ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Маленькая книга о капоэйре
Нестор Капоэйра
Эта книга посвящается Дермевалю Лопезу де Ласерада, мастеру Леопольдинья, который открыл для меня таинства и маландрагенс капоэйры, а также всем игрокам прошлого, настоящего и будущего.
Предисловие к русскому изданию
Ранним солнечным утром 1997 года с облегчением отринув воспоминания о мытарствах в затопленной летним разливом Польше я сошел с автобуса на ZOB - центральном автовокзале Гамбурга. Улицы в районе Альтона были еще пустынны лишь кое где возле своих овощных лавок лениво возились турки. Я шагал сжимая в кулаке адрес дома, где должна была проводиться Летняя встреча капоэйры и повторял пару заученных впопыхах немецких слов. - Эншульдиген зи битте. Вер ист Хоспитальштрассе Хаус Драй? - Вам дом номер 3, юноша, - переспросил по английски словоохотливый старичок (как оказалось впоследствии – бывший парашутист и ветеран Эль-Аламейна). - Ну это же очень просто, вот он, перед вами.» Я с сомнением оглядел жестяную цветочную лавку размером с две телефонные будки. - По моим представлениям дом-то должен быть побольше и изрядно! - Совершенно верно – радостно подтвердил старичок. – Он и был побольше … пока над ним не поработала авиация ваших союзников. Ну, во вторую мировую. Не помню как долго я стоял разинув рот, и пытался отдать должное чувству юмора моих друзей по Internet. Из ступора меня вывели двое дружелюбных полицейских, которые вдобавок оказались на удивление сообразительными и довольно быстро догадались, что «Дом 3» это нарицательное название двухэтажного павильона, расположенного в парке тремя кварталами дальше, куда я и был с приятностью доставлен на патрульной машине, опровергая известный тезис Швейка, что идти в сопровождении полицейских – тяжкое испытание в жизни каждого человека. Предисловие
В 1971 году, когда я преподавал капоэйру в Лондонской школе современного танца, я написал небольшое пособие для своих учеников. Я понимал, что они нуждаются в некоторой информации по истории и философии капоэйры для того, чтобы лучше представлять смысл jogo (игры), которую они изучали на моих занятиях. Эти страницы были началом того, что за последние двадцать пять лет выросло и стало частью моих взаимоотношений с капоэйрой и с сообществом людей, занимающихся ею. С тех пор я опубликовал три книги на эту тему в Бразилии, и, теперь, я счастлив видеть мою первую книгу переведенной на английский язык и изданной в Соединенных Штатах. Разумеется, за это время увидело свет много информации и результатов новых исследований, поэтому многие мои взгляды на историю капоэйры изменились. Я также стал немного старше и приобрел больше опыта в игре – жизни и капоэйры – получил возможность укрепить связи с игроками и мастерами старше меня, капоэйристами, которыми я восхищался когда был молод, и которых теперь я называю своими друзьями. Эти связи принесли с собой богатство информации – философского знания корней и ритуала игры – и, кроме того, опыта, накопленного за много лет. Все это, конечно, углубило мое понимание того, что из себя представляет капоэйра. Я рад сообщить, что этот новый материал представлен в первом английском издании, и я надеюсь, что оно сможет передать эту информацию, которая обогатила мое видение капоэйры. Таким образом, эта “маленькая книга” преследует две цели: 1 дать читателю представление о капоэйре, ее истории, философии, музыке, ритуале, легендах и значении; и 2 предоставить новичкам практическую методику, пригодную для преподавания и обучения капоэйре в условиях другой культуры. Капоэйра за эти последние тридцать лет сделала мою жизнь богаче, открыла многие двери и неожиданные возможности. Я лишь один из тех, кого она сделала счастливее, и я надеюсь, что читатель вскоре войдет в наш roda (круг). Нестор Капоэйра
История
Camara, donde e que vens, camara?
Друг, откуда ты держишь свой путь?
Введение
В 1500 году португальцы под предводительством конкистадора Педро Кабрала (Pedro Alves Cabral), прибыли в Бразилию. В числе первостепенных задач новоприбывших было подчинение местного населения – бразильских индейцев – для того, чтобы обеспечить португальцев даровой рабочей силой. Это предприятие быстро потерпело крах – индейцы быстро умирали в неволе или убегали в свои, находящиеся неподалеку, поселения. Тогда португальцы начали ввозить рабов из Африки. На другой стороне Атлантики свободных мужчин и женщин захватывали, грузили в мрачные суда торговцев живым товаром и посылали в кошмарное путешествие, которое для большинства сулило пожизненное рабство. Сотни, а затем тысячи африканцев прибывали, неся с собой свою культуру – самобытную и отличную от европейской – культуру не запертую в стенах музеев и библиотек, но заключенную в теле, сознании, сердце и душе; культуру, которая передавалась от отца к сыну, от посвященного новичку из поколения в поколение. Это была candomble, религия; berimbau, музыкальный инструмент; vatapa, пища, и многое другое, проще говоря, стиль жизни. В этой книге рассматривается небольшая часть этого огромного наследия – игра капоэйра.
Происхождение
О происхождении капоэйры – африканском или бразильском – спорят и по сей день; различные и взаимопротиворечащие теории создаются, чтобы объяснить как все началось. К сожалению, ранние дни капоэйры окутаны мраком неизвестности, так как существует всего несколько документов, относящихся к тому периоду, в которых упоминается капоэйра, и все исследования в этой области находятся в начальной стадии. Однако, чтобы лучше ощутить обстановку, в которой рождалась капоэйра, предпримем подобное ужасное путешествие, как суда, несшие человеческий груз в рабство. Давайте представим, что приземлилась летающая тарелка, прибывшая с далекой планеты. Члены ее экипажа имеют грозное и непонятное оружие. Множество людей в возникшем хаосе и кровавой резне попадают в плен. После страшного путешествия мы прибываем в наш новый дом. Здесь нас продают в рабство, и после первых дней мучительного труда мы отдыхаем в общих бараках для рабов. Мы попадаем в пеструю компанию: американский гитарист, английский боксер, бразильский ударник из оркестра самбы, китайский мастер тай-чи и африканский игрок на сват (Сват – африканский музыкальный инструмент, родственный беримбау. Он состоит из большого резонатора-кабаса и музыкального лука с несколькими струнами, наподобие арфы) – и многие другие. Время идет и в редкие минуты отдыха мы начинаем проникаться культурой окружающих. Наши дети и дети наших детей рождаются и растут условиях рабства и окружения разнородных культур. Можно представить, как постепенно, по прошествии десятилетий возникает новая форма культурного проявления – танец-схватка, игра, представляющая собой смесь бокса, тай-чи, ритма самбы, американской музыки и сват. Теперь мы представляем как могла зародиться капоэйра, и каковы ее истоки: синтез танцев, боевых систем и музыкальных инструментов различных культур и различных районов Африки. Этот синтез состоялся на бразильской почве, скорее всего в Сальвадоре, столице штата Байя, в условиях рабовладения, по всей вероятности, в девятнадцатом столетии.5
В оковах рабства
Примерно с 1814 г. капоэйра и другие проявления африканской культуры подвергались репрессиям, а кое-где и запрещались хозяевами рабов и надзирателями. До этого на традиции африканской культуры смотрели сквозь пальцы, а иногда даже поощряли, отчасти для уменьшения внутреннего напряжения, порождаемого рабством, отчасти, чтобы внести отчуждение между разными этническими группами африканцев, по принципу «разделяй и властвуй». Но с прибытием в 1808 г. в Бразилию португальского короля Dom Joao IV со своим двором, после захвата Португалии Наполеоном Бонапартом, положение изменилось. Новоприбывшие осознавали необходимость уничтожения культуры народа, чтобы его покорить. Начался процесс преследования капоэйры, который достиг кульминации в 1892 г. когда ее объявили вне закона. Почему преследовалась капоэйра? Мотивов более чем достаточно:
Она давала африканцам осознание национальной принадлежности. Она вырабатывала у занимающихся уверенность в себе. Она способстовала образованию маленьких, спаянных сообществ. Она воспитывала умелых и потенциально опасных бойцов. Иногда рабы получали повреждения на занятиях, что было нежелательно с экономической точки зрения.
Хозяева и надсмотрщики вероятно не понимали значения всех этих мотивов так хорошо как король и придворные, однако интуитивно – той интуицией, которая присуща каждому правящему классу – они чувствовали что «что-то тут не так.» Как же, в таком случае, продолжала существовать и развиваться капоэйра? · В жесткой специализированной форме в Рио-де-Жанейро и Ресифи. · Как ритуал-танец-поединок-игра в Байе, где капоэйра прогрессивно впитывала другие элементы африканской культуры. · Иногда тайком, в других местах, открыто, бросая вызов законам, призванным ее запретить. Капоейра в то время имела мало общего с сегодняшней капоэйрой, практикуемой как минимум на протяжении ста лет. В качестве примера возьмем описание немецкого художника Ругендаса (Rugendas). Его рисунки того, что он назвал “Capuera, danse de la guerre” («Боевой танец, капоэйра»), наряду с письменным описанием его наблюдений (Voyage Picturesque et Historique dans le Bresil, Engelman & Co., Paris 1824) являются одними из первых письменных упоминаний о капоэйре:6 У негров есть и другой способ воинственного времяпровождения, значительно более жестокий – капоэйра: два чемпиона бросаются один на другого, пытаясь нанести нокаутирующий удар головой в туловище противника. Искусно избегая атак прыжками в стороны и уклонами, они, все же, то и дело, с огромной силой сталкиваются головами. Нередко, игра превращается в драку, в дело идут ножи, и все кончается кровопролитием.
Отсутствующие в описании Ругендаса акробатические прыжки, перемешения у земли, удары ногами и музыкальный инструмент, под названием berimbau, видимо, в то время еще не стали частью капоэйры. Беримбау, это однострунный инструмент с резонатором. Его простота удивляет, учитывая многообразие звуков, которое может на нем получить опытный игрок. Сегодня без этого инструмента зачастую, не представляют капоэйры, и действительно, он задает ритм и характер игры – медленный или быстрый, воинственный или озорной, коварный или гармоничный и т.п. В то далекое время аккомпанементом капоейре служил бой atabaque (аналогичных барабанам конга), хлопанье в ладоши, и пение, как изображено на рисунках Ругендаса. Эта ранняя капоэйра, описанная Ругендасом, развивалась и изменялась, частично просто потому, что все меняется со временем, а частично, под влиянием других форм борьбы и танца, приходящих их Африки, таких как танец, упомянутый во Всемирной истории танца World History of Dance, Curt Sachs): Два танцора и певец занимают свои места в центре круга. Один из них речитативом возносит молитвы старым хозяевам и, может быть, своему любимцу-быку, и задает ритм ударами в ладоши, а двое остальных выполняют акробатические движения и прыжки.
Следует отметить, что существует и много других версий, пытающихся объяснить происхождение капоэйры. Согласно наиболее популярной из них, капоэйра это боевое искусство, замаскированное под танец, чтобы им можно было заниматься под носом у белых рабовладельцев. Она представляется малоправдоподобной, так как, с 1814 г. когда начались преследования африканской культуры, другие формы танца были запрещены вместе с капоэйрой, и не было смысла маскировать ее под один из них. Другая теория утверждает, что во время ритуала инициации (эфендула), у народности Мукупе на юге Анголы, знаменующего достижение девушками совершеннолетия, молодые воины племени исполняют воинственный «танец зебр», или Н’голо. Этот танец якобы и является капоэйрой. Гипотеза была впервые изложена Camara Cascudo (Folclore do Brasil, 1967), но спустя год Waldeloir Rego (Capoeira Angola, Editora Itapoan, Salvador, 1968) предостерегал против безапелляционного принятия этой «странной теории» до тех пор пока не будет представлено убедительных свидетельств в ее пользу (чего до сих пор не произошло). Если танец Н’голо в самом деле существовал, то, в лучшем случае, это был только один из источников ранней капоэйры. Другие теории смешивают, без каких-либо надежных оснований, с зарождением капоэйры имя Зумби, легендарного вождя Киломбо дос Пальмарес (поселения беглых рабов). Все эти теории черезвычайно важны, когда мы пытаемся понять миф, окружающий капоэйру, но они очевидно но могут приниматься как исторический факт, согласно данным и информации, которые мы имеем на сегодняшний день. Возможно дальнейшие исследования, сделают в будущем устаревшей и теорию, предлагаемую нами, т.е., что капоэйра возникла в Бразилии, главным образом в 19 столетии.7
Освобождение рабов С подписанием Золотого Закона в 1888 г., который отменил рабство, получившие свободу негры не смогли найти для себя место в существующем социоэкономическом порядке. Капоэйрист с его бойцовскими навыками, самоуверенностью и индивидуализмом, быстро скатывались в преступную среду – и капоэйра вместе с ним. В Рио-де-Жанейро, где капоейра сформировалась исключительно как форма боя, возникли банды, терроризировавшие население. Вскоре вслед за этим во время перехода от Бразильской Империи к республике в 1890 г. бандформирования использовались как монархистами, так и республиканцами, чтобы выбить почву из под ног политических противников. Дубинка, стилет или опасная бритва, часто довершали эффект применения таких движений капоэйры, как рабо-де-аррайа и растейра. А тем временем в Байе капоэйра продолжала эволюционировать в ритуальный танец/борьбу/игру. Беримбау стало неотъемлемым инструментом, используемым для управления действом roda в потаенных местах с тех пор как практика капоэйры была запрещена первой конституцией Бразильской Республики (1892). Теперь мы прибываем в 1900 г. В Рио любой капоэйрист – белый, мулат или негр – был malandro (хулиганом) и преступником – мастером по применению не только ударов ногами (golpes), подсечек (rasteiras), атак головой (cabecadas), но и холодного оружия. В Ресифи капоэйра прочно ассоциировалась с городскими музыкальными ансамблями. Во время карнавалов, опытные бойцы сопровождали оркестры по улицам города и когда два ансамбля встречались драка с последующим кровопролитием были обеспечены. На переломе столетий в Байе капоэйра8 также часто воспринимался как преступник. Тем не менее игроки и сама игра имели все характерные особенности сегодняшней капоэйры. Преследования и стычки с полицией продолжались. Понемногу капоэйра была искоренена в Ресифи и Рио, сохранившись только в Байе. Именно этот период времени породил фигуры, ставшие легендарными в капоэйристской среде – грозных игроков, de corpo fechado,9 таких как Besouro Cordao-de-Ouro в Байе, Nascimento Grande в Ресифи и Manduca da Praia в Рио, которые до сих пор вспоминаются в капоэйристских песнях.. Рассказывают, что Besouro жил в Санто-Амаро da Purificacao штата Байя, и что он был учителем другого знаменитого капоэйриста по имени Cobrinha Verde, с которым я встретился в Байе в 1960 году. Besouro не любил полицию и его боялись не только как капоэйриста, но и как мастера по владению холодным оружием, обладающего к тому же corpo fechado. По легенде, на него была устроена засада. Рассказывают, что не умея читать, он нес с собой записку с приказом убить его, думая, что это рекомендация по устройству на работу. Легенда гласит, что его убили специальным деревянным кинжалом, подвергнутым магическим ритуалам, чтобы преодолеть corpo fechado. Nascimento Grande, был самым грозным из бродяг, сопровождавших карнавальные оркестры по улицам Ресифи. По некоторым утверждениям, он был убит во время полицейских преследований в начале 1900 годов, другие говорят, что он просто переехал из Ресифи в Рио де Жанейро, где и умер в преклонном возрасте. Manduca da Praia относится к более раннему поколению (1890). Он был известен привычкой элегантно одеваться владел, по рассказам, рыбным магазином и вел безбедное существование. Кроме того он контролировал результаты выборов в своем районе. Он якобы имел на своем счету двадцать семь уголовных обвинений (в нападениях, поножовщине и т.п.), но каждый раз избегал суда благодаря вмешательству политиков, на которых он работал. Позднее, в 30-е годы нашего века, в Сальвадоре, Mestre Bimba (Manoel dos Reis Machado – 1900-1974) открыл первую академию капоэйры (1932) начав преподавать в своем Centro de Cultura Fisica Regional Baiano. Это стало возможным благодаря националистической политике Гетулио Варгаса (Getulio Vargas), способствовавшего распространению капоэйры как бразильского национального вида спорта.10 В 1941 г. Mestre Pastinha (Vicente Ferreira Pastinha – 1889-1981) открыл свою школу capoeira Angola. Впервые в истории стало возможным обучать капоэйре и практиковать ее открыто.
Бимба и Пастинья
Двумя центральными фигурами в капоэйре двадцатого столетия несомненно были мастера Бимба и Пастинья. Об их значении для истрии капоэйры свидетельствует тот факт, что они (всесте с легендами, окружающими их) считаются мистическими учителями всех современных капоэйристов, и многое из того, чем мы являемся или хотим стать определяется тем, чем были и что из себя представляли эти двое. Мастер Бимба, урожденный Manoel dos Reis Machado, родился в 1900 г. Заниматься капоэйрой он впервые стал когда ему исполнилось двенадцать лет, в местности, сегодня известной как Либердаде (Liberdade), в Сальвадоре. Его учителем был африканец Бентиньо (African Bentinho), капитан мореходной компании из г. Байя. Бимба открыл школу в возрасте восемнадцати лет, но лишь в тридцатые годы в своей первой «академии» он начал обучать “региональному стилю борьбы из Байи”, получившему впоследствии известность как Капоэйра Regional. Бимба был признанным бойцом с прозвищем Tres Pancadas (или Три Удара), так как по рассказам, ему никогда не требовалось ударять больше трех раз, чтобы закончить схватку. Тем не менее, Бимба исповедовал философию malandro «ум выше храбрости». Он любил повторять, «Quem aguenta tempestade e rochedo» («только скалы противятся буре»), что означает, если вы столкнулись с кем-то, значительно более сильным, самым разумным выходом будет обратиться в бегство; но если он последовал за вами, нужно неожиданно обернувшись застать его врасплох – типичный подход маландро. С открытием академии Бимбы началась новая эра истории капоэйры, когда это искусство стало преподаваться детям верхних классов населения Сальвадора. Бимба расширил ассортимент приемов включив подсечки из батука (batuque), местного вида борьбы, которым занимался его отец, новые связки ударов или гольпес лигадос. Он также создал новый метод обучения, основанный на восьми предопределенных последовательностях движений и ударов ногами для двух игроков, и на cинтура депрезада – серии бросков, в которых капоэйрист учился всегда приземляться на ноги (см. Стр. 86). Он отбросил существенную часть ритуала и «игровых» аспектов, а также медленный ритм, для того, чтобы увеличить агрессивность своего стиля и сделать его более пригодным для воспитания боевого духа. Все это в совокупности с тем важным обстоятельством, что большинство его учеников принадлежало к иному социальному классу (т.е. отличались социальной базой, моральными ценностями и способом мышления от традиционных капоэйристов – выходцев из непривилегированных классов с глубоко укоренившейся афро-бразильской культурой), внесло свою лепту в формирование нового стиля, известного как капоэйра Regional. Годы вслед за открытием академии были для Бимбы очень успешными. Он со своими учениками выступал в Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро и других крупных городах Бразилии. Однако, в начале 70-х годов, разочарованный отсутствием поддержки официальных властей в Байе, он решил переехать в Гойану (город невдалеке от Бразилиа, столицы Бразилии). Там он и умер год спустя – 5 февраля 1974 г. До самого последнего дня жизни Бимба сохранял активность и был очень подвижен. В полдень он даже запланировал провести демонстрацию в своем клубе. Несмотря на его желание быть похороненным в Гойане, некоторые из старших учеников сообща перевезли его тело в Сальвадор, где он обучал капоэйре и занимался ее всю жизнь. Многие мастера создавали по его следам и начали обучать новым формам капоэйры, однако они не обладали глубиной знаний Бимбы и силой его личности, и эти нововведения исчезали так же быстро, как появлялись. С образованием стиля Регионал, традиционная капоэйра стала известна как Капоэйра Ангола. В период, когда стили Регионал и Сензала отодвинули традиционное направление в тень, Пастинья и его группа практически единственными обеспечили сохранность традиции, хотя некоторые другие группы также еще были активны. Мастер Пастинья (Vicente Ferreira Pastinha) родился в 1889 г. По его словам, капоэйре его научил выходец из Анголы по имени Бенедито, который взял юного Пастинью под свою опеку, после того как заметил, что его избивают более старшие подростки. В шестнадцать лет, несмотря на небольшой рост, Пастинья работал кем-то, наподобие вышибалы в игорном доме, расположенном в пользующемся дурной славой районе города. Он открыл собственную академию несколькими годами позже, чем Бимба. Благодаря своей общительности и целенаправленности, Пастинье удалось создать атмосферу энтузиазма в группе и привлечь туда многих капоэйристов. Группа Пастиньи стала как бы сборным пунктом для людей искусства и интеллектуалов, желавших приобщиться к традиционной капоэйре ангола. Пристрастие Пастиньи к афоризмам стяжало ему произвище «философа капоэйры». Одним из его любимых высказываний было «Capoeira й para homem, menino e mulher, sу nгo aprende quem nгo quiser.» («Капоэйра – для всех: мужчин, женщин и детей. Не способен научиться только тот кто не хочет.») Как и Бимба он был хорошо знаком с философией маландрагем и постоянно носил с собой небольшой нож, заточенный с двух сторон. «Если бы была третья грань, я заточил бы и ее для тех, кто желает мне зла, – часто говорил он.11 К сожалению, власти под предлогом перестройки Largo do Pelourinho, где находилась его академия, конфисковали помещение для занятий. Хотя Пастинье пообещали выделить другое место, чиновники так и не сдержали своих слов. Конец его жизни был печален: слепой и почти в одиночестве он жил в маленькой комнатушке до самой смерти в 1981 г. в возрасте девяноста двух лет. Он оставил после себя многих учеников, двумя наиболее известными из которых являются Mestre Joao Grande (сейчас преподает в Нью-Йорке) и Mestre Joao Pequeno.
Более поздние годы В сороковых годах началась миграция капоэйристов из Байи в Рио, а позднее в Сан-Пауло и другие города. Однако, еще четверть века меккой бразильских капоэйристов безоговорочно продолжали считать Сальвадор и штат Байя. В начале шестидесятых молодые капоэйристы из средних слоев Рио, после обучения у мастера Бимбы вернулись домой и продолжили развивать капоэйру самостоятельно в окрестностях Cosme Velho. Примерно через десять лет школа Сензала достигла расцвета. Она стала наиболее известной группой в Бразилии, пропагандируя новый стиль Регионал-Сензала, оказавший воздействие практически на каждого игрока по всей стране. В то же самое время, капоэйра активно развивалась и в Сан-Пауло. Интенсивные разминки и систематическая постановка ударов дополнили методику Бимбы. Вскоре и в Рио и в Сан-Пауло, под влиянием восточных боевых искусств, была принята новая система шнуров. Такая четкая организация обучения и контроля за ростом мастерства в реформированной капоэйре обеспечили приток новых учеников. К тому времени относятся и первые попытки проведения соревнований и чемпионатов по капоэйре, организации судейства и выработки правил. Хотя в 70-х иногда казалось, что капоэйра вот-вот может бесповоротно лишиться своих ритуальные, философских и игровых аспектов, став одним из многих видов спортивных единоборств, чемпионаты вскоре перестали привлекать многих лучших капоэйристов. Хотя подобные соревнования проводятся и сейчас, они не пользуются реальной популярностью в капоэристских кругах.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|