Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИКИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛИ




Под спортивной техникой в академической гребле подразумевается оптимальное выполнение движений, способствующих поддержанию наивысшей скорости по дистанции с наименьшими энергозатратами.

В целях выявления основных методических положений техники академической гребли нами были проанализированы работы известных специалистов гребного спорта: Э.Варрэ, Г.Боурна, С.Ферберна, А.Шведова, А.Шебуева, И.Демьянова, Т.Кернера, а также проведены исследования техники гребли спортсменов разной квалификации. На основании данного анализа можно выделить следующие положения техники гребли, к выполнению которых необходимо стремиться для достижения наивысших результатов:

I. Цикл гребка должен состоять из непрерывных движений. Каждая остановка движения и возобновление его требует дополнительных затрат энергии.

II. Использовать массу тела в гребке. Гребец распределяет свой вес между подножкой и рукояткой весла, стараясь двигать весло, используя разогнанную массу тела.

III. Быстро, непрерывно разгибать ноги на проводке, разгоняя свою массу на корму.

4. Гребок должен быть длинным. При условии выполнения остальных положений длинный гребок гарантирует высокую среднюю скорость лодки на дистанции. Грести коротко не рекомендует ни один специалист. К моменту полного выхода тела и банки вперед ноги согнуты в тазобедренных суставах, чуть согнутые в локтях руки вытянуты вперед так, чтобы широчайшие мышцы спины были растянуты до предела.

Наклон туловища на захвате примерно 60 - 70 от горизонтали. Распашное весло перемещается в секторе около 90 (55-60 от перпендикуляр в захвате и 30-35 за перпендикуляром в конце гребка), парное - в секторе 100-105.

помнить о постепенном усложнении заданий. В начале обучения гребец, например, не в состоянии понять положения о снятии веса с банки, или разгоне массы на корму.

При разучивании отдельных элементов цикла гребка нужно обязательно объединять вое разучиваемые движения в конце занятия в единый цикл. Если выполнение всего гребного цикла недостаточно уверенное, в качестве упражнения можно использовать половину или четверть длины полозков на подъезде.

При обучении технике необходимо помнить прежде всего о расслабленной, свободной и естественной посадке и выполнении упражнений с умеренным напряжением без закрепощения мышц. Каждое упражнение, каждый гребок должны выполняться спортсменом с предельным вниманием, так как мелкие ошибки быстро переходят в крупные, трудно потом исправляемые.

Захват. Наклонившись вперед, вытянув естественно расслабленные руки и плечи насколько возможно и подъехав на всю длину полозков, спортсмен находится в позе захвата. Пальцы крепко, но не судородно держат рукоятку весла, середина ладони остается свободной.

Само взятие воды лопастью весла - легкое. Гребец быстрым движением кистей рук как бы забрасывает в воду рукоятку по направлению вперед - вверх на себя и одновременно пальцами разворачивает рукоятку весла таким образом, чтобы лопасть пришла в вертикальное положение. Ускоренная таким образом лопасть весла попадает в крайнюю к носу лодки точку, где погружается полностью в воду. При этом гребец должен найти в воде твердую опору.

Для разучивания входа весла в воду необходимо использовать как минимум два специальных упражнения: в основной, уже описанной позе, и при выпрямленных ногах и наклонном вперед туловище при гребле одними руками. Разучивать захват можно как с разворотом лопасти, так и без разворота в зависимости от внешних условий и уровня подготовленности

гребцов.

Главное научить спортсмена быстро, число (без брызг) полностью загружать лопасть, сразу находить в воде опору.

При освоении захвата в процессе гребли в полной координации разворот весла начинается на последней четверти пути весла на заносе так, чтобы в крайней точке траектории лопасти оказалась в вертикальном положении.

Особое внимание необходимости уделять расслаблению мышц плечевого пояса и рук. Движения на захвате не силовые, мышцы рук являются передаточным звеном от ног и корпуса на весло. При разучивании захвата с использованием полозков нужно обращать внимание спортсменов на своевременное включение ног в момент погружения весла в воду. Тяга на весле от ног и корпуса должна возникнуть одновременного с попаданием лопасти в воду.

Чтобы тренеру было легче определить, какие дополнительные упражнения нужно проводить с учеником для корректировки техники захвата, ниже приведем перечень наиболее часто встречающихся при этом ошибок:

- остановка движения банки в ближней к корме точке полозков;

- остановка весла перед входом лопасти в воду;

- задирание весла вверх на захвате и отклонение его от оптимальной траектории, приводящие к воздушной промашке;

- слишком низкое ведение лопасти весла к воде, ввод лопасти в воду без тяги и нахождение опоры с большими брызгами на нос лодки, что приводит к водной промашке;

- преждевременное включение в работу ног (когда весло еще в воздухе), что приводит к осаживанию лодки на корму;

- проваливание туловища между разведенными в стороны коленями (кивание или ныряние туловища перед захватом), что приводит к запаздыванию с захватом, задиранию лопасти и т.д.;

- недостаточный наклон туловища вперед, когда банка оказывается к корме ближе, нежели плечи гребца (осуществление подъезда тазом вперед с опрокинутым корпусом приводит к позднему включению ног на проводке);

- опускание внешнего плеча ниже внутреннего (в распашной гребле), отклонение корпуса в сторону противоположную уключине, что ослабляет тягу на рукоятке весла;

- слишком долго согнутые руки, досылаемые вперед перед самым взятием воды, что приводит к опозданию с захватом;

- поспешное сгибание рук при нахождении опоры в воде (прихват на руки) значительно снижает долю участия мышц ног в гребке.

Все перечисленные выше ошибки, так же как и описанные ниже ошибки при выполнении остальных фаз гребного цикла исправляются с помощью упражнений, приведенных в разделе Специальные упражнения для совершенствования техники отдельных элементов и гребного цикла в целом и разделах, посвященных методикам технического обучения с помощью технических средств.

Проводка. Проводка (собственно гребок) главная часть гребного цикла. От мощности проводки зависит скорость лодки. При правильно выполняемой тяге движение весла в воде непрерывно и горизонтально.

Научить спортсмена горизонтальной тяге весла можно, заставив его прочувствовать взаимосвязь между уровнем тяги и степенью погружения лопасти в воду. Для этого необходимо использовать упражнения, в которых основным заданием гребца является равномерная горизонтальная тяга весла при плывущей почти без опоры, полностью погруженной в воду лопасти.

Только после того как гребцу станет привычной горизонтальная тяга весла, можно ставить перед ним задачу: после правильного выполнения захвата и нахождения опоры в воде сохранить эту опору на проводке за счет тяги рукоятки на

себя с использованием основных звеньев тела (ног, корпуса и рук).

В начале гребка активно работают ноги. Корпус и руки, работая в статическом режиме, передают развиваемое ногами усилие на весло (рис. 2). Через мгновение начинает динамично работать корпус (рис. 3). Когда ноги почти выпрямлены, начинают активно сгибаться руки (рис. 4), при этом обязательно продолжает работать корпус и сохраняется упор ног в подножку.

Спортсмен основную тяжесть гребка должен ощущать в поясничной области. Здесь уместно представить, что гребец, сидя на полу и упершись ногами в стенку, пытается сдвинуть другую стенку, в которую уперся спиной. Где - то в половине гребка спортсмен начинает чувствовать реальное сопротивление сгибанию рук, помогая себе преодолевать, его о помощью еще разгибающегося корпуса. Многие гребцы, говоря о своих ощущениях при тяге, сравнивают их с повисанием на рукоятке весла. На наш взгляд, конечно же, важно научить спортсмена использовать свою массу для усиления тяги веса. Однако ощущение использования массы как повисания на рукоятке приходит к гребцу после многих лет тренировок, когда он уже в достаточной мере умеет расслаблять на проводке не участвующие в тяге мышцы. Только и этом случае спортсмену кажется, что после динамичной работы, ногами рукоятка сама надвигается на него. Но прежде чем гребец это прочувствует, он должен научиться тянуть весло на себя по прямой линии и использовать в тяге ноги, корпус и руки.

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

- негоризонтальная тяга весла на себя, когда лопасть то погружается слишком глубоко в середине гребка, то выплывает из воды;

- неодновременное давление ногами в подножку или двухтактная работа ног;

- запоздалая тяга корпусом и руками, приводящая к работе ног вхолостую, без опоры в воде (прострел банки);

- опережение корпусом ножной работы, так называемый завал корпуса;

- втягивание головы в плечи, поднимание внутреннего плеча выше внешнего, отклонение корпуса от уключины, наклон головы вниз.

Конец гребка. Выход весла из воды является решающим моментом гребного цикла. Именно в конце гребка скорость лодки начинает возрастать, чтобы в дальнейшем достичь (при условии правильного подъезда) своего наивысшего значения в цикле. Ошибки при выполнении конца гребка приводят к наибольшим потерям и скорости лодки. Если погрешности в захвате еще могут как-то компенсироваться мощной проводкой, то недочеты в конце гребка ничем исправить уже нельзя. Кроме того, в командных лодках правильный конец гребка. в наибольшей степени способствует выработке коллективного ритма гребли, дает команде возможность почувствовать ход лодки.

Разучиванию правильного конца гребка должно уделяться более половины всего времени как при обучении, так и при совершенствовании техники гребли квалифицированными спортсменами.

При начальном обучении гребец должен внимательно следить, чтобы лопасть, загруженная полностью в воду на проводке, мгновенно освобождалась от воды с нажатием рукоятки вниз от себя в момент, когда все звенья тела прекращают тягу. При этом важно не опоздать с выводом рукоятки к коленям в момент прекращения тяги корпусом и руками.

Здесь наиболее трудным моментом является изменение направления движения весла на противоположное практически без изменения его скорости, активное подтягивание весла руками к корпусу, без касания живота, нажим на рукоятку вниз от себя с одновременным разворотом лопасти в горизонтальное положение, возврат за перпендикуляр отклоненного назад корпуса и вывод рукоятки за колени - вот последовательные звенья этого участка гребного цикла.

Обучать концу гребка отдельно, вне гребного цикла, нужно осторожно, чтобы не выхолостить основной смысл правильных движений в этой фазе - технически грамотное использование сил инерции. Отдельно разучивать конец гребка можно таким образом: при чуть согнутых ногах и отклоненном не до конца корпусе, согнутых в локтях руках, загруженной полностью в воду лопасти гребец одновременной тягой весла руками и корпусом и упоре ног в подножку (рис. 4) создает необходимое ускорение рукоятки к себе, а затем переводит рукоятку вниз от себя, одновременно прекращая тягу. Спортсмен переводит рукоятку вперед за колени, наклонив несколько корпус за вертикаль к корме. При этом гребец не должен обмякать на банке, руки должны чуть придавливать каблук весла к вертлюгу, ноги легким подтягиванием носками за ремни с одновременной опорой пятками в подножку контролируют скорость подъезда.

Для освоения конца гребка при гребле в полной координации полезно использовать греблю с паузой, позволяющую следить за расслаблением мышц на проводке, обдумывать каждый гребок.

Наиболее часто встречающиеся в конце гребка ошибки:

- стягивание рукоятки весла в пах, при этом лопасть постепенно выплывает из воды, теряя опору;

- слишком сильное отклонение корпуса на нос лодки и его возвращение за счет напряжения мышц брюшного пресса, а не за счет подтягивания на рукоятке;

- преждевременный возврат корпуса навстречу рукоятке весла при слишком раннем включении корпуса из работы и подтягивании его за счет мышц брюшного пресса;

- запаздывание с нажимом на рукоятку весла вниз от себя, приводящее к тому, что весло ударяется в живот, задерживается в этом положении, нарушая, непрерывность движений, лопасть при этом цепляется за воду, тормозя лодку;

- преждевременный нажим на рукоятку весла вниз от себя, обрив тяги (более предпочтителен, чем предыдущая ошибка, но тем не менее нежелателен), что укорачивает гребок.

Подготовка (подъезд). За время, отведенное спортсмену на подготовку к следующему гребку, ему нужно осуществить подъезд на банке и занос весла в переднее крайнее положение, дать возможность участвующим в тяге мышечным группам, хотя бы частично восстановить свою работоспособность после предыдущего гребка. Лопасть весла на подготовке должна перемещаться строго параллельно поверхности воды и бортам лодки.

Можно с уверенностью утверждать, что объективно подъезд гребца на банке вначале является ускоренным, а при приближении к переднему крайнему положению замедленным. Нет никакой необходимости учить спортсменов ускоренному, замедленному или равномерному подъезду, поскольку практически, при гребле в высоком темпе это теряет всякий смысл, так как при скоростной гребле скорость подъезда определяется мощностью гребка. Самое главное, чтобы гребец на подъезде ощущал полное расслабление мышц, чувствовал проплывающую под ним лодку и готовился, вытягивая корпус, плечи и руки, к захвату. Очень важно научить спортсмена на подъезде соизмерять скорость подъезда со скоростью лодки: вовремя страгивать банку в начале подготовки, не налетать на подножку в конце подъезда, не срываться с места после конца гребка, словом, не делать движений, разрывающих цельность гребного цикла.

Наиболее часто встречающиеся в фазе подготовки ошибки:

- резкое страгивание банки вперед до половины или более длины полозков с последующим явным замедлением перед захватом, либо продолжающимся стремительным движением с наскоком на ограничители;

- негоризонтальное ведение рукоятки весла (то ниже, то выше, слишком низко или высоко) относительно борта лодки;

- долго согнутые в локтях руки, выпрямляющиеся либо в самый последний момент подъезда, либо непосредственно на

захвате;

- закрепощение выпрямленных рук (деревянные руки);

- преждевременное страгивание банки после окончания гребка до того, как рукоятка проходит колени;

- неравномерное распределение веса спортсмена на банке, когда гребец сидит больше на одной, либо другой половине банки;

- отклонение туловища в сторону, противоположному уключине, поднятые вверх плечи (втягивание головы в плечи);

- отсутствие наклона туловища к корме, когда угол наклона между тазом и плечами прямой, а иногда и тупой.

Несколько слов об использовании привязных ремней. В начале обучения целесообразно как можно чаше практиковать греблю без ремней, чтобы дать возможность освоить спортсмену технически правильно конец гребка (не за счет ремней и мышц брюшного пресса, а за счет совместной тяги весла всеми звеньями тела и моментального выключения их при нажиме рукоятки вниз от себя). После достаточного овладения техникой конца гребка можно не бояться подтягивания за ремни на подъезде. Более того, на высоком темпе подтягивание за ремни практически неизбежно. Однако при этом нужно успеть своевременно выполнить захват, иначе смысл быстрого подъезда потеряется, так как гребец, опоздав с захватом, натолкнется на подножку и затормозит лодку.

Исходя из вышесказанного, становится ясно, что не следует учить начинающих гребцов подтягиваться за ремни при выполнении конца гребка. На этапе высшего спортивного мастерства прием ускорения подъезда подтягиванием за ремни можно применять сознательно (например, для быстрого изменения ритма гребли в острых ситуациях гонки), но при этом нужно быть уверенным, что гребец успеет выполнить захват при любой скорости подъезда.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных