Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Признания единственности творца 10 страница




 

Стадии, через которые прошла наука о единобожии:

1 – С тех пор, как последний пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, создал государство людей, исповедующих единобожие, это вероучение черпало свою святость из откровений и наставлений, получаемых свыше, опираясь прежде всего на Книгу Всемогущего Аллаха. Прививая сердцам людей вероучение единобожия, Коран придерживался определённой методики, суть которой состояла в том, что оно представлялось людям максимально легко, просто и логично. Кроме того, взоры людей привлекались к небесному и земному царству, их умы побуждались к размышлениям о знамениях Аллаха, внимание их естества привлекалось к религиозным чувствам, которые им прививались, и предпринимались попытки дать им почувствовать, что кроме этого материального мира есть ещё и другой мир. И придерживаясь этих установлений, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, продолжал прививать вероучение единобожия членам своей общины, привлекая взоры, направляя мысли и пробуждая умы и врождённые свойства людей. И он продолжал присматривать за тем, что прививалось людям, и не прекращал воспитывать их, пока не достиг полного успеха, сумев привести свой народ от язычества и многобожия к вероучению единобожия и наполнив сердца людей верой и убеждённостью. И он сумел сделать своих сподвижников руководителями реформ и предводителями, которые вели людей к правильному пути и благу, как сумел вырастить целое поколение, представители которого гордились верой и крепко держались истины. И это поколение людей стало солнцем для мира и придало жизненные силы всем остальным, а Аллах отозвался о тех, из кого оно состояло, следующим образом:

- Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин: вы побуждаете к одобряемому, и удерживаете от порицаемого1 и веруете в Аллаха.2

2 – Потом настала эпоха правления халифов, установились связи с иными идейными течениями и умы оказались втянутыми в чуждую для им сферу деятельности. Всё это стало причиной отклонения от пути мудрого Корана и перехода веры от простоты, положительной направленности и возвышенности к разбору философских проблем, логическим суждениям по аналогии и пустым спорам представителей различных школ схоластического богословия. В результате вера перестала быть той верой, благодаря которой очищается душа, или приходят в порядок дела, или развивается отдельный человек или возрождается целый народ. И вследствие отклонения от естественного пути, влияния случайных идейных течений и втягивания разума в сферу действия божественных откровений3 мусульманская община разделилась на различные течения, разорвавшие её на всевозможные секты и партии.

Все эти противоречия и споры послужили причиной общего ослабления вероучения ислама, что проявилось как на уровне отдельного человека, так и на уровне семьи, общества и государства, и в конце концов эта община оказалась неспособной и дальше нести возложенную на неё ответственность за состояние её внутренних дел и отношений с внешним миром. Мусульманская община перестала быть такой, какой пожелал её видеть Аллах, иначе говоря, она стала неригодной для того, чтобы руководить народами и указывать им правильный путь.

3 – Затем на смену им пришли те, кто отличался слабой устремлённостью и решимостью. Они занимались чтением тех книг по вероучению, которые основывались на философии и были составлены для них теми, кто жил прежде. Эти люди полагались лишь на то, что содержалось в этих книгах, и стали пользоваться только чужим умом, и это подражание помешало им раскрепостить собственный разум и начать размышлять самим. Многие из них основывали свою веру на традиции, несмотря на то, что исламская религия запрещает придерживаться традиций без ознакомления с такими доводами, которые человек признал бы убедительными, и подвергает критике подражателей, крепко держащихся за старое и привычное, даже если что-то другое и является более правильным и полезным.

Слепая приверженность традиции относилась к числу тех вещей, за которые Коран подвергал порицанию неверных.

Аллах Всевышний сказал:

- А когда им говорят: “Следуйте за тем, что ниспослал Аллах”, - они отвечают: “Нет, мы будем следовать тому же, чему видели (придерживающимися) наших отцов.” А если отцы их были неразумными и не стали на правильный путь?1

И поскольку эта стадия была стадией подражательства, то вышеупомянутые люди подражали даже суевериям и всему тщетному.

4 – Затем Аллах пожелал, чтобы эта община вновь встала на правильный путь и стала черпать вероучение единобожия из Книги Аллаха. Из рядов исламской общины вышли выдающиеся учёные, которые стали призывать к тому, чтобы люди на практике следовали Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, как делали это наши праведные предшественники. Они разъясняли людям, что всё благо заключается в следовании этим источникам, а всё зло состоит в косности и нововведениях. Благодаря этому умы избавились от беспечности, проснулись после спячки и обнаружили, что Коран призывает их взглянуть на всё сущее и поразмыслить о чудесности этих творений. И обладающие разумом обратили свои взоры на это, стали размышлять, и вдруг оказалось, что современные науки, открывающие ранее неизвестные истины, открывают то, на что Коран ясно указывал более четырнадцати веков назад. И это стало практическим толкованием слов Всевышнего, который сказал:

- Мы непременно будем показывать им Наши знамения в (разных) краях1 и в них самих, пока не станет очевидным для них, что он2 – истина. Неужели недостаточно (им), что Господь твой – свидетель всему?3

Аллах Всевышний также сказал:

- И скажи: “Хвала Аллаху! Он будет показывать вам Свои знамения, и вы узнаете их.”4

Кроме того, обладающие разумом обнаружили, что различные направления современной науки открывают те знамения Аллаха, которые Он рассеял в Своих творениях. Если люди, жившие прежде, просто считали, что в их создании был свой смысл, свидетельствующий о мудрости Творца, то современная наука позволяет раскрывать тонкости этого блестящего замысла и открывает человеку великие тайны мудрости и совершенства Аллаха. И если люди, жившие прежде, видели в небе и его звёздах проявление силы и способности к созиданию, то современная наука углубила нашу веру в Сильного и Созидающего, так как благодаря ей обнаружилось, сколь велики эти звёзды и небеса, насколько упорядоченным является всё, что нас окружает, и какой точностью и совершенством отличается Вселенная. Так, Аллах Всевышний говорит:

- Поистине, в небесах и земле (заключены) знамения для верующих.

И в том, что вас сотворили, и в животных, которых Он рассеял (по земле), - знамения для тех, кто твёрд в вере.

В смене ночи и дня, в уделе1, который Аллах посылает с небес, оживляя им землю, что была безжизненной, и в смене ветров, поистине, (заключены) знамения для тех, кто разумеет.

Это – знамения Аллаха. Мы возвещаем их тебе в истине. Так в какие же рассказы после (рассказов) Аллаха и Его знамений они уверуют?2

 

Вывод:

* Наука о единобожии стоит во главе всех прочих наук и является основой религии. Предметы, рассмотрением которых занимается эта наука, затрагивают вопросы, являющиеся для человека наиболее важными. Человек не может обойтись без этого, и только благодаря этому становится совершенным ислам и находит своё осуществление вера.

* Благодаря науке о единобожии человек получает возможность познать своего Господа, питая свой дух, сердце и разум верой, основанной на знании, подобно тому, как питает он своё тело едой и питьём.

* В исламской общине наука о единобожии прошла через несколько периодов:

1 – Коранический период, когда упор делался на те доводы, которые заключали в себе знамения Аллаха, рассеянные во всей Вселенной, а также на пробуждение врождённых интуитивных чувств, благодаря чему для людей была создана лучшая из общин.

2 – Период увлечения философией и споров, когда простота веры и ясность исламского вероучения оказались скрытыми от тех, кто обращался к логическим суждениям по аналогии, философским посылкам и дискуссионным ухищрениям, в результате чего сначала мыслители, а потом и все члены общины разделились на всевозможные секты, группы и партии.

3 – Период подражания, начавшийся после того, как ослабло усердие и скрылся свет знания, а члены этой общины оказались разобщёнными и стали получать знания о вероучении путём подражания, несмотря на то, что ислам не одобряет такого подхода. В результате люди стали подражать истинному и ложному, хорошему и плохому.

4 – Коранический период в сочетании с современными науками. Этот тот самый период, в котором живём мы с вами и который начался тогда, когда мусульмане увидели, что данные современной науки только подтверждают идею единобожия и являются новым свидетельством непревзойдённости Корана в том, что имеет отношение к науке.

 

ИСТИННОЕ ЗНАНИЕ

Важность истинного знания:

Жизнью многих людей управляют иллюзии, или суеверия или предположения, подталкивающие их к совершению ложных шагов, которые не имеют под собой никакой правильной основы. В результате этого усилия их пропадают даром или оказываются направленными на нечто ложное, что наносит человеку ещё больший вред.

Аллах Всевышний сказал:

- …они не обладают знанием об этом, а только следуют предположениям.1

О противодействующих из числа иудеев Аллах Всевышний сказал так:

- Есть среди них неграмотные, которые не знают Писания, если не считать (того, что соответствует их) желаниям2, (однако) они только предполагают.3

О тех, кто сбивает людей с пути, Аллах Всевышний сказал так:

- Они только следуют предположениям и строят догадки.4

Аллах Всевышний также сказал:

- И, поистине, многие сбивают с пути (других) своими страстями, не обладая знанием.5

Причина этого состоит в том, что мысли, которые направляют человека к ложному, и сами приходят к нему кривыми путями, ввергая его в пучину обмана ложных предположений. Вот почему необходимо познать и правильный путь, следуя которым нам необходимо приобретать знания, чтобы не поддаваться обману всевозможных предположений и предрассудков.

 

СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ

Пять чувств:

1 – Язык: язык является органом, который Аллах Всевышний, слава Ему, создал для различения вкуса различных веществ. В случае заболевания некоторыми болезнями вкус определённых веществ может остаться для человека таким, каков он есть на самом деле, тогда как вкус других кажется изменившимся. Функциональные возможности языка весьма ограничены и он может определять вкус лишь того, что непосредственно соприкасается с ним и растворяется слюной. Таким образом, любые сведения, которыми снабжает нас язык, мы принимаем с некоторой долей настороженности1. Что же касается запаса знаний, приобретаемого нами с помощью языка, то он является крайне ограниченным, и если говорить о знаниях человека в целом, то этот запас не играет практически никакой роли.

Рисунок на странице № 155:

Надпись внизу: язык.

Надписи справа: Надписи слева:

Перегородка гортани. Миндалевидная железа.

Надгортанник. Выпуклости в виде?????

???? железы.

Конечный?????

Выпуклости в виде арки.

Срединный???????

2 – Нос. Так называется аппарат, с помощью которого мы распознаём запахи пахучих веществ и который перестаёт действовать, если человек заболевает насморком. Сфера действия этого аппарата является весьма ограниченной, поскольку нос может распознавать запахи лишь на расстоянии нескольких метров и реагирует только на пахучие вещества. Кроме того, та информация, которой снабжает нас нос, воспринимается нами с определённой степенью настороженности. Если же говорить обо всей информации, получаемой нами благодаря обонянию, то она является весьма ограниченной и не играет практически никакой роли, когда речь идёт об общем объёме знаний человека.

Рисунки на странице № 156.

Надписи под верхними тремя рисунками и под ними совершенно неразборчивы.

Надпись под средним: носовые пазухи.

Налпись под нижним: срез кожи.

Остальное разобрать невозможно.

3 – Кожа: кожа является органом осязания, способным ощущать то, что касается тела, и отличать мягкое от грубого, острое от тупого, а горячее от холодного. Кожа способна реагировать лишь на то, что обладает определённым весом, и поэтому она не ощущает имеющихся на ней микробов, или всевозможных мелких существ, или воздействия света или электромагнитных волн, под воздействием которых она может онеметь, но ничего не почувствует. Сфера её действия также весьма ограничена, а доля кожи в общем объёме источников информации практически незаметна, и поэтому тот, кто учится в школе, практически все свои знания приобретает без участия осязания, или обоняния или чувства вкуса, если не считать тех редких случаев, когда дело касается некоторых практических опытов, и поэтому ту информацию, которой снабжает нас кожа, мы воспринимаем лишь в общих чертах.1

Рисунок на странице № 157 (сверху вниз):

Нервные окончания.

Холод. Лёгкое прикосновение. Прикосновение.

Жара. Боль. Сильное давление.

4 – Глаз: глаза являются величайшим благодеянием, оказанным Аллахом человеку. Благодаря им мы видим различные предметы, определяем их объём и размеры, цвета и формы. С функционированием глаз связаны явления оптического обмана. Так, например, солнце представляется нам размером с лепёшку, хотя на самом деле оно в 1305000 раз больше земли, целая палка, находящаяся в воде, кажется сломанной, а дома для тех, кто находится на борту самолёта, выглядят по своим размерам чем-то вроде пачек от сигарет. Сфера чёткого действия зрения ограничена определённым количеством метров, в целом же посредством зрения мы можем получать и недостоверную информацию, что можно сравнить с действиями колдуна, который способен представить нам землю в виде золота.

Рисунок глаза на стр. № 158:

Надписи справа (сверху вниз): Надписи слева (сверху вниз):

????????? Лобная пазуха

Верхний??????????????????????????? глаза

Нижний???????????? Верхняя прямая мышца

Глазное яблоко Поднимающая мышца

Верхний?????????

Прямая???????? мышца

Нижняя прямая мышца

Зрительный нерв

Пазуха??????????

Малая наклонная мышца

Однако этот аппарат является весьма важным с точки зрения обеспечения человека информацией в целом, поскольку большая часть того, что мы пробуем на вкус, запах чего ощущаем и что осязаем, видима нашему глазу.

5 – Ухо. Если говорить о знании, приобретаемом человеком, то слух является величайшей милостью, поскольку благодаря ему человек получает возможность пользоваться знаниями других. Можно сказать, что четыре вышеупомянутых чувства, которыми обладают все люди, оказались подчинёнными человеку благодаря тому, что приобретаемые с их помощью знания передаются ему через слух. Сфера действия уха чреззвычайно широка. Она включает в себя всё то, что доступно наблюдению всех людей в целом, распространяясь и на то, что было доступно посланникам Аллаха. Последнее включает в себя и то скрытое, с чем их ознакомил их Господь, благодаря чему и нам стала доступной часть знания Аллаха, охватывающего Своим знанием всё.

Рисунок на стр. № 158 (неразборчиво).

Однако обманывать может и ухо, так как часть огромных потоков воспринимаемой информации и новостей является истинной, а часть – ложной. Благодаря этому аппарату учащиеся приобретают 90 % своих знаний и таким же путём всё человечество приобрело более 90 % тех знаний, которыми оно располагает. Мы не воспринимаем знания, получаемые нами посредством слуха, без исследования или уточнения достоверности их источника. В дополнение к этому следует отметить, что ухо воспринимает не только человеческую речь, но и звуки, издаваемые тем, что находится на близком расстоянии от него, например, голоса животных или звуки, раздающиеся при перемещении неодушевлённых предметов.

Сила воображения:

Человек обладает способностью представлять себе то, о чём он слышит, или то, о чём он размышляет, и это помогает ему представлять себе и то, и другое. Это является величайшей милостью, благодаря которой человек может планировать свою жизнь и определённым образом организовывать то, что он хочет предпринять. Сила воображения является оружием изобретателей и инженеров, которые сначала представляют себе то, чего они хотят, в мире воображаемого, потом переносят это в мир чертежей, а потом – в мир реальной действительности. Тем не менее, если говорить о всевозможных деталях и тонкостях, существует огромная разница между реальностью и тем, что могут представить себе люди.

Сырьём для работы силы воображения является информация, предоставляемая нам пятью чувствами. Человек собирает и анализирует сведения, которые он получает от своих пяти чувств, составляя из них нечто новое и оригинальное, и человек не в состоянии представить себе того, об основах чего он не знал бы благодаря своим пяти чувствам. Вот почему мы не слышали о том, чтобы кто-нибудь из наших далёких предков говорил о радиации или электромагнитных волнах. С другой стороны, мы видим, что воображение каждого человека неразрывно связано с его окружением.

Сила воображения является источником большого количества всевозможных фантазий в жизни человека, и поэтому полагаться на воображение можно только после должного анализа его плодов со стороны разума. Источником большинства ложных представлений, управляющих жизнью людей, является как раз ошибочная работа вображения. Если же говорить о поле деятельности силы воображения, то оно является весьма широким и распространяется на все пять чувств.

 

Какому судье принадлежит решающее слово?

Если ты поразмыслишь обо всех вышеупомянутых средствах познания, то увидишь, что обращение к ним может давать ошибочные результаты, но как же в таком случае отличить истинное от ложного? Аллах наделил нас разумом, способным отличать истину от лжи, а это значит, что он и является тем судьёй, которому представляются все данные, поступающие к человеку от пяти чувств и силы воображения, и который выносит своё решение относительно этого. Однако ошибаться свойственно и разуму. Причём происходит это не по его собственной вине, а потому, что в процессе предоставления ему информации его вводят в заблуждение, снабжая его недостаточными и искажёнными сведениями. В результате неполными, ошибочными и искажёнными становятся и суждения разума, однако причиной этого является не сам он, а внешние влияния. И тем не менее именно разум является основой истинного знания.

Рисунок на стр. № 160:

Надпись справа: пять чувств являются окнами разума во внешний мир.

Надписи левее (в секторах сверху вниз): сила воображения; зрение; обоняние; осязание; далее неразборчиво, но ясно, что имеются в виду вкус и слух.

Надпись в полукруге: разум принимает решения относительно предоставляемой ему информации.

Верхняя стрелка: истинное.

Нижняя стрелка: ложное.

 

Границы разума:

1 – Граница сферы действия.

Мы знаем о том, что ограниченными являются как возможности, так и сфера действия пяти чувств. Нам известно также, что возможности силы воображения ограничены этими пятью чувствами, поскольку человек унаёт лишь то, что приходит к нему через посредство этих чувств, являющихся для него окнами во внешний мир. Таким образом, если представить себе человека, лишённого вышеупомянутых пяти чувств, то будет ясно, что используя один только разум, он не сможет познать ничего из окружающих его явлений и вещей.

2 – Пределы возможностей:

Всё вышеупомянутое касалось границ сферы действия разума, однако существуют известные пределы возможного и для разума как такового.

Так, например, разум неспособен постичь самоё себя и он до сих пор не может ни познать принцип своего действия, ни дать ответы на ряд вопросов, например: как именно осуществляется процесс понимания? как разум различает? как он разумеет?

И разум неспособен ни постичь, ни познать дух, пребывающий в теле человека.

И разум неспособен узнать, чему равняется наибольшее число, а если спросить его об этом, то он ответит, что наибольшее число равняется бесконечности.

Если же ты предложишь ему сложить две бесконечные величины и указать, каким будет результат, то ответ его будет смехотворным, поскольку он скажет, что результатом будет всё та же бесконечность!

И если ты предложишь ему умножить одно бесконечно великое число на другое и сказать, каким будет результат, то получишь всё тот же смехотворный ответ, так как он опять ответит, что результатом будет бесконечность.

И если ты предложишь ему прибавить к бесконечно великому числу двадцать миллионов и сказать, что получится, то опять получишь смехотворный ответ, так как он скажет, что получится бесконечность.

И если ты предложишь ему отнять от бесконечно великого числа триста миллионов и сказать, что получится, то он даст тебе всё тот же смехотворный ответ.

Точно также разум неспособен постичь то, что имеет отношение к вопросу о начале и конце времени или к проблеме конечности пространства.

Разуму известно, что завтра произойдут те или иные события, однако постичь и познать их он не в силах, несмотря на то, что произойдут они обязательно. В то же время некоторые сновидения в этом отношении превосходят собой разум, поскольку благодаря им человеку заранее становится известно о том, что будет, а потом всё происходит точно также или почти также, как человек видел это во сне. Кроме того, разум неспособен познать то, что произойдёт с нами через считанные секунды после смерти, и правду сказал Аллах Великий:

- Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они постигают из Его знания лишь то, что Он пожелает.1

Правду сказал Аллах Великий.

Таковы средства и инструменты познания, а что же представляют собой источники знания?

Источники знания.

1 – Те творения Аллаха, которые можно попробовать на вкус, или дотронуться до них, или ощутить их запах, или увидеть или услышать их. Всё это является источником информации, получаемой нами ежедневно, и может быть названо миром видимого и осязаемого.

2 – Обучение, осуществляемое человеком с помощью языка. Из этого источника мы черпаем знания обо всём том, что неизвестно человеку, так как подобные вещи находятся за пределами непосредственно воспринимаемого чувствами, и с помощью языка человек приобретает знания об этом у того, кто уже познал это. На основе этих знаний возникла человеческая цивилизация и они составляют собой более 90 % того, чему обучают в школах, университетах и прочих учебных заведениях.

3 – Откровения. Откровения являются высшим источником знания, поскольку они представляют собой сведения, поступающие от Того, кто объемлет Своим знанием всё. Однако воспринимаются откровения лишь теми рабами Аллаха, которых Он избирает, выделяя их тем, что посылает им эти откровения. И Аллах оказывает Своим посланникам, являщимся носителями Его откровений, поддержку Своими знамениями, доказательствами и чудесами, подтверждающими, что они действительно являются Его посланниками.

Знания, полученные благодаря откровениям, являются знаниями высшего порядка, так как благодаря им мы познаём нашего Творца, смысл того, ради чего мы были созданы в этом мире, а также дозволенное и запретное, узнавая о том, чего желает от нас Аллах, почему мы умираем и что ожидает нас после смерти. И благодаря им мы узнаём также о нашем месте в этом мире и о том, каким путём в жизни нам необходимо идти, чтобы это было угодно нашему Творцу. Познать всё это с помощью одного только человеческого знания, не подкреплённого руководством и откровениями Аллаха, невозможно. Если же говорить об отношении разумного человека к тем сведениям, которые содержат в себе откровения, то оно должно находить своё выражение в вере и подтверждении истинности всех этих сведений после того, как человек уверует и убедится в правдивости источника откровений.

4 – Истинные сновидения. Они являются одним из источников знания и познания, однако поскольку такие сновидения носят индивидуальный характер и бывают редко, другие люди верить им не обязаны.

5 – Одним из источников знания может считаться и то, что джинны похищают у ангелов, передавая это прорицателям. Однако к одному проценту истины джинны примешивают девяносто девять процентов лжи, на что указывает содержание одного из хадисов, и это объясняет нам причину того, почему сообщения некоторых прорицателей, касающиеся отдельных событий, подтверждаются. И тем не менее этот источник не может рассматриваться как подходящий источник знания, поскольку то, что на 99 % состоит из лжи, является источником заблуждений. Вот почему ислам налагает на это строгий запрет.

 

Основа современных наук.

Закон научного познания:

Воззрения некоторых философов являются просто смехотворными, так как часть их сомневается в собственном разуме и чувствах, утверждая, что всё то, что мы видим воочию, представляет собой нечто воображаемое и являющееся частью другого воображаемого. Иные же вовсе отрицают разум, утверждая, что истиной является лишь то, что постигается чувствами.

Френсис Бекон был первым человеком, который применил научный принцип (закон научного познания) в Европе, привезя его с собой туда извне. Именно этот принцип лёг в основу возникновения современной науки, а заимствован он был у живших по соседству с европейцами мусульман, применявших его в университетах Андалусии. Что же касается мусульман, то нет никаких сомнений в том, что им этот принцип стал известен из слов Господа, который сказал:

- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!1

Рисунок на стр. № 164: Частицы

Верхняя справа (надписи сверху вниз):

Конечные слои; пластины, имеющие единый центр; студенистая масса;???????????

Нижняя справа (надписи сверху вниз):

Оболочка; нервные волокна; прозрачная масса;

Надпись снизу: частица Крауса.

Нижняя слева (надписи сверху вниз):

Нерв; клетки?????????; осязательный ствол; волокнистый мешок; оболочка частицы.

Надпись снизу: частица Мейснера.

Закон научного познания формулируется следующим образом:

Опыт (или явление) + наблюдение + умозрительный вывод =

научная истина.

Иными словами, мы видим, как осуществляется опыт и наблюдаем за ним, знаем о его предпосылках, следим за его ходом и наблюдаем за его результатами, после чего с помощью разума делаем вывод о той или иной научной истине, являющейся связующим звеном между тем, что мы наблюдаем сначала, при подготовке к опыту, и тем, что мы увидели в результате его проведения.

Таким образом, научная истина представляет собой тот вывод, к которому приходит разум, опирающийся на то, что постигается чувствами.

Что же касается того, с чем невозможно провести опыт в лабораторных условиях, если дело касается, например, движения небесных светил или активности живых организмов, то в подобных случаях опыт заменяет собой наблюдение.

Следовательно:

Научная истина представляет собой то, относительно чего делает вывод разум, даже если это и невозможно увидеть.

1 – Теплота приводит к таянию снега. Это – научная истина:

снег + теплота = вода

Однако кто видел своими глазами эту теплоту, которая приводит к соединению между собой частиц снега, их таянию и переходу из твёрдого состояния в жидкое? Сначала мы видели только снег и близкий к нему источник тепла, а потом увидели находящуюся в жидком состоянии воду, в результате чего был сделан вывод о научной истине, которую мы своими глазами не видели и которая состоит в том, что теплота приводит к таянию снега.

2 – Кислород + водород + воздействие тепла = вода.

Мы сделали вывод об этом химическом явлении на основании двух наблюдений:

Во-первых: мы наблюдаем за тем, как кислород смешивается с водородом, после чего эта смесь нагревается.

Во-вторых: мы наблюдаем за процессом образования воды в результате нагревания вышеупомянутой смеси.

Однако никто и никогда не видел, как именно соединяются между собой атомы этих двух газов и как именно увеличивающаяся температура приводит к такому соединению, в результате чего и образуется вода, поскольку ни атомы, ни теплоту невозможно увидеть и сегодня.

Если немного углубиться в суть вопроса, то мы обнаружим следующее:

То, что образ той или иной вещи, который мы видим, не является её сущностью, а лишь результатом восприятия этой вещи сознанием под воздействием сигналов, поступающих от зрительного нерва и образующихся в самом этом нерве под воздействием изображения, которое возникает на сетчатке глаза вследствие отражения света от определённого объекта.

Рисунок на стр. № 165.

Надписи справа (сверху вниз): вены и артерии сетчатки; мышца????????????; канал?????????; зрачок; хрусталик; роговая оболочка; радужная оболочка;????????????; внутренняя глазная мышца.

Надписи слева (сверху вниз): сетчатка;?????????; зрительный нерв; склера; глазная оболочка.

Надпись внизу: схема глаза.

Что же касается вышеупомянутого света, то он является результатом воздействия наблюдаемого объекта на падающие на него лучи солнца или иного источника.

Таким образом, зрение представляет собой не что иное как восприятие и осознание воздействия различных цветов, достигающих сетчатки глаза в результате отражения от того или ного предмета.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных