Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ АКАДЕМИЧЕСКОИ ГРЕБЛИ




I. Начальный этап, требующий материализации всех указаний тренера

На первых занятиях в гребном бассейне или на плоту, разучивая осноные движения (в захвате и в конце гребка) и осваивая горизонтальность проводки весла в воде и на подготовке, целесообразно использовать распашные весла. Тренер постоянно вносит коррективы в положения рук, ног и корпуса, особо подчеркивая правильность положений в начале и конце гребка, расслабление на подготовке. Он буквально водит звеньями тела спортсмена. Словесные воздействия на втором плене, все замечания предельно лаконичны. Основной помощник тренера на этих первых занятиях - технические средства, показ, наглядные, пособия. Полезно при обучении использовать ограничители амплитуды перемещения корпуса (для предотвращения излишнего отвала корпуса назад), ограничители вертикального перемещения рукоятки весла в захвате (для предотвращения нырка рукоятки вниз), ориентиры, помогающие горизонтально вести лопасть на заносе.

Первые 3-4 занятия длятся до 30-40 минут, но требуют от тренера и спортсмена предельной концентрации внимания. Работа носит индивидуальный характер.

Примерный план первых занятий:

Занятие I. Тренер показывает и комментирует основные движения гребного цикла, движение весла на проводке и заносе. Объясняет принцип входа весла в воду, учит чисто, без брызг погружать полную лопасть и тянуть весло плавно к себе с постепенным ускорением к корпусу, с выводом рукоятки за коленки после конца проводки. За коленями рукоятка задерживается (гребля с паузой) в целях снижения темпа гребли.

Далее знакомит новичков с греблей с плавным подъездом на 1/4 длины полозков без паузы (грести легко, в низком темпе). Затем спортсмены гребут на 1/4 подъезда с паузой, постепенно раскатываясь на полный подъезд (1-3 гребка подряд), пробуют грести корпусом и руками без паузы, затем снова подключают к работе ноги, гребут с полным подъездом.

Как видно из содержания, круг специальных упражнений значителен, несмотря на то, что новички, конечно же, испытывают трудности при выполнении предлагаемых упражнений.

Занятие 2. В принципе первые занятия можно проводить и на парных веслах, у новичков не может и не должно быть специализации, но осваивать азы гребли проще одним веслом. Парная гребля имеет свои преимущества при обучении на воде, но при этом возникают некоторые трудности, связанные с сохранением баланса. Повторить упражнения, предыдущего занятия за половину отведенного времени, ввести новые упражнения:

а) для концентрации внимания на чистом, с расслабленными руками входе весла в воду и относительно быстром выходе весла ив воды без задержки у живота применять греблю одними руками с паузой за коленями (при этом ноги обязательно упираются в подножку);

б) грести руками и корпусом без паузы;

в) грести в полной координации на полный подъезд легко в низком темпе, обращая внимание, чтобы подъезд не начинался, пока рукоятка весла не пройдет колен.

Занятие 3. На этом занятии желательно ввести прибор зрительной обратной связи (осциллограф или векторэлектрокардиоскоп ВЭКС-4М), на экране которого синхронно с гребком изображается кривая работы - зависимость усилия на весле от угла поворота весла. Основные формы данной зависимости достаточно изучены исследователями, определена модельная форма кривой работы - кривая первого типа

(рис. 6), характеризующая оптимальную технику гребли (точнее, оптимальную динамику усилий на весле в гребке). Под экраном осциллографа располагается рисунок модельной кривой работы. Аналогичную кривую спортсмен должен попытаться нарисовать сам на экране осциллографа. Только рисовать нужно не карандашом, а ногами, руками и корпусом при помощи весла. Таким образом, все усилия гребца на проводке как бы материализуются на экране осциллографа в виде символического рисунка - кривой работы. Как показали исследования в нашей стране (ЦСК ВМФ) и за рубежом (НРБ, СРР), такая материализация движений гребка существенно ускоряет процесс обучения технике гребли.

Это занятие выделяется на самостоятельное освоение работы с прибором зрительной обратной связи.

Спортсмен сам повторяет упражнения первых двух занятий, соизмеряя свои действия и перемещения индикационного луча на экране прибора, пробуют нарисовать модельную кривую первого типа при легкой гребле в полной координации на 1/2 и полном подъезде.

Гребцы обязательно однажды меняются сторонами для расширения вариативности двигательного навыка. При отсутствии прибора занятие является повторением предыдущего.

Занятие 4. Гребля в полной координации по несколько гребков с ориентацией на правильность кривой работы. Гребля по элементам применяется при наличии грубых ошибок в захвате или конце гребка.

Хороших результатов при освоении синхронной работы корпуса и ног на гребке позволило добиться алектромиостимуляционное (ЭМС) воздействие на мышцы ног и ягодиц в процессе гребли (см. об этом ниже).

Для роста вариативности навыка серии гребков выполняются то быстро, то медленно, на разных сторонах.

При увеличении числа гребков в серии становится важным обучение правильному ритму гребли. Освоению правильного ритма помогает звуковое ритмолидирование с помощью автоматического устройства или же просто имитирование ритма с помощью подручных средств. Прослушивание ритма осуществляется между сериями гребков и периодически в процессе самой гребли. Лучше при этом дать команду спортсменам закрыть глаза, чтобы обострить звуковое восприятие и устранить всякую информацию с положении звеньев тела и кривой работы на экране осциллографа.

Вообще, на первых порах не следует подавать новичкам информацию с коррекциях движений более чем по одному анализатору: спортсмен должен либо смотреть на экран осциллографа, либо слушать ритм или замечания тренера, либо смотреть на движение лопасти или сосредоточиться на мышечных ощущениях от ЭМС коррекции.

Основное внимание спортсмена должно быть сосредоточено на экране прибора зрительной обратной связи и на правильном ритме, который задается извне, т.е. на сигналах с приборов срочной информации. Замечания тренера лишь способствуют самостоятельному внесению корректив.

При необходимости занятие 4 можно повторить. Длительность занятия 40-60 минут. Применяется, главным образом, гребля в полной координации с паузой и без паузы и, при необходимости, гребля по элементам. Серии до 10-20 гребков. Перерывы между сериями произвольные, при возникновении ошибок в технике.

Следующие 3-5 занятий проводятся по I часу и состоят из серий гребков в полной координации продолжительность 1-2 минуты с перерывами между сериями в 1-2 минуты. Эпизодически используется ЭМС коррекция (при возникновении существенных ошибок, которые словесным методом не исправляются). При наличии прибора основное внимание на экран зрительной обратной связи с периодическим включением ритмо - лидера.

Тренер уже обращает внимание на зависящее от темпа опережение работы корпуса и рук в захвате по отношению к работе ног (когда банка еще перемешается к подножке, руки уже начинают вести рукоятку вверх, опуская тем самым лопасть к воде и разворачивая ее, к моменту погружения лопасти в воду все звенья тела включаются в тягу и создают опору на весле.

Применяется гребля с закрытыми глазами. При ошибках выполняется гребля по элементам и затем сразу в полной координации.

Упражнения выполняются в режиме средней и малой интенсивности (серии быстрых и медленных гребков), хотя отдельные гребки можно выполнять и более мощно.

На этих занятиях можно начинать ознакомление спортсменов с парной греблей (если все предыдущие проводились на распашных веслах). Ниже приведем пример занятия по ознакомлению с техникой парной гребли.

Занятие 5. Показать правильное держание рукояток, ведение весел левое над правым.

Погрести отдельно левой и правой рукой без подъезда без корпуса, затем с корпусом.

Грести двумя руками без подъезда с корпусом с паузой за коленями, обращая внимание на чистый спокойный вход весел в воду, равномерную горизонтальную тягу и окончание гребка полными лопастями без задержки рукояток у живота.

Грести отдельно левой и правой рукой на 1/4 подъезда с паузой.

Грести двумя руками на 1/4 подъезда без паузы, постепенно раскатываясь на полный подъезд.

Грести двумя руками на полном подъезде с паузой за коленями.

Опираться и здесь целесообразно на модельную кривую работы, рисуемую гребцом на экране, так как принцип движений на парном весле такой же.

В конце данного тренировочного цикла новички должны пройти специальное тестирование: гребля в полной координации

средней интенсивности (частота сердечных сокращений (ЧСС) в конце теста до 180 уд./мин) в течение 7 минут, в процессе которой фиксируются следующие показатели:

I. Кривая работы (должна быть близка к I или 2 типу.

2. Ритм гребли (должен быть 1;1,2 или 1; l,5).

3. Слитность работа ног, рук и корпуса (зависимость угловых перемещений ног в коленном суставе и корпуса в тазобедренном должна быть линейной).

4. Отсутствие излишнего напряжения мышц (оценивается визуально, особое внимание на расслабление на подъезде).

II. Этап формирования уровня умений

На данном этапе применяется работа на тренажере с прибором зрительной обратной связи. Работа выполняется сериями 3x10 минут (ЧСС до 180 уд/мин) с отдыхом между сериями 45 минут и серии 7x40 с отдыхом между сериями 20 с (работа в субмаксимальной и максимальной зоне интенсивности, ЧСС до 200 уд/мин и выше). В данном случае работа над техникой сочетается с развитием специальной физической работоспособности.

При возникновении ошибок необходимо прекращать упражнения, вносить коррективы и, если есть необходимость, выполнять отдельные элементы гребного цикла.

Целесообразно периодически проводить серии гребли с закрытыми глазами с сообщением спортсмену о недочетах в технике и особенно удачных гребках. Это очень важно для воспитания самооценки движений по внутримышечным ощущениям.

Надо следить такие и за ритмом гребли, задавая его во время упражнений. Вовремя 10-минутных, отрезков необходимо несколько варьировать темп гребли с сохранением правильного ритма.

На данном этапе следует вводить в процесс разминки поисковые задания типа; нарисовать на экране прибора зрительной обратной связи треугольники различной конфигурации, прямоугольники, овалы** и *.д. Решение подобных задач требует очень сильных перестроек в координационной структуре движений, которая на данном этапе приобретает уже относительную устойчивость. Это, в свою очередь, приводит к ускорению формирования тонких координационных связей и облегчает перенос навыка гребли на различные суда, команды, условия погоды.

Чтобы ускорить перенос навыка, целесообразно также требовать от спортсмена нарисовать кривую работы первого типа'' при гребле одними ногами, рудами, корпусом, одной левой, правой рукой и т. д., ориентируясь на экран прибора зрительной обратной связи, а впоследствии с ориентацией исключительно на внутримышечные ощущения (с закрытыми главами).

Обобщение навыка ускорит и гребля с лопастями разной площади.

Примеры занятий на воде.

Занятие А. На парных веслах повторить за половину отведенного времени предыдущие занятия. Во второй половине:

- опробовать греблю c полным подъездом c паузой за коленями;

- грести нормально без паузы в низком темпе.

Занятие Б. На распашных веслах повторить занятие 2 предыдущего этапа.

Занятие В. На распашных веслах. Гребцы садятся на противоположные стороны (по сравнению с занятием 2):

- попробовать разворот лопасти без погружения ее в воду;

- при гребле корпусом и руками с паузой за коленями грести с разворотом лопасти;

- выполнить греблю на 1/4 подъезда без паузы без разворота весла (если обучение идет в 4х, то здесь впервые на данном этапе можно попробовать греблю на всех номерах, все предыдущие упражнения лучше выполнять при гребле на 1-2 номерах);

- грести с полным подъездом без паузы с разворотом весел на 2 номерах;

- грести с полным подъездом с паузой за коленями с разворотом лопастей на 2 номерах.

Занятие 7. На 4х. Попробовать разворачивать весла без погружения их в воду на I-2-х номерах, всех номерах, потом грести:

- одними руками на двух номерах;

- руками и корпусом на двух номерах;

- руками и корпусом с паузой на I- 2х номерах;

- руками и корпусом без паузы на 2-х номерах;

- с паузой с полным подъездом на 2-х номерах;

- без паузы с полным подъездом на 2-х номерах.

На данном этапе в бассейне проводится 8-I0 занятий. 4-5 занятий состоит из гребли сериями Зх10 минут (ЧСС до 18О уд/мин) с отдыхом между сериями 5 минут (гребля быстрая - медленная, лопасти разной ширины, чередование парной и распашной гребли со сменой сторон), 4-5 занятий состоят из серий 2x7x40 с (ЧСС до 200 уд/мин и выше), отдых между отрезками 20 с, а между сериями 10-15 минут. Перед каждым занятием решаются технические задачи с помощью прибора зрительной обратной связи.

4-8 занятий в лодке чередуются с занятиями в гребном бассейне.

Рекомендуем тесты для определения уровня специальной технической подготовленности гребца:

I. Гребля 2х7х40 с 20 секундными перерывами между отрезками и 10 минутными интервалами отдыха между сериями (одна серия с широкой лопастью, другая с узкой), в процессе которой фиксируется следующие параметры гребли:

- тип кривой работы (должен бить I тип в течение всего теста, в самом конце возможен 2 тип);

- ритм гребли (должен быть 1:1,2.или 1:1,5);

- слитность в работе рук, ног и корпуса, акцент на завершение проводки в расслабленном состоянии с рукояткой весла у колен; гребец должен сидеть на банке перед тем, как страгивать ее к корме (оценивается визуально или с помощью ввдеосъемки).

2. Специальный семиминутный тест, в котором оцениваются:

- тип кривой работы (должен быть 1-2, в конце теста может быть 3);

- ритм гребли (должен быть, положителен до конца теста);

- слитность в работе всех звеньев тела (оценивается визуально или с помощью видеосъемки).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных