Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 43. Анализ ассортимента и структуры продукции




Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и других ресурсов.

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:определение текущих и перспективных потребностей показателей;оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Для обобщения характеристики изменений в ассортименте продукции может служить одноимённый коэффициент, уровень которого определяется отношением объёма производства продукции, зачтённого в выполнение плана по ассортименту, к плановому (базовому) выпуску продукции. При этом, в выполнение плана по ассортименту засчитывается фактический выпуск продукции каждого вида, но не более запланированного.Оценка выполнения плана по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Всю совокупность причин, которые влияют на выполнение плана по ассортименту можно разделить на:внешние причины:конъюнктура рынка;востребованность продукции по видам изделий;состояние материально-технического обеспечения;состояние рынка сырья;-внутренние причины:низкий уровень организации производства и труда;низкое техническое состояние активной части основных фондов;непроизводительные потери рабочего времени;недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.

Структура продукции – это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем её выпуске. Выполнить план по структуре значит сократить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных её видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонению от плановой структуры продукции, нарушая условия сопоставимости всех экономических показателей. Для расчёта влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используются: метод прямого счёта по всем изделиям и метод средней цены по всем изделиям. Анализ структуры продукции предполагает изучение удельного веса каждого вида продукции в плановом и фактическом объёмах, то есть изучение плановой и фактической структуры выпускаемой продукции, степень выполнения плана по структуре.

Влияние изменения структуры продукции на её объём определяется через изменение средней сопоставляющей цены: из средней фактически сопоставляемой цены вычитается средняя плановая сопоставляющая цена и уменьшается на фактический выпуск продукции.

Ассортимент – это перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них (полный, групповой…). Номенклатура – это перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории Республики Беларусь классификаторе промышленной продукции.

Вопрос 42. Анализ динамики, выполнения плана про­изводства продукции Объем производства и реализации промышленной продук­ции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показа­тели объема производства продукции получают с по­мощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция. Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное про­изводство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприя­тиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства. Объем реализации продукции определяется или по отгруз­ке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства.Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производ­ства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях - количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д. Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным использовать натуральные или услов­но-натуральные измерители.Анализ производится путем расчета след. коэф. Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной. Среднегеометр.:

Оценка выполнения плана по производству и реализа­ции продукции за отчетный. Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются пла­новые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим ито­гом с начала месяца, а также отклонение от плана.

Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности по выполнению договорных обязательств. Процент выполнения договорных обяз-т рассч. как деление разности м/у плановым объемом отгрузки по договорным обяз.(ОПл) и его недовыполнением(ОПн) и плановым объемом(ОПпл): Кд.п.= (ОПпл-ОПн)/ОПпл.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следу­ет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, коопе­рированным поставкам и по экспорту продукции.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных