Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В области образования!




Так, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» гарантирует получение образования всеми гражданами, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости (п.1 ст.5).

Действующий закон позволяет осуществлять образование детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, наделяя родителей и законных представителей ребёнка правом выбора образовательного учреждения по месту жительства ребёнка (п.1 ст.52, п.10 ст.50).

К сожалению, в современном российском законодательстве федерального уровня не нашёл своего отражения механизм создания специальных условий для обучения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, хотя создание и законодательное закрепление такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в образовании и реформирования образовательной политики в отношении детей со специальными образовательными потребностями. Отдельные законодательные инициативы ряда регионов РФ в отношении образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (Республика Карелия, Самарская область) являются достаточно эффективными в плане преодоления подобной законодательной «инерции» федерального уровня.

Признание необходимости в выработке нового, всеобъемлющего международного соглашения, закрепляющего передовой опыт международного сообщества в формировании социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями стало основанием для принятия Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 2001 года о создании специального Комитета по выработке международной конвенции о защите и поощрении прав инвалидов. В работе Комитета участвовали также эксперты из России.

13 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о правах инвалидов – к настоящему времени этот важнейший правовой документ подписан 130 странами и уже ратифицирован более, чем 30 государствами (3 мая 2008 года Конвенция вступила в силу). По словам Кофи Аннана, бывшего генерального секретаря ООН, Конвенция станет первым документом о правах человека в новом тысячелетии, принесет концептуальные изменения по отношению к инвалидам, ибо она основывается на принципе замены соцобеспечения и благотворительности системой прав и свобод.

Конвенция затрагивает права лиц с инвалидностью в области здоровья, образования, занятости, реабилитации, участия в политической жизни, закрепляет принципы не дискриминации, уважения независимости и личной самостоятельности человека, доступности, полного включения и вовлечения в общество.

Конвенция о правах инвалидов закрепляет социальный подход к инвалидности, каждая статья документа направлена на защиту от дискриминации и на включение лиц с инвалидностью в общество.

Статья 24 данной Конвенции прямо соотносит право лиц с инвалидностью на образование с обеспечением реализации этого права через инклюзивное образование на всех уровнях, и обучение в течение всей жизни. Это означает, что государства-участники Конвенции обязаны обеспечить инклюзивную вертикаль образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, непосредственно в школах, и далее в средних профессиональных и высших учебных заведениях. В данной статье Конвенции инклюзивное образование признается не только как основное и главное средство реализации права на образование лиц с инвалидностью, но и подчёркивается антидискриминационный, развивающий и личностно-ориентированный, гуманистический характер такого образования.

Данная Статья Конвенции устанавливает достаточно строгие рамки обеспечения инклюзивного образования через предоставление доступа к бесплатному начальному и среднему образованию внутри системы общего образования и по месту жительства, разумное приспособление среды и индивидуализированную поддержку учебного процесса.

Статья 24 Конвенции также предполагает, что при обучении и освоении жизненных и социализирующих навыков лицами с инвалидностью будут использоваться различные способы коммуникации, в том числе, альтернативные, а само обучение будет проводиться с использованием наиболее подходящих для индивидуума языка, методов и способов общения, и в среде, максимально обеспечивающей усвоение знаний и социальное развитие.

Мы с вами должны, в соответствии с действующим законодательством, принять решение по подготовке к ратификации ряда международных соглашений. Прежде всего, речь идет о том, что при непосредственном участии российских экспертов в Организации Объединенных Наций была разработана и открыта для подписания Конвенция о правах инвалидов.

Мы знаем, что в основном все принципы, которые там изложены, уже заложены в российском законодательстве. Но нужно откровенно признать – нам еще многое предстоит сделать для полной реализации положений, предусмотренных в этой Конвенции.

Эти вопросы требуют серьезных решений и долгосрочной, упорной, спокойной, будничной работы. И подписание Россией Конвенции о правах инвалидов, безусловно, должно дать еще один толчок, выставить серьезные ориентиры на этом пути. Если мы подписываем и ратифицируем такие документы, их нужно исполнять.

Владимир Путин,

Председатель Правительства Российской Федерации

08 июля 2008 года

 

5 августа 2008 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял предложение Правительства Российской Федерации о подписании Конвенции о правах инвалидов и поручил МИДу России подписать от имени Российской Федерации указанную Конвенцию.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках «договорного мероприятия» 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, Министр иностранных дел С.В. Лавров от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов.

 

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов (которая после её ратификации Россией станет документом «строгого» права, обязательным для исполнения на всей территории РФ), инклюзивное образование, как основное направление обеспечения права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать в РФ законодательно закреплённым институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от выделения соответствующего финансирования, определения механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих разнообразные образовательные потребности.

 

Адаптация образовательной среды необходимо включает в себя не только приспособление физической среды, но и подготовку педагогов, изменение системы оказания индивидуальной и дополнительной поддержки, предоставление ученикам возможности обучаться по индивидуальным учебным планам, и, соответственно, изменение принципов и процедуры оценки и аттестации учащихся, обучающихся по таким планам.

Всё это предполагает значительные усилия со стороны государственных и неправительственных организаций, педагогического сообщества, родителей. Но необходимость этих усилий и активных целенаправленных действий по развитию инклюзивных подходов в интересах обеспечения прав детей с инвалидностью на образование, сейчас, как никогда, актуальны и очевидны.

 

Нашему обществу предстоит понять и принять следующее:

 

инклюзивное образование основано на том, что

все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности и оказывается необходимая специальная поддержка.

 

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

 

IV. СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
ПОНИМАНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
И РЕФОРМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе на смену традиционной («медицинской») модели, определяющей инвалидность как нарушение здоровья, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает:

 

причина инвалидности находится не в самом заболевании, как таковом;

 

причина инвалидности – это существующие в обществе физические и организационные (или «отношенческие») барьеры, стереотипы и предрассудки.

 

Социальный подход предполагает, что обеспечение права учащихся с особыми образовательными потребностями на полноценное образование требует изменений в самой системе образования, и эта общая система образования должна стать более гибкой и способной к обеспечению равных прав и возможностей обучения всех детей без дискриминации и пренебрежения.

 

Принятие организацией мирового сообщества основных правовых документов в области противодействия дискриминации всех групп социальных меньшинств «идеологически» закрепило начавшийся в середине 1960-х годов переход от традиционной («медицинской») модели к формированию социальной модели понимания инвалидности. Ведущими акторами формирования этого нового понимания инвалидности стали непосредственно социальные исследователи и активисты правозащитных организаций инвалидов.

 

Традиционная («медицинская») модель определяет инвалидность как нарушение здоровья.

Соответственно, минимизация нарушений осуществляется через медицинское вмешательство и терапию.

Ребёнок с инвалидностью при таком подходе является проблемой, его следует в обязательном порядке «лечить», а для этого поместить в специальный институт, что, зачастую, ведёт к длительной изоляции ребёнка от остального общества.

 

Обратите внимание, что определение инвалидности, которым до сих пор руководствуются в повседневной российской юридической практике, сводит понимание этого сложного социального явления к рамкам узкого медикалистского подхода:

ИНВАЛИД (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ФЗ "О социальной защите инвалидов" от 24 ноября 1995 г.). Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (МСЭК).

ИНВАЛИДНОСТЬнарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В зависимости от их степени выделяются три группы инвалидности. Инвалидность, ее группа, причина, а при необходимости и время наступления определяются врачебно-трудовыми экспертными комиссиями (ВТЭК). При наступлении И. назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются другие виды социального обеспечения и обслуживания.

Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. /

Под ред. проф. А.Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2007.

 

К сожалению, данная практика определения инвалидности (и соответствующего отношения к инвалидам, как к пассивным и нетребовательным потребителям предлагаемых со стороны «здорового» общества льгот) до сих пор широко распространена в России.

Это требует серьёзных изменений не только в работе по уточнению терминологии, использующейся в словарных статьях. Это требует изменения понимания инвалидности как таковой – и не только на уровне юридической науки, но и на уровне всего российского общества в целом, поскольку в международном праве и в международном сообществе нормативным признаётся социальное понимание инвалидности.

 

Социальная модель определяет причину инвалидности не в самом заболевании, как таковом, а в существующих в обществе физических, организационных или «отношенческих» барьерах, стереотипах и предрассудках.

Ребёнок с инвалидностью при такой модели не является «носителем проблемы», требующим специального обучения, напротив, проблемы и барьеры в обучении такого ребёнка создаёт общество и несовершенство общественной системы образования, не готовой в условиях общей школы соответствовать разнообразным потребностям всех учащихся.

ИНВАЛИДНОСТЬ — это эволюционирующее понятие…

инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных