Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 6 страница




Развитие двигательных способностей, в частности, общей моторики дает представление о физических возможностях ребенка. Это необходимо знать для того, чтобы правильно спланировать программу по комплексной реабилитации каждого ребенка, в за­висимости от его потенциальных возможностей.

По результатам первого обследования выявлено, что общая моторика развита у детей 7-11 лет на 39%. Это неплохой результат, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что данная катего­рия детей имеет множественные пороки развития, в том числе и двигательные дефекты. По результатам второго и третьего обследований была заметна небольшая динамика, средние значения по группе повышались до 40% и 42% соответственно.

Изучение и исследование параметра «мелкая моторика» дает возможность оценить, насколько ребенок интересуется окружаю­щими его предметами, исследует ли он пространство, в котором находится с помощью движений.

Из результатов первого обследования (табл. 2) следует, что мел­кая моторика у детей была развита достаточно хорошо, среднее значение составляло 48%. Однако при втором и третьем обследовании результаты снижались, и положительная динамика не прослеживалась.

Анализ статистически достоверных корреляций по трем обследованиям у детей 7-11 лет (рис. 5) показал наибольшую интегрированность параметров «социальная приспособленность» и «туалет и умывание (самообслуживание)», что, видимо, связано с большим акцентом в этом возрасте при коррекционной работе именно на эти сферы деятельности. Наиболее значимыми являлось развитие навыков самообслуживания, так как дети этого возраста только начинают их осваивать, Их социальная адаптация и реабилитация зависит от того, на сколько самостоятельно ребенок себя обслуживает, то есть насколько хорошо развита его социальная активность.

Параметр «социальная активность» включает в себя показатели навыков общения, межличностного взаимодействия, поэтому весьма важно, что он значимо коррелирует у детей 7—11 лет с параметром «восприятие окружающего мира», то есть с развитием сенсорно-перцептивной и познавательной сферы, а также пара­метрами «пассивная речь», то есть развитием вербальных компо­нентов коммуникации, и «мелкой моторики», то есть способами познания окружающего мира через активность пальцев рук, позво­ляющих осуществлять жесты и тонкие операции навыков самооб­служивания (туалет и умывание).

Вызывает интерес факт наличия только одной значимой связи параметра «еда» с параметром «восприятие окружающего мира». Казалось бы, что для детей с глубоким нарушением интеллекта дол­жны преобладать инстинктивные формы деятельности на безусловнорефлекторном уровне, поскольку корковые зоны головного мозга нарушены, однако, несмотря на это, для этих детей более зна­чимыми являются проблемы социальной реабилитации, активности и социуме, то есть второсигнальная деятельность, присущая человеку.

Параметры навыков самообслуживания (туалет и умывание) так же являются значимыми для детей младшей возрастной группы, поскольку в системе коррекционно-развивающей работы они до­минируют.

Таким образом, методика «Социограмма РАС-Р/8» позволяет выявлять как индивидуальные, так и общие закономерности развития социально-бытовых, сенсорно-перцептивных, эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью и отслеживать динамику их формирова­нии в процессе психолого-педагогической коррекции.

Возрастная группа с 12 до 18 лет.

Рассмотрим информативность параметров «Социограммы 178» у подростков с глубоким нарушением интеллекта в более старшем возрасте.

Как свидетельствуют результаты исследования (табл. 3) в старшей возрастной группе уровень сформированности навыков са­мообслуживания уже при первом обследовании выше, чем у детей более младшего возраста.

Так, развитие навыков самообслуживания в еде в среднем по группе составляло при первом обследовании 60%, втором - 65% в третьем - 70%, то есть имело место более устойчивая и высокая динамика роста этого показателя у подростков 12—18 лет с тяжелой и легкой умственной отсталостью по сравнению с детьми более младшего возраста (табл.2 и 3).

Навыки личной гигиены (туалет и умывание) также имели более высокий уровень сформированности и более устойчивую дина­мику и процессе коррекционной работы (48%, 57% и 63%, соответственно трем этапам обследования). Хотя следует отметить, что среди других обследованных параметров развитие этих навыков, так и в младшей возрастной группе, имело на всех этапах более низкое значение.

Обучение навыкам одевания и раздевания у подростков с глубоким нарушением интеллекта осуществлялось успешно, о чем свидетельствовали результаты социограммы (59%, 75% и 77% по трем этапам обследования). Таким образом, у этой категории подростков формирование навыков самообслуживания продолжалось и, не смотря на более старший возраст, не достигало своего максимально возможного развития.

Как показали результаты обследования сферы «восприятия окружающего мира» у умственно отсталых в 12—18 лет, они также были выше, чем в 7-11 лет.

Очевидно, в старшей возрастной группе еда становится не толь­ко физиологической потребностью, но и является одной из состав­ляющих социальной реабилитации. К еде начинают предъявлять­ся эстетические требования, то есть становится важным и значи­мым не только процесс насыщения и состояние сытости, а еще и то, что подросток ест, как аккуратно и правильно ведет себя за столом, то есть культура поведения. Параметр «Еда (самообслуживание)», в свою очередь, тесно связан с параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая моторика)», поскольку от сформированности этого навыка зависит умение держать руками продукты питания и столовые при­боры.

Параметр «Еда (самообслуживание)» связан и с параметром «Восприятие и обследование окружающего мира», так как качество и разнообразие принимаемой пищи становится достаточно акту­альным для детей в старшем возрасте.

Параметр «Пассивная речь (понимание речи)» играет немало­важную роль. Этот параметр тесно связан с параметром «Еда (само­обслуживание)», параметром «Ловкость пальцев и рук (мелкая мо­торика)» и параметром «Социальная приспособленность» потому, что от понимания предъявляемых требований к ребенку зависит их выполнение, что в свою очередь, показывает ребенку, насколько он социально адаптирован в окружающей его среде.

На основании данных корреляционного анализа можно пола­гать, что в старшей возрастной группе, в отличие от младшей, наи­более значимыми являются параметры коммуникации, социаль­ной адаптации и реабилитации. У подростков и молодых людей с нарушениями психического развития, навыки самообслужива­ния уже достаточно сформированы и для них все большее значение начинает приобретать возможность расширения социальных кон­тактов со взрослыми и сверстниками.

В связи с этим следует уделять внимание социальной ориенти­ровке подростков 12-18 лет, то есть расширению их социальных связей. В ходе экскурсий, на прогулках следует закреплять правила поведения в общественных местах, в транспорте, учреждениях бы­тового обслуживания, что дает возможность этим лицам лучше приспособиться к жизни.

Конечным итогом коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими глубокое нарушение интеллекта является под­готовка их к известной самостоятельности в быту, развитие навыков общения и посильной трудовой деятельности в условиях интерната и семьи.

 

3.3. Оценка родителями сформированности социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций у взрослых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

В проведенном обследовании участвовало 46 инвалидов с выра­женным недоразвитием интеллекта в возрасте от 15 до 30 лет. Все они в разное время были признаны необучаемыми и к моменту обследования проживали либо дома с родителями, либо в психоневрологических интернатах, возвращаясь домой лишь на выходные дни.

Кроме выраженного недоразвития познавательных функций большинство из обследованных имели еще дополнительную симптоматику общесоматического, неврологического, психопатологи­ческого характера — в виде органического поражения центральной периной системы, детского церебрального паралича, болезни Дауна, микроцефалии, эпилептического синдрома, недоразвития речи и пр. (см. главу 2.8).

На первом этапе в обследовании принимали участие матери взрослых детей-инвалидов в возрасте от 33 до 64 лет. Больше половины матерей имели второго ребенка, как правило, младшего возраста и без признаков какой бы то ни было патологии психического развития.

Основной задачей исследования являлась оценка уровня сформированности социально-бытовой адаптации молодых инвалидов с ограниченными возможностями психического развития и соотнесения данных показателей с характеристиками их социально-эмоциональных проблем.

Психологическое обследование включало в себя непосредственную работу с испытуемыми и членами их семей. При первом знакомстве проводилась беседа по заранее составленному плану, включавшему разнообразные разделы: сфера возможностей и способностей, характер проявления основного заболевания, стиль семейного воспитания и межличностных отношений, социальная изолированность, сфера интересов и структурирования времени, переживание родителями заболевания собственного ребенка, поведенческие трудности и личностные особенности, сексуальный опыт, осознание собственного неблагополучия и др. По большей мере и в силу выраженного интеллектуального снижения, речевого недоразвития, поведенческих трудностей, быстрой утомляемости основное содержание беседы было получено в процессе интервьюирования родителей. По возможности дети тоже принимали участие в беседе.

 

 

Общие демографические данные обследованных семей пред­ставлены в таблице 4.

Для исследования была использована шкала «Навыки, необхо­димые для социальной адаптации», предполагающая оценку развитости наиболее простых бытовых навыков — гигиенических, самообслуживания, пользования быто­выми приборами, средствами транспорта и т.д. В модифицирован­ном виде шкала представляет собой опросник из 45 пунктов (при­ложение 1.З.). Каждый положительный по содержанию ответ (т.е. ответ, фиксирующий наличие признака того или другого навыка) оценивался в 1 балл. Отсутствие признака соответственно в О бал­лов. Ответы, фиксирующие частичное присутствие признака оце­нивались в 0,5 балла. Таким образом, суммарная оценка по шкале социально-бытовых навыков могла варьировать у обследованных молодых инвалидов в пределах от О до 45 баллов.

Аналогичным образом был построен опросник, выявляющий уровень развития эмоционально-поведенческой адаптации, также состоящий из 45 пунктов (приложение 1.4.) При помощи первого опросника описывалась преимущественно сфера отношений «че­ловек-предмет», при помощи второго — сфера «человек-человек».

Полученные индивидуальные показатели по каждой шкале от­носились к одному из трех уровней: от О до 15 баллов — низкий уро­вень; от 16 до 30 — средний уровень; от 31 до 45 — высокий уровень.

В процессе индивидуальной беседы психолога с матерью после­довательно заполнялись обе шкалы.

Представленность указанных уровней по шкалам социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации воспроизве­дена в таблицах 5 и 6.

Как видно из представленных данных, больше половины обследованных нами молодых инвалидов было отнесено к высокому уровню социально-бытовой адаптации (69 %) и почти треть среди них IV уровню (28 %) (табл. 5). Несколько иначе выглядит картина адаптации, представленной в таблице 6. Основная часть обследованных сосредоточена на среднем уровне (84 %). Низкий и высокий уровни представлены незначительно. В целом состояние социально-бытовой адаптации выглядит более благоприятно, чем состояние эмоционально-поведенческой сферы. Полученные результаты можно рассматривать как вполне адекватные, т.к. обе сферы были разбиты на простые и дробные элементы, оценить которые не представляло особого труда. Вместе с тем, это только один ракурс рассмотрения состояния сфер «человек — предмет» и «чело-человек». С самого начала исследования было обращено внимание на то, что, фиксируя наличие или отсутствие того или иного признака в исследуемых сферах родители прямо или косвенно придавали (или не придавали) значение этим признакам. Иначе говоря при наборе признаков каждый из родителей выделял значимые признаки для данной сферы адаптации, которые с его точки зрения были ведущими и определяющими. Остальные признаки не зависимо от того присутствовали они или отсутствовали, расценивались, как второстепенные.

 

 
 

Таблица

Показатели представленности уровней эмоционально-поведенческой адаптации в условиях целостного оценивания, %

 

Уровни
Низкий Средний Высокий
22,0 39,0 39,0

Исходя из этого, мы решили несколько модифицировать про­цедуру исследования. Родителям предлагалось оценить обе сферы не поэлементно, как на первом этапе, а в целом, с использованием процедуры Дембо-Рубинштейна, т.е. поставить отметку на шкалах, обозначающих бытовую ориентированность от полной беспомощ­ности до полной самостоятельности и эмоционально-поведен­ческих проблем: от беспроблемной и неконфликтной личности до конфликтной и неуживчивой. В этом случае, т.е. в случае целостно­го оценивания, критерием эффективности адаптации в изучаемых сферах для родителей выступало наличие или отсутствие только значимых для них признаков, которые ассоциировались со всей сферой адаптации.

Совершенно очевидно, что в этой ситуации должны были быть получены другие данные, трудно сопоставимые с первыми, ибо они представляют сферы адаптации уже в другом ракурсе. Полученные данные представлены в таблицах 7 и 8.

Как видно из таблиц (5—8) распределение по уровням в услови­ях выделения значимых признаков адаптации, а также их присут­ствия или отсутствия, выглядит несколько иначе, чем при по­элементном оценивании. Представленность уровней носит более равномерный характер. Пятая часть испытуемых отнесена родите­лями к низким уровням социально-бытовой и эмоционально-по­веденческой адаптации. Вместе с тем средний и высокий уровни имеют достаточно высокую процентную представленность.

В процессе обработки мы попытались провести процедуру соотнесения уровневых показателей социально-бытовой и эмоционально-поведенческой сфер. Это соотнесение было проведено как по показателям поэлементного оценивания, так и целостного. Соотнесение двух шкал в виде их ортогонального наложения позволяло построить некое семантическое пространство, где на пересечении показателей по каждой из двух шкал могло быть показано в виде точки место для каждого из наших испытуемых. Это место в пространстве характеризовалось сочетанием разных уровней социаль­но бытовой адаптации с разными уровнями (в нашем случае с тремя) социально-эмоциональной ориентации.

Построенное таким образом семантическое пространство имеет ряд, секторов: первый из них охватывает центральную часть пространства, где расположены близкие к средним показатели по двум точкам; правый верхний сектор характеризуется высокими показателями по указанным шкалам. Сектор справа снизу дает сочета­ние средневысоких показателей по шкале эмоциональных программ (т.е. хорошие результаты в эмоционально поведенческой сфе­ре) средне низкими показателями в сфере социально-бытовой ориентированности. Сектор слева вверху связан с сочетанием низ­ко средних показателей по шкале эмоциональных проблем (т.е на­личием поведенческих, эмоциональных затруднений) и с высоки­ми и средними показателями по шкале бытовой ориентированности и наконец, сектор слева внизу сочетает низко-средние показатели по двум шкалам.

Как видно на рис.7 основной массив испытуемых располагается в пространствах, характеризующихся высокими показателями в сфере бытовой ориентации в сочетании со средними показателями и области эмоционально-поведенческих проблем. Незначительное число испытуемых, располагаясь в других секторах семантического пространства, дают весьма большой разброс индивидуальных по­казателей. Таким образом, социально-эмоциональные проблемы отражены несколько сильнее, чем «бытовые». Это, вполне объяс­нимо. Сфера эмоций и общения по своей психологической структуре гораздо сложнее, чем сфера бытовых навыков. Кроме того, для большинства обследованных нами была характерна неблагоприятная ситуация, в которой проживают семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Это приводит к недоразвитию, а то и существенному распаду уже сформированных навыков социального поведения, способствует укреплению негативных защитных механизмов в виде панических реакций на появление в доме незнакомого человека, аутоагрессивности или ритуальных форм поведения.

Представленные результаты могут быть оценены как вполне объективные ибо оцениваемые родителями фрагменты поведения были весьма просты и представлены последовательно (поэле­ментно).

Вместе с тем, изменение в процедуре оценки изменяет резуль­таты. После процедуры поэлементной оценки разных фрагментов «социального» и «бытового» поведения родителей по аналогии с процедурой «лесенки Дембо-Рубинштейна» было заново воспро­изведено семантическое пространство. На рис. 8 виден большой пространственный разброс по периферии секторов. Подобное не­совпадение результатов оценивания одной и той же психологиче­ской реальности вряд ли всецело может быть объяснено только за счет изменения процедуры оценки. В большей степени вероятнос­ти подобное несовпадение скорее говорит в пользу неустойчивос­ти и неполноты самой родительской оценки, ее недостаточности с точки зрения признака обобщенности.

Оценка родителей свидетельствует, что в сфере социально-бытовой ориентации чаще всего отмечались такие проблемные аспекты как пользование электрическими и бытовыми приборами, приготовление пищи, навыки письма, чтения и счета, ориентиров­ка в денежных средствах, самостоятельность передвижения за пре­делами квартиры и возможность оставаться дома одному.

Проблемными зонами в сфере эмоционально-поведенческой адаптации чаще всего выступали эмоциональные вспышки, упрямство, неуверенность при посещении незнакомых мест и при посторонних, сниженное проявление стыдливости, пререкание с родителями и др.

Важным является то, что трудности в социально-бытовой и эмоционально-поведенческой адаптации, как и в целом их уровень, не могут быть прямо сопоставлены и не зависят от выраженности нарушения психического развития и дополнительных симптомов.

 

3.4. Диагностика социально-бытовых навыков у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

На 2 этапе исследования было проведено изучение состояния социально-бытовых навыков и эмоционально-поведенческих реакций непосредственно при обследовании самих молодых людей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. С этой целью были составлены специальные схемы обследования, объединяющие известные субтесты, но адаптированные нами для диагностики данной категории лиц.

Изучение социально-бытовой адаптации включало в себя 3 группы показателей:

1. Социально-бытовые навыки в условиях дома:

—навыки личной гигиены (умение пользоваться зубной щет­кой, полотенцем, мылом, расческой).

—навыки самообслуживания за столом;

—навыки одевания-раздевания:

—представление об одежде: мужская — женская, летняя — зим­няя, спортивная — для отдыха).

2. Социально-бытовые навыки вне дома:

—ориентировка в магазине;

—правила дорожной безопасности;

—ориентировка на улице;

, — поведение в ситуации «Если ты заблудился» 3.Представление о профессиях.

Анализ результатов оценивали по двум группам молодых лю­дей: с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Изложение результатов начнем с конкретных примеров: Пример 1. Михаил, 28 лет. Тяжелая умственная отсталость. Депрессия. Психотические, аутистические и кататонические явле­ния.

Физическое развитие. Осанка вялая. Походка, координация не уверенные, быстрота и точность движений снижены. Предпочитает спокойный, малоподвижный образ жизни, но с удовольствием выполняет несложные физические упражнения. Мелкая моторика развита плохо (не умеет завязывать шнурки, приготовить бутерброды и т.д.).

Самообслуживание. Владеет необходимыми навыками личной гигиены: самостоятельно чистит зубы, не требует помощи при по­сещении туалета, принятии ванны и т.д.). Самостоятельно прини­мает пищу, отношение к пище достаточно спокойное. Может вы­полнять отдельные поручения по дому, но относится к ним безот­ветственно, требуется постоянный контроль за их выполнением.

Может выполнять простейшие трудовые операции с бумагой, тканью, пластилином, умеет пользоваться ножницами, кистью, клеем. Знания о правилах безопасности дома при пользовании во­дой, газом, электроприборами очень ограничены.

Обучение и интересы. Аутистически одинок, пассивно слушает музыку, фантазирует, читает детские книги, имеет ограниченный круг пристрастий (война, библия). Религиозен. Проживает в интернате. Выполняет низкоквалифицированную работу дворника под присмотром. Готовность к трудовой деятельности недостаточна (быстро утомляется, теряет интерес). Сексуален, онанирует.

Речь и навыки общения. Знает имена и характер работы близких родственников, путает их возраст и родственную иерархию отно­шений. Симбиотически привязан к матери. Характер поведения, общения и взаимодействия с другими людьми неоднозначен. В си­туации проблемного общения чаще конфликтен, проявляет агрессию, в основном, вербальную. Отмечается стремление к лидерству. Старается привлечь внимание новых людей в своем окружении, быть для них значимым. Проявляет выраженный интерес к лицам противоположного пола.

Владение вербальными средствами общения удовлетворитель­ное, понимает простые предложения в обращенной к нему речи, пользуется в разговоре вежливыми формами обращения, но речевое выражение своих мыслей эгоцентрично, стремится перевести разговор на себя и свои проблемы, довольствуется собственным монологом, навязчив в желании овладеть вниманием собеседника. Невербальные средства общения развиты слабо, мимика и язык не адекватны выражаемым чувствам. Самооценка завышена.

Отмечается эмоциональная лабильность с широким диапазоном фона — от равнодушно-негативного до активно выраженного. Умеренный уровень тревожности. Имеет страх животных (особенно собак).

Понимание собственных чувств и их адекватность низкая. По­нимание эмоциональных состояний других людей отсутствует, дифференцирует лишь отдельные элементарные эмоции при яр­кой выраженности, что заметно снижает адекватность ответной реакции при общении. Саморегуляция поведения затруднена, нуждается в контроле во избежании эмоциональных срывов.

Пример 2. Виктория К., 19лет. Умеренная умственная отста­лость. Детский церебральный паралич (малые припадки). Поведенческие нарушения: расторможенность, болтливость, чрезмерная общительность, эйфория, повышенная аффективная возбудимость, пугливость.

Физическое развитие. Передвигается самостоятельно. Отмечается нарушение осанки, походки, координации движений. Мелкая моторика развита недостаточно, но может завязать шнурки, застегивает пуговицы.

Самообслуживание. Владеет навыками личной гигиены (чистит зубы, умывается и т.д.), но не может самостоятельно принять ванну им питания соблюдает под контролем. Самостоятельно одевается, но необходим контроль матери, так как без напоминания не одевается. Выполняет ряд обязанностей по дому (накрывает на стол, умеет пользоваться плитой, может подогреть себе пищу, сделать

       
   
 

бутерброд). Отношение к домашней работе позитивное. Вы­полняет простейшие трудовые операции (работа с тканью, пользо­вание иглой, ножницами и т.д.). Принимает телефонные звонки по поручении матери, при необходимости может воспользоваться те­лефоном и обратиться за помощью к знакомым, выполняет эле­ментарные правила безопасности дома (при пользовании водой, электроприборами) и на улице (знает правила для пешеходов и при проезде в транспорте).

Обучение и интересы. Владеет академическими навыками (обу­чалась в школе), умеет читать, может написать свой адрес, фами­лию. Проявляет интерес к музыкальным занятиям (любит петь). Имеет достаточно полное представление о профессиях.

Речь и навыки общения. Уровень развития речи — развернутая речь, являющаяся основным средством общения. Понимает обра­щенную речь, выражает свои желания, знания, умеет начать беседу, поддержать ее, адекватно отвечает на вопросы, приветствия, просьбы и т. д. Владеет рядом невербальных средств общения (жес­ты, касания и т.д.)

Знает имена, возраст родителей, характер их работы, знает о существовании родственников, их места в семейной иерархии. Характер отношений с родителями доверительный, доброжела­тельный. Очень привязана к матери. Признает авторитет учителя, выполняет задания без принуждения, но под контролем. Не терпит критики, становится конфликтной. Самооценка завышена, но поддается коррекции, сознание своего «Я» в прошлом, настоящем и будущем адекватно. Способна организовать свое время, но чет кий распорядок дня ее не устраивает.

Несмотря на эмоциональную неустойчивость, основной эмоциональный фон позитивный. Способна дифференцировать 01 дельные ярко выраженные эмоции окружающих. Тревожность выражена умеренно. Понимает свои чувства и удовлетворительно выражает их вербальными и невербальными средствами.

Эти примеры наглядно иллюстрируют особенности сформированности и использования социально-бытовых навыков и эмоционально-личностного поведения у умственно отсталых людей с разной степенью выраженности дефекта во взрослом состоянии, в результате многолетней работы родителей и специалистов (педа­гогов, психологов). Развитие большинства из них соответствует раннему или дошкольному возрасту, несмотря на многолетние и многочисленные усилия. Тем не менее, даже при тяжелой умственной отсталости можно добиться положительных результатов, о чем достаточно красноречиво свидетельствует выше приведенный при мер с Мишей Л.

 

 

Проанализируем полученные результаты в целом по группам молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Оценка социально-бытовых навыков показала, что у всех молодых людей (100%) с умеренной умственной отсталостью они сформированы как в условиях дома, так и вне дома (рис. 9), но уровень развития различен. Среднее значение сформированности в домашних условиях составляло 12,4 балла (при максимуме вне дома — 31,1 балла (при максимуме 34). Как в условиях I, так и вне в группе обследованных с умеренной умственной отсталостью 94,]% молодых людей имели высокий уровень сформированности социально-бытовой адаптации (табл. 9).

 

В группе молодых людей с тяжелой умственной отсталостью сформированность социально-бытовых навыков отличалась более низкими показателями. У 83,0% обследованных в домашних усло­виях и у 70,0% — вне дома выявлялась социально-бытовая адапта­ция, причем ее средние значения были ниже, чем в группе молодых людей с умеренной умственной отсталостью и составляли 8,0 бал­лов дома и 14,5 баллов ~ вне дома, т.е. в 1,6 и 2,1 раза ниже. По уровням сформированности этих навыков (табл.9) выявлялась нео­днозначная ситуация: высокий уровень отмечался у 58,9% тяжело умственно отсталых дома и у 29,4% — вне дома. У достаточно боль­шого числа обследованных этой группы выявлен низкий уровень, чего не наблюдалось в группе молодых людей с умеренной умствен­ной отсталостью. Для обследованных этой группы наибольшие трудности вызывал субтест «Если ты заблудился» — у 80%.

В субтесте «Представление о профессиях» также выявлены от­четливые различия в обследованных группах (табл.10)

Почти у половины обследованных с тяжелой умственной отста­лостью полностью отсутствуют представления о профессиях.

Представления о предметах одежды у умственно отсталых молодых людей в I группе обследованных (табл.11) достаточно хорошо развиты, даже в отношении дифференцировки спортивной одежды, для отдыха. В группе обследованных с тяжелой умственной отсталостью менее половины молодых людей различают лет­нюю и зимнюю, мужскую и женскую виды одежды и ни один из них не дифференцирует спортивную одежду и одежду для отдыха.

 

3.5. Диагностика эмоционального состояния у молодых людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Эмоциональные отклонения являются неотъемлемой частью симптоматики психического недоразвития. Они очень различны и не всегда соответствуют степени нарушений в познавательной сфере. Обычно высшие чувства (долга, дружбы и т.д.) оказываются несформированными, а имеющиеся эмоциональные проявления недостаточно динамичны, малодифференцированы и нередко соответствуют реальным стимулам. Крайне недостаточны мотивации, побуждающие к познавательной деятельности (Д. Н. Исаев), по сравнению с остальными сторонами личности эмоции умственно отсталых наименее изучены. Между тем, в коррекционно- воспитательной работе с умственно отсталыми учет эмоциональ­но компонента очень важен.

Большинству лиц с умственной отсталостью доступны эмоции такие, как страх, радость, удовольствие, гнев, но эмоциональные реакции по глубине не соответствуют ситуации. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных