Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АВТОР БИОГРАФИЧЕСКИЙ И АВТОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ




ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие адресовано студентам филологических факультетов университетов и педагогических институтов. Оно имеет своей целью: 1. Помочь студенту в работе с художественным текстом и развить у него навыки анализа литературного произведения в единстве содержания и формы. 2. Познакомить с некоторыми новыми понятиями и способами анализа и тем самым практически приобщить его к процессам, происходящим в современной литературной науке.

Отбор и расположение материала определяются также конкретной научной проблематикой, с которой мы стремимся познакомить студента. Это — литература и жизнь; писатель и жизненный материал; роль мировоззрения в художественном творчестве; активность писательской позиции; познавательная и воспитательная функции литературы; литературное произведение как целое; литературные роды и их взаимодействие; закономерности историко-литературного развития; творческий метод. Таков круг теоретико-литературных проблем, общих для настоящего пособия и вузовских учебников по теоретико-литературным дисциплинам. И в то же время пособие имеет известную специфику: весь теоретико-литературный материал в нем целенаправленно организует проблема автора, которая является одной из ключевых в современном литературоведении. Плодом ее интенсивного изучения явились и существенные теоретические результаты и новое освещение литературно-художественного материала. Достаточно назвать в этой связи труды М. М. Бахтина, С. Г. Бочарова, Б. Я. Бухштаба, А. С. Бушмина, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, Л. Я. Гинзбург, Г. А. Гуковского, Я. О. Зунделовича, А. Лежнева, Ю. М. Лотмана, Д. Е. Максимова, И. М. Семенко, Н. Л. Степанова, Ю. Н. Тынянова, Б. А. Успенского, М. Б. Храпченко, А. В. Чичерина, А. П. Чудакова, Б. М. Эйхенбаума, И. Г. Ямпольского1.

В настоящем пособии теория автора представлена в той ее разновидности, которая сложилась в наших работах «Лирика Н. А. Некрасова» (Воронеж, 1964), «Некоторые предпосылки изучения образа автора в лирической поэзии — понимание лирики как системы». (В сб.: Проблема автора в художественной литературе, вып. 1. Воронеж, 1967). «О соотношении понятий «автор», «характер» и «основной эмоциональный тон» (В сб.: Проблема автора в художественной литературе, вып. II. Воронеж, 1969), «Итоги и перспективы изучения проблемы автора» (В кн.: Страницы истории русской литературы. М., «Наука», 1971), «Лирическая система Некрасова» (В кн.: Некрасов и русская литература». М.. «Наука», 1971), «Чужое сознание в лирике и проблема субъективной организации реалистического произведения» («Известия ОЛЯ», 1973, № 3), «Опыт описания литературных родов в терминах теории автора» (В сб.: Проблема

С. 4

автора в художественной литературе, вып. I. Ижевск, 1974), «Авторское сознание в лирической системе И. И. Козлова» («Филологические науки», 1975, № 4).

Здесь принципиально важны следующие моменты: понимание автора как носителя концепции, выражением которой является все произведение или совокупность произведений; вытекающая отсюда мысль об опосредованности автора субъектными и сюжетно-композиционными формами выражения авторского сознания; трактовка точки зрения как отношения между субъектом и объектом; разграничение субъекта речи и субъекта сознания; возникающее на этой основе разграничение формально-субъектной и содержательно субъектной организаций; интерпретация с помощью этих понятий литературных родов, их взаимодействия и соотношения реализма и дореалистических методов; соотношение понятий автора и читателя.

Охарактеризованными выше общими и частными предпосылками обусловлена структура настоящего пособия. Его разделы включают теоретический материал, образцы изучения текста, контрольные вопросы для самопроверки и задания для самостоятельной работы. В конце пособия помещен аннотированный список литературы, к ознакомлению с которым можно перейти после усвоения всего материала.

Несколько замечаний практического характера.

1. В пособии цитаты приводятся по следующим изданиям:

Андреев Л. Повести и рассказы. М., 1957.

Блок А. Соч. в 2-х т. М., 1955.

Бунин И. Стихотворения. Л., 1956.

Гоголь Н. В. Собр. соч. в 5-ти т. М., 1951 — 1952.

Гончаров И. А. Собр. соч. в 8-и т. М., 1952—1955.

Горький А. М. Полн. собр. соч. в 30-ти т. М., 1949—1956.

Грин А. С. Собр. соч. в 6-ти т. М., 1965.

Есенин С. Соч. в 2-х т. М., 1955.

Лермонтов М. Ю. Соч.: в 5-ти т. М.-Л., 1954—1957.

Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. и писем в 12-ти т. М., 1948—1953.

Островский А. Н. Собр. соч. в 16-ти т. М., 1949—1953.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти т. М.-Л., 1950—1951 г.

Толстой Л. Н. Собр. соч. в 14-ти т. М., 1951 — 1953.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. в 12-ти т. М., 1953 —1958.

Фет А. А. Полн. собр. стихотв. Л., 1959.

Чехов А. П. Собр. соч. в 12-ти т. М., 1960—1964.

В дальнейшем в тексте пособия после цитаты в скобках будет указываться римской цифрой том, арабскими — страницы. Если цитаты приводятся

С.5.

по однотомнику, в скобках указываются страницы. В ряде случаев недостатка места цитаты заменены отсылками.

2. В библиографических списках к темам для самостоятельной работы рекомендуются издания, в которых представляет интерес справочный аппарат (вступительная статья, послесловие, комментарии, приложения, варианты).

3. В цитатах, где это особо не оговорено, курсив наш.

С. 6.

РАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «АВТОР»

Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно обозначает писателя, реально существующего или существовавшего человека. Когда мы, например, говорим: «Над романом «Евгений Онегин» автор работал с 1823 по 1830 год», то под словом «автор» мы подразумеваем «биографического» А. С. Пушкина, родившегося в 1799 году и смертельно раненного на дуэли в 1837 году.

В других случаях слово «автор» может означать носителя некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение. Именно такой смысл приобретает это слово в высказываниях типа: «Автор в лирике Некрасова — это передовой русский человек 40—70-х годов XIX века».

Наконец, это слово используется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов. Так, когда анализируется эпикоповествовательное произведение, под словом «автор» в ряде случаев подразумевают повествователя. При анализе лирики говорят об авторе, имея в виду особую форму выражения авторского сознания, отличную от лирического героя.

Такого рода многозначность крайне нежелательна для научного термина (слова, точно обозначающего определенное понятие, применяемого в науке). Надо стремиться к полной однозначности термина, хотя практически это не всегда удается.

В дальнейшем изложении мы будем употреблять слово «автор» преимущественно во втором значении (автор как носитель некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение).

Автор как носитель некоего взгляда на действительность, выражением которого является все произведение; автор — повествователь; автор как особая форма выражения авторского сознания в лирике, отличная от лирического героя, — все это явления различные, но родственные, ибо все они представляют собой художественные образы, что принципиально отличает их от автора биографического, который является не художественным образом, а живым, реальным человеком. Между тем смешение их встречается особенно часто. На реального, исторически существовавшего писателя переносятся эпизоды биографии и черты душевного строя созданного им художественного образа. И наоборот, говоря о художественном образе, на него распространяют факты жизни и индивидуальные особенности внутреннего мира автора биографического.

С.7.

Смешение второго и третьего значений слова «автор», разумеется, нежелательно, но еще более нежелательно смешение их с первым значением слова «автор» (автор биографический).

 

АВТОР БИОГРАФИЧЕСКИЙ И АВТОР КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Художественное произведение отражает жизнь. Но отражение жизни и сама жизнь не тождественны. Прежде чем и для того, чтобы стать предметом художественного изображения, жизненный материал должен подвергнуться известной обработке, характер которой определяется идеей произведения. У писателя есть взгляд на действительность, известная ее концепция. И этот взгляд, эта концепция обусловливают принцип отбора и трансформации жизненного материала при создании произведения искусства.

Собственные жизнь, биография, внутренний мир во многом служат для писателя исходным материалом, но этот исходный материал, как и всякий жизненный материал, подвергается переработке и лишь тогда обретает общее значение, становясь фактом искусства: одно в процессе переработки опускается, другое сглаживается, третье резче выделяется, и в результате возникает художественный образ, который и похож и не похож на реальный биографический образ писателя.

Рекомендуем студенту ознакомиться с отрывком из нашей книги «Изучение текста художественного произведения» (М., «Просвещение», 1972, с. 10—17; в дальнейшем — Изучение текста), где эти общие положения конкретизированы на материале жизни и творчества Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Я. П. Полонского, Н. Г. Помяловского, А. А. Фета2.

После этого целесообразно провести самостоятельную работу по одной из следующих тем:

1. Соотношение художественной и реальной биографии (на материале жизни и творчества Жуковского).

Тексты и литература

Жуковский В. А. Стихотворения. Вступит, статья, подгот. текста и прим. Н. В. Измайлова. Л., 1956 (Б-ка поэта. Большая серия, изд. 2).

Жуковский В. А. Собр. соч. в 4-х т. Вступит. статья И. М. Семенко, подгот. текста и прим. В. П. Петушкова. М., 1959—1960.

Жуковский В. А. Стихотворения и поэмы. Вступит, статья, подгот. текста и прим. Н. Коварского. Л., 1958 (Б-ка поэта. Малая серия, изд. 3).

Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., «Художественная литература», 1975.

2. Биографический Денис Давыдов и образ «я» в творчестве поэта.

С. 8.

Тексты и литература

Давыдов Д. В. — Полн. собр. стихотв. Ред. и примеч. В. Н. Орлова, вступит. статья В. М. Саянова и Б. М. Эйхенбаума. Л., 1932.3

Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. с. 147—155.

3. Жизнь и личность Кольцова, творческое пересоздание биографического материала в его поэзии.

Тексты и литература

Кольцов В. А. — Полн. собр. стихотв. Вступит, статья и примеч. Л А. Плоткина. Л., 1958 (Б-ка поэта. Большая серия, изд. 2).

Кольцов А. В. — Соч. в 2-х т. Подгот. текста, вступит, статья и примеч. В. А. Тонкова. М., 1958.

Белинский В. Г. О жизни и сочинениях Кольцова. — Полн. собр. соч., т. IX. М., 1955.

Тонков В. А. А. В. Кольцов. Жизнь и творчество. Воронеж, 1958.

4. Реальная биография А. М. Горького и ее отражение в автобиографической трилогии писателя.

Тексты и литература

Горький А. М. Детство. В людях. Мои университеты (любое издание).

Десницкий В. А. Автобиографические повести М. Горького. — В кн.: А. М. Горький. Очерки жизни и творчества. М., 1959.

Михайловский Б. В. Автобиографическая трилогия М. Горького. — В сб.: Литература и новый человек. М., 1963.

Бурсов Б. И. Автобиографическая трилогия Горького. — В сб.: Горький в школе. М., 1960.

5. Лирическое «я» в поэзии В. В. Маяковского, образ поэта в «Траве забвения» В. Катаева и биографический Маяковский.

Тексты и литература

Маяковский В. В. Лирика (любое советское издание).

Метченко А. И. Маяковский. Очерк творчества. М., 1964.

Денисова И. В. Революция — любовь. Новаторские принципы послеоктябрьской лирики Маяковского. М., 1963.

Иванова Е. М. Замысел и стиль «Травы забвения» В. Катаева. — В сб.: Метод и мастерство. Вып. III. Советская литература. Вологда, 1971.

6. Цикл «Персидские мотивы» Сергея Есенина и его автобиографическая основа.

Тексты и литература

Есенин С. А. Персидские мотивы (любое издание). Наумов Е. И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. Л., 1973. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. М.. 1972. Белоусов В. Г. Персидские мотивы. М., 1968.

7. Биография и судьба Аркадия Гайдара и образ героя повести «Школа» Бориса Голикова.

С. 9.

Тексты и литература

Гайдар А. П. Школа (любое издание).

Камов Б. К. Аркадий Гайдар. Пособие для учащихся. Л., 1963.

Камов В. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар). М., 1971.

Путилова Е. О. О творчестве А. П. Гайдара. Л., 1960.

Сопоставление биографии и творчества рекомендуется вести следующим путем.

Прежде всего изучается биография писателя в отвлечении от творчества. Затем изучается творчество писателя в отвлечении от биографии. В обоих случаях требуется известное усилие для того, чтобы осуществить это отвлечение. Нужно сказать себе: «Сейчас, на данной стадии работы, я изучаю лишь этот ряд явлений. Другой же ряд я сознательно оставляю в стороне».

В результате раздельного изучения мы располагаем: а) представлением о биографическом образе, т.е. об определенном реальном человеке, его внутреннем облике, фактах его биографии; б) представлением о художественном образе, о внутреннем облике этого художественного образа, о фактах биографии (на этот раз художественной). Теперь можно приступить к сопоставлению. Для этого целесообразнее всего сгруппировать факты по трем рубрикам:

1.Реальные, жизненные факты биографии писателя, которые имеют соответствие в художественном образе.

2. Жизненные факты, которым нет соответствия в художественном образе.

3. Художественные факты, которые не находят соответствия в жизни писателя и созданы исключительно его творческим воображением.

Подготовительная работа завершена, и теперь начинается наиболее трудный, творческий этап, на котором предстоит определить то отношение к миру, которое побуждает писателя одни факты использовать, другие отбрасывать, третьи создавать с помощью фантазии. Все предшествующее можно сделать по приведенной выше схеме. Но для решения этой проблемы схему предложить нельзя: оно всегда индивидуально. Здесь нужны не сортировка и классификация материала, не накопление фактов, а их осмысление.

Итак, мы рассмотрели вопрос о том, как художественный образ соотносится с жизненным материалом. Нам предстоит теперь перейти непосредственно к методике анализа текста в свете проблемы автора. Сначала мы наметим систему основных понятий, а затем посмотрим, как с их помощью проводить изучение текста эпического, лирического и драматического произведений.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных