ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ПОИСКАХ ДРЕВНИХ СОКРОВИЩ
Возрождение сопровождалось взлетом интереса к древности, что активизировало поиски памятников античной культуры. Франция, особенно Южная, хранила богатые cледы присутствия древних римлян. Не проходило и года, чтобы искатели сокровищ и просто любители старины не выкапывали клад или древнюю постройку. Значительный толчок кладоискательству дало Нимское наводнение 1557 года, когда вода размыла многовековые наслоения почвы над забытыми памятниками. Ученые-эрудиты выискивали в античных сочинениях указания на сокровища, чтобы попытаться напасть на их следы. Например, знаменитое толосское золото, похищенное около 105 года до н. э. у галлов консулом Цепионом и пропавшее в районе Толосы (Тулузы), волновало не одно поколение искателей сокровищ. Кроме золота и построек, которые интересно было бы откопать, людей занимали предания о «философских лампах» – источниках света, которые римляне оставляли в гробницах и которые были способны гореть веками. Нет ничего удивительного в том, что античному наследию посвящен обширный блок предсказаний Нострадамуса. Тему кладоискательства открывает катрен 1—21:
Profonde argille blanche nourir rochier, Qui d'un abysme istra lacticineuse, En vain troubles ne l'oseront toucher Ignorans estre au fond terre argilleuse.
Глубинная белая глина вскормит скалу, — Та, молочного цвета, что сочится из пропасти. Напрасно обеспокоенные люди не осмелятся дотронуться до нее, Не зная, что в глубине есть глинистая почва.
Отложения кальция на скалах и в пещерах действительно имеют молочный цвет. В письме кладоискателям Нострадамус писал о знаменитом античном кладе, якобы спрятанном в пропасти в крепости Константен близ Лансона в Провансе: «Под аркой Секста, в трех милях к западу, находится место, именуемое из-за его надежности Константеном, где, если смотреть в сторону моря, имеется приподнятый полукруг, в котором есть светящаяся расселина в скале. Во времена Марка Антония проконсулом Аромином при власти Цезаря была заполнена именно эта пропасть. И да будут уверены искатели, что найдут там упомянутые останки главы триумвирата. В прошлом люди искали там сокровища и обнаружили плиту из мрамора и металлического свинца под белой глиной, поддерживающей скалу, а по правую руку там есть скрытая пропасть, и пусть поберегутся на глубине в 33 туазы (60 метров. – А.П.), сокровище лежит в стороне женщины на белом штандарте».[150] О «сокровище Константена» среди кладоискателей и ученых-эрудитов (к которым относился и Мишель Нострадамус) издавна ходили легенды. В XVII веке несколько смельчаков попытались спуститься туда, но экспедиция кончилась трагически: все, кто побывал в пещере, умерли от удушья, сопровождаемого галлюцинациями. Кроме того, исследователи жаловались на массу слепней величиной с палец, до того больших, что они таскали колосья с близлежащих полей; кладоискатели говорили также, что при спуске у них погасли лампы. Сообщалось, что археологи-самоучки все же нашли некие отдельные римские артефакты. В 1946 году спелеологи из Тараскона предприняли новую попытку спуститься в пещеру. Команда установила, что пропасть имеет приблизительно 90 метров в глубину. Спуск был прекращен после того, как газоанализатор показал опасную для жизни концентрацию углекислого газа. Это объясняет и затухание ламп, и гибель кладоискателей от удушья, и галлюцинации. О более поздних исследованиях Константена ничего не известно. Судя по этому и многим другим катренам, Нострадамус серьезно интересовался античными сокровищами. Сведения, которые он сообщил кладоискателям, явно взяты из какого-то древнего источника. В катрене 1—27 появляется знаменитое толосское золото:
Dessoubz de chaine Guien du ciel frappe, Non loing de la est cache le tresor, Qui par longs siecles avoit este grappe, Trouve mourra, l`oeil creve de ressort.
В Гиени под дубом, пораженным с неба, Недалеко от него скрыто сокровище, Похищенное много веков назад. Нашедший умрет – глаз выбит пружиной.
Сообщение древнегреческого географа и историка Страбона (География, IV, I, 13) гласит: «Далее передают, что тектосаги (племя галлов, проживавшее в районе современной Тулузы. – А.П.) участвовали в походе на Дельфы, и даже сокровища, найденные у них в городе Толосе римским полководцем Цепионом, говорят, представляют часть ценностей, захваченных ими в Дельфах, хотя местное население прибавило к этой добыче и часть своих личных драгоценностей, посвящая их богу, чтобы умилостивить его; Цепион же, присвоив эти сокровища, из-за этого бедственно окончил жизнь, так как родина изгнала его как святотатца… Рассказ Посидония более правдоподобен: он говорит, что сокровища, найденные в Толосе, составляли около 15 тысяч талантов. Часть из них хранилась в скрытых помещениях, а часть – в священных прудах. Это был металл без чекана, просто золото и серебро в необработанном виде… Ввиду того что страна была богата золотом и принадлежала народу богобоязненному и скромного образа жизни, во многих местах Кельтики хранились сокровища; безопаснее всего хранить сокровища было в прудах, куда опускали куски серебра и даже золота. Во всяком случае римляне после завоевания страны продавали эти пруды в пользу государственной казны, и многие из тех, кто купил их, находили там кованые куски серебра. И вот в Толосе было именно такое святилище, весьма почитаемое окрестными жителями, поэтому в нем скопилось чрезвычайно много сокровищ, ибо многие посвящали их божеству, причем никто не осмеливался посягать на них». Толосское золото пропало еще в античные времена, но в эпоху Возрождения эрудиты не оставляли надежду найти его. Нострадамус, соединяя кладоискательский азарт с пророчеством, предупреждает: легко оно в руки не дастся. В катрене 9–7 открытие гробницы также сулит несчастье от спрятанной в ней ловушки:
Qui ouvrira le monument trouve, Et ne viendra le serrer promptement. Mai lui viendra & ne pourra prouve, Si mieux doit estre roy Breton ou Normand.
Кто откроет обнаруженный монумент И проворно не закроет его, Того настигнет беда, и [он] не сможет испытать, Бретонский король лучше или нормандский.
Смысл последней строки неясен. Либо Нострадамус иронизирует по непонятному нам поводу, либо прав Жан-Поль Клебер, полагающий, что открыватель не сможет определить, похоронен ли в гробнице король Нормандии или Бретани. Впрочем, в трех катренах подряд (8—28, 8—29, 8—30) Нострадамус предсказывает находку древнего сокровища:
Les simulachres d'or & d'argent enf[i]lez, Qu'apres le rapt au lac furent gettez Au descouvert estaincts tous & troublez. Au marbre escript presciptz intergetez.
Попавшие в сети изваяния из золота и серебра, Которые после похищения были брошены в озеро, К обнаружению потускнели и помутнели, Письмена на мраморе разрушены и перемешаны.
Au quart pillier Ion sacre a Saturne. Par tremblant terre & deluge fendu Soubz l`edifice Saturnin trouvee urne, D'or Capion ravy & puis rendu.
У четвертой колонны, посвященной Сатурну, Расколотой землетрясением и наводнением, Под Сатурниновым зданием найдена урна С золотом, похищенным Цепионом и теперь возвращенным.
Dedans Tholoze non loing de Belvezer Faisant un puy loing, palais d'espectacle Tresor trouve un chacun ira vexer, Et en deux locz tout & pres del vasacle.
В Тулузе, недалеко от Бельвезера Во время рытья глубокого котлована [под] дворец для представлений Найдено сокровище, тревожащее каждого, И все – в двух местах близ Базакля.
«Сатурниново здание» – тулузская церковь Нотр-Дам-де-Тор, где похоронен святой Сатурнин. Базакль – район Тулузы, Бельвезер – городок к северу от нее. В катрене 9—12 нищий гончар, обнаружив пресловутое толосское золото, становится богачом:
Le tant d'argent de Diane & Mercure Les simulachres au lac seront trouvez, Le figulier cherchant argille neufve Luy & les siens d'or seront abbrevez.
Большие серебряные Дианы и Меркурия Изваяния будут найдены в озере Гончаром, искавшим новой глины. Он и его близкие озолотятся.
Катрен 5–7 предсказывает обнаружение гробницы исторического деятеля:
Du triumvir seront trouvez les oz, Cherchant profond tresor aenigmatique, Ceulx d'alentour ne seront en repoz, De concaver marbre & plomb metalique.
Будут найдены кости триумвира Во время глубоких поисков таинственного сокровища. Окрестный люд, не зная отдыха, Вгрызается в мрамор и металлический свинец.
Триумвир – член триумвирата, дважды возникавшего в конце существования Римской республики в I веке до н. э. Первый триумвират объединял Юлия Цезаря, Гнея Помпея и Марка Красса, во второй входили Октавиан Август, Марк Антоний и Марк Лепид. Из свинца в римское время изготовлялись крышки гробниц. Об обнаружении гробницы императора Августа – фигуры, очень популярной в эпоху Возрождения, – объявлялось в 1519 и 1521 годах, но оба раза сообщения оказывались ложными. Возможно, Нострадамус имеет в виду события 1555 года. Тогда в районе Анкары послы императора Фердинанда II обнаружили плиты с записанной на них биографией Октавиана – «Деяниями божественного Августа». В катрене 5—57 тема сокровищ причудливо переплетается с детскими воспоминаниями Нострадамуса:
Istra du mont Gaulsier & Aventin, Qui par le trou advertira l`armee: Entre deux rocz sera prins le butin, De SEXT mansol faillir la renommee.
Пойдет от холмов Госье и Авентина [Тот, ] который через дыру предупредит армию. Между двумя скалами будет взята добыча. Падет доброе имя мавзол[ея] Секста.
Высокий каменистый холм Госье и мавзолей Секста, входящий в комплекс античных построек Гланум (арка и мавзолей, надпись на котором начинается со слова SEXT), находятся в непосредственной близости от родины Нострадамуса – Сен-Реми. Авентин – один из семи холмов Рима. Вероятно, Нострадамус усмотрел внешнее сходство между Авентином и Госье. Рядом с холмом Госье есть ущелье (две скалы) с большой дырой, выходящей на главную дорогу; это ущелье идеально подходит для размещения дозора, могущего предупредить о чем-либо армию, идущую на юг или на север. Что до третьей строки, то древняя провансальская легенда гласит, что испанский эмир Абдель Рахман в стародавние времена спрятал в районе двух скал у Госье сказочный клад – «сокровище Золотого руна». В катрене 8—34 вновь появляются руины Гланума:
Apres victoire du Lyon au Lyon Sus la montaigne de JURA Secatombe Delues & brodes septieme million Lyon, Ulme a Mausol mort & tombe.
После победы Льва в Лионе На горе Юра гекатомба. Дофине и [Э]брод[ун] – седьмой миллион — Лев, «Вяз» [Сен-Поль-де-]Мозоля, покойник и могила.
Горный массив Юра тянется между Савойскими Альпами и Шварцвальдом. Делюс – маленький населенный пункт рядом с Безансоном, во Франш-Конте. Под Delues, вероятно, следует понимать жителей Дофине, а под Brodes – савойцев. «Вязовым» назывался главный портал монастыря Сен-Поль-де-Мозоль вблизи родного города Нострадамуса Сен-Реми. Что касается «льва» в последней строке, то речь идет о скале причудливой формы на холме Госье, которую местные жители до сих пор называют именем царя зверей. Однако все остальное в катрене совершенно непонятно. Малая родина Нострадамуса появляется и в катрене 4—27:
Salon, Mansol, Tarascon de SEX l`аrc, Ou est debout encor la piramide, Viendront livrer le prince Dannemarc Rachat honni au temple d'Artemide.
Салон, [монастырь Сен-Поль-де-]Мозоль, Тараскон, арка Секс[та], Где еще возвышается пирамида, Отдадут датского принца; Постыдный выкуп в храме Артемиды.
Рядом с монастырем Сен-Поль-де-Мозоль (мавзолей Святого Павла) находится упомянутый уже Гланум, группа античных руин. Среди них – не только мавзолей Гланум и арка Секста, но и каменная стела; словом «пирамида» в среднефранцузском языке назывались самые различные античные обелиски, стелы и т. д. «Пирамидой» этот монумент называют до сих пор. Артемида – греческая богиня охоты и дикой природы. «Датский принц» отсылает читателя к древней провансальской легенде, согласно которой некий правитель датчан (возможно, викингов) был некогда разгромлен в Камарге.
8-46 Pol mensolee mourra trois lieuёs du rosne, Fuis les deux prochains tarasc destrois: Car Mars fera le plus horrible trosne, De coq & d'aigle de France freres trois.
[В] мавзолее [Святого] Павла умрет в трех лье от Роны, Убежав двумя ближайшими проходами у тараски. Поскольку Марс произведет ужаснейшую грозу [Меж] Петухом и Орлом [и] тремя братьями Франции.
Мавзолей Святого Павла действительно находится в трех лье от Тараскона, что на берегу Роны. На этой реке между Бокером и Тарасконом находится опасный из-за своих водоворотов и утесов проход. Согласно легенде, там живет тараск – в провансальском фольклоре чудовище, полузверь-полурыба, обитавшее в лесу близ Роны и пожиравшее путников и моряков с проплывающих мимо судов. «Петух» – Франция, «Орел» – Священная Римская империя. «Три брата» остаются неидентифицированными – возможно, это союзники Франции. Катрен явно описывает сражения за Прованс; как известно, «Орел» при жизни Нострадамуса дважды вторгался на родину пророка. Впечатляющая картина несметных сокровищ изображена в катрене 5—66:
Soubz les antiques edifices vestaulx, Non esloignez d'aqueduct ruyne: De Sol & Luna sont les luisans metaulx. Ardante lampe Traian d'or burine.
Под древними постройками весталок, Недалеко от разрушенного акведука, Есть блестящие металлы Солнца и Луны, Пылающая лампа, [изваяние] Траяна, вырезанное из золота.
«Постройки весталок» – храм богини Весты. Жрицы богини, весталки, обязаны были поддерживать постоянный священный огонь. «Разрушенный акведук» – знаменитый древнеримский акведук Пон-дю-Гар (49 метров высотой), соединяющий города Юзес и Ним. «Блестящие металлы Солнца и Луны» – золото и серебро. Марк Ульпий Траян – римский император (53—117), при котором империя достигла своих максимальных границ. Нострадамусу Траян мог быть интересен и тем, что, согласно легенде, этот император занимался астрологией. Помимо изваяния Траяна и прочих сокровищ, в склепе, описанном Нострадамусом, замурована так называемая «философская лампа» или «неугасимая лампада». Легенды о таких светильниках пользовались стойкой популярностью на протяжении многих веков. Святой Августин в своем трактате «О граде Божием» (XXI, 6) оставил описание волшебной лампы в храме Изиды в Египте, которую не могли потушить ни дождь, ни ветер. В 1401 году близ Рима была обнаружена гробница сына троянского царя Эвандра, освещенная подобной «вечной лампой»; огонь ее якобы горел 2600 лет.[151]Наиболее обширный свод подобных случаев оставил итальянский гуманист Эрмолао Барбаро (1410–1471), известный своим переводом басен Эзопа (именно его письмо с описанием свадебного пиршества Нострадамус опубликовал в своем сборнике рецептов в переводе на французский язык). Например, Барбаро описал найденную в 1450 году в земле падуанским крестьянином «философскую лампу» с горящим пламенем. На урне, в которой она находилась, читались надписи на латыни, посвящающие ее в дар Плутону от имени Максима Оливия.[152]Итальянский ученый Гвидо Панчиролли (1523–1599) рассказывает, что в апреле 1485 года на Аппиевой дороге, близ Рима, была открыта гробница Туллии, дочери Цицерона, умершей в 44 году до н. э. Археологов поразила лампа, горевшая в гробнице 1500 лет.[153]Трудно судить, сколько в этих историях правды. Известно, что позднее, в 1669 году, поиск состава, способного давать неугасимый свет, привел алхимика Бранда к открытию фосфора. В катрене 7—14 серпоносец Сатурн становится причиной наводнений, обнажающих античные памятники, а также новой волны протестантизма:
Faulx exposer viendra topographie, Seront les cruches des monuments ouvertes Pulluler secte, faincte philosophie, Pour blancs, noires, & pour antiques verts.
Серп выставит напоказ топографию, Будут явлены урны памятников. Размножатся секты, фальшивое любомудрие, [Выдавая] за белое – черное и незрелое – за древнее.
Слово «топография» – «описание мест» – ошибочно используется Нострадамусом в значении «место» как таковое. В катрене 8—27 в Провансе находят некие латинские надписи, связанные с римским императором:
La voye aurelle l'une sur l'autre fornix Du muy deser hor mis brave & genest, L'escript […] d'empereur le fenix Veu en celuy ce qu'a nul autre n'est.
Аврелиева дорога, одна арка на другой, Кроме крупки и дрока пустыни Ле-Мюи, […] надпись императора-феникса, Увиденном в том, кем не является никто иной.
Аврелиева дорога (на латыни Via Amelia per Alpes Maritimas) – путь от Рима до Арля через Приморские Альпы и Прованс. Дорога была построена при императоре Августе и до сих пор являет собой уникальный памятник древнеримского дорожного строительства. Акведук, через который проходит участок этой дороги поблизости от города Фрежюса в Провансе, выглядит как череды арок друг на друге. Ле-Мюи – бесплодная степь к западу от Фрежюса, поросшая крупкой (научное название «драба альпийская») и золотистым дроком. Третья строка неясна; в ней не хватает двух слогов, возможно, слова trouvee – «найдена». Феникс – мифическая птица, обладающая способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла. Выступала в качестве символа монарха: умирая, она оставляла после себя единственного потомка, «наследника». Согласно некоторым вариантам легенды, именно «наследник» предает огню тело родителя. В «Анналах» Тацита (VI, 28) читаем: «В консульство Павла Фабия и Луция Витeллия (34 год н. э. – А.П.) после длительного круговорота веков птица феникс возвратилась в Египет и доставила ученым мужам из уроженцев этой страны и греков обильную пищу для рассуждений о столь поразительном чуде». Это сообщение о явлении Феникса было воспринято как предзнаменование кончины императора Тиберия, последовавшей два года спустя. В катрене 8—66 обнаруживается гробница еще одного великого римлянина:
Quand l`escriture D.M. trouvee, Et cave antique a lampe descouverte, Loy, Roy, & Prince Ulpian esprouvee, Pavilion Royne & Duc sous la couverte.
Когда [будет] обнаружена надпись D.М. И открыта пещера с древним светильником, Закон, король и принц испытаны Ульпианом, Под балдахином королева и герцог под покровом.
D.М., то есть Deis Manubis, «богам Манам» – традиционное посвящение на древнеримских надгробиях, служившее также началом эпитафии. Маны – обожествленные души умерших, связанные с переходом людей в царство теней; также боги преисподней. Светоний в жизнеописании Тиберия (75) сообщает, что, когда Тиберий умер, некоторые римляне «молили Землю-мать и богов Манов не давать покойнику места, кроме как среди нечестивцев». Маны появляются и в «Переводе „Иероглифики“ Гораполлона»: «как они [египтяне] обозначали подземных богов, которых они именовали Майами, D.М.». Кого следует понимать под именем Ульпиана, неясно. Возможно, это император Траян (Marcus Ulpius Trajanus) либо Домиций Ульпиан (170–228) – римский юрист, автор фундаментальных сочинений по римскому праву. Во всяком случае, чем занимались герцог и королева, остается неясным, хотя догадаться об этом можно. В катрене 9—32 находка римской гробницы с капитальными надписями (древнейшее латинское монументальное письмо) служит предвестием морской войны:
De fin porphire profond collon trouvee Dessoubz la laze escriptz capitolin. Os poil retors Romain force prouvee, Classe agiter au port de Methelin.
В глубине найдена колонна драгоценного порфира. Под плитняком – капитальные надписи, Останки с вьющимися волосами. Римская доблесть подвергнута испытанию: Флот поколеблен в порту Митилена.
9-84 Roy expose parfaira l`hecatombe, Apres avoir trouve son origine, Torrent ouvrir de marbre & plomb la tombe D'un grand Romain d'enseigne Medusine.
Король-подкидыш завершит гекатомбу, Узнав о своем происхождении. Бурный поток обнажит гробницу из мрамора и свинца Великого римлянина с медузой на штандарте.
Медузы, в древнегреческой мифологии крылатые чудовища, чей взгляд превращает живое существо в камень, изображались на штандартах триумвиров Октавиана, Лепида и Антония. О ком из них идет речь, непонятно. Важно, что в этом случае, как и во многих других, взгляд предсказателя обращен не в будущее, а назад, в глубины античной истории, которую прекрасно знали сам Нострадамус и его современники-эрудиты.
Глава шестая Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|