Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Базовые понятия разных школ теории создания и функционирования крупных организаций как больших сложных систем (БСС)




 

Система - это множество составляющих единство, целостность элементов, связей и взаимоотношений между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целеполагание.

Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система является таким множеством элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношения направлено на получение заданных целей и результатов.

Под системой также понимают целое, состоящее из объектов, взаимосвязь и взаимодействие которых порождает новые (системные) качества, не присущие ни какому компоненту в отдельности, ни их арифметической сумме. Объекты, входящие в систему, называются элементами системы (если в дальнейшем они рассматриваются как неделимые части), или подсистемами, субподсистемами (если сами в дальнейшем рассматриваются тоже как системы).

По уровню иерархии системы классифицируются на:

1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью.

2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания).

 

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

 

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

 

Существуют два подхода к изучению систем - предметный или поэлементный, и системный. В первом случае рассматривается предмет, взятый «сам по себе», во втором - как часть целого, часть системы. Системный подход позволяет лучше понять сложные, многозначные, многомерные явления, происходящие в системах.

 

Структура системы - строение, устройство системы, определяемое составом основных частей, их взаимосвязью и взаиморасположением.

 

Функция системы - это деятельность или процесс, ради которого создана система, той миссии, которую она должна осуществлять.

 

Работа системы и ее внутреннее устройство тесно взаимосвязаны: нет структур без функций, как и функций без структур. Когда изучаются структура и функции системы в их единстве, говорят, что применяют структурно-функциональный подход. На практике чаще приходится изучать сначала только функции или только структуры системы. Первый подход получил название функционального (процессного), а второй - структурного.

При функциональном подходе рассматривается, какие работы, в какой последовательности выполняются в системе, чтобы достичь желаемого результата (выхода) или целой системы. Описывается действие, динамика происходящих в системе процессов. При структурном подходе рассматриваются компоненты системы и их взаимные связи. Описывается статика различных срезов системы.

Состояние системы, подсистемы, субподсистемы - понятие, характеризующее систему в конкретный момент времени. Оно может быть описано совокупностью количественных и качественных, либо только количественных или качественных характеристик. Совокупность характеристик позволяет оценить состояние организации в целом.

Для изучения систем и улучшения их характеристик используются анализ и синтез систем. Анализ системы разбивает ее на субсистемы, системы, подсистемы, субподсистемы, классы задач, задачи.

В процессе анализа системы при структурном подходе выделяются подсистемы разных уровней, определяется, какие подсистемы данного уровня и совокупности образуют систему более высокого уровня. Здесь прослеживаются связи вхождения, т. е. видно, из каких элементов n-го уровня состоят элементы (n -1) -го уровня.

В процессе анализа систем при функциональном подходе выделяются процессы и составляющие их подпроцессы. Разбиение системы на части происходит таким образом, что выход всей системы и вход являются постоянными. Эта возможность полного набора входов и выходов делает анализ и синтез всей системы средством объединения частей, средством построения сложных систем из простых элементов.

 

Возможность выделения различных «срезов» реальных объектов и явлений позволяет изучать состояние сложных систем. Совокупное рассмотрение структуры системы и проходящих в рамках структуры процессов позволяет более полно характеризовать систему. При анализе системы по мере выделения подсистем более низкого уровня каждый раз появляется более детализированная структура (возрастает количество рассматриваемых подсистем и взаимных связей между ними) и единый процесс разбивается на все более мелкие процессы.

Анализ систем или разбиение систем на части не является самоцелью. После того как система расчленена на части, выделены взаимосвязи отдельных подсистем, появляется возможность улучшить исходные части системы. В результате получается система с новыми, лучшими характеристиками.

Анализ систем осуществляется с тем, чтобы создать новую систему с более детальными характеристиками. Почему для улучшения системы надо сначала анализировать, а затем синтезировать? Почему нельзя улучшить характеристики системы, не выполняя этих процедур?

Ответ в том, что системы, с которыми имеет дело человек на производстве, настолько сложны, что их нельзя понять и рационализировать без предварительного разбиения их на части.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных