Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оформление стенгазеты




Психолог предлагает детям оформить свою стенга­зету (заранее нарисованную, с пустыми окошечками для фотографий и съемными рамочками для дополнительной информации).

Игра «Зеваки»

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, пово­рачиваются и идут в другую сторону. Тот, кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно про­водить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав опре­деленное слово песни (оговоренное заранее).

Упражнение «Лабиринт»

Лыжник заблудился в сказочном лесу. Дети помо­гают лыжнику добраться до дома (рис. 49).

Рис. 49

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 19

 

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий: «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»

Сказка «Прививка»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки... *

Утром самым первым в газете появился материал «Наши успехи». Зайчонок подробно расписал свои мате­матические победы, отметил, что Волчонок стал грамот­но писать сочинения, а Белочка аккуратнее оформлять тетрадь.

Следом за Зайчонком поспешил порадовать всех «По­мощниками» Волчонок. Он рассказывал, как наши ученики дома проявляют настоящую заботу к бабушкам имамам. Ребята читали и гордились собой и друг другом. Но что это? Тема помощников продолжалась и Белочкой в весе­лом рассказе «Лучший бабушкин помощник». Она по-доб­рому, но с юмором написала о Волчонке, когда он забегал домой на обед. Ученики долго смеялись над такой «забо­той» внука. Волчонок тоже смеялся, он знал, что так луч­ше реагировать на шутки, хотя ему было немного груст­но. «Как же я о своей бабушке-то не подумал?»рассуждал он.

Енот и Лисенок познакомили всех со «Школьными но­востями». В основном новости были хорошими, но одна заставила некоторых учеников встревожиться.

Как это сегодня будут делать прививки от грип­па? Зачем? Мы и так здоровы!забеспокоился Зайчонок.

Прививки делают только здоровым, для того что­бы организм смог сопротивляться болезни,объяснил доктор Филин. Он был в белоснежном халате, в белой ша­почке и с чемоданчиком в руке.

А это больно?спросил Зайчонок.

Каждый по-разному относится к боли. Кому-то ка­жется, что и комар кусается больно, а кто-то на сильные ушибы не обращает внимания. Это зависит от чувстви­тельности,по-научному отвечал на вопросы доктор и подготавливал шприц для укола.

А я не боюсь уколов!храбро воскликнул Волчо­нок и приготовился это всем доказать. Ему очень хоте­лось загладить неприятное впечатление о себе перед дру­зьями. Он отвернулся, чтобы не видеть этого процесса, но, к его удивлению, укол был почти незаметным.

— Ну как? — спросил Лисенок.

Я ничего не почувствовал, доктор Филин хорошо умеет делать уколы,ответил Волчонок.

Следующий!улыбаясь, пригласил доктор. Ученики один за другим подходили к Филину. Нельзя

сказать, что им было приятно, но они понимали, что ради здоровья можно немного и потерпеть.

Все сделали прививку или кто-то остался?уточ­нил доктор.

— Я... Я... Я... остался,простонал Зайчонок. — Я очень боюсь... Я, наверное, очень чувствительный?

Все ребята начали уговаривать Зайчонка, а он совсем сжался в комочек и задрожал.

Если ты будешь так напрягаться, то укол действи­тельно будет болезненным, расслабься,попросил Зай­чонка доктор.

Н... И... Нне... Не могу! — еле выговорил Зайчонок.

Можно я попробую?предложил помощь малень­кий Енот.Я в школе совсем еще недавно, и мне страш­новато бывает на уроках, да и на переменах тоже. Моя мама дает мне с собой «храбрую конфету». Она похожа на обыкновенный леденец, но в ней содержится средство от страха. Возьми ее себе, Зайчонок, она сейчас тебе нуж­нее, чем мне.

Спасибо...произнес Зайчонок и быстро положил конфету в ротик.

— Досчитай до ста, чтобы она подействовала, и ты сможешь выдержать прививку,произнес тихо Енот.

Заяц начал сосать «храбрую конфету» и считать с закрытыми глазами. Затем подошел к доктору и...

Полная тишина возникла в этот миг, и все ученики с удивлением отметили, что у Зайца действительно при­бавилось храбрости, Ведь он смог, даже не охнул.

Ура «храброй конфете»! Ура смелому Зайчонку! Ура маленькому Еноту!прокричали радостные ученики.

А доктор Филин загадочно улыбнулся, он много знал об этом волшебстве.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Робость», целая пик­тограмма «Робость» (рис. 50).

Рис. 50

Психолог предлагает детям собрать картинку и до­гадаться, какое чувство на ней изображено (после выпол­нения задания он показывает пиктограмму «Робость»): «Какое испытывал чувство Зайчонок? Посмотрите на выражение его лица... Что произошло с его ртом? Бро­вями? Какое у него выражение глаз? Что же это за чув­ство?.. Да, это — робость.

Давайте попробуем изобразить это чувство. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена набок. Кто хо­чет изобразить Зайчонка?.. Хорошо!»

Игра «Замри»

Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вме­сте, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие дол­жны застыть в позе, на которую пришлась остановка му зыки. Если кому-то из участников это не удалось, он вы­бывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся про­должают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге останется лишь один играющий.

Упражнение «Говорящие рисунки»

Ведущий: «Когда-то давным-давно люди не знали букв и не умели писать, а истории, которые им надо было сохранить и запомнить, они рисовали. Такой вид записи назывался пиктографией, им пользовались в древних странах — в Египте и Ассирии, Японии и Китае. Мы с вами тоже поиграем в нарисованные истории».

Психолог объясняет детям, что рисунки должны быть совсем простыми и в то же время понятными. Толь­ко тогда они станут «говорящими*. Можно нарисовать начало одной из историй, например, такой: «Красная Шапочка пошла в лес и встретила волка» (рис. 51).

Рис.51

Как видно на рисунке, запись предельно схематич­на, но полностью отражает все, что произошло. Освоив

такое письмо, можно будет вместе с ребенком придумывать и рисовать истории о Буратино, Дюймовочке и других ска­зочных героях, загадывать друг другу нарисованные исто­рии так, чтобы один рисовал, а другой, «прочитав», мог рассказать их содержание.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 20

 

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий: «Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошеп­чу: "Дима, я рада тебя видеть"- Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается им до своей соседки справа и говорит: "Катя, я рад тебя видеть" и т. д.»

Сказка «Больной друг»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Наступила настоящая зима. Морозы рисовали узоры на окнах, сугробами завалило всю школьную площадку, уче­ники в них сооружали крепости для игры, заливали горки и ледяные дорожки. На прогулке ребята веселились. С блес­тящими глазами, полные сил, ученики возвращались в класс, переодевались, просушивали свою обувь и одежду и при­нимались за уроки.

— Скоро у нас будет в школе праздник, — объявил учи­тель Еж.Мы будем встречать Новый год!

— А чего его встречать, он что, дороги не знает? — удивилась Белочка.

Конечно знает,улыбнулся Волчонок.Это нам важно его заметить, не пропустить!

Я слышал, что на празднике Дед Мороз со Снегуроч­кой приходят в гости, надо для них песни петь и стихи читать,вспомнил Зайчонок,

А можно какой-нибудь мультик сыграть, то есть сказку-спектакль,предложил Лисенок.

Хорошо, вы как следует подумайте, а сейчас пусть каждый расскажет новогоднее стихотворение,про­должил урок учитель.

Ученики читали стихотворения с выражением, пред­ставляя себя уже на праздничном выступлении. Когда Ли­сенок вышел читать стихотворение, все ребята увиде­ли, что он не успел переодеться и одежда от растаявшего снега была мокрой. Друзья шептали ему об этом, но Лисе­нок ничего не слышал, какой-то туман плыл перед глаза­ми, а уши будто заложило ватой.

По-моему, дружок, тебе сейчас надо к врачу,за­метил его состояние учитель.Что же ты не позабо­тился сам о себе? Скорее лечись, чтобы к празднику быть здоровым.

Волчонок проводил друга в кабинет доктора Филина. Когда он вернулся, то рассказал, как сердился Филин на Лисенка за мокрую одежду, как прибежала встревожен­ная высокой температурой мама Лисенка к своему сыноч­ку. Всем было очень жалко больного друга.

— Что же, он теперь все уроки пропустит, что ли? — спросила Белочка учителя.И будет после болезни с тру­дом нас догонять в учебе?

— Выходит, что так, — грустно ответил Еж. — Но вы можете ему помочь.

Как это?удивился Волчонок.

Узнавать о его состоянии, поддерживать своим вниманием. А когда ему станет полегче, проведать его, передать домашние задания,предложил учитель.

— Конечно!обрадовался Зайчонок.И Медвежон­ка надо проведать, он уже давно в школу не ходит.

У него зимняя спячка началась,объяснила Белоч­ка. — Ноя ему все задания передавала. Его мама говорит, что между сном он их Выполняет. Так что за него не вол­нуйтесь. К весне он будет в полном порядке.

Почему же ты нам ничего не говорило?спросили ребята.

Мне казалось, что вы знаете, — растерялась Бе­лочка.

— Вот видите, ребята, как важно интересоваться сво­ими друзьями, — подтвердил учитель Еж. — Каждый день Белочка брало у меня задания для Медвежонка. Но больше никто, кроме нее, и не вспомнил о своем товарище.

Ученики сидели, опустив голову, было стыдно, а неко­торые представляли, что на месте забытого больного друга оказались они сами. Очень грустно болеть, да еще остаться без внимания своих товарищей.

А давайте все вместе каждый день навещать Ли­сенка и Медвежонка,сказал Зайчонок.

— Я думаю, что всем вместе не стоит, когда боле­ют, трудно принимать много гостей. Лучше по очереди и ненадолго, чтобы забота не была навязчивой,объяснил учитель.

Хорошо, кто пойдет к Лисенку и Медвежонку завт­ра?спросил Волчонок.Будем делать график посещений.

Пока ученики составляли график, Еж внимательно наблюдал за тем, как изменились его ученики, какими ста­ли серьезными и совсем большими.

Благодаря заботам своих друзей, Лисенок выздоровел как раз к празднику.

Праздничная елка сверкала разноцветными огнями, звучали музыка, смех. Вместе с ребятами Лисенок пел песни, танцевал и читал стихи. А когда Дед Мороз со Сне­гурочкой подарили вкусные подарки, Лисенок не выдержал и закричал громче всех:

Спасибо всем! Я так рад, что мы вместе!!!

Дружным хороводом вместе с Лисенком ученики за­кружились вокруг елки. Всем было весело, даже сонный Медвежонок приободрился и поздравлял всех с Новым го­дом!

С Новым годом!!! С Новым годом!!! — раздавалось эхом по всему лесу.

После того, как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Снеговик»

Дети должны «помочь* Снеговику найти пару каж­дой снежинке, соединяя одинаковые снежинки линия­ми (рис. 52).

Рис. 52

Упражнение «Найди белку»

Дети ищут на рисунке белочек и раскрашивают их (рис. 53). Затем дорисовывают медвежонку то, чего не хватает.

Упражнение «Помоги зайчику»

Дети должны помочь зайчику добраться до вкусно­го обеда (рис. 54).

Упражнение «Новогодние подарки»

Ребятам предлагается посмотреть внимательно на рисунок и постараться догадаться, что положил Дед Мо­роз в каждый мешок (рис. 55).

Игра «Подарки»

Ведущий дает задание каждому сделать своему со­седу справа подарок, но не какой-то конкретный пода­рок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить имен­но этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

 

Рис. 53

Рис. 54

 

Рис. 55

ЗАНЯТИЕ 21

Приветствие. Упражнение «Доброе утро»

Ведущий: «Давайте возьмемся за руки и вместе ска­жем: "Доброе утро!" шепотом, зевая, обычным голосом, прокричим».

Сказка «Ябеда»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Очаровательная пушистая Кошечка появилась в клас­се ранним утром. Ее большие зеленые глаза заворажива­ли и поражали глубиной и красотой. Особенная чистота, сверхаккуратность прослеживались во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось посидеть рядом с ней потрогать ее красивый бантик, но всех останавли­вал пренебрежительный голос новенькой: «Отойди, Вол­чонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю/ И нече­го на меня дышать, Лисенок, а то мне совсем душно ста­нет!»

Я вижу, вы уже познакомились?спросил учитель Еж, войдя в класс.

Да, познакомились,озадаченно ответили ре­бята.

Надеюсь, вы ее не обидели?спросил учитель, уви­дев недовольное выражение лица Кошечки.

Кто кого еще обидел-то?прошептал Зайчонок.

Конечно обидели,вдруг вырвалось у Кошечки. -Они грязными руками трогали мой чистый бантик.

Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понравилось, то наши ребята больше не будут делать этого,остановил своими словами и взглядом порыв возмущения Вол­чонка учитель. Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошеч­кой не связываться, но долго не мог настроить себя на учебу. Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепо­том решение задачи. Она терпеть это не стала, громко произнесла:

Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.

Но мы же по делу говорили,оправдывались ее со­седи.

Тем более,строго произнесла Кошечка. По клас­су прошел ропот возмущения.

Такой вредины еще не бывало в нашей школе!вырвалось у Белочки.

Я прошу всех быть более сдержанными,попро­сил учитель.У нас очень серьезная тема, надо в ней ра­зобраться.

Ученики послушно продолжили работать. На переме­не Кошечка осталась одна, никто не хотел больше при­ближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель подо­шел к новенькой и спросил:

Как тебе у нас?

Плохо,со слезами на глазах ответила Кошеч­ка.Мне здесь никто не нравится.

Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень непросто, но у нас добрые ребята,ус­покаивал учитель.

Не заметила я, что они добрые!всхлипнула Ко­шечка.

Поживешь, увидишь,пообещал учитель. А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, на-

ее уже не ласковым именем «Кошечка», а неприят­ным словом «ябеда». Это прозвище услышала сама винов­ница и разрыдалась еще больше.

Так ей и надо!проворчал обиженный Зайчонок.Пусть не задается.

А она и не задается,вмешался в разговор учи­тель.Ей плохо у нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она и отстаивает свои правила таким способом.

Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с внима­нием, лаской, а эта ябеда!..продолжал возмущаться Волчонок.

Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее внимание тоже некоторым не нравится,объяс­нял учитель.Вероятно, Кошечка воспитывается в стро­гой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания.

Как это?заинтересовалась Белочка.

Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей реакции одобрения. Ведь, действительно, раз­говаривать, мешать на уроке нельзя. Помните правило?спросил учитель.

Ребята кивнули, ожидая продолжения объяснений.

А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о сдержанности, то у нее возникло чув­ство растерянности. Кошечка не понимает, что у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами,предложил учитель.

Интересно, что нам надо сделать?уточнили ре­бят а.

Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябед­ничать, ваша задачаспокойным голосом, с ласковой Улыбкой ответить ей с благодарностью, что она это за метила. И предложить найти путь или средство это ис­править,завершил свою мысль учитель Еж.

Так она обрадуется и станет дальше всех по­учать! — возмутилась Белочка.

— А давайте попробуем!загорелся Волчонок.

— Только вот не знаю, как насчет улыбки? У меня мо­жет не получиться! — засомневался Зайчонок.

А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем извест­на!предложил маленький Енот.

Волчонок поспешил проверить новый метод общения. Подойдя к зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой по­звал ее играть. В ответ он услышал:

Я с такими лохматыми не играю!

Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты!продолжил эксперимент Волчонок.

Хорошо, я попробую, — неуверенно ответила Ко­шечка.А у тебя, Волчонок, есть расческа?

Конечно! — обрадовался Волчонок, доставая рас­ческу из кармана и подмигивая своим друзьям.

А почему ты дружишь с Белочкой?спросила Ко­шечка, старательно расчесывая своего нового друга.

Она веселая!не задумываясь, ответил Волчонок.Да? А мне она кажется грубой и легкомысленной,

вспомнила Кошечка ее реплику.

А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала тебя, только лучше, когда вы будете с Белоч­кой одни,посоветовал ей Волчонок.Да не забудь про один секрет.

Что это еще за секрет?удивилась Кошечка.

Нежная улыбка,ответил Волчонок, широко улыб­нувшись новенькой. И в ответ Кошечка ему тоже улыбну­лась.

А Волчонок-то справился с этим новым методом общения!шепотом произнесла Белочка.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Брезгливость», це­лая пиктограмма «Брезгливость» (рис. 56).

Рис. 56

Ведущий предлагает детям собрать картинку и дога­даться, какое чувство на ней изображено (после выполне­ния задания он показывает пиктограмму «Брезгли­вость»): «Давайте попробуем изобразить его. Я предлагаю вам представить, что вы сделали глоток соленого чая. Бу­дем передавать чашку по кругу, изображая, что мы дела­ем глоток, а чай оказывается соленый...

Выразительные движения — голова немного отки­нута назад, губа подтягивается к носу, брови нахмуре­ны, нос сморщен. У вас хорошо получилось».

Упражнение «Что лишнее в ряду?»

Ведущий предлагает детям посмотреть на рисунок и догадаться, что лишнее в каждом ряду (рис. 57 ).

Рис. 57

 

Рис. 58

 

Упражнение «Сосчитай всех животных»

Детям нужно обвести и сосчитать всех животных, изображенных на рисунке (рис. 58).

Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми»

Дети дорисовывают рыбок так, чтобы все они стали одинаковыми (рис. 59).

Рис. 59

Упражнение «Найди картинки»

Детям нужно найти картинки с противоположными действиями и соединить их линиями (рис. 60).

Упражнение «комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки, затем, глядя в гла­за соседу, говорят ему несколько добрых слов, можно за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение прово­дится по кругу.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис. 58

ЗАНЯТИЕ 22

Приветствие. Игра «ладошки»

См. занятие 14.

Сказка «Шапка-невидимка»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В «Лесной школе» появился еще один новый ученик., Это Мышонок.

Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой, а дедушка с бабушкой всегда восхищались им. «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...»твердили они ему. Пропищит Мышо­нок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!»

Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником, ведь учится почти с пеленок и все уже знает. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность доказать это всем жите­лям леса.

В «Лесной школе» его почему-то приняли без востор­гов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая школьников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был вер­ный, то Мышонок гордо вертелся во все стороны, чтобы насладиться вниманием одноклассников. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали «гени­альности» Мышонка.

Тогда Мышонок решил удивить всех своим «соловьи­ным» писком. И это ему удалось/ Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассме­ялись. «Вот, наконец-то,думал Мышонок,все заме­тили меня!» Он, забыл об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить окружающих. Особенно Мышонку понра­вилось, когда Белочка рассмеялась над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался, он подошел и тихо спросил проказника:

Почему ты нам мешаешь?

Но вместо ответа все услышали пронзительный писк Мышонка. Ребята - зверята смеялись, и Мышонок был счас­тлив. Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но увидев восхищение своим сыном в глазах у родителей, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником «Лесной школы»? Ведь пока он поступает, как маленький ребенок, а не как ученик/Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные пра­вила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать сво­им товарищам? Как научить его радоваться успехам сво­их новых друзей?»

На следующий день учитель Еж начал урок с истории о «шапке-невидимке», которая хранилась в самом секрет­ном месте кабинета директора школы. Эта шапкане­видимая, и она делает невидимыми тех, кто ее надевает. Еж «держал» ее в своих руках и готовился надеть на голову ученику, который всем мешает учиться. Мышонок захотел, чтобы надели ему, в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенно­го не произошло, только ребята-зверята перестали об­ращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже. Мышонок старался проказничать изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся, не обращал на него внимания). Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя. Пытался их выполнить правильно и захотел выйти с ответом к дос­ке. Но его желания никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они еще пожалеют/» Наконец прозвенел звонок, началась перемена. Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и «снял» шапку.

— Правда, грустно чувствовать себя в одиноче­стве,тихо сказал Еж и добавил:Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда про­звенит звонок на урок, «шапка-невидимка» вновь вернет­ся к тебе, пока ты не научишься помогать друзьям в уче­бе, а не мешать им.

Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...

Так прошла перемена, потом прошел урок, на кото­ром всем было интересно. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заме­тил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задач­ку решить?ехидно спросил Мышонок.

Нет, я вчера весь вечер решала, но ничего не получается!обиженно ответила Белочка.

Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

Хочешь, я помогу тебе?

Белочка молча кивнула. Они вместе справились с за­дачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарность в ее глазах! Никогда Мы­шонок не чувствовал себя таким нужным и взрослым! Ему было очень приятно!

На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мы­шонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а добавлял и вопросами помогал быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель побла­годарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригла­сил их сесть на места. Мышонок вдруг вспомнил про «шап­ку-невидимку».

Что же с ней случилось, почему и куда она исчез­ла?удивлялся Мышонок.

А учитель Еж и ребята-зверята дружелюбно улыбались.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Игра «Составь картинку»

Для этой игры ведущему потребуются: разрезанная на несколько частей пиктограмма «Самодовольство», целая пиктограмма «Самодовольство» (рис. 61).

Психолог предлагает детям собрать картинку и до­гадаться, какое чувство на ней изображено (после выполнения задания он показывает пиктограмму «Самодоволь­ство»): «А вот еще одно лицо. Этот человек хочет с нами общаться или нет?.. Почему вы так решили?.. Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то в свою любимую иг­рушку или всем покажет и никому не даст?.. Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Да-да, когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение. Теперь по кругу мы с вами будем хвастаться, кто чем захочет. Можно хвастать­ся тем, что у вас есть, можно что-то придумать. Я начну... Замечательно!»

Рис.61

Игра со шляпой

Дети сидят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу шляпу-невидим­ку. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает ее на себя и проходит по кругу, изображая самодовольного Мышонка.

Упражнение «Сделай все мячики одинаковыми»

Детям нужно дорисовать все мячики так, чтобы они были одинаковыми (рис. 62).

Рис. 62

Упражнение «цветочные закономерности»

Детям нужно найти закономерность в изображении и в соответствии с ней заполнить пустой квадрат, выб­рав нужное изображение из трех вариантов (рис. 63).

Упражнение «ягоды»

Детям нужно помочь девочке собрать все ягоды (рис. 64).

Упражнение «Осенние листья»

Мышонок вспоминал свой осенний сказочный лес и представил большой букет осенних листьев. Детям предлагается обвести разные листочки разными цвета­ми (рис. 65).

Рис. 63

Рис. 64

Рис. 65

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 23

Приветствие. Игра «здравствуйте»

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из иг­рающих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретив­шись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здрав­ствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

Сказка «Задача для Лисенка (ложь)»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

В семье старого Лиса стали часто происходить кон­фликты. Причиной разногласий было воспитание малень­кого Лисенка. На самом деле Лисенок был уже достаточ­но взрослым, но папа Лис и дедушка Лис его называли маленьким. Вероятно, потому, что взрослые порой не за­мечают, как вырастают их дети.

Так вот, дедушка считал, что воспитать настояще­го Лиса — очень сложное дело, так как Лис должен знать три правила хитрости:

  • во всем находить собственную выгоду;
  • уметь ловко обмануть;
  • уметь избежать неприятностей, «выйти сухим из воды».

Папа Лис был противником такой хитрости. Он твер­дил, что эти правила для одиночек. А сейчас другое время, когда одному живется трудно, нужна помощь друзей и близких.

Поэтому Лис может использовать не хитрость, а фантазию, чтобы радовать друзей новыми играми и исто­риями.

Лисенок часто прислушивался к этим спорам и раз­мышлял: «Кто же из них прав, дедушка или папа?»

Что касается дедушки, то он действительно одиноч­ка-лис, его считали самым хитрым лисом во всей округе. Друзей у него не было, кому же понравится, чтобы его постоянно дурачили. Дедушка твердил, что никто ему не нужен, но Лисенок-то понимал, что это от гордости или от отчаянья, и порой замечал у старого Лиса грустный тоскливый взгляд в пустоту.

У папы все по-другому. Обманывать, как дедушка, папа совсем не умеет. Сам папа объяснял, что он просто не хочет этого делать, так как ложь всегда становится явью, то есть обнаруживается окружающими, даже у мастера лжи. А для папы очень важно, чтобы ему доверя­ли его друзья и близкие. И папу за это многие любят, а боль­ше всех, конечно, Лисенок.

Но иногда Лисенка одолевают сомнения, и он пыта­ется использовать правила хитрости старого Лиса, да и фантастические истории, как папа, тоже любит расска­зывать своим друзьям.

Может быть, соединить в себе хитрость и фан­тазию?как-то высказал свою позицию Лисенок вслух.

И будешь лисом-одиночкой!протрещала в ответ Сорока.

Как же мне быть?спросил ее Лисенок.Я ведь уже научился врать, хитрить, значит, обратной дороги нет?

Маленький Лисенок,за смеялась Сорока,выбор за тобой, твое решение и будет новой дорогой. Но торо­пись, слава лгуна быстро и навсегда может прилипнуть к

тебе.

Я подумаю над этим завтра!решил Лисенок, и стало ему легко от того, что он перехитрил свою про­блему, перенес ее на другой день.

Но вот наступил этот день, а проблема осталась.

Как же быть, что выбрать?вновь задал себе воп­рос Лисенок.

В школе Лисенок был очень рассеянным. При решении задач на уроке он допустил много ошибок. У Лисенка рань­ше никогда не было трудностей с математикой, поэтому ребята и учитель очень удивились.

Что с тобой случилось, ты не заболел?забеспо­коился учитель Еж.

Я? Нет! Не заболел! А вот мой дедушка чуть жи­вой,почему-то вырвалось у Лисенка.

Твой дедушка болен?спросили ребята.

Да, очень! Я за ним всю ночь ухаживал! Он сильно ослаб,продолжал придумывать Лисенок.

И чем больше он сочинял, тем больше увлекался и уто­пал в трясине лжи, а все ученики верили и сочувствовали

Лисенку.

Знаешь что, Лисенок, иди сейчас домой,предло­жил учитель.Твой дедушка сейчас особенно нуждает­ся в тебе. Больному любовь и забота помогают выздорав­ливать.

Лисенок собрал свои вещи в портфель и вышел из класса.

По пути домой Лисенок уже забыл о своей выдуман­ной истории, глубоко вдохнул зимнюю свежесть, стал лепить снежки и бросать их в цель. Снег скрипел под нога­ми, было очень весело. Домой Лисенок пришел беззабот­ным.

Почему ты так рано пришел?спросил внука де­душка Лис. Он в это время что-то мастерил и удивился, увидев Лисенка.

Я?..растерялся Лисенок.Наш учитель забо­лел!прошептал он.

Как заболел? Что-то серьезное?забеспокоился старый Лис.

А, наверное!продолжал Лисенок, удивляясь своей сообразительности и находчивости.

Плохо, очень плохо,проворчал дедушка,жаль мне учителя Ежа, пусть выздоравливает поскорее!

Лисенок немного покрутился около дедушки, наблю­дая за ремонтом стула, а потом занялся делами, доволь­ный своей удачной выдумкой.

А тем временем в школе закончились уроки и учитель решил проведать больного старого Лиса. Собрав немного гостинцев, он поспешил к лисьему дому. Подойдя ближе. Еж услышал, что кто-то весело насвистывает песенку, учитель немного удивился, подумал, что ему показалось, ведь как можно веселиться, если болен любимый человек. Однако песенка продолжала звучать, и сбитый с толку учитель увидел в открытой двери старого Лиса, который закончил свою работу и с гордостью оценивал результат, упражняясь в художественном свисте.

Еж встал как вкопанный.

Лис заметил гостя и тоже с трудом понимал проис­ходящее.

Я рад, что вам уже лучше!произнес наконец учи­тель.

А вам?спросил удивленный дедушка. В этот мо­мент Лисенок услышал голоса и с любопытством выгля­нул во двор. Но сообразив, что произошло, решил не пока­зывать носа, быстро шмыгнул в свою комнату, прыгнул на

кровать.

Сейчас что-то будет!шептал Лисенок.Ой, пусть это будет сон! Хочу, чтобы это мне только присни­лось! Да, я сейчас проснусь и все будет, как прежде,пы­тался успокоить он себя.

Но это не был сон, а самая настоящая реальность. Ли­сенок понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами по­катились по пушистым щечкам Лисенка, чувства стыда и страха поселились в душе.

Что же там происходит? О чем они говорят? Что собираются со мной делать?спрашивал сам себя Лисе­нок.

Учитель и дедушка уже сидели на кухне и тихо разго­варивали. Лисенок слышал только слова, которые повто­рял несколько раз старый Лис:

Да, что посеешьто и пожнешь!Что отвечал Еж, испуганному Лисенку не удалось разобрать, он мог только догадываться! Лисенок еще раз горько всхлипнул и накрыл свою голову подушкой, чтобы ничего не слышать.

Вдруг он почувствовал, что его кто-то коснулся. Ли­сенок приподнял голову и увидел учителя.

Ложь похожа на паука, который, пробравшись ук­радкой, начинает плести липкую паутину,тихо произ­нес учитель.Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутал­ся, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина.

Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить учителю, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже пони­мал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лже­цу. И Лисенок сделал свой выбор...

Я буду стараться быть честным!!!пообещал он Учителю.

Я верю в тебя!ответил Еж.

В школе Лисенок сознался в своем обмане, и ученики простили его. С тех пор как только Лисенок по привычке хочет сказать неправду, он представляет себе огромно­го паука, липкую паутину и говорит правду.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Лисенок и закономерность»

Детям нужно найти закономерность и нарисовать пропущенные фигуры (рис. 66).

Рис.66

Упражнение «Продолжи ряд»

Детям нужно продолжить ряд, обращая внимание на последовательность фигурок (рис. 67).

Рис.67

Упражнение «Выполни по образцу»

В каждом цветочке детям нужно поставь плюсик, в грибочке — палочку, в листочке — галочку, в елочке — точку, в яблочке — кружочек (рис. 68).

Игра «запрещенное движение»

Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, но­гами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Дети повторяют все движения, кроме зап­рещенного, тот, кто его повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше.

Рис. 68

Примечание. Запрещенных движений может быть около 7.

Спасибо всем!

На этом Haute занятие завершается. До свидания!

ЗАНЯТИЕ 24

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Ведущий: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Мы потремся ладош­ками со Славой — "Доброе утро, Слава!" Слава потрется ла­дошкой с Петей... А теперь давайте поздороваемся коленя­ми, плечами, спинами, ступнями, лбами... Замечательно!»

Сказка «Спорщик»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки... *

У Мышонка появилась привычна спорить со всеми по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спо­рах со своими друзьями.

Мышонок, ты зачем со всеми споришь?спросил его Зайчонок.

Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил Мышонок.

Дискуссияэто немного другое,улыбаясь, объяснил учитель Еж. — Во-первых, каждый участник дис­куссии уважает собеседника, дает ему возможность пол­ностью высказаться.

А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь,вмешался Волчонок.

Во-вторых,продолжал учитель,в дискуссии необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.

Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а их мнения отрицаю!уверенно заявил Мышонок.

Мне наш Мышонок напоминает одного знакомого лесного гнома,вспомнил Зайчонок.

Какого еще гнома?недовольно спросил Мышонок,

Рядом с моим домом, в дупле старого дуба живут два гнома-близнеца,начал свой рассказ Зайчонок.Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блес­тящими круглыми глазками, с приветливым лицом и все­гда приоткрытым ротиком. Весь мир его радует и удив­ляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты.

— Ух ты! И такое бывает! — удивляется гном. Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не похож. С ма­леньким ротиком и сощуренными глазками, он большой лю­битель спорить и все отрицать. Его так и зовут Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает, и вряд ли существуют еще в мире какие-то загадки. Когда удивлял­ка делится своими впечатлениями с братом, то в ответ слышит:

Подумаешь, я это давно знал!

Жители леса обходят стороной Отрицалку, очень трудно общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало рассказывает. А если кто за советом к нему пожа­лует, то Отрицалка ему говорит:

Что же ты такую ерунду не знаешь? Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.

Легко и свободно живется Удивлялке. Хоть он уже взрос­лый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений. Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.

А я встречала его в лесу!воскликнула Белочка.Он похож на сморщенный сушеный гриб!

Да,подтвердил учитель.Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называ­ет, а что они близнецы, поверить трудно, уж очень они разными стали. А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того чтобы научиться общаться с друзьями.

А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дис­куссировать?смутился Мышонок.

Дискутировать! Поупражняемся все вместе,обещал учитель.

После этой сказки можно предложить школьникам любую нейтральную тему для дискуссии, например: Какие лучшие игры? Книги и др.? Нужно напомнить правила ве­дения дискуссии (см. текст сказки) и ввести для самоконт­роля «мяч-переход ник» (можно использовать любой пред­мет для передачи слова товарищу). Наиболее эффективно использовать видеозапись, которую сразу после дискуссии можно доброжелательно проанализировать вместе с детьми.

Упражнение «Ежик и закономерность»

Детям нужно найти закономерность и заполнить пустые квадраты (рис. 69).

Упражнение «Парные фигуры»

Дети рисуют фигуры по точкам (рис. 70).

Упражнение «Футбол»

Детям нужно запомнить номер на футболке у каж­дого игрока, а затем вспомнить и написать, какой у каж­дого игрока был номер (рис. 71).

Игра «Ton-хлоп»

Ведущий произносит фразы-понятия — правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное — топают. Примеры: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырую», «Ворона — перелет­ная птица». Соответственно, чем старше дети, тем слож­нее должны быть понятия.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис. 69

Рис. 70

Рис. 71

ЗАНЯТИЕ 25

 

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

Ведущий; «Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, на­зову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он по­вернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...»

Сказка «Обида»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

Кошечка подружилась со всеми ребятами в классе. Больше всех ей нравилось играть с Зайчонком и Белочкой, Правда, на Белочку она продолжала обижаться. Не то что­бы была серьезная причина разногласий, просто трудно Кошечке понять Беличьи шутки. Скажет Белочка что-то веселое и насмешливое, а Кошечке кажется, что это про нее шуточки. Надует она щечки, отвернется от друзей и молчит.

— Что случилось? Почему ты молчишь, Кошечка? — интересуются друзья.

Но Кошечка молчит, ничего не отвечает, так может день промолчать, другой, пока самой не надоест. А когда заговорит, ничего толком не объясняет, причины не от­крывает.

Сами догадайтесь, чем меня обидели/промолвит Кошечка тихонечко. Думают Зайчонок с Белочкой, гадают, перед Кошеч­кой извиняются, но чем ее обидели, так и не понимают. Надоело им Кошечку без конца уговаривать, решили без нее в игры играть, события обсуждать. А Кошечка еще больше надулась, распушилась от обиды и сидит, помал­кивает одна-одинешенька.

Подошли к Кошечке Волчонок с Лисенком, спрашива­ют:

— Кто тебя обидел, Кошечка?

Белочка с Зайчонком!отвечает она.Они со мной не играют.

Как же с ней играть, когда она непонятно на что обижается и молчит?возмущается Белочка.

Сказала бы, что ей не нравится, мы постарались бы этого не делать,предложил Зайчонок. Но Кошечка отвернулась, ничего не ответила. Подошел к ней малень­кий Енот:

Когда я был маленьким, часто обижался на всех, а моя мама мне сказку рассказала.

Жил-был купец в одном городе, в южной стране, где солнце жаркое, пустыня огромная. Часто путешество­вал купец, свой товар продавал, диковинки покупал. Ку­пил он как-то жеребца стройного и быстрого для себя и ослика веселого, озорного для своей любимой дочери. При­был он домой, жеребца и ослика в конюшню поставил, вкусного зерна дал. А ослик с жеребцом разговор меж собой начали.

Что ты за зверьне лошадь, не заяц? Тебя из жа­лости хозяин купил, а мною весь город любоваться бу­дет!сказал жеребец ослику.

Нет, он для дочки меня купил, потому что я весе­лый и добрый, а рост у меня для нее удобный, безопасный,ответил ослик, а самому от слов жеребца груст­но стало, мысли невеселые в голову пришли.

Утром вывел жеребца купец из конюшни, все так и ахнули:

Ой, красавец, стройный, быстрый, молодой!!! Вывела дочка купеческая ослика, раздался смех гостей:

Что же это за лошадка ушастая? Такой смешной не видали еще!

А девочка гладит его по спинке:

Если кто смеется, значит, им весело; порадуйся, ослик, за них. А я ведь знаю, что ты у меня самый добрый, веселый ослик на свете. Покатай меня, пожалуйста!

Но ослик обиделся и стоит как вкопанный. Стала еще больше уговаривать девочка ослика, гладить, ласковые слова приговаривать, а он опять стоит, обижается.

Тут народ увидел упрямство ослика, и опять все ста­ли смеяться. Расстроилась девочка и ушла к подружкам. А купец стал думать, что же ему с осликом делать? А по­том придумал: раз он дочку катать не хочет, будет воду возить. Вот и по сей день из-за своих обид ослики в той стране воду возят. С той поры и говорят: «На обиженных воду возят!»

А могло бы быть все по-другому,размышляла Ко­шечка. — Девочку бы катал, весело играл. А то и подруж­ку потерял, и себя наказал.

Я рад, что ты все поняла, Кошечка!закончил сказ­ку Енот.

Конечно, пойду я к своим друзьям, а то они меня за­ждались давно!улыбнулась Кошечка.

После того как дети прослушали сказку, ведущий просит их поделиться впечатлениями от услышанного.

Упражнение «Настроение»

Детям нужно соединить портреты клоунов, начиная с самого грустного (рис. 72).

Игра «На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняш­нее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое? » Упражнение проводит­ся по кругу. Взрослый обобщает: какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, следует учесть, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагопо­лучии.

Упражнение «Лишнее животное»

Детям нужно найти лишнее животное в каждом ряду (рис. 74).

 

Упражнение «Дорисуй-ка»

Дети дорисовывают вторую половину картинки (рис. 73).

Игра «Слушай хлопки»

Дети идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (встать на одной ноге, руки в стороны) или ка­кую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возоб­новляют ходьбу.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис. 72

Рис. 73

Рис. 74

ЗАНЯТИЕ 26

Приветствие. Упражнение «Наши помощники»

Ведущий: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа слева. Затем поздороваем­ся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами...»

Сказка «Хвосты»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нацией сказки...»

В «Лесной школе» учились разные звери: Белочка, Зай­чонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Ко­шечка и другие животные и птицы. Звери помогали друг дру­гу, ведь у каждого что-то получалось лучше, чем у другого: Медвежонок был самым сильным, поэтому, когда надо было что-то поднять или передвинуть, то на помощь звали его. У Лисенка лучше всех получались логические задачки, и он по­могал другим справляться с математикой. Белочка лучше всех вытирала доску. Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них возникали, быстро наступало перемирие. Каж­дый ученик пытался понять и принять другого таким, какой онесть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла и никак не могла налюбоваться своим новым нарядом, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зай­чонок извинился дрожащим голосом:

Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.

Нет, не прощу! — с обидой ответила Белочка.

Но почему?испугался Зайчонок.

Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты... завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушис­того хвостика/

Это неправда!закричал Зайчонок.Я не зави­дую, и мне очень нравится мой хвостик.

Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.

Зайцу не нужен длинный хвост,пытался убедить всех Медвежонок.

— А у тебя. Медвежонок, тоже хвост не удался! — в один голос крикнули Белочка с Лисенком.

Начался настоящий спор.

Все звери защищали только свои хвосты. Они крича­ли, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок... И вошел учитель Еж. Посмотрев на учеников, Еж заметил, что произошел какой-то конфликт.

Что случилось?спросил учитель.Чем вы рас­сержены и почему пересели на чужие места?

Яне буду сидеть с Зайцем, потому что у него хвост маленький,сказала Белочка.

И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он оби­жает мой хвостик, — произнес Медвежонок.

— Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.

Мы не дружим с бесхвостыми!крикнул Лисенок.

— Д так, значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»?не спеша продолжал Еж.Но только вы неправильно поделились.

Почему?возмутились зверята.

Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных, не забудьте про цвет шерсти, глаз и другие различия.Еж внимательно смотрел каж­дому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть.И много останется у вас друзей после такого раздела? Вы будете одиноки. Все зверята молчали.

Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым».

Звучали насмешки и обидные прозвища. Домой хвос­татые и бесхвостые ученики пошли разными дорогами.

Волчонок ушел из школы после всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов...

Пройдя половину дороги, он услышал странный звук. Похожий на лай собак. Звук приближался очень быстро, и Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бро­сился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и слы­шался лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен! Волчонок еще сидел с закры­тыми глазами и слышал, как от его дома удаляются не­прошеные гости. «Неужели я живой?! — подумал Волчо­нок. — Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представ­лял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?»с этими мыслями Волчонок заснул...

В этом месте нужно прервать сказку и дать детям возможность предположить, чем она может закончить­ся. Без комментариев и оценок. А после того как школь­ники выскажут свое мнение, сказку можно продолжить.

Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.

Иди к нам! — позвал друга Лисенок. Опустив глаза. Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступи­ла тишина. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? — подумали ученики. — Неужели с ним случилась беда?»

В полной тишине Волчонок рассказал все, что с ним произошло, поделился своими переживаниями и мыслями. Хвостатые и бесхвостые звери с ужасом представили эти события, а потом бросились обнимать своего друга.

Ты живой/ Живой/ И ты вместе с нами! А все ос­тальное не имеет значения!

Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете?спрашивал учеников учи­тель.

Мы хотим, чтобы в «Лесной школе» все ученики сно­ва стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Ли­сенок, и все ребята полностью согласились с ним.

Я думаю, что в ваших силах выполнить это жела­ние!улыбнулся учитель и торжественно произнес:Так тому и быть!

«Как хорошо, что мы все такие разные, что есть чему поучиться друг у друга»,думали звери, вместе играя и принимая всех такими, какие они есть.

Рисование «О мальчиках и девочках»

Дидактический материал: стихотворение С. Марша­ка «О мальчиках и девочках», цветные карандаши или краски, листы белой бумаги.

Психолог читает детям стихотворение:

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из улиток, ракушек

И зеленых лягушек.

Бот из этого сделаны мальчики!

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сластей всевозможных.

Вот из этого сделаны девочки!

Психолог предлагает детям пофантазировать и на­рисовать девочек и мальчиков в виде конфет, различных игрушек, всевозможных предметов.

После того как рисунки выполнены, психолог рас­сматривает их вместе с ребятами, отмечает лучшие из них и достоинства каждой работы.

Мальчики и девочки дарят друг другу свои работы.

Упражнение «Что неверно?»

Детям нужно внимательно посмотреть на рисунки и показать, что неправильно нарисовал художник, объяс­нить почему (рис. 75).

Упражнение «Звери в домиках»

Детям нужно запомнить всех животных и кто в ка­ком домике спрятался (рис. 76). Затем соединить каж­дое животное со своим домиком (рис. 77).

 

Игра «Доброе животное»

См. занятие 1.

Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!

Рис. 75

Рис. 76

Рис. 77

ЗАНЯТИЕ 27

Приветствие. Упражнение «Я рад вас видеть!»

См. занятие 7.

Сказка «Драки»

Ведущий: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки...»

«Сколькомне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок.История с хвостом, поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только-то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не тро­гал мои вещи».

Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол,позвал друга Лисенок.

«Хорошо, может, и отвлекусь, забуду свои беды»,решил Волчонок.

Стали друзья в футбол играть, да Волчонок стал про­игрывать, рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулачками тоже крепко Волчонка раскрасил. Хорошо, мимо учитель Еж про­гуливался. Увидел он драчунов и как крикнет:

Это что за петухи?

Услышали голос учителя Лисенок с Волчонком, драть­ся перестали, стоят, смотрят, чумазые, зареванные и злые друг на друга. А учитель и говорит:

Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каж­дый по-своему рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу да еще и других научу.

Повел учитель драчунов в школу, помог умыться, си­няки и царапины зеленкой намазал. Вроде успокоились не­много Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сер­дито смотрят, кулачки сжимают.

Есть у меня «сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

Как это?недоверчиво спросили ребята.

— Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться?спросил Еж.

Ну, давайте я попробую,осторожно подошел к подушке Волчонок.

Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулаками со всей силы подушку выколачивать да посмеиваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда злинки все выс­кочат!объяснил учитель.А ты, Лисенок, помогай дру­гу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?

Вроде бы понятны,ответили ребята.

Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя иг­рушка-зверушка, сразу и начнем. А когда пропищит два раза, значит, пора останавливаться, —- продолжил свои инструкции Еж.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных