ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципы целостного педагогического процесса
Принципы целостного педагогического процесса – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность.
Принципы реализуются через систему правил, отражающих более частные положения принципа и распространяющиеся на его отдельные стороны. Ими предусматривается типичный способ действия учителя в типичной ситуации. Ушинский писал: “...Сами эти правила не имеют никаких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают” Принцип гуманизации педагогического процесса может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека. Правила осуществления принципа гуманизации таковы: ■ полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью; ■ опора на положительные качества воспитанника; ■ создание ситуации успеха; ■ защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии. Полная реализация принципа гуманизации ведет к облагораживанию любого педагогического процесса и поведения его участников, интеллектуализации их взаимоотношений, правовой защите их от неблагоприятных воздействий среды, а также взаимоотношений друг с другом. Принцип гуманизации направлен на воспитание свободного человека, его раскрепощение, развитие самостоятельности, установление искренних и доброжелательных воспитательных отношений. Принцип демократизации был предложен еще ранней буржуазной педагогикой. Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Принцип природосообразности был сформулирован еще античными философами, но наиболее четко и содержательно Я.А. Коменским. В его трудах обосновывалось требование выбирать естественный путь развития человека, согласовывать организацию всего педагогического процесса не только с возможностями самого ребенка на определенных этапах его развития, но и с природой, в которой живет ребенок, ее развитием и изменениями. Практически нет ни одного педагога, так или иначе не внесшего своего вклада в развитие этого принципа. Из русских педагогов следует выделить К.Д. Ушинского, сторонника антропологического направления в педагогике. В советской педагогике этот принцип менял свое содержание несколько раз. Сначала он был сужен до принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, но позднее был дополнен принципом индивидуализации воспитания и обучения. И только в начале 1990-х гг. происходит возрождение более глубокого и богатого по содержанию принципа природосообразности. Суть данного принципа заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития. Природа учащегося, его состояние здоровья, физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие при этом становятся главными и определяющими факторами Принцип субъектности, появившийся в нашей науке во второй половине XX в., означает развитие способности ребенка осознавать свое “Я” во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей. Принцип культуросообразности своим появлением обязан немецкой педагогике XIX в. и связан прежде всего с именем немецкого педагога А. Дистервега. Это максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, общества, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе в любых педагогических системах направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося. Принцип научности прежде всего реализуется в отборе содержания образования и его соответствии современному уровню развития науки и техники. Этот принцип является основополагающим при разработке учебных планов, учебных программ, Учебников. Все, что передается воспитанникам и какие для этого подбираются методы и средства, должно соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности – так формулируется принцип доступности. Правила реализации принципа, разработанные Я.А. Коменским и другими авторами, – переходить от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, учитывать уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения при овладении новыми знаниями или требованиями. На первый взгляд этот принцип противоречит принципу научности. Но сложность педагогического процесса и заключается в том, чтобы каждому ребенку изложить научную информацию с учетом возможностей его понимания и восприятия, адаптируя и упрощая материал, но не настолько, чтобы исказить его научную сущность. Также Я.А. Коменский считал принцип наглядности “золотым правилом дидактики”, предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них= Принцип систематичности и последовательности. Российский педагог К.Д. Ушинский считал, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Этот принцип реализуется при соблюдении следующих правил: ■ предварительное определение имеющегося у обучаемых уровня знаний и их актуализация; ■ выделение существенных, базовых аспектов изучаемого материла, отделение главного от второстепенного и постоянное акцентирование на этом внимания; ■ четкое структуирование знания и его логики, что не только способствует лучшему усвоению информации, но и вооружает общеучебными умениями работы с любым материалом самостоятельно; ■ включение в структуру изложения материала постоянных кратких и обобщающих повторяющихся выводов по каждому законченному фрагменту предлагаемого материала и в конце изложения всего материала, что способствует не только лучшему запоминанию, но и формированию системы ассоциаций, активизации ранее изученного; ■ обучение с ранних ступеней разнообразным способам систематического, логического, развернутого и сжатого изложения своих мыслей: пересказ, рассказ, ответ по плану, сообщение, небольшое выступление, доклад, краткая лекция; ■ создание условий для самостоятельного выполнения заданий, приложения продолжительных и систематических усилий; ■ использование внутрипредметных и межпредметных связей; ■ планирование учебно-воспитательного процесса: систематическая подготовка учителя к урокам и другим формам взаимодействия с детьми, тщательный анализ содержания материала и поставленных целей, равномерное распределение домашнего задания в учебном процессе; ■ осуществление постоянного контроля и объективной оценки результатов обучения и воспитания. Сознательность, активность, самодеятельность, творчество и инициатива воспитанников в сочетании с педагогическим руководством – еще один принцип. Активно и сознательно осуществляемая учебно-познавательная деятельность помогает учащимся овладевать изучаемым материалом и развивать умственные способности. = Принцип прочности. На прочность результатов воспитания, обучения и развития, на усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет интерес и важность для ученика, ценность в плане использования в жизни. = Принцип связи теории с практикой и с жизнью выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, преобразованию окружающей действительности. Принцип единства знаний и поведения вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо постоянно организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно упражнялись в социально ценном поведении. Положительный эмоциональный фон педагогического процесса – этот принцип выступает итоговым, обобщающим. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, такую его организацию, когда всем участникам этого процесса интересно и увлекательно заниматься совместной деятельностью, будь она учебная, внеурочная или внешкольная.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|