Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействие или сигналы внешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью.




Память играет очень важную познавательную роль в жизни человека. Если бы образы, возникнув в мозгу в момент воздействия на него предме­та, исчезали сразу же после прекращения этого воздействия, то человек каждый раз воспринимал бы предметы, как совершенно незнакомые. Он не узнавал бы их, а стало быть, и не осознавал. Чтобы осознать что-то, не­обходима умственная работа сравнения настоящего состояния с предше­ствующим. Психические явления, сменяющие друг друга и не связанные с предшествующими явлениями, прежде чем закрепиться в памяти, не могут остаться фактом сознания. В результате восприятия внешних воз­действий и сохранения их во времени памятью возникают представления.

Представления — это образы тех объектов, которые когда-то воздейст­вовали на органы чувств человека, и при отсутствии объектов восстанавли­ваются по сохранившимся в мозгу следам.

Ощущения и восприятия — начало возникновения сознательного от­ражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. Представление — психическое явление, в котором сознание впервые от­рывается от своего непосредственного источника и начинает существо­вать как субъективное явление. В нем уже теряется непосредственная чувственная данность объекта сознания. Представление — промежуточ­ная ступень при переходе от ощущения к мысли. В народе говорят: «Око видит далеко, а мысль — еще дальше».

Наблюдение и эксперимент. Важнейшими методами естествен­нонаучного исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение — преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляе­мое с целью выявить существенные свойства объекта познания.

Наблюдение относится к активной форме деятельности, направлен­ной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки — предварительного ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего наблюдения: с рисунками, фотографиями, описанием предметов и т.п. Важ­ное место в подготовке наблюдения должно занимать уяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять, предварительная разработка плана и способов наблюдения.

Эксперимент — метод, или прием, исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заранее опреде­ленные условия.

Метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект, — это основной метод эксперимента. Изменение условий позволяет скрыть причинную зависимость между заданными условиями и характе­ристиками исследуемого объекта и одновременно обнаружить те новые свойства объекта, которые не проявляются непосредственно в обычных условиях, проследить характер изменения наблюдаемых свойств в связи с изменением условий. С изменением условий изменяются определенные свойства объекта, а другие свойства при этом не претерпевают сущест­венных изменений, от них мы можем отвлечься. Эксперимент, таким об­разом, не сводится к простому наблюдению — он активно вмешивается в реальность, изменяет условия протекания процесса.

Технические средства эксперимента. Естественнонаучное экспе­риментальное исследование немыслимо без создания разнообразных тех­нических средств, включающих многочисленные приборы, инструменты и экспериментальные установки. Без экспериментальной техники невоз­можно было бы развитие естествознания. Прогресс естественнонаучно­го познания существенно зависит от развития используемых наукой тех­нических средств. Благодаря микроскопу, телескопу, рентгеновским ап­паратам, радио, телевизору, сейсмографу и т.п. человек значительно рас­ширил свои возможности восприятия.

.

За последние десятилетия создана мощная вычислительная техни­ка, которая не только составляет неотъемлемую часть современного экс­периментального оборудования, но и включена теснейшим образом в сам процесс мышления.

Мышление. Мышление — высшая ступень познания. Хотя его источник — ощущения и восприятие, но оно выходит за их границы и позволяет формировать знания о таких объектах, свойствах и явлениях, ко­торые недоступны органам чувств. Мышление освобождает людей от не­обходимости быть непосредственно связанным с изучаемым объектом. ()но дает возможность мысленно оперировать с объектом, ставя его в различные соотношения с другими объектами, сопоставлять вновь приобре­таемое знание об объекте с ранее приобретенными. Тем самым открывается путь для относительно самостоятельной теоретической деятельно­сти, лишь косвенно связанной с эмпирическим познанием.

Мышление — целенаправленное, опосредованное и обобщенное отраже­ние в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и зако­номерных связей вещей.

Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных