ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государство Авари Ганвас (Сильные Авары) или Дешти-Хазар.Рассмотрение архивного фонда эпохи Хазарского каганата или Дешти-Хазара, невозможно начинать без изучения письма хазарского кагана Иосифа визиру Кордовского халифата, еврею по происхождению, Хасдаю Эзре. Даем только перевод письма Л.Н.Гумилева «Открытие Хазарии», с незначительными изменениями автора. «Письмо кагана Иосифа, сына иАарона, царя Тогармского, - да хранит его Господь, творец его, - к Хасдаю, главе ученого собрания, сыну Исаака, сына Эзры. Много счастья от кагана Иосифа, сына Аарона, могучего царя, которого не обращают в бегство (никакие) войска и не заставляет отступать назад вид (никаких) полчищ, боящегося Господа, трепещущего перед его словами, мудрого и почитающего мудрых, смиренного и приближающего к себе униженных, избравшего себе слова Закона, старающегося всем своим сердцем и всеми силами заслужить благоволение своего творца, к своему возлюбленному, дорогому, раввину Хасдаю, сыну Исаака, сына Эзры вожделенному для него и почитаемому им, - да хранит его и спасет Бог, увенчанного мудростью. Я извещаю тебя, что пришло к нам письмо твое, увенчанное к5расотой твоей речи, через одного иудея из страны немцев, по имени Исаак, сына Элиэзера. И мы обрадовались о тебе и восторгались твоим разумением и твоей мудростью. И было написано в нем о местонахождении твоей страны и об отдаленности от этого места (черты) равенства дня и ночи; о происхождении Абд-Рахмана, царствующего над нею, о почете и великолепии царства его и величии его, и о помощи, оказанной ему Богом в отношении подчинения областей востока, как они были ранее под властью его предков; о тех затруднениях, благодаря которым твое письмо поздно пришло к нам, вследствие отдаленности всех народов отсюда и прекращения прихода купцов, и как ты сомневался в этом, пока о могуществе вашего государства не стало слышно во всех концах земли и не стали все цари земли воздавать почет вашему царю; как тогда стали переходить в вашу сторону посланцы царя Кустандины с дарами от ее царя и как они рассказали вам истину о нашем государстве и нашей вере, известия о чем вы считали раньше лживыми и чему вы не верили. Ты просил затем сообщить тебе верные сведения о нашем государстве и нашем происхождении, о том, как они приняли религию Израиля, который Бог осветил наши глаза, поднял нашу мочь и сокрушил наших врагов. Ты просил еще сообщить тебе о размерах нашей страны и о народах, живущих кругом нас, как тех, которые с нами в дружбе, так и тех, которые с нами воюют, и о том, случается ли нашим посланцам приходить в вашу страну, чтобы воздать почет вашему уважаемому и всем приятному царю, ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 - да сохранить его творец его! – который своим хорошим поведением заставил все сердца полюбить его и прямотой своих поступков привязал их к себе; ты просил сообщить это ввиду того, что израильтяне были довольны этим, и оно стало украшением для их сердца и позволило им смелее отвечать, хвалиться и величаться перед теми народами, которые говорили, что у Израиля нет остатка и нет нигде места, где бы у него была власть и государство. Мы отвечаем, давая тебе ответ по каждому предмету, в ответ на твое письмо, будучи в восторге от тебя и в радости от твоей мудрости, с которой ты говоришь о своей стране и происхождении того, кто над нею царствует. Давно до нас доходили и давно между нашими предками писались письма и счастливые пожелания. Это сохранено в наших книгах, известно всем старикам нашей страны. И мы постоянно слышим о вашей стране и величии ее царя, - да сохранить его творец его, и да возвратит ему Бог царство его предков бывшего у него в стране восточной, как ты говоришь! Мы возобновим то, что было прежде между нашими предками, и оставим это в наследство нашим потомкам. Ты спрашиваешь меня в своем письме: «Из какого народа, какого рода и племени ты?». Я сообщаю тебе, что я происхожу от сынов Иафета, из потомков Тогарма. Так я нашел в родословных книгах – шэжэрэ моих предков, что у Тоггарма было десять сыновей; вот их имена: первенец –Ауигор, второй – Турис, третий - Авар, четвертый – Угуз, пятый – Биз-р, шестой- Трна, седьмой – Хазар, восьмой – Яну, девятый - Блгр, десятый – Сауир. Я происхожу от сыновей Хазара, седьмого из сыновей. У меня записано, что когда мои предки были еще малочисленны, Всесвятой, - благословлен Он, - дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью Божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде В-н-н-т-р-г-и. Наши предки, хазары, воевали с ними. В-н-н-т-р-г-и были более многочисленными, так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени «Дуна» и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня. После того ушли поколения, пока не явился один царь, которого имя было Булан. Он был человек мудрый и боящийся Бога, раб Господа, кповавший всем сердцем на сего творца. Он удалил из страны гадателей и идолопоклонников, и искал защиты и покровительства у Бога. Ему явился ангел во сне и сказал ему: «О, Булан! Господь послал меня к тебе сказать: «О, сын мой! Я услышал моление твое, и вот благословлю тебя, расположу тебя и очень, очень умножу тебя, продолжу ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 царство твое до тысячи поколений и предам в руки твои всех врагов твоих». Он встал утром и возблагодарил Господа, и стал еще больше почитать Его и служить Ему. И явился к нему ангел вторично и сказал ему; «О, сын мой! Я увидел твое поведение и одобрил твои дела. Я знаю, что ты будешь всей душой и всей силою твоей следовать за мной. Я хочу дать тебе закон и правило, если ты будешь соблюдать эти мои заповеди и законы». Он отвечал ангелу, который говорил с ним: «О, господин мой! Ты знаешь помыслы моего сердца и расследовал нутро мое, ты знаешь, что я возложил свое упование только на Тебя. Народ, над которым я царствую, неверующие. Я не знаю, поверять ли они или нет. Если на меня снизошли милосердие твое, явись к такому то князю, который есть среди них». Всесвятой, благословен Он, - исполнил желание его и явился тому человеку во сне. Он встал утром, пошел и рассказал это царю, а царь собрал всех князей и рабов своих и весь народ, и изложил перед ними все это. Они приняли новую веру, пошли и стали под покровительством Шехины. Этому уже 340 лет. И он еще раз явился ему и сакзал ему: «О, сын мой! Небеса и земля не вмещают меня. Ты, все же, построй храм во имя мое, и я буду пребывать в нем». Он ответил ему: «О, владыка мира! Ты знаешь что нет у меня в распоряжении серебра и злата. На что я построю храм?». Он сказал ему: «Крепись и мужайся! Возьми народ твой и все войско твое и иди по пути к «Д-ралан», в страну Ардвил. Вот я выложу в сердце их страх и ужас перед тобой и дам их в твои руки. Вот я приготовил тебе два склада: один полный серебра, и один, полный золота. Ты их возмешь, а я буду с тобой, охраню тебя и помогу тебе, и ты доставишь это имущество благополучно и построишь на него храм во имя мое». И он поверил Господу и сделал так, как тот ему сказал. Он пошел и вел многие войны и одержал в них, с помощью Всемогущего, победу. Он опустошил этот город, взял имущество и благополучно вернулся. Он посвятил их Богу и выстроил благодаря им шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенники и священные сосуды. По милосердию Господа и силе Всемогущего, они до настоящего дня целы и хранятся в моем распоряжении. После этого слух о нем распространился по всей земле, и услышал о нем царь Эдома и царь исмаилтян и прислали своих послов и посланцев с великим имуществом и великими и многочисленными дарами, вместе со своими мудрецами, к царю, чтобы склонить его в их веру. Но царь был мудр, - да будет душа его завязана в свертке жизни у Господа, его Бога! Он приказал привезти также мудреца из израильтян, хорошо разузнал, расследовал и расспросил его, а затем свел их вместе, чтобы они спорили о своих верах. Они опровергали слова друг-друга и не могли остановиться на какой либо одной вере. Когда царь это увидел, он сказал им: «Теперь идите к себе домой, а на третий день вы придете ко мне». Они пошли к себе домой. На другой день царь послал к священнику царя Эдома и сказал ему: «Я знаю, что царь Эдома более велик, чем все ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 цари, и что его вера есть вера прекрасная и почитаемая. Я уже облюбовал твою веру. Я только прошу тебя ответить мне на один вопрос. Скажи мне по правде, и я помилую тебя и окажу тебе почет; что ты скажешь; если взять израильскую веру и веру исмаилтян, то которая из них лучше по твоему?». Священник отвечал и сказал ему: «Да живет царь во век! Если ты спрашиваешь касательно веры, то во всем свете нет веры, подобный израильской вере. Всесвятой,- благословен Он, - избрал Израиля изо всех народов и племен, назвал его «мой первенец», совершил для них великие чудеса, вывел их из страны египетской и спас от руки фараона и от египтян, перевел их между частями моря по суше, а преследователей их потопил в глубинах морских, низвел им манну для утоления их голода и далим воду из скалы для утоления их жажды, дал им закон из огня и пламень, пока не привел их в землю Ханаанскую и не построил им святилище. После всего этого они возмутились против него, согрешили и извратили веру, и он разгневался на них и отвел их в изгнание, отверг их от лица своего и рассеял на все стороны. Если бы не случилось так, то не было бы во всем мире веры такой, как израильская. Что такое вера исмаильтян в сравнении с верой израильской? Нет ни субботы, ни праздников, ни заповедей, ни законов; они едят всякую нечисть, мясо верблюдов и лошадей, мясо собак, всякую мерзость и всяких пресмыкающихся. Вера исмаильтян не есть настоящая вера, но подобна верам прочих народов земли». Царь отвечал ему и сказал ему: «Ты высказал эти свои слова по правде, и я окажу милосердие и отшлю тебя с почетом к царю Эдома». На второй день царь послал и позвал Ал-Кадия царя исмаилтян и сказал ему: «Я спрошу тебя ободной вещи. Скажи мне по правде и не скрывай ничего от меня: если взять веру христиан и веру иудейскую, то которая из них тебе кажется лучше?». Кадий ответил ему: «Иудейская вера это истинная вера, и у них есть заповеди и законы, но когда они согрешили, Всесвятой, благословлен Он, - разгневался на них и предал их в руки врагов их. Но искупление и спасение остается за ними. Вера тхристиан не есть настоящая вера: они едят свиней и всякую нечисть, поклоняются делу своих рук и нет у них надежды на спасение». Царь отвечал и сказал ему: «По правде ты сказал мне, и я окажу тебе милосердие». На третий день он позвал их вместе и сказал им: «Говорите и спорьте друг с другом и выясните мне, какая вера хороша». Они начали говорить и спорили друг с другом, но не могли утвердить свои слова, пока царь наконец не обратился к священнику и не сказал ему: «Что ты скажешь? Если взять иудейскую веру и веру исмаилтян, то которая из них более почтенна?». Священник отвечал и сказал: «Вера Израиля более почтенна, чем вера исмаильтян». Царь спросил затем кадия и сказал ему: «Что ты скажешь? Если взять веру христиан и веру иудейскую, то которая из них более почтенная?». Кадий отвечал и сказал ему: «Вера Израиля более почтенна». Тогда царь отвечал и сказал им: «Если так, то вы уже ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 собственными вашими устами признали, что вера Израиля наиболее почтенна, и я уже выбрал себе веру Израиля, как веру Авраама, по милосердию Божию, силой Всевышнего. Если Господь будет мне помощником, то имущество, серебро и золото., о котором вы сказали мне, мой Бог, на которого я уповаю и к защите и покровительству которого прибегаю, доставит мне без мучения. А вы идите с миром в вашу страну». С этого самого времени и впредь Бог помогал ему, утвердил его силу и укрепил его мышцу. Он совершил над самим собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание, и затем послал посланцев и доставил к себе изо всех мест мудрецов израильских, и те объясняли ему закон Моисея и изложили ему в порядке заповеди. До настоящего дня мы держимся этой веры. Да будет благословлено имя Всесвятого, - благословен Он, - и превознесено именование Его во веки! С того дня, как вступили мои предки в эту веру, Бог Израиля подчинил им всех их врагов и ниспроверг всякий народ и племя, живущие вокруг них, как царей Эдома, так и царей исмаильтян и всех царей прочих народов земли, и никто не поднимался перед ними, а все они стали служить и платить дань. После этих событий воцарился из сыновей его сыновей царь, по имени Обадия. Он поправил царство и утвердил веру надлежащим образом и по правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских, дал им серебро и золото, и они объяснили ему 24 книги Священного писания, Мишну, Талмуд и сборники праздничных молитв, принятых у хазарян. Он был человек, боящийся Бога и любящий закон, раб из рабов Господа. Да дасть ему дух Господень покой! После него воцварился его сын Езикия (Юзукэй) и сын того, Манссия (Манас); после него Ханукка, брат Обадьи, и сын того, Исаак (Исхак), затем его сын Завулон, его сын Моисей, его сын Нисси, его сын Аарон, его сын Менахем, его сын Вениамин, Аарон и я, Иосиф сын Аарона, царь сын царя из царских сыновей. Чужой не может сидеть на престоле моих предков, но только сын садится на престол своего отца. Таков наш обычай и обычай наших предков с того самого дня, как они находятся на этой земле, в отношении которой да благоволит воцаряющий всех царей навсегда сохранить мой царский престол до конца всех поколений. Ты еще настойчиво спрашивал меня касательно моей страны и каково его протяжение. Я тебе сообщаю, что живу у реки, по имени Итиль, в конце реки Гргана. Начало этой реки обращено к востоку на протяжении четырех месяцев пути. У этой реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных стенами городах. Вот их имена: Буртас, Булгар, Сувар, Арису, Црмис, Вннтит, Свр, Слвиун. Каждый народ не поддается точному расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платять дань. Оттуда граница поварачивает к Хорезму, доходя до Гургана. Все живущие по ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 берегу этого моря на протяжении одного месяца пути, все платят мне дань. А еще на южной стороне – Самандер в конце страны Тадулу, пока граница не поворачивается к воротам, а он расположен на берегу моря. Оттуда граница поворачивает к горам. Азур, в конце страны Багда, Сириди, Китун, Арку, Шаула, Сгсрт, Албуср, Ухуср, Киаруср, Циглг, Зуних, расположенные на очень высоких горах, все аланы до границы Афкана, все живущие в стране Касса и все племена Киял, Ткт, Гбул, до границы моря Кустандины, на протяжении двух месяцев пути, все платят мне дань. С западной стороны Шркил, Смкрц, Крц, Суграй, Алус, Лмбт, Бртнит, Алубиха, Кут, Манкт, Бурк, Алма, Грузин. Эти местности расположены на берегу моря Кустандины, к западной его стороне. Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, к стране по имени Бцра. Они расположены у реки Вагз. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы области Хгриим. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат мне и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении четырех месяцев пути. Знай и уразумей, что я живу у устья реки, с помощью Всемогущего. Я охраняю устье реки и не пускаю руссов,. Приходящих на кораблях, приходить морем, чтоб идти на исмаильтян, и точно так же всех врагов их на суше приходить к Воротам. Я веду с ними войну. Если бы я их оставил в покое на один час, они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада и до страны….Досюда доходят мои пределы и власть моего государства. Ты еще спрашивал меня о моем местожительстве. Знай, что я живу у этой реки, с помощью Всемогущего и на ней находится три города. В одном из них живет царица, это город в котором я родился. Он велик, имеет 50 на 50 фарсахов в длину и ширину, описывает окружность, расположен в форме круга. Во вторм городе живут иудеи, христиане и исмаильтяне, и помимо этих людей рабы из всяких народов. Он средней велечины, имеет в длину и в ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе живу я сам, мои князья, рабы и служители и приближенные мне виночерпии. Он расположен в форме круга, имеет в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между этими стенами тянется река. Это мое местопребывание по дни зимы. С месяца нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и своему полю и к своей полевой работе. Каждый из наших родов имеет еще наследственное владение, полученное от своих предков, место, где они располагаются; они отправляются туда и располагаются в его пределах. А я, мои князья и рабы едем и продвигаемся на протяжении 20 фарсахов пути, пока не доходим большой реки, называемой Вдшан, и оттуда идем вокруг нашей страны, пока не придем к концу нашего города без боязни и страха; в конце месяца кислева, во дни праздника Ханнуки, ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 мы приходим в наш город. Таковы размеры нашей области и место наших стоянок. Страна наша не получает много дождей, но изобилует реками и источниками, и из ее рек…очень много рыбы. Страна наша тучна, в ней очень много полей, лугов и…, которым нет числа, все они орошаются из нашей реки получают растительность. Я еще сообщаю размеры пределов моей страны, в которой я живу. В сторону востока она простирается на 20 фарсахов пути до моря Гурганского; в южную сторону на 30 фарсахов пути до большой реки по имени Угру, в западную сторону на 30 фарсахов пути до реки по имени Бузан и склона нашей реки к морю Гурганскому. Я живу внутри острова; мои поля и виноградники и все нужное мне находится на островке. С помощью Бога Всемогущего я живу спокойно. Ты еще спросил меня относительно «конца чудес». Наши глаза устремлены к Господу, нашему Богу, и к мудрецам Израильским, к академии, которая находится в Иерусалиме, и к академии, которая в Вавилонии. Мы далеки от Сиона, но до нас дошел слух, что по множеству наших грехов спутались подсчеты, так что мы ничего не знаем. Но да будет угодно Богу сделать это ради своего великолепного имени; да будет ничтожно в его глазах разрушение его храма, упразднение служения Ему в нем и все беды, которые нас постигли, и да осуществить Он в отношении нас слова Писания: «и вдруг войдет в храм свой» и.т.д. У нас же в руках только пророчество Даниила. Да ускрит Бог, Бог Израиля, спасение и да соберет наших изгнанников и наших рассеянных единоплеменников, при жизни нашей и твоей и всего Израилева, любящих Его имя! Ты упомянул также в своем письме, что желаешь видеть меня. И я очень стремлюсь и хочу видеть твое приятное лицо, твою почитаемую мудрость и твое величие. О, если бы случилось так, как ты говоришь, и я удостоился бы иметь общение с тобой и видеть твое почтенное и вожделенное лицо. Ты был бы для меня отцом, а я был бы тебе сыном, твоим устам повиновался бы весь мой народ и согласно твоему слову и правильному решению я бы сам выходил и входил. И да будет тебе много счастья!».
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
Обратный адресат написан карандашом, используя письмо брахми. Транскрипция: «Йhада гhана бhаса». Перевод: «Иудеев кагана письмо». Как видите, данное письмо кагана отвечает на многие вопросы архивоведения рассматриваемого времени. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|