ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сортавальская благотворительная общественная организацияПроект «СТРЕМЛЕНИЕ К ИНКЛЮЗИВНОЙ ЖИЗНИ – ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА» Октября 2009 года, г. Петрозаводск Тренинг по подготовке Ведущих школьных занятий Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (г.Москва) Городская организация молодых инвалидов «Крылья Надежды» (г.Петрозаводск) Сортавальская благотворительная общественная организация «Мир детей» (г.Сортавала)
ИНКЛЮЗИЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ I. Российская статистика по детям с различными формами инвалидности. 2 II. Несколько слов о терминологии. 3 III. Международные правовые акты. законодательство Российской Федерации. конвенция ООН о правах инвалидов (2006). 4 IV. Социальная модель понимания инвалидности и реформа специального образования. 9 V. Ключевая концепция инклюзивного образования. 14 VI. Культура инклюзии – язык и этикет. 16 VII. СМИ: «Дмитрию Медведеву понравился принцип инклюзивной школы». 20
Инклюзивное образование – это единственный международно-признанный инструмент реализации права КАЖДОГО человека на образование (в том числе – права на образование человека с инвалидностью).
Это право зафиксировано: во Всеобщей Декларации прав человека (1948), в Конвенции ООН о правах инвалидов (2006) и в национальном законодательстве Российской Федерации (в Конституции РФ и в Федеральном Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»).
Инклюзивное образование, помимо решения сугубо образовательных задач, в значительной мере способствует также и улучшению качества жизни всех детей (особенно – детей из социально уязвимых групп).
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – это такой процесс обучения, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. В России инклюзивное образование делает только первые шаги, в то время как во многих странах Европы и Северной Америки большинство современных школ являются инклюзивными.
Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования.
Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы. I. РОССИЙСКАЯ СТАТИСТИКА ПО ДЕТЯМ В Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации за 2002 год указывалось, что в Российской Федерации проживает 658,1 тысяч детей-инвалидов (до 18 лет) – из них 467 тыс. дети школьного возраста от 7 до 17 лет. В тоже время по данным Министерства образования России в системе общего и специального образования (в том числе в форме надомного обучения) получали образование более 185 тыс. детей-инвалидов – а где тогда учились 282 тыс. детей с инвалидностью? По данным Росстата в 2004 году, при общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, образование получали 250 тыс. детей-инвалидов, но число детей-инвалидов школьного возраста (7-18 лет) Росстатом не учитывается. Исходя из того, что приблизительная оценка количества детей-инвалидов школьного возраста составляет 450 тыс. детей, можно сделать вывод о том, что до 45% (200 тыс.) детей-инвалидов школьного возраста не обучаются НИГДЕ.
На начало 2009 года, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в России было зарегистрировано 534 тысячи детей-инвалидов. 14 августа 2009 г. министр Татьяна Голикова сообщила, что общее количество детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, при чем 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.
На самом деле нет столь точных цифр о количестве в России детей с инвалидностью. Органы соцзащиты, органы здравоохранения, органы образования и службы статистики представляют разные данные, так как: - ведут учет детей-инвалидов на разных основаниях, не согласованных между собой; - по-разному оперируют различными категориями – «дети-инвалиды» и «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); при этом в число детей с ОВЗ включается многочисленная категория детей с соматическими заболеваниями, а категория детей-инвалидов не учитывает большое количество детей с особенностями умственного и/или психического развития, которые официально не обладают статусом «ребенка-инвалида»; - вовсе не рассматривают более широкую категорию «дети с особыми образовательными потребностями».
Более того, иногда противоречат друг другу статистические сведения, приводимые в одном источнике. Например: 10 июля 2009 г. министр образования и науки Андрей Фурсенко привел ту же цифру Минздравсоцразвития в 534 тысячи детей-инвалидов на начало 2009 года и одновременно представил данные из системы образования на 2008/2009 учебный год: - в обычных классах обычных школ обучались 142 659 детей-инвалидов, - в коррекционных классах обычных школ – 148 074 детей-инвалидов, - в коррекционных школах и школах-интернатах – 210 842 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, - на дому проходили обучение 44 707 детей-инвалидов, - по медицинским противопоказаниям не могли получать образование 17 303 ребенка. Элементарный арифметический подсчет показывает, что в сумме Министерство образования и науки учитывает 563 585 детей-инвалидов только школьного возраста (т.е., от 6 до 17 лет), ссылаясь при этом на численно меньшие данные Минздравсоцразвития (534 или 545 тысяч человек), которые должны охватывать большее число детей (с 0 до 18 лет).
Подобные примеры показывают, что нет точных цифр о количестве в России детей-инвалидов, детей с особенностями развития. Приводимые в различных источниках сведения различаются между собой и поэтому не представляются достоверными.
Но даже по официальным данным Минобрнауки в 2009 г. более 17 тысяч детей-инвалидов не получали никаких образовательных услуг. По нашим оценкам (см. выше) число детей, выпадающих из системы образования, превышает 200 000 человек. Некоторые данные о детях с особыми образовательными потребностями:
По данным ЮНЕСКО в той или иной форме в специальном образовании во время школьного обучения нуждаются: каждый шестой ребенок (16,8 %) – постоянно, и каждый пятый ребенок (20 %) – время от времени. Свыше 4,5%, детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Но, помимо этого, исходя из оценок ЮНЕСКО, 2,7 млн. российских детей нуждаются в специальной педагогической помощи постоянно и 3,1 млн. детей нуждаются в такой помощи время от времени.
II. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТЕРМИНОЛОГИИ «Inclusive education» С начала 2000-х годов это англоязычное словосочетание переводилось на русский язык по-разному: «включенное образование», «включающее образование», «совместное обучение», «интегрированное обучение», и даже «интегративное обучение», что создавало определенные трудности в правильном понимании и применении нового для российской общественности термина. В последнее время педагогическим и школьным сообществом все чаще используется термин «инклюзивное образование», который зафиксирован и в официальном русском переводе Конвенции о правах инвалидов,принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., вступившей в силу 3 мая 2008 г. и подписанной Российской Федерацией 24 сентября 2008 г.
Термин «инклюзивное образование» является наиболее легитимным и соответствует тем современным международным правовым нормам, которые приняты Россией. III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ. Признание необходимости реформирования системы специального образования связано с социально-политическими изменениями в обществе, развитием глобальной концепции прав человека и равных возможностей, широким антидискриминационным движением за права социальных меньшинств, в том числе лиц с инвалидностью, изменением взглядов на образование вообще, и на ту роль, которое выполняет специальное образование, в частности. Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развитии инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международно-правовые акты Организации Объединённых Наций (ООН) и Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), касающиеся прав человека и недопустимости дискриминации по какой-либо причине:
В совокупности эти международно-правовые акты утверждают право каждого индивидуума на образование, и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков, будь то половая, расовая, религиозная, этническая или языковая принадлежность, состояние здоровья, социальное происхождение, социально-экономическое положение, наличие статуса беженца, иммигранта и т.п. Одним из основных направлений реформы системы специального образования во многих странах мира является инклюзивное образование. Важнейшей вехой на пути развития и продвижения идей инклюзивного образования в глобальном аспекте стало принятие Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994), которая сформулировала идею подхода, заключающегося в инклюзивном образовании: «обеспечение того, чтобы школы могли быть открытыми для всех детей, особенно детей с особыми образовательными потребностями». Более трехсот участников, представлявших 92 правительства и 25 международных организаций, заявили в Саламанкской Декларации о необходимости «провести кардинальную реформу общеобразовательных учебных заведений», признавая «необходимость и безотлагательность обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования». Мы считаем и торжественно заявляем о том, что: • каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний, • каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, • необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей, • лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей, • обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|