Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Занятие 2. Звуковая культура речи: звук з




Цель. Упражнять детей в четком произношении звука з.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: "Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром.

Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок.

Конечно, конечно, – закивал Комар, – мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые, звонкие. – И запел: "3-з-з".

З-з-з-з, – попробовал подпевать Язычок.

Дети! А не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: "3-з-з-з".

Давайте еще раз споем песню комара". (Хоровое и 5–6 индивидуальных выступлений.)

Затем педагог предлагает спеть песню большого толстого комара: "Зу-зу-зу" и маленького комарика: "Зи-зи-зи". (Тренируется сила и высота голоса.)

Воспитатель показывает иллюстрации (лучше на фланелеграфе) к сказке К. Чуковского "Краденое солнце". Напоминает: "Когда крокодил проглотил солнце, стало страшно и темно. Что тогда сделали птицы и звери? (Заплакали, загрустили.) А крокодил, злодей этакий, веселился. И тогда:

Не стерпел

Медведь,

Заревел

Медведь,

И на злого врага

Налетел Медведь.

Уж он мял его

И ломал его:

"Подавай сюда

Наше солнышко!"

Испугался Крокодил,

Завопил, заголосил.

А из пасти

Из зубастой

Солнце вывалилось…"

Воспитатель читает отрывок дважды, выделяя в словах заревел, завопил, заголосил, из зубастой звук з.

Педагог читает отрывок еще 1–2 раза с участием детей (хоровые и индивидуальные выступления).

"Засияло солнце, – говорит в заключение педагог, – звери и птицы обрадовались, закричали: "Здравствуй, солнце золотое! Что и как они закричали?" Выслушивает ответы 4–5 детей, поощряя выразительность интонации.

Воспитатель читает строчки из стихотворения А. Прокофьева "На зеленой на лужайке":

На зеленой на лужайке

Заиграли балалайки.

Загудела дудочка,

Дудочка-погудочка.

Педагог предлагает детям "поиграть" на балалайках и дудочках. Он читает две первые строчки, а далее вместе с детьми распевает: "За-за-за" (на мотив "Барыни" или частушечной мелодии).

Воспитатель читает две следующие строчки, а дети, подражая педагогу распевают: "Зи-зи-зи" (на любую подходящую мелодию).

Занятие 3. Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова "Весенняя гостья"

Цель. Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение.

Ход занятия

Часть I. Воспитатель напоминает детям о том, что в течение года они учили стихи: "Хочу проверить, не забыли ли вы их".

Педагог читает первые строчки стихотворения, предварительно предупредив детей, что не нужно декламировать произведение хором: "Петушки распетушились, но подраться не решились…." ("Эй, не стойте слишком близко…", "Осень наступила, высохли цветы…", "На заснеженной полянке я, зима и санки…"). Воспитатель указывает на ребенка, и тот продолжает стихотворение.

Затем дети (1–2 человека) читают стихи, выученные дома.

Часть II. Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года (Весна.), и предлагает запомнить стихотворение "Весенняя гостья". ("Как вы думаете, кто она, эта весенняя гостья?")

Милая певунья,

Ласточка родная,

К нам домой вернулась

Из чужого края.

Под окошком вьется

С песенкой живою:

"Я весну и солнце

Принесла с собою…"

Педагог читает стихотворение еще раз, уточняет, как в нем называют весеннюю гостью ("Милая певунья, ласточка родная"– хоровые и индивидуальные повторения); куда она вернулась ("К нам домой вернулась") и откуда ("Из чужого края").Обращаясь к кому-нибудь из детей, спрашивает: "Оля (Дима), ласточка к нам домой вернулась из чужого края?" (2–3 ответа)

"Под окошком вьется с песенкой живою", – декламирует педагог и просит вспомнить ласточкину песню. ("Я весну и солнце принесла с собою…")

Воспитатель читает стихотворение полностью, потом повторяет его, а дети негромко помогают.

Примечание. В последующие дни воспитатель неоднократно декламирует стихотворение, помогая желающим читать его самостоятельно.

Занятие 4. Звуковая культура речи: звук ц

Цель. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: "Язычок распевал свои песни. Сначала он вспомнил песню воды… Затем запел по-комариному. Как он запел?

Пел Язычок и не заметил, как внимательно слушает его пушистый рыженький зверек. Вот он (показывает картинку или игрушку; "Белочка", – радуются малыши.)

Ты кто? – заметив зверька, спросил Язычок.

Ц-ц-ц-ц! – ответил Рыжик и спрятался.

Как интересно он говорит! – удивился Язычок. – Сейчас и я попробую: "Ц-ц-ц".

Дети! Попробуйте спеть песню белочки". (Хоровое и 4–5 индивидуальных повторений.)

Затем педагог предлагает спеть песню белочки медленно, быстрее, тихо (беличья колыбельная), чуть громче…

Белочка говорит: "Я научу вас другой песенке. Приглашаю в круг и девочек, и мальчиков".

"Мы с белочкой, – объясняет воспитатель, – встанем в центре круга и начнем петь, а припев "цок-цок-цок, цок-цок-цок!" будете исполнять вы. Слова припева можно сопровождать хлопками в ладоши. Но хлопать нужно тихо, чтобы было отчетливо слышно припев".

Я веселый зверек.

– Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Я пушистый зверек.

– Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Я красивый зверек.

– Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Очень ловкий зверек.

– Цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Далее воспитатель приглашает в круг кого-нибудь из детей. Ребенок изображает белочку, а остальные малыши и педагог хором спрашивают:

– Хочешь, белочка, орешков?

– Цок-цок-цок, – утвердительно отвечает "белочка".

– Хочешь беленький грибок?

– Цок-цок-цок.

Затем на роль белочки приглашают другого ребенка. Можно повторить с ним тот же диалог, а можно разыграть новый:

– По деревьям любишь прыгать?

– Цок-цок-цок.

– А охотников боишься?

– Цок-цок-цок.

Роль белочки целесообразно поручать тем малышам, которые нечетко произносят звук ц.

Во время игры педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи детей (задающих вопросы и отвечающих на них).

Следует обращать внимание на тех малышей, которые не полностью проговаривают звукоподражательные слова ("цок-цок" вместо "цок-цок-цок"). Для них надо планировать индивидуальные задания на различение и правильное воспроизведение звукоподражаний.

Примечание. Для закрепления звука ц можно напомнить детям стихотворение В. Берестова "Котенок", предложить им запомнить загадки:

На цветке – цветок,

Пьет цветочный сок.

(Бабочка)

Два близнеца, два братца.

На нос верхом садятся.

(Очки)

Можно показать детям кольцо и предложить ответить на вопрос в утвердительной форме: "Нет конца у моего кольца? Нет конца у твоего (вашего) кольца?" (4–5 ответов)




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных