ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 2 страницаВажное значение имеет клинико-генетическое изучение различных форм умственной отсталости эндогенного генеза с неуточ-ненным типом наследования. Среди большого числа таких заболеваний особое внимание в последнее время уделяется синдрому Ретта, впервые описанному около 30 лет назад австрийским психиатром А. Реттом. Генетическая природа синдрома Ретта подтверждается наличием семейных случаев, конкордантностью монозиготных и дискордантностью дизиготных пар, а также избирательностью поражения одного пола (женского). Существует точка зрения, что заболевание обусловлено доминантным геном, локализованным в Х-хромосоме, приводящим к гибели в раннем внутририутробном периоде мужских эмбрионов, в связи с чем заболевание наблюдается исключительно у лиц женского пола. При этом матери больных девочек всегда здоровы. Неблагоприятные наследственные факторы могут выступать самостоятельно, но чаще в сложном взаимодействии с факторами внешней среды, т.е. неблагоприятная окружающая среда может провоцировать наследственную предрасположенность к различным заболеваниям. Противопоставление эндогенных и экзогенных этиологических факторов является неправильным. Экзогенных этиологических факторов очень много. Хронические заболевания матери во время беременности и в период кормления грудью (диабет, гипертония, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков, бронхиальная астма, эмфизема и др. заболевания, ведущие к гипоксии плода; приемы некоторых лекарственных препаратов, профессиональные интоксикации и др.) Все эти вредности нарушают развитие плода. Патологически протекающая беременность (например, тяжелый токсикоз, угроза выкидыша и др.), патологические роды — все это может быть причинами умственной отсталости или др. нарушений психофизического развития ребенка. Перенесенные матерью во время беременности различные инфекции: вирусные (коревая краснуха, СПИД, цитомегалическая инклюзионная болезнь, грипп), микробные (гноеродная инфекция, сифилис), заболевания, вызванные простейшими микроорганизмами (токсоплазмоз, бруцеллез, листериоз), — также могут приводить к умственной отсталости. Последствия этих заболеваний для плода или уже родившегося ребенка могут быть самые различные — от легких до глубоких степеней умственной отсталости, спонтанного выкидыша или даже смерти ребенка вскоре после рождения. Причиной неблагоприятных последствий для психофизического развития плода или ребенка после его рождения может быть и влияние повышенной радиоактивности биосферы (атмосферы, воды, почвы, растительного и животного мира). Особенно чувствительным к радиоактивному облучению является генетический и хромосомный аппарат зародышевых клеток. Многие из названных причин умственной отстал» значение и после рождения ребенка, примерно, до трех лет его жизни, т. к. развитие мозга у людей, продолжается интенсивно примерно еще три года после рождения. Даже минимальные вредности, действующие на развивающийся мозг, могут иметь далеко идущие неблагоприятные последствия для развития ребенка. Поэтому чрезвычайно важно уберечь его от ушибов головы, которые могут быть при случайных падениях, конфликтных ситуациях (например: падениях со стула, с качелей, травмы головы при детских драках, даже физических наказаниях, когда родители находятся в состоянии аффекта и т. п.) Предохранять ребенка от различных инфекций, интоксикаций, ушибов головы, своевременно его лечить — это означает создать ему условия для нормального психофизического развития. В последние годы много внимания уделяется семьям, в которых имеются умственно отсталые дети. Все больше увеличивается количество фактов, дающих основание утверждать, что в бедных слоях населения чаще и больше в количественном отношении встречаются дети с умственной отсталостью в легкой степени. Тяжелые и глубокие степени умственной отсталости почти равномерно распределяются среди детей всех слоев населения. Такая закономерность имеется во всех экономически развитых странах мира. Преобладание детей с легкой степенью умственной отсталости в бедных слоях населения объясняется многими причинами. Среди таких причин обычно называют: некачественное питание детей, плохие экономические и бытовые условия существования этих семей, частые болезни детей и недостаточное их лечение, низкий социокультуральный уровень (по сравнению с другими слоями населения) ближайшего окружения детей и отсутствие, в связи с этим, у них стремления к более высоким уровням жизни. Несомненно плохо сказывается на психическом развитии младенца отрицательный психологический климат в семье, частые конфликты и эмоционально — напряженные отношения между членами семьи. Для нормального психофизического развития младенца, ребенка необходимо, чтобы жизнь его протекала в условиях эмоциональной теплоты, любви, нежности, симпатии, чтобы он постоянно чувствовал материнскую заботу, свою защищенность, чтобы у него были условия для общения и социальной самореализации, т. е. для удовлетворения основных психических потребностей. К сожалению, в реальной жизни такие условия создаются в семьях не всегда, и в этих случаях жизнь ребенка протекает в условиях психической депривации. Формы и степени психической депривации различны. Неоднозначны и последствия психической депривации: запаздывания в развитии речи, отклонения в формировании личности, нарушения поведения (часто агрессивность), аутизм, низкая норма интеллекта, легкие степени умственной отсталости и др. Наиболее выраженные отрицательные последствия бывают при сочетании психической депривации с причинными факторами эндогенной или экзогенной природы.
2.3. Патогенез умственной отсталости
Традиционно считалось, что умственная отсталость — результат органического поражения головного мозга. Наряду с этим известно, что органическая недостаточность головного мозга обнаруживается преимущественно у тяжело умственно отсталых детей, у детей же с легкими степенями умственной отсталости выявляется редко. С. Гаррард, И. Ричмонд (1975) обнаружили ее наличие только у 20-25% умственно отсталых детей. Это означает, что патогенез различных форм умственной отсталости неоднозначен. Г. Е. Сухарева (1965) указывает, что в патогенезе имеют значение не только качество и интенсивность действующей вредности, но и так называемый «хроногенный фактор», т. е. на каком этапе онтогенеза происходит повреждающее действие вредности, приводящее к дизонтогенезу. Обычно пороки развития подразделяют на гаметопатии, блас-топатии, эмбриопатии и фетопатии. Тяжесть поражения зародыша и плода, а соответственно и клиническая картина, во многом зависят от сроков поражения. На ранних этапах обычно бывают тяжелые и грубые поражения, часто не совместимые с жизнью. Во второй половине беременности грубые поражения плода являются редкостью, но патогенез умственной отсталости более сложный, так как к нарушениям развития нередко присоединяются местные воспалительные процессы с последующими очаговыми некрозами, спайками, рубцами и другими повреждениями мозга и мозговых оболочек. Современное состояние учения об умственной отсталости далеко не всегда позволяет с достаточной долей определенности устанавливать ее причину и патогенез, особенно в конкретных случаях. Несомненно, механизмы ретардации и асинхронии не исчерпывают всей сложности патогенеза умственной отсталости. Более того, Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок (1994) термин «умственная отсталость» рассматривают просто как синоним ретардации и считают, что умственная отсталость является «поведенческим синдромом», не имеющим единой этиологии, механизма, динамики или прогноза, и отражает всего лишь точку зрения и установку общества по отношению к таким детям. В последние 3-4 десятилетия происходили серьезные изменения позиций в учении об умственной отсталости. Наряду с признанием этиопатогенетической роли органического поражения головного мозга все больше выявлялась роль социокультуральных факторов и такого фактора, как адаптация детей к окружающей среде. Особенно эти изменения коснулись понимания легких степеней умственной отсталости. Патогенез этих степеней умственной отсталости во многом еще не ясен, не раскрыта зависимость между интеллектом и нарушением структур мозга. Такую корреляцию установить крайне сложно. Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта, т.е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития — как резидуальные, так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию. Термин «олигофрения» также включает несколько групп стойких интеллектуальных нарушений, обусловленных прежде всего внутриутробным недоразвитием головного мозга или стойким нарушением его формирования в раннем постнатальном онтогенезе (на первых трех годах жизни). Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, и прежде всего лобной коры головного мозга (Е.М. Мастюкова, 1997). В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. Это связано с тем, что любое заболевание или повреждение мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных навыков и распаду сформированных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается отставанием психического развития в целом. Поэтому в раннем возрасте часто трудно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточность. В связи с этим приобретенный интеллектуальный дефект, связанный с прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, с эпилепсией, шизофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложную структуру, включающую как отдельные черты деменции, так и олигофрении. При преобладании последних говорят об олигофреноподобных состояниях. При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более четким. Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно иметь в виду, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нормального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций. При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации. Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто некритичны, расторможены. В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобретенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то, прежде всего, теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки - ходьба, чувство привязанности к близким и т. п. Одной из актуальных проблем изучения умственной отсталости у детей в настоящее время является сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и соматическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особенностей, речевых и двигательных дефектов. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии. Основоположником такого подхода в изучении олигофрении была М.С. Певзнер (1959), которая впервые предложила патогенетическую классификацию олигофрении, убедительно показав соотношение этиопатогенеза и клинических проявлений интеллектуального дефекта. Большой вклад М. С. Певзнер внесла в изучение так называемой недифференцированной олигофрении, показав роль в ее этиологии как генетических, так и экзогенных факторов. 2.4. Систематика умственной отсталости В настоящее время существует большое количество различных систематик. Только в англоязычных странах их насчитывается свыше 20. Классификации умственной отсталости отличаются друг от друга в зависимости от того, что считают основным в этиологии и патогенезе этого заболевания. Разнообразие симптоматики умственной отсталости является причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Так, в прошлом веке выделялись такие типы олигофрении, как: апатичный, ажитированный, сенситивный, боязливый и т.д. (Г.Я.Трошин, 1915). Вопрос о классификации умственной отсталости является сложным и дискуссионным. Некоторые авторы (К. Радл, 1934 и др.) пытались выделять различные типологические особенности у детей с легкой степенью умственной отсталости: сексуальный, драчливый, напористый, тип стяжателя. Так, К. Шейдер (1949) разделил детей с олигофренией на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленного упрямого, инертно-пассивного. С. Франкенштейн (1964) использовал в своей классификации также особенности развития личности. На основе интеллектуального дефекта (ригидности психики, отвлекаемости, автоматизма реакций и т. д.) им выделены 4 типа умственной отсталости: агрессивный, подозрительный, покорный, апатичный. Другие (А. Ф. Треголд 1937, 1952; Р. Кук, 1944) подменяют систематику умственной отсталости перечислением болезненных состояний, при которых наблюдаются симптомы слабоумия. Отдельные симптомы или клинические картины в целом использовались как ведущий критерий для выделений форм умственной отсталости и другими авторами (Фрейеров О. Е., 1964; Кохл Ч., 1963; О'Коннор Д.Диаман, 1966 и мн. др.). Приведенные выше классификации недостаточно разработаны. В них наиболее яркий симптом используется формально для обозначения клинической группы или группировки. Такое деление не ориентирует специалистов на адекватную коррекцию, лечение и обучение и не позволяет оценить прогноз. Расширение знаний о причинах психического недоразвития привело к созданию различных классификаций на основе этиологических принципов. Типичным примером такой классификации является дихотомическое деление олигофрении по происхождению (А. 8гаш5, 1939). Он предложил выделить 2 типа общего психического недоразвития: 1)Экзогенный (органический). У больных нет грубых неврологических нарушений, характеризуется выраженным нарушением восприятия и образования понятий. Больные этого типа с трудом выполняют невербальные задания, легко отвлекаемы. Их поведение характеризуется импульсивностью, недостатком контроля, агрессивностью, расторможенностью, гиперактивностью. 2)Эндогенный (неорганический). У больных, в отличие от 1-го типа, не так грубо нарушены восприятие и образование понятий, невербальные задачи решаются легче. Данная классификация показывает различия форм умственной отсталости по происхождению, а также по особенностям интеллектуальных и перцептивных функций. Однако, в настоящее время она мало приемлема для диагностики, профилактики, коррекции и лечения детей и подростков с умственной отсталостью, гак как не учитывает все многообразие клинических проявлений данной группы. Е. Левис (1933) делил больных олигофренией на 2 группы: 1)Субъекты, развивающиеся в неблагоприятных условиях, достигающие низкой интеллектуальной одаренности; 2)Субъекты, отличающиеся интеллектуальным недоразвитием вследствие заболеваний или повреждений головного мозга. Классификация Е. Ее\У18 имела большое значение для дальнейшего развития исследований умственной отсталости. Но она не учитывает всего многообразия клинических проявлений и не имеет большого практического значения к настоящему времени. С. Бенд (1952) выделил 3 группы умственной отсталости: 1)Возникает как крайний вариант низкого «физиологического» уровня интеллекта у биологически нормальных личностей; 2)Появляется при наследственном предрасположении к психическому недоразвитию под воздействием генетических факторов и частично средовых; 3)Возникает вследствие органических поражений ЦНС, родовых травм, инфекций, метаболических нарушений и травматических повреждений мозга в раннем детстве. В приведенной выше классификации существует крайний вариант умственной отсталости, который близок к варианту нормального психического развития и при котором нет соматоневро-логических нарушений. Но применяемое к данному варианту название — «физиологическая интеллектуальная неполноценность» размывает границы между нормой и патологией. В связи с этим невозможно применение данной классификации при составлении коррекционных занятий для всех форм умственной отсталости. Систематика умственной отсталости по этиологическому принципу получила развитие в многостепенных этиопатогенетических классификациях. Одна из первых классификаций по патогенетическому и этиологическому развитию принадлежит \У. 81гоЬшауег (1926), который разделил 2 основные группы психической отсталости на формы в зависимости от различных критериев (особенности развития, время поражения, этиологические факторы и др.). М. О. Гуревич (1932) описал формы умственной отсталости: с неясной патологией, вызванные эндогенными причинами, экзогенными поражениями и эндокринными расстройствами. Данные формы он разделил на подгруппы. С.Я.Рабинович (1940) при выявлении различных групп умственной отсталости учитывал не только качество вредности, но и время ее действия, течение и интенсивность заболевания, которое привело к нарушению психического развития, и др. Вышеописанные классификации по этиологическому принципу имели большое значение для дальнейшего развития более полных и четких классификаций в данных направлениях. В настоящее время они интересны для исследования динамики развития систематики умственной отсталости, но не применимы на практике вследствие недостаточной разработки. Данные систематики указали на этиологию, как на один из существенных факторов, влияющих на различные формы психического недоразвития. Но только учитывать этиологический принцип недостаточно для выявления различных форм и вариантов умственной отсталости. Работы цитогенетиков открыли возможности для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии олигофрении. Опираясь на приведенные цитогенетиками исследования, С. Джервис (1959) предложил классификацию, которая является одной из наиболее подробных в этой области. Он разделил психическое недоразвитие на 2 большие группы: 1)Физиологические; 2)Патологические: а) эндогенные; б) экзогенные. Он считал, что олигофрения — это остановка или задержка умственного развития в результате наследственных причин, заболеваний или каких либо повреждений до подросткового возраста. Данная классификация отличается научно обоснованным выделением огромного числа форм психического недоразвития, но при этом, как отмечает Д.Н.Исаев (1982) чрезмерно расширено понятие олигофрении. Чрезмерное расширение данного понятия делает систематику С.Джервис неправомерной для использования, как для диагностики, так и для дифференцированной коррекционно-развивающей работы и лечения различных форм и вариантов умственной отсталости.
В 1967 г. А. Чорс предложил классификацию, которая значительно отличалась от других. Он выделяет 4 группы больных в зависимости от созревания их психики, предполагая, что: 1)У одних психика созревает лишь к 20 годам. 2)У других она никогда не достигают зрелости. 3)У третьих психика частично дефективна вследствие низкого вербального интеллекта. 4)У четвертых она развивалась в условиях бедной стимуляции в раннем детстве. Классификация Американской ассоциации по изучению психического недоразвития выделяет шкалы для оценки интеллекта и поведения. Интеллектуальная шкала выявляет несколько степеней психического недоразвития: пограничная, легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. С помощью поведенческой шкалы оценивается степень адаптивного поведения (Хебер К., 1959). Вышеописанные классификации подвергаются постоянной критике, так как с их помощью невозможно оценить точно ни уровень интеллектуального развития, ни качественную характеристику психического недоразвития. Данная классификация не предполагает диагностику умственной отсталости во всем многообразии форм и вариантов. Временные границы для определения групп, предложенных, упускают диагностику, что показывает всю несостоятельность систематики для профилактики, лечения и составления коррекционно-развивающих программ для детей и подростков с различными формами и вариантами умственной отсталости. Для цели социального и педагогического прогноза создавались систематики, в основу которых были положены культуральные факторы или способности детей с умственной отсталостью к социальной адаптации или обучению. Классификации, основывающиеся на уровне приспособляемости к условиям жизни, учитывают и коэффициент интеллектуальной одаренности В1955 году было предложено деление олигофрении на 3 типа: 1)«Абсолютное слабоумие», к которому он относит больных с «действительными» нарушениями познавательных, эмоциональных, и конструктивно — волевых способностей. Они не способны к независимому существованию. 2)«Относительное слабоумие». Психическая неполноценность людей этого типа определяется «культурными» особенностями. Уровень больных данной группы меняется в зависимости от требований жизни. 3)«Кажущееся слабоумие». Людей этого типа психометрически могут оценивать не так, как в жизни (в зависимости от обстоятельств). Данная классификация учитывает культурные условия, в которых находится человек, и подчеркивает их влияние на его интеллектуальные особенности. Но она практически не позволяет отграничить легкую степень психического недоразвития от нормы. Дети с легкой степенью умственной отсталости являются одной из наиболее распространенных групп, которая должна быть отдифференцирована как от нормы, так и от более тяжелых форм. С. Инграм (1953) и Дж. Гандрей (1966) создали классификацию для педагогов. Они выделяют, например: 1) способные к обучению в массовых или вспомогательных школах; 2) способные к приобретению навыков самообслуживания; 3) вовсе неподдающиеся воспитанию. Определение коэффициента одаренности, степени социальной приспособленности и изучение степени обучаемости, по мнению этих авторов, позволяет оценить интеллектуальную неполноценность. М. Клеух (1957) предлагает более подробную классификацию, выделяя 2 группы детей с умственной отсталостью: 1) «Субнормальные» (тупые; корригируемые отсталые; очень 2) Необучаемые (воспитуемые; невоспитуемые). Существуют морфологические классификации. Наибольший след в анатомо-морфологическом и этиологическом направлении учения о слабоумии во второй половине XIX — начале XX века оставили психиатры В.Гризингер, В.Айрленд, Б. Морель, Д. Бурневиль, В. Вейганд, Э. Крепелин. Английский психиатр - В. Айрленд (1838-1909) сделал одну из первых попыток классифицировать слабоумие по анатомо-морфологическим и этиологическим признакам. Он различал 10 групп идиотии в зависимости от расстройств, которые лежат в их основе: генетический, микроцефалический, эпилептический, гидроцефалический, травматический, воспалительный и др. В. Айрленд сделал попытку указать социальные факторы, которые в разной степени влияют на возникновение слабоумия. Эта классификация до конца XIX века была исходной для других классификаций в данном направлении. В настоящее время она не может быть использована для диагностики форм умственной отсталости, т. к. не учитывает более легкие степени психического недоразвития. Французский психиатр В.Магнан (1897) предлагал классификацию слабоумия, учитывая и этиологические, и анатомо-физиологические факторы: 1) неуравновешенные в отношении интеллекта; 2) неуравновешенные в отношении чувств; 3) импульсивные, у которых главным образом нарушена воля. Данная классификация слабоумия дезорганизует представление о слабоумии, т.к. не учитывает основные признаки слабоумия. Отдельные компоненты психической жизни человека в них представлены разъединенно друг от друга. Приведенные выше классификации не могут применяться для диагностики и коррекции умственной отсталости, тк. не отражают всех многочисленных градаций, которые можно наблюдать среди детей и подростков с психическим недоразвитием. Умственная отсталость — обширная группа разнообразных по этиологии и патогенезу заболеваний, которые имеют различные клинические проявления. Общим для них являются следующие: — результат дизонтогенеза головного мозга; ведущие нарушения - интеллектуальная недостаточность и недоразвитие эмоциональной сферы; отсутствие прогридиентности (Г.Е.Сухарева, 1965; В.В.Ковалев, 1995). В отечественной психиатрии наиболее известны систематики М.С.Певзнер (1959), С. С. Мнухина (1961), Г Е. Сухаревой (1965), Д. Н. Исаева (1982), В. В. Ковалева (1995). В основу классификации Г. Е. Сухаревой (1965) положены два основных критерия: «хроногенный фактор», т. е. этап эмбриогенеза, на котором происходило действие вредности и качество вредности. Эта классификация имеет этиопатогенетическое и клиническое содержание. Все клинические формы умственной отсталости (по Г. Е. Сухаревой — олигофрении) подразделены, на три основные группы, и есть еще одна группа, формально не имеющая номера, но по своей сути являющаяся четвертой группой. Первая группа. Олигофрении эндогенной природы (поражение генеративных клеток родителей): -болезнь Лангдон Дауна; -истинная микроцефалия; -энзимопатические формы олигофрении с наследственными нарушениями различных видов обмена — фенилпировиноградная олигофрения, галактоземия, сукрозурня, другие энзимопатические формы олигофрении; формы олигофрении в сочетании с недоразвитием костной системы, кожи и слабоумием (дизостозические и ксеродермические олигофрении). Первая группа олигофрении включает неосложненные формы заболевания, связанные прежде всего, с генетической патологией и проявляющейся в недоразвитии интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, неврологической и соматической сферах. Вторая группа. Эмбриопатии и фенопатии: — олигофрения, обусловленная вирусом краснухи, которой мать переболела во время беременности (рубеолярная олигофрения); - олигофрении, обусловленные другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия); - олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и листерио- зом; - олигофрения, возникшая на почве врожденного сифилиса; - олигофрении, обусловленные гормональными нарушениями у матери и токсическими факторами (экзо- и эндотоксическими агентами); - олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных. Вторая группа олигофрении включает осложненные формы заболевания, связанные с синдромами нарушения нервной системы: церебрастеническим, неврозоподобным, психопатоподобным, эпилептиформным, апатико-адинамическим. Третья группа. Олигофрения, возникающая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве (до 3-летнего возраста): — олигофрения, связанная с родовой травмой и асфиксией; —олигофрения, вызванная черепно-мозговой травмой в пост-натальном периоде (в раннем детстве); —олигофрения, обусловленная перенесенными в детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами и менингитами. В условной четвертой группе Г.Сухарева (1965) называет атипичные формы олигофрении. Внутри этой группы имеется множество форм, связанных с прогрессирующей гидроцефалией, локальными дефектами развития головного мозга, эндокринными нарушениями и другими факторами. Клинико-патогенетическая классификация Г. Е. Сухаревой (1965, 1974) имеет большое значение для изучения особенностей детей и подростков с умственной отсталостью с медицинской и психологической стороны. Для дифференциальной диагностики важно различать болезненные симптомы, которые могут иметь большое значение в недоразвитии ребенка или при органической деменции. Придерживаясь патогенетического подхода, учитывая время поражения, локализацию и этиологию М.С. Певзнер (1959) представила классификацию следующих форм слабоумия: 1) Проявляется в диффузном, но относительно поверхностном недоразвитии или поражении коры головного мозга, без грубых нарушений ликвообращения и выпадений того или иного анализатора, без привычных нарушений эмоционально — волевой сферы. 2)Отличается сочетанием поверхностного диффузного недоразвития коры головного мозга с нарушением ликвообращения. 3)Характеризуется диффузным поражением коры головного мозга, которое сочетается с локальными нарушениями. В зависимости от локализации поражения делится на подгруппы: а) с нарушением слуха и речи; б) с нарушением зрительной афферентации; в) с нарушением двигательных систем и др. 4)Отличается поверхностным поражением коры головного мозга, сочетающимся с поражением подкорковых областей. 5)Проявляется поверхностным поражением коры головного мозга, которое сочетается с недоразвитием или поражением лобных отделов, что проявляется в недоразвитии познавательной деятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|