ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 3. Методология ценообразования на предприятиях в условиях рынка
1. Методология ценообразования. Критерии выбора метода ценообразования. 2. Основные этапы установления цены. 3. Основные методы ценообразования: 3.1. Затратные методы ценообразования 3.2. Методы установления цен, ориентированные на конкурентов 3.3. Методы ценообразования, основанные на оценке полезности товаров со стороны потребителя 3.4. Нормативно-параметрические методы. Методология ценообразования – это совокупность принципов и методов образования структуры и динамики цен. Принцип - основное и исходное положение, основные особенности устройства системы цен. Метод – способ построения цены. В рамках методологии существует методика ценообразования, которая содержит конкретные рекомендации и инструментарии по установлению цен. Методика должны быть единой для всех уровней установления цен для всех хозяйственных субъектов, поскольку это служит предпосылкой создания системы цен. Эта система цен подвержена действию многих рыночных факторов и состоит из отдельных взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Выбор метода зависит от многих факторов. Как правило, конкуренция устанавливает на соответствующем рынке своеобразный ценовой стандарт, к которому привык потребитель, но который не обеспечивает ему значительных выгод. В таких случаях любая компания, работающая на принципах маркетинга, может предложить для потребителя более удобную ценовую схему, и будет иметь серьезные преимущества перед остальными участниками рынка. Если товары компании трудно дифференцируемы, а конкуренты многочисленны, при этом компания не обладает реальной рыночной силой, она в соответствии с правилами рыночной игры вынуждена будет принять цену, задаваемую рынком. Традиционно цена, как правило, определялась в основном исходя из финансовых соображений (уровня издержек, рентабельности). На сегодняшний день, в условиях нестабильной динамики цен на сырьевые и финансовые ресурсы, в условиях нестабильности валютных курсов и обострения конкурентной борьбы заметна переориентация продавцов на иные методы ценообразования. К критериям выбора метода ценообразования можно отнести: 1. цели, которые ставит перед собой фирма. Важно установить цену на уровне, обеспечивающем достижение поставленной фирмой цели. Целями фирмы могут быть максимизация прибыли, сохранение доли на рынке, обеспечение выживаемости фирмы, увеличение оборота, осуществление диверсификации и др. В зависимости от цели реализуется и концепция ценообразования. 2. уровень конкурентности или монополизированности рынка. Монополист, как правило, сам назначает цену и определяет ее уровень. При этом он использует чаще затратные методы. Возможно следование за рыночными ценами или фирмой лидером, если рынок считается конкурентным или олигополистическим, и нет необходимости использовать другие методы ценообразования. Можно придерживаться единой цены, устанавливаемой на свободном рынке. 3. стадии жизненного цикла на внутреннем и внешнем рынке. Для товара-новичка более актуален вопрос метода ценообразования, чем для товара, давно существующего на рынке, по которому уже определен и метод формирования цены и ее уровень. 4. запросы и возможности приобретения данного товара потребителем. Известно, что эластичность спроса покупателей влияет на объемы получаемой фирмой выручки, поэтому важно установить диапазон цен, используя маркетинговые методы, который будет принят покупателями. 5. специфика времени реализации товара и пр. Все перечисленные критерии в определенной степени оказывают влияние на выбор метода формирования цены на продукцию. Перейдем непосредственно к рассмотрению основных этапов ценообразования.
Рис.4. Основные этапы установления цены 1. Постановка задач ценообразования. Задачи вытекают из целей деятельности фирмы, которые были уже описаны выше. 2. Определение спроса. Речь идет об определение величины спроса, его структуры и эластичности. Необходима информация о сегментах рынка, на которых будет реализовываться товар, о требованиях покупателей, об их географическом положении, о емкости рынка и перспективах роста объемов продаж, о конъюнктуре рынка на 0,5-2 года. Именно информация о спросе определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. 3. Оценка издержек. Величина издержек определяет минимальную границу цены, которая должна возмещать средние издержки и обеспечивать получение прибыли. Анализируя издержки необходимо получить ответы на следующие вопросы: o какова структура издержек и возможны ли пути их снижения; o каковы объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время; o как соотносятся выручка, прибыль и затратами по различным товарам, выпускаемым фирмой; o какое влияние оказывает изменение объема производства на выручку и прибыль; o каков удельный вес прибыли в цене единицы товара 4. Анализ цен товаров конкурентов. Определившись с первыми блоками, характеризующими возможности фирмы-производителя, необходимо сопоставить полученную информацию с информацией о ценах, издержках и возможностях конкурентов. Для этого определяют, какие конкурентные товары продаются, какого качества, какова доля рынка конкурентов, каково их финансовое положение и др. Такая информация зачастую закрыта и при ее получении возникают определенные трудности. Источниками информации при этом могут быть: - справочники, прейскуранты, отчеты фирм-конкурентов - пробные покупки у конкурентов - другие методы 5. Выбор метода ценообразования осуществляется с учетом собранной информации. Выделяют практические и аналитические методы ценообразования, затратные и ценностные, конкурентные и статистические. В рамках ценностного и затратного подходов выделяют следующие методы:
Таблица 1. Методы ценообразования
6. Установление цены по выбранному методу. По каждому методу имеется свой алгоритм формирования цены. После того, как фирма определилась с желаемым методом, она, используя предлагаемый алгоритм формирует цену и объявляет ее на рынке. 7. Корректировка цены. Установление окончательной цены на товар осуществляется с учетом ее полного психологического восприятия покупателями и с обязательной проверкой соответствия целям фирмы. Окончательная цена должна быть принята рынком, то есть, воспринята дилерами, покупателями, конкурентами, поставщиками и другими субъектами ценообразования.
Фирмы, функционирующие в рыночных условиях, используют различные методы и подходы к установлению цены. Выделяют традиционно ценностный и затратный подходы в ценообразовании. В основе первого подхода лежит категория «полезность», в основе второго – «затраты». Затратный подход исторически самый старый и реально применяется большинством предприятий. Однако этот подход предполагает расчет затрат на единицу продукции и распределение накладных расходов. Это обуславливает разброс цен, так как критерия распределения и формирования затрат могут быть различны. Ценностный подход позволяет максимально приблизить цены к ценам потребителя, но также страдает определенным субъективизмом. Это связано с трудностями в определении количественного значения полезности. В рамках этих подходов существует множество методов, которые перечислены в таблице 2. Остановимся более подробно на некоторых группах методов. Затратные методы Исследование коммерческой практики показывает, что наиболее распространенными способами установления цен являются методы затратного ценообразования. Модель цены этой группы методов следующая: Р = Затраты*(1+R) или Р=Затраты + Прибыль, где Р – цена за единицу продукции R – рентабельность (относительная характеристика прибыли) - определяется как соотношение прибыли и общей суммы затрат на производство продукции (единая ставка) - определяется как соотношение прибыли к другим затратам (например, переменным) Выбор показателя рентабельности зависит от сложности учета различных типов затрат, от связи затрат определенного типа с экономической ценностью товара для покупателя, от объема и условий привлечения инвестиций и др. В ценообразовании используется следующая формула для расчета рентабельности: R= ×100% Полные затраты предполагают расчет полной себестоимости единицы продукции. При формировании цены следует различать понятия «затраты» и «себестоимость». Затраты – это расход материальных, трудовых и других ресурсов в стоимостном выражении, для обеспечения процессов воспроизводства. Себестоимость – это стоимостная оценка использованных ресурсов для производства и реализации товара (услуги). Согласно Налоговому кодексу не все затраты включаются в себестоимость. Согласно бухгалтерскому подходу затраты и себестоимость также могут не совпадать. Многообразие видов затрат позволяет объединить их в группы по различным классификационным признакам: Таблица 2. Классификация затрат
Вся совокупность затратных методов подразделяется на методы практического и аналитического ценообразования. Методы практического ценообразования 1. метод полных затрат 2. метод прямых затрат 3. метод приплат и скидок Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|