Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психолого-педагогические принципы обратной связи при обучении технике академической гребли




Из изложенных выше требований к организации управляемого обучения следует, что обеспечение устойчивого канала обратной связи, позволяющего наблюдать за деятельностью спортсмена, анализировать ее и вносить соответствующие коррективы, позволяющие эффективно трансформировать двигательные структуры в желательном направлении, является необходимым условием осуществимости управления обучением двигательному навыку. Данной характеристике функции обратной связи в обучении двигательному навыку присуще органическое единство с функциональным кибернетическим определением обратной связи как воздействия результатов функционирования некоторой системы на характер этого функционирования, или воздействие выходной величины какой-либо системы на вход этой же системы. Эта характеристика обратной связи учитывает также отмеченную исключительную роль преподавателя (тренера) в качестве организующего специфического элемента обратной связи в цепи управления процессом обучения движению.

Рассмотрение условий передачи информации об инварианте движений в гребле - пространственном динамическом стереотипе движений - очевидно приводит к невозможности передачи информации об этом стереотипе только по зрительному и слуховому каналам, без помощи технических средств обучения. Поэтому требования к форме организации обратной связи при обучении спортивной технике представляется возможным сформулировать наиболее адекватно с позиций инженерной психологии, а именно требований к системе человек-машина (СЧМ), которая есть система, состоящая из человека--оператора (группы операторов) и машины (технических устройств), посредством которой оператор осуществляет трудовую деятельность.

В нашем случае в системе человек-машина группу операторов представляют тренер и спортсмен, целью их совместных действий является освоение оптимальной динамической структуры движений с помощью устройства анализа и отображения параметров, характеризующих данную структуру. Данная СЧМ по характеристике человеческого звена является иерархической, так как ведущая роль тренера в процессе обучения не вызывает никаких сомнений. Тренер является оператором-руководителем, то есть лицом, принимающим ответственные решения, обладающим соответствующими знаниями, опытом, тактом, волей, навыками принятия решения, интуицией. Основной режим деятельности оператора-руководителя - оперативное мышление. Спортсмена же с данных позиций можно отнести к оператору-манипулятору, к числу функций которого относятся управление манипуляторами, роботами, машинами, усилителями (то есть своим телом в том числе, прим. авт.).... Основную роль в его деятельности играют механизмы сенсомоторной регуляции и в меньшей степени - понятийного и образного мышления. Из приведенных определений ясна ведущая роль тренера при обучении двигательному навыку в системе человек-машина. И никакие технические устройства, выдающие самую исчерпывающую информацию, не могут ее снизить.

Далее, процесс обучения технике гребли с позиций инженерной психологии рассматривается как процесс достижения поставленных перед системой человек-машина целей, состоящий из упорядоченной совокупности вьполняемых им действий (под действием человека в данном случае понимается функциональный элемент его деятельности, имеющий осознаваемую цель). В нашем случае действием является отдельный гребной цикл, а деятельностью -весь процесс обучения технике, взятый в целом.

В деятельности человека-оператора выделяются следующие этапы:

1. Прием информации (формирование перцептивного восприятия, в результате чего совершаются действия обнаружения объекта, выделение его деталей, выделение и классификация его существенных признаков).

2. Оценка и переработка информации (формирование оперативного образа, сопоставление заданных и текущих параметров системы человек-машина, анализ и обобщение информации).

3. Принятие решения (формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации: сопоставление собственного двигательного стереотипа с модельным, принятие программы действий).

4. Реализация принятого решения (использование выходных моторного и речевого каналов: перевод программы действий на язык кинематических (пространственных и временных), динамических и координационных структур, выполнение движения).

Удельный вес и характер деятельности тренера и спортсмена на различных этапах их совместной работы в процессе овладения спортивной техникой естественно не одинаков. Так прием информации тренером происходит по зрительному, слуховому и измерительному каналам, тогда как спортсмен получает информацию и по каналу кинестезическому. С различной целью и качеством происходит переработка информации о движении у тренера и спортсмена. Тренер формирует корректирующие команды ученику, а последний с помощью этих команд и анализа собственных ощущений оптимизирует свои движения. Приоритет тренера в принятии решения о коррекции движений очевиден. В то же время очевидно, что окончательная реализация решений тренера (выполнение оптимального гребка) может быть осуществлена только самим гребцом. По мере освоения спортсменом двигательного навыка возрастает его роль в принятии решений по коррекции навыка, замечания же тренера становятся соответственно все более обобщающими.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных