ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Реализация схемы обучающих систем человек-машинаПоскольку информация о зависимости усилия на весле от угла поворота весла носит непрерывный во время фазы проводки характер, то наилучшей формой ее представления является график. Наилучшим средством представления информации о динамической структуре гребли является электронно-лучевой индикатор с некоторым оптимальным временем послесвечения (равным, примерно, времени проводки). Установка, отвечающая данному требованию была реализована. Авторы сообщают об эффективности занятий по совершенствованию техники гребли с помощью такой установки,проводимых с женской сборной командой Румынии по академической гребле. Иной путь построения обучающей системы человек-машина был предложен и апробирован советскими исследователями под руководством профессора И.П.Ратова. В качестве средства коррекции двигательной структуры ими использовалось электромиостимуляцион-ное (ЭМС) воздействие на мышцы опорно-двигательного аппарата спортсмена /НО/. В данном случае в канал обратной связи включаются датчики угловых положений звеньев опорно-двигательного аппарата и электронное устройство, непосредственно заставляющее избирательно сокращаться в нужном режиме определенные группы мышц. Согласно концепции И.П.Ратова ЭМС активация мышц, осуществляемая непосредственно во время выполнения спортивного упражнения, будет лишена недостатка своего предшественника - метода ЭМС воздействия в покое, при использовании которого обнаружено нарушение координации движений. Более того, при оптимальной программе ЭМС воздействия на ведущие звенья биомеханической цепи в структуре движений будут наблюдаться положительные межкоординационные сдвиги. Данная концепция подтверждена целым рядом исследований. Так ЭМС воздействие в процессе гребли на тренажере осуществлялось при определенной величине усилия на тяге. Использовался стимуляционный сигнал прямоугольной формы с амплитудой 30-60 В. Стимулировались дельтовидные мышцы рук и четырехглавые мышцы бедер (считалось, что недостаточное включение в работу в фазе проводки именно этих мышечных групп является лимитирующим фактором проявления силовых возможностей гребцов). Во время ЭМС воздействия отмечено увеличение усилия на тяге на 2,7-3,4%. Все испытуемые отмечали легкость гребли при ЭМС воздействии, меньшую утомляемость. Обучения определенной двигательной структуре с помощью ЭМС коррекции движений гребцов не проводилось. Значительный педагогический эффект от применения ЭМС при двигательном обучении в сложнокоординационных видах спорта выражается в гораздо меньших временных затратах на обучение (исправление консервативных ошибок) и в росте эффективности двигательной структуры. Так существенное ускорение процесса исправления ошибок было отмечено в спортивной гимнастике, спринтерском беге. Отмечается, что для роста эффективности двигательной структуры необходимо подавать ЭМС воздействие в определенных фазах движения. Однако, помимо воздействия на двигательную структуру ЭМС также существенно ускоряет процесс роста силы и мышечной массы. Показано также, что ЭМС воздействие оказывает благоприятное влияние на физическое состояние человека: улучшает кровоснабжение мышц, повышает содержание гемоглобина, креатина, креатинфосфата, ATS, гликогена в организме, уменьшает распад белков, предотвращает накопление в мышцах молочной кислоты, уменьшает распад АТ£ /32, 156/. Систематическое ЭМС воздействие приводит к благоприятным биохимическим сдвигам и в нетренируемых симметричных мышцах, а также к сдвигам во всем организме, в частности, в его нервной и гуморальной системах. Относительно продолжительности ЭМС воздействия единого мнения нет. Сообщается о преимуществе активации мышц в течение 30 минут два раза по сравнению с воздействием по 5 минут каждые полчаса при одном и том же суммарном времени активации. Высказывается мнение, что сеанс следует прекращать при снижении рабочих усилий. Особую важность при использовании ЭМС воздействия для обучения движениям приобретает обратная связь о положении звеньев опорно-двигательного аппарата спортсмена и величине напряжения мышц (в данном случае это обратная биологическая связь). Наиболее приемлемым среди отечественных разработок для обучения технике спортивных движений является электростимуляци-онный корректор движений, описанный в, в котором используются датчики угловых положений звеньев опорно-двигательного аппарата, соединенные с устройством, запускающим электростиму-ляционный сигнал. Таким образом, мы видим, что ЭМС активация мышц опорно--двигательного аппарата гребца может служить эффективным средством коррекции движений, обладающим к тому же значительным эффектом благоприятного сопряженного воздействия на уровень силовой подготовленности спортсмена и его физическое состояние. В академической гребле ЭМС воздействие с целью формирования двигательного навыка не применялось. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|