Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 3 страница




Под руководством М. С. Певзнер впервые в нашей стране были развернуты комплексные исследования по изучению недифферен­цированной олигофрении а также сложных дефектов, включа­ющих умственную отсталость, речевое недоразвитие, сенсорные и двигательные дефекты.

При изучении структуры дефекта при олигофрении М.С. Певз­нер (1959) опиралась на нейрофизиологические и нейропсихологические исследования А. Р. Лурия (1956). Это позволило ей устано­вить в самой структуре интеллектуального дефекта закономерную зависимость, или иерархию симптомов, а также обосновать клини­ческую классификацию олигофрении.

По структуре клинических проявлений выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы чаще возникают при воздействии на развивающийся мозг небла­гоприятных факторов на более поздних стадиях внутриутробного развития в сочетании с повреждающим воздействием асфиксии и родовой травмы. В этих случаях интеллектуальный дефект соче­тается с рядом нейродинамических и энцефалопатических рас­стройств. При этом может иметь место более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, на­пример речи, отдельных видов праксиса, гнозиса. Подобная форма олигофрении нередко имеет место у детей с церебральным па­раличом, она может наблюдаться также у детей с гидроцефалией.

К осложненным формам относят также олигофрению с пси­хопатоподобным поведением. Для этой формы олигофрении характерно сочетание интеллектуального дефекта с недоразвитием личностных компонентов, недостаточностью критического отно­шения к себе и окружающим в сочетании с выраженными наруше­ниями поведения, часто с расторможенностью влечений, что про­является особенно ярко в препубертатном и пубертатном возрас­тах. Подобную форму олигофрении нередко наблюдают при семей­ном алкоголизме и особенно при алкогольном синдроме плода.

Среди осложненных форм выделяют также олигофрению с нарушением функции лобных долей мозга. Эта форма была впер­вые описана М.С.Певзнер (1959). При этой форме олигофрении наблюдается своеобразная структура интеллектуальной и эмоцио­нально-личностной недостаточности. Характерны выраженные нарушения целенаправленной деятельности, критики, самоконт­роля. На фоне недоразвития познавательной деятельности у этих детей отчетливо выступают нарушения эмоционально-волевой сферы, недоразвитие личности. Дети не способны к психическому напряжению, им свойствен благодушно-эйфорический фон на­строения, они плохо учитывают ситуацию, некритичны к себе и окружающим. Эту форму олигофрении М. С. Певзнер рассматри­вала как атипичную (1959).

Одним из первых в России учитывал патофизиологические ме­ханизмы при создании классификации умственной отсталости (С.С. Мнухин 1948, 1961). Используя клинико-физиологический анализ, он выделил 3 формы умственной отсталости: I. Астеническая; 2. Стеническая; 3. Атоническая.

Критериями для их дифференциации послужили клинические проявления, а также конституциональные особенности высшей нервной деятельности ребенка.

Подробное клиническое, экспериментально-психологическое и электроэнцефалографическое изучение форм психического не­доразвития позволило С.С.Мнухину и Д.Н.Исаеву (1965) выделить 4 форму умственной отсталости. Д. Н.Исаев (1982) не только подробно описал ее, но и выделил варианты других форм «обще­го психического недоразвития» и сформулировал представление о системном поражении ЦНС при них. Данная классификация включает в себя:

I. Астеническая форма:

1)основной вариант;

2)брадипсихический вариант;

3)дислалический вариант;

4)диспраксический вариант;

5)дисмнестический вариант.

II. Стеническая форма:

1)уравновешенный вариант;

2)неуравновешенный вариант.

III. Атоническая форма:

1)аспонтанно-апатический вариант;

2)акатизический вариант;

3)мориоподобный вариант

IV. Дисфорическая форма.

В основе клинических проявлений выделенных нами (Д.Н.Исаев, 1982) форм умственной отсталости лежат присущие им нейродинамические сдвиги.

Астеническая форма умственной отсталости, характеризующаяся дисгармоничностью психических проявлений, отличается тем, что перцепция, речь, житейская ориентировка, память развивают­ся лучше, чем временные и пространственные представления, кон­структивные способности, чтение, письмо, счет и воспроизведение последовательных рядов представлений и движений. Недостаточен уровень моторной зрелости, нарушено образование связей между зрительной и моторной системами. Внимание неустойчивое, работоспособность истощаемая, легко развивается утомляемость. Аффекективно-волевая сфера отличается незрелостью, лабильностью, 11о:$будимостью и довольно быстро наступающей истощаемостью. У одних больных преобладают выраженные речевые расстройства, у других — затруднения в пространственной организации движе­ний, у третьих — своеобразные инфантильные изменения памяти с преобладающим расстройством репродукции, у четвертых — ника­ких других, кроме основных расстройств (истощаемости, утомляе­мости, эмоциональной неустойчивости и др.) не отмечается. Еще одной части больных свойственна преобладающая замедленность психических процессов. Описанные психопатологические особенности, часто наблюдающиеся у этих больных вегетативные, экстрапирамидные расстройства и пароксизмальные явления, а также результаты ЭЭГ и биохимических исследований можно понять как проявление недоразвития или раннего повреждения нескольких (функциональных систем: энергетической, эмоциональной, про­странственной ориентировки, зрительно-моторной координации и.др., структурно связанных с глубинными отделами мозга (гипоталамо-таламического уровня).

Стеническая форма умственной отсталости — сравнительно равномерное недоразвитие как интеллектуально-мнестических, так и эмоционально-волевых сторон психики. Интеллектуальная активность этих детей отличается лучшим в сравнении с больными другими формами выполнением вербальных заданий, однако, наи­более продуктивна их манипулятивная деятельность, отражающая удовлетворительное внимание и зрительно-моторную координа­цию. Наряду с этим выявляются недостаточная логичность и за­медленность мышления, малый объем практических знаний, сни­женная память и ограниченность интересов, овладение школьны­ми навыками идет у них почти в прямом соответствии с общим уровнем психической отсталости. В основе организованного и ус­тойчивого поведения лежит изменение влечения. В посильной для них умственной и физической деятельности проявляют удовлетво­рительное прилежание. Из выявленных двух вариантов этой фор­мы у больных первого — ровное поведение, активность в меру их познавательных способностей, старание, добродушие и общитель­ность, у больных второго — выраженные аффективные нарушения, проявляющиеся в эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости и неупорядоченном поведении. Учитывая клинические особеннос­ти, результаты изучения ЭЭГ, вызванных потенциалов, кожно-гальванических рефлексов можно предположить, что психическая отсталость этих больных зависит от недоразвития различных и ве­роятно многих корковых структурно-функциональных систем, ответственных в первую очередь как за процессы отвлеченного мышления, так и за наиболее высокие и тонкие эмоции. Причем нарушение созревания этих систем происходит более или менее равномерно. Отсутствие у этих больных значительных изменений метаболизма также косвенно подтверждает меньшее участие в про­исхождении этой формы глубинных структур, ответственных за ре­гуляцию обмена веществ.

Больные с атонической формой умственной отсталости харак­теризуются плохой способностью к мотивированному, целесооб­разному, устойчивому и плановому поведению. Они отличаются снижением психического напряжения, нарушением целенаправ­ленной активности, выражающейся в почти бесцельной суетливос­ти, нарушении сосредоточения, изменении инстинктивных прояв­лений, недостаточной дифференцированности эмоций. Относи­тельно широкий круг используемых речевых шаблонов контрасти­рует с малым объемом осмысленно освоенных понятий. Характер­ны также недостаточная заинтересованность, редкие и нестойкие побуждения, отсутствие или слабость мотивов для адекватного ситуации поведения. У одного варианта этой формы на передний план выступают бедность инициативы, бездеятельность и бес­помощность, у другого — постоянное двигательное беспокойство при отсутствии аффективного напряжения, у третьего — благо-лучие сочетается с некоторой расторможенностью, многоречивостью, а иногда и дурашливостью. Больные этой формой хуже, чем вербальные — выполняют манипулятивные задания. У них нарушены зрительно-моторные связи, что обнаруживается при выполнении заданий на координацию и построение конструкций. Клинические проявления этой формы нами связываются в первую очередь с недоразвитием или повреждением лимбико-лобных, медио-базальных мотивационных систем. Неполноценность этих (структур не только помеха для адекватного функционирования мозга, но и препятствие для его созревания в целом. Наряду с этим имеются данные для констатации неполноценности нижнествольных, лимбических структур и вовлечения других образований мозга.

Дисфорическая форма умственной отсталости отличается выра­женной апрозексией, хаотическим поведением, обнаженностью влечений и протрагированным эмоциональным напряжением. Эти неги постоянно раздражительны, плаксивы, всем недовольны, капризны и легко разряжают свой «аффективный накал» вспышка­ми агрессии, разрушительными действиями, что приводит к ухуд­шению и без того низкую интеллектуальную продуктивность, наступает контакт с окружающими и препятствует участию в игровой, учебной и трудовой деятельности.

Вышеприведенная классификация умственной отсталости Д.Н.Исаева, С.С.Мнухина (1982) позволяет врачам изучать осо­бенности каждой формы и варианта и подбирать наиболее оптимальные пути лечения, а психологам и педагогам-дефектологам находить особенности психического отклонения и проводить наиболее дифференцированные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Все это дает возможность для осуществления более полноценной, комплексной социально-психологической плантации и абилитации детей и подростков с умственной отсталостью.

Традиционно все формы умственной отсталости по глубине интеллектуального дефекта делят на три степени:

- - дебильность (легкая степень умственной отсталости);

- имбецильность (средняя степень умственной отсталости);

- идиотия (тяжелая степень умственной отсталости). Однако в 8 и 9-ом пересмотре МКБ- 10 предполагается не три, а четыре степени интеллектуальной недостаточности. Определе­ние степени умственной отсталости производится путем психомет­рического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента 10 (отношение психического возраста к паспортному).

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994) приняты следующие условные показатели:

психическая норма = 100—70;

легкая степень умственной отсталости = 69—50;

умеренная (средняя) степень = 49—35;

тяжелая (резко выраженная) степень = 34—20;

глубокая степень = 20 и ниже. В классификации умственной отсталости МКБ-10 ВОЗ (1994); содержатся шифр для статистической обработки и диагностиче­ские формулировки. В пояснении к классификации диагностиче­ская формулировка увязывается с конкретным повреждающим агентом и хроногенным фактором, указываются сопутствующие расстройства. В этой классификации предусмотрены и поведенчес­кие нарушения, которые часто бывают у умственно отсталых детей и еще более затрудняют их социальную адаптацию.

Классификация раздела «Умственная отсталость» представлена следующим образом:

—Легкая умственная отсталость.

—Умеренная умственная отсталость.

—Тяжелая умственная отсталость.

—Глубокая умственная отсталость.

—Другая умственная отсталость.

—Неуточненная умственная отсталость.

—Минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их.

—Значительные поведенческие нарушения, требующие вни­мания или лечебных мер.

—Другие поведенческие нарушения.

—Поведенческие нарушения не определены.

Данная классификация не содержит старых «штампов» при оп­ределении степени умственной отсталости и является более диф­ференцированной. Деление по степени выраженности дефекта имеет определенное клиническое значение, так как глубина пора­жения влияет на особенности клинических проявлений. Также оно имеет и практическое значение, поскольку в зависимости от степе­ни выраженности дефекта решается вопрос о типе учреждения, куда рекомендуют направить ребенка для обучения. Но количе­ственное определение степени интеллектуальной недостаточности не отражает всей структуры дефекта и особенностей клинической картины. 10 должно являться не основанием для диагноза, а лишь частью комплексной психолого-медико-педагогической диабети­ки и коррекции. МКБ-10 не учитывает качественного своеобразия структуры дефекта и не может рассматриваться как наиболее адекватная при психологической коррекции детей и подростков с ум­ешенной отсталостью,

В рассмотренных в данном разделе классификациях умствен­ной отсталости учитываются различные факторы, в первую очередь, степень выраженности интеллектуального дефекта.

Однако, для оценки всего клинического разнообразия больных недостаточно характеристики только одного интеллектуального функционирования. Симптоматика умственно отсталых богаче. И особенно важно то, что на обучаемости, продуктивности и при­способляемости больных сказывается не только тяжесть интеллек­туального дефекта, но и другие нарушения психики. Это в первую очередь касается больных с легкой степенью умственной отсталос­ти, число которых составляет около 85% всей популяции умствен­но отсталых. Более того, именно они в подавляющем большинстве случаев становятся предметом заботы разных специалистов. В связи с этим педагог с целью наибольшей эффективности обучения и врач для наилучшей диагностики и лечения, оценивая больного с легкой степенью умственной отсталости должен учитывать не только неспособность к выработке сложных понятий и обобщений, ограниченность абстрактного мышления, отсутствие пытливости, конкретность, ригидность и подражательность мышления, при неплохой ориентировке в обычной ситуации и удовлетворительной практической осведомленности, но и возможные индивидуальные особенности предпосылок интеллекта и эмоционально-волевых проявлений.

 

2.5. Симптомы умственной отсталости

2.5.1. Легкая умственная отсталость

При легкой умственной отсталости интеллектуальный коэффициент в отличие от нормального, равного в среднем 100, составляет 69—50. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладают хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. Эта программа основана на конкретно-наглядных методах обуче­ния, она значительно облегчает усвоение математики, письма, чте­ния и других предметов, поэтому ребенок в течение 8 и более лет может ее освоить. В дальнейшем он приобретает профессиональ­ные навыки и сможет самостоятельно трудиться на производстве.

Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддержи­вать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, не­достаточность понимания слов («слова-клички»), значение упот­ребляемых слов неточное. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаруживается отставание активного словаря от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами (одними и теми же словосочетаниями). Нарушение грамматического строя (согласованности слов) связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, \^ которых не хватает в активном словаре! Фразы бедные, однослож­ные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетичес­ких, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприя­тий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого человека и что такое он сам.

Недостаточно улавливается сходство и различие между предме­тами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оце­ниваются глубина и объем различных свойств предметов, что мож­но объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации.

Произвольное внимание нецеленаправлено, требуются боль­шие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает умственно отсталому ребенку большие трудности и даже препятствия при овладении не только школьной программой, но и элементами самообслуживания.

Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опы­том и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потреб­ностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвле­ченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не пла­нирует свою активность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия. Даже подросток замахивается на то, чтобы стать учителем, врачом, летчиком, не учитывая возможных трудностей.

Память отличается замедленностью и непрочностью запомина­ния, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наибо­лее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохран­ной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и общественных словесных объяснениях.

Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они соответствуют значительности изменений, происходящих вок­руг и с самим умственно отсталым человеком. Он бурно радуется когда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться.

С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические и др. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей в зависимости от материальных возможностей является причи­ной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое. Существующее мнение о том, что степень эмоционального недоразвития, как правило, соответствует глубине интеллектуального дефекта, на практике не всегда находит подтверждение. Определенная часть умственно отсталых лиц оказывается способной серьезно переживать свои ограниченные способности. В связи с этим они являются группой повышенного риска по возникновению неврологических расстройств.

Произвольная активность лиц с умственной отсталостью отличается слабостью побуждений, недостаточностью инициативы, безудержностью побуждений, внушаемостью и упрямством, слабостью социальных, личностных мотивов. Необходимые решения нередко принимаются по типу короткого замыкания. Поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов. Поведение в связи с этим крайне непоследовательно, нео­жиданно. Оно то отличается пассивностью, то прерывается неожиданными и обычно неуместными поступками, что, безусловно, зат­рудняет приспособление умственно отсталого человека к жизни.

Так же при определенной зрелости личности большинство из них достигают независимости в сфере ухода за собой. Они способ­ны самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться, управлять функциями кишечника и мочевого пузыря. Они овладевают гигиеническими и домашними навыками, даже если их развитие значительно медленнее, чем в норме.

Несмотря на то, что такие люди усваивают поведенческие нор­мы, их ролевые функции в обществе ограничены. Это особенно отчетливо выражено в современном обществе, характеризующим­ся множеством ролей, что ограничивает способности лиц с легкой умственной отсталостью к адаптации. Несамостоятельность, по­вышенная внушаемость и склонность к подражанию приводят нередко к тому, что поведение находится в большой зависимости от влечений и аффектов, от непосредственных обстоятельств, в кото­рых умственно отсталый индивид находится.

Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недос­таточной целесообразности последовательных движений, в дви­гательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, углова­ты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих детей особые трудности вызывают чтение и письмо.

В большинстве случаев легкой умственной отсталости возмож­но трудоустройство, требующее не столько способностей к абст­рактному мышлению, сколько к практической деятельности, вклю­чая неквалифицированный и ручной полуквалифицированный труд. Они овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи, вышивальщицы, картонажницы и т. д. не достигая высоких разрядов.

В социальных условиях (например, в сельской местности), не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе мо­жет и не вызывать трудностей приспособления. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность, справляться с требованиями, свя­занными с брачной жизнью или воспитанием детей или затрудне­ния в адаптации к культурным традициям и нормам.

 

2.5.2. Умеренная умственная отсталость

Умеренная умственная отсталость — средняя степень психиче­ского недоразвития. Интеллектуальный коэффициент составляет 49-35. Она характеризуется несформированными познаватель­ными процессами. Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвле­ченных понятий.

У лиц этой категории медленно (запаздывание на 3-5 лет) раз­виваются понимание и использование речи, а окончательное раз­витие в этой области ограничено. Часто речь косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений.

Развитие статических и локомоторных функций очень задержа­но и они недостаточно дифференцированы. Страдает координа­ция, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклю­жи, что препятствует формированию механизма бега и не позволя­ет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается и 90-100% случаев. Умственно отсталые дети даже в подростковом возрасте с большим трудом принимают заданную позу, и не способны ее сохранить в течение более, чем несколько секунд. У них воз­никают большие сложности при переключении движений, быст­рой смене поз и действий. У одних двигательное недоразви­тие проявляется однообразными движениями, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других, повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений.

Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев: шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек и шнурков. Некоторые пациенты нуждаются в контроле и помощи в быту на протяжении всей жизни.

У всех нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабое активное внима­ние препятствует достижению любой поставленной, даже элементарной цели. В связи с этим даже игровая деятельность затруднена.

У лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью запас
сведений и представлений мал. Образование отвлеченных понятий недоступно, либо резко ограничено. Отмечается недоразвитие восприятия и памяти.

Незначительная часть таких лиц, главным образом, за счет неплохой механической памяти добивается ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счета. Специальные образовательные программы могут дать возможности для развития их ограничен­ного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков. Усвоенные знания они применяют с трудом, зачастую механичес­ки, как заученные штампы.

В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью, спокойные и поддающиеся руководству, обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного контроля (постоянные наблю­дения и указания).

Независимое проживание достигается редко. Тем не менее, та­кие люди, в общем, полностью мобильны, физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального разви­тия, что заключается в способности к установлению контактов, об­щению с другими людьми и участия в элементарных социальных занятиях.

Для этих лиц характерна большая вариабельность при тестиро­вании способностей. У некоторых из них достигаются относитель­но высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространствен­ных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи. В других случаях значительная неуклюжесть сочета­ется с некоторыми успехами в социальном взаимодействии (обще­нии) и элементарном разговоре. Уровни развития речи различны: одни — могут принимать участие в простых беседах, другие — обла­дают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях (в еде, одежде, защите). Некоторые так никогда и не овладевают способностью пользоваться речью, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться значению неко­торых жестов, позволяющих им в некоторой степени компенсиро­вать недостаточность речи.

У детей могут обнаруживаться аутистические проявления или другие общие расстройства развития, оказывающие большое влия­ние на клиническую картину и необходимые абилитационные ме­роприятия (воспитательно-педагогические и медицинские меры по приспособлению к жизни). Одни из них добродушны и привет­ливы. Другие - раздражительны, злобны, агрессивны. Третьи — уп­рямы, лживы, ленивы. У многих отмечается повышение и извраще­ние влечений, в том числе, и расторможенная сексуальность. Они склонны к импульсивным (неожиданным) поступкам.

У части детей появляются эпилептические припадки в форме расстройств сознания и сопровождающиеся судорогами. Не пред­ставляют исключения и неврологические симптомы (парезы, пара­личи). Умственная отсталость нередко сочетается с нарушением развития конечностей, кистей, пальцев, головы, кожи, внутренних органов, гениталий, зубов, лица, глаз, ушей.

Умеренная умственная отсталость иногда осложняется другой психиатрической патологией. Однако ограниченность речевого развития делает ее выявление затруднительным и зависимым от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Боль­шинство взрослых лиц с умеренной умственной отсталостью спо­собны выполнять простые, неквалифицированные операции при условии постоянного наблюдения и руководства, учитывающего их индивидуальные и личностные качества, в условиях стабильности окружающей среды и неизменности предъявляемых к ним требова­ний. Они нуждаются в социальной защите и помощи.

Оптимальной социальной нишей для лиц с умеренной степенью умственной отсталости является семья (особенно живущая в сельской местности, члены которой заняты сельскохозяйственным трудом) или учреждения собеса. В этом плане весьма интересен совместного проживания и деятельности умственно отсталых ниц со здоровыми людьми в сельских общинах, руководствующихся антропософским учением Рудольфа Штайнера. Такие общины широко распространены в Германии, Англии, Норвегии и ряде других стран. Идут поиски путей наиболее оптимальной социальной реабилитации умственно отсталых лиц в разных направле­ниях, однако они далеки от своего решения (Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира, 1997).

 

2.5.3. Тяжелая умственная отсталость

При тяжелой умственной отсталости мышление не только ИЧС1И, конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобще­нию. Коэффициент умственного развития находится в пределах от 0 до 20. По клинической картине, наличию последствий перенесенных органических повреждений и сопутствующих расстройств ни категория лиц во многом сходна с таковыми, страдающими умеренной умственной отсталостью. Низкие уровни функционирования характерны для лиц с тяжелой умственной отсталостью. У большинства из них наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинического повреждения или нарушенного развития центральной нервной системы.

Многие лица с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными понятиями. В связи с этим их обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения.

Лица с тяжелой степенью умственной отсталости могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьезное ее недоразвитие, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных