![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 2. Звуковая культура речи: звук зЦель. Упражнять детей в четком произношении звука з. Ход занятия Воспитатель рассказывает: "Однажды Язычок гулял и познакомился с Комаром. Простите, вы любите петь? – поинтересовался Язычок. Конечно, конечно, – закивал Комар, – мы, комары, хорошие певцы. Песни наши красивые, звонкие. – И запел: "3-з-з". З-з-з-з, – попробовал подпевать Язычок. Дети! А не хотите ли вы спеть песню комара? Начинайте тихонько: "3-з-з-з". Давайте еще раз споем песню комара". (Хоровое и 5–6 индивидуальных выступлений.) Затем педагог предлагает спеть песню большого толстого комара: "Зу-зу-зу" и маленького комарика: "Зи-зи-зи". (Тренируется сила и высота голоса.) Воспитатель показывает иллюстрации (лучше на фланелеграфе) к сказке К. Чуковского "Краденое солнце". Напоминает: "Когда крокодил проглотил солнце, стало страшно и темно. Что тогда сделали птицы и звери? (Заплакали, загрустили.) А крокодил, злодей этакий, веселился. И тогда: Не стерпел Медведь, Заревел Медведь, И на злого врага Налетел Медведь. Уж он мял его И ломал его: "Подавай сюда Наше солнышко!" Испугался Крокодил, Завопил, заголосил. А из пасти Из зубастой Солнце вывалилось…" Воспитатель читает отрывок дважды, выделяя в словах заревел, завопил, заголосил, из зубастой звук з. Педагог читает отрывок еще 1–2 раза с участием детей (хоровые и индивидуальные выступления). "Засияло солнце, – говорит в заключение педагог, – звери и птицы обрадовались, закричали: "Здравствуй, солнце золотое! Что и как они закричали?" Выслушивает ответы 4–5 детей, поощряя выразительность интонации. Воспитатель читает строчки из стихотворения А. Прокофьева "На зеленой на лужайке": На зеленой на лужайке Заиграли балалайки. Загудела дудочка, Дудочка-погудочка. Педагог предлагает детям "поиграть" на балалайках и дудочках. Он читает две первые строчки, а далее вместе с детьми распевает: "За-за-за" (на мотив "Барыни" или частушечной мелодии). Воспитатель читает две следующие строчки, а дети, подражая педагогу распевают: "Зи-зи-зи" (на любую подходящую мелодию). Занятие 3. Повторение стихотворений. Заучивание стихотворения И. Белоусова "Весенняя гостья" Цель. Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течение года; запомнить новое стихотворение. Ход занятия Часть I. Воспитатель напоминает детям о том, что в течение года они учили стихи: "Хочу проверить, не забыли ли вы их". Педагог читает первые строчки стихотворения, предварительно предупредив детей, что не нужно декламировать произведение хором: "Петушки распетушились, но подраться не решились…." ("Эй, не стойте слишком близко…", "Осень наступила, высохли цветы…", "На заснеженной полянке я, зима и санки…"). Воспитатель указывает на ребенка, и тот продолжает стихотворение. Затем дети (1–2 человека) читают стихи, выученные дома. Часть II. Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года (Весна.), и предлагает запомнить стихотворение "Весенняя гостья". ("Как вы думаете, кто она, эта весенняя гостья?") Милая певунья, Ласточка родная, К нам домой вернулась Из чужого края. Под окошком вьется С песенкой живою: "Я весну и солнце Принесла с собою…" Педагог читает стихотворение еще раз, уточняет, как в нем называют весеннюю гостью ("Милая певунья, ласточка родная"– хоровые и индивидуальные повторения); куда она вернулась ("К нам домой вернулась") и откуда ("Из чужого края").Обращаясь к кому-нибудь из детей, спрашивает: "Оля (Дима), ласточка к нам домой вернулась из чужого края?" (2–3 ответа) "Под окошком вьется с песенкой живою", – декламирует педагог и просит вспомнить ласточкину песню. ("Я весну и солнце принесла с собою…") Воспитатель читает стихотворение полностью, потом повторяет его, а дети негромко помогают. Примечание. В последующие дни воспитатель неоднократно декламирует стихотворение, помогая желающим читать его самостоятельно. Занятие 4. Звуковая культура речи: звук ц Цель. Отрабатывать четкое произношение звука ц, параллельно упражняя детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи. Ход занятия Воспитатель рассказывает: "Язычок распевал свои песни. Сначала он вспомнил песню воды… Затем запел по-комариному. Как он запел? Пел Язычок и не заметил, как внимательно слушает его пушистый рыженький зверек. Вот он (показывает картинку или игрушку; "Белочка", – радуются малыши.) Ты кто? – заметив зверька, спросил Язычок. Ц-ц-ц-ц! – ответил Рыжик и спрятался. Как интересно он говорит! – удивился Язычок. – Сейчас и я попробую: "Ц-ц-ц". Дети! Попробуйте спеть песню белочки". (Хоровое и 4–5 индивидуальных повторений.) Затем педагог предлагает спеть песню белочки медленно, быстрее, тихо (беличья колыбельная), чуть громче… Белочка говорит: "Я научу вас другой песенке. Приглашаю в круг и девочек, и мальчиков". "Мы с белочкой, – объясняет воспитатель, – встанем в центре круга и начнем петь, а припев "цок-цок-цок, цок-цок-цок!" будете исполнять вы. Слова припева можно сопровождать хлопками в ладоши. Но хлопать нужно тихо, чтобы было отчетливо слышно припев". Я веселый зверек. – Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Я пушистый зверек. – Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Я красивый зверек. – Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Очень ловкий зверек. – Цок-цок-цок, цок-цок-цок! Далее воспитатель приглашает в круг кого-нибудь из детей. Ребенок изображает белочку, а остальные малыши и педагог хором спрашивают: – Хочешь, белочка, орешков? – Цок-цок-цок, – утвердительно отвечает "белочка". – Хочешь беленький грибок? – Цок-цок-цок. Затем на роль белочки приглашают другого ребенка. Можно повторить с ним тот же диалог, а можно разыграть новый: – По деревьям любишь прыгать? – Цок-цок-цок. – А охотников боишься? – Цок-цок-цок. Роль белочки целесообразно поручать тем малышам, которые нечетко произносят звук ц. Во время игры педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи детей (задающих вопросы и отвечающих на них). Следует обращать внимание на тех малышей, которые не полностью проговаривают звукоподражательные слова ("цок-цок" вместо "цок-цок-цок"). Для них надо планировать индивидуальные задания на различение и правильное воспроизведение звукоподражаний. Примечание. Для закрепления звука ц можно напомнить детям стихотворение В. Берестова "Котенок", предложить им запомнить загадки: На цветке – цветок, Пьет цветочный сок. (Бабочка) Два близнеца, два братца. На нос верхом садятся. (Очки) Можно показать детям кольцо и предложить ответить на вопрос в утвердительной форме: "Нет конца у моего кольца? Нет конца у твоего (вашего) кольца?" (4–5 ответов)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|