости от порядка возмещения расходов покупателем: – Цены-франко (франкирование цен – это учет в цене издержек, связанных с транспортировкой, складированием, погрузкой-разгрузкой и страхованием грузов и распределение их между продавцом и покупателем); – Цены «Инкотермс» (Инкотермс – это типовые условия поставки грузов во внешнеэкономических ценах, определяющие порядок обязанностей продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов. Условия публикуются Международной торговой палатой.) 7. В зависимости от фактора времени: - Долговременные (не изменяются длительное время); - Текущие (могут быть изменены в рамках одного контракта); - Гибкие (применяются при резких колебаниях спроса и могут быть изменены в течение одного дня); - Падающие (цены, которые снижаются по мере насыщения спроса); - Сезонные (цены, действующие в определенный период года); 8. Внутрифирменные (трансфертные) цены Эти цены применяются внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также внутри ассоциации, состоящей из нескольких фирм. Эти цены считаются разновидностью оптовых цен и,как правило, ниже рыночных, что создает стимулы для повышения качества и увеличения прибыли. Данные об этих ценах ограничены и составляют коммерческую тайну.
9. Мировые цены: Мировыми считаются цены, по которым производятся крупные экспортные и импортные операции. - Цены на готовую продукцию (как правило, определяются уровнем цен ведущих стран-экспортеров, специализирующихся на изготовлении продукции данного вида) - Цены на сырьевые товары (обычно устанавливаются на биржах, торгах или аукционах).
Рыночная цена формируется под воздействием множества факторов экономических, социальных, политических, природных. Эти факторы определяют состояние рынка или его конъюнктуру, причем одни факторы действуют на цену напрямую, другие – опосредовано. Под ценообразующими факторами в широком смысле понимают всевозможные обстоятельства, явления процессы и закономерности, определяющие и обуславливающие динамику и уровень рыночных цен. Условно разделим все факторы на два уровня. К факторам 1-го порядка будут относиться те, которые определяют общие условия и закономерности формирования цен (факторы общеэкономической конъюнктуры). К факторам 2-го порядка отнесем факторы, связанные с условиями и обстоятельствами формирования цены конкретного товара, (факторы, определяющие конъюнктуру рынка конкретного товара). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|