Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Связки мастера Бимбы




 

Как отмечалось ранее, каждый учитель имеет собственный метод обучения. Тем не менее, с тех пор как обучение капоэйре приобрело узаконенный характер (30-е годы) инструкторами в академиях повсеместно стало практиковаться использование нескольких предопределенных последовательностей движений. К сожалению сегодня уже невозможно постигать капоэйру как часть культурного целого как вы могли бы это делать в Сальвадоре еще тридцать-сорок лет назад. Времена изменились и теперь с бразильским обществом происходят драматические перемены по мере того как оно пытается модернизировать экономику к стандартам двадцать первого века.

Капоэйру эти перемены не обошли, иначе не могло и быть. Фактически, капоэйра является школой жизни. Она отражает окружающую среду как зеркало, как микрокосм, в котором капоэйрист специальным образом обучается как вести себя в реальной жизни.

Но несмотря на все перемены капоэйра все-же выжила и процветает оставаясь искусством «цель которого непостижима даже для мудрейших из капоэйристов» говоря словами мастера Пастиньи.

Распространение капоэйры в Бразилии и в мире сопровождалось неизбежной структуризацией методики ее преподавания. Количество занимающихся увеличивалось и учителя больше не могли уделять должное и внимание каждому из них. Сегодня также и большинство учеников не имеет возможности целиком посвящать себя капоэйре, время для занятий зачастую выкраивается в заполненном неотложными делами дневном расписании, и долно быть использовано с максимальной эффективностью.

Польза кодифицированных упражнений в том, что учитель должен объяснить их только один раз, и затем студент может отрабатывать их вместе со всеми. Нельзя также отрицать, что постоянное повторение способствует росту мастерства позволяя оттачивать исполнение техник до совершенства.

Но подобная методика таит и серьезную опасность. Многие мастера сегодня включая и меня озабочены увеличивающейся механичностью игры, предсказуемостью ее движений. Это полностью противоречит духу капоэйры, которая основывается на импровизации и непредсказуемости.

На учителей и студентов таким образом ложится основная тяжесть задачи противостояния силам, пытающимся стандартизовать капоэйру. Фиксированные связки сами по себе не проблема – проблема в слепом и некритичном следовании этим эффективным средствам обучения. Поэтому, параллельно с освоением связок особенное внимание нужно отводить упражнениям для развития творческого мышления и импровизационных качеств учеников.

Среди всех структурированных методов обучения связки мастера Бимбы (полностью приводимые в данной главе), по моему мнению, остаются одним из лучших методов изучения капоэйры Регионал.

Связки выполняются из базовой позиции жинга в быстром темпе (например, под ритм Сао Бенто Гранде Регионал). Разумеется сначала их следует отрабатывать медленно, пока начинающие не освоят движения настолько, чтобы исполнять их без колебаний.

Вы должны переходить к новой связке как только вы запомните предыдущую, даже если не все удары еще поставлены достаточно хорошо. В среднем на удовлетворительное освоение всех восьми связок уходит от десяти до пятнадцати занятий.

Отныне структура тренировок должна быть следующей:

1 Разминка;

2 Упражнения на импровизацию движений стоя и на земле;

3 Упражнения, включающие в себя удары: синхронная жинга с партнером; сигналом предупреждаете его об атаке, от которой он уходит произвольной техникой. Отработка производится десять раз для каждой ноги, затем вы меняетесь ролями с партнером. На каждом занятии в этом упражнении используется только один из ударов (например, меа луа де френт, меа луа де компассо, армада или кишада).

 

Первая связка

 

(На рисунках мы видим двух игроков, которых для краткости в дальнейшем будем называть А – темнокожий и Б – белый.)

А: Меа луа де френте, меа луа де френте, армада и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья и негатива.

 

1 Двое игроков начинают с выполнения базовой жинга подстраиваясь друг к другу.

 

2 А делает шаг левой ногой в направлении Б готовясь к атаке.

Замечание: Первое время А должен предупреждать Б о начале нападения.

 

3 А атакует Б ударом меа луа ди френте правой ногой, а Б защищается уходом в кокоринья (небольшой подскок вперед и положение на корточках возле опорной ноги А).

 

4 Б поднимается сразу после того как правая нога А прошла над его головой.

 

5 Немедленно А наносит удар меа луа де френте, на этот раз левой ногой. Б снова уходит в кокоринья вблизи опорной ноги А.

 

6 А завершает меа луа де френте, однако не убирает левую ногу в исходную позицию, как можно было ожидать, а опускает ее впереди. Это позволит ему встретить Б, поднимающегося из кокоринья, ударом армада.

 

7), 8), 9) А быстро разворачивает корпус и начинает армада, но Б не встает. Вместо этого он смещается в позицию негатива. Его левая нога выпрямлена и готова подсечь опорную левую ногу А. А бьет армада правой ногой. Б готовится выйти из негатива и поймать противника, когда он начнет выполнять ау.

 

10 А уходит от подсечки левым ау. Б изменяет левостороннюю негатива на правосторонюю и приближается к А пытаясь нанести удар головой ему в грудь.

Замечание: Подойдите к противнику как можно ближе, но не опрокидывайте его.

 

Вторая связка

А: Два мартело, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Две банда, армада, негатива и кабесада.

 

1 А и Б начинают в синхронной жинга. Б замечает, что А собирается атаковать его с мартело.

 

2 А делает шаг вперед-наружу готовясь ударить мартело. Б предугадывает его движение и пытается опрокинуть его при помощи банда (подсечка из положения стоя, описываемая в главе, посвященной броскам). А выполняет мартело, но не попадает в цель. Нога Б находится за опорной ногой А готовая провести подсечку, однако Б воздерживается от завершения банда.

 

3 После мартело А ставит правую ногу на землю, а затем быстро переключается на мартело левой ногой. Б снова разгадывает его намерения и встречает удар с банда, готовый бросить А на землю.

 

4 Б подтягивает правую ногу и быстро разворачивает корпус для армада. А уже завершил левый мартело и готовится к защите.

 

5 Б бьет армада с левой ноги, но А уклоняется при помощи кокоринья.

 

6 Пропустив левую ногу Б над головой А сразу же встает и наносит удар бенсао.

 

7 Б уклоняется от бенсао уходя в негатива и пытается зацепить выпрямленной правой ногой опорную ногу А.

 

8 А возвращает правую ногу и готовится уйти в ау. Б собирается сделать роле, чтобы выйти в позицию для тычка головой.

 

9 А выполняет ау, а Б атакует его с кабесада.

 

Третья связка

А: Кишада, кишада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, кокоринья, армада, негатива, роле и кабесада.

 

1 Синхронная жинга. А находится в положении из которого правая нога должна делать шаг назад.

 

2 Но, вместо этого он делает шаг вперед-вовнутрь.

 

3 А атакует с кишада правой ногой. Б уклоняется падая в кокоринья.

 

4 Пропустив ногу противника над головой Б встает уже внутри защиты А. В реальной игре он в этот момент обладал бы значительным преимуществом.

 

5 А повторно наносит удар кишада на этот раз левой ногой. Б опять с небольшим прыжком вперед принимает положение кокоринья возле опорной ноги А.

 

6 А заканчивает второй кишада в позиции, показанной на рисунке. Б поднимается из кокоринья готовый контратаковать с армада.

 

7 Быстро развернувшися Б наносит удар армада, который А встречает в кокоринья.

 

8 Поднявшись А готовится выполнить бенсао. Б уже закончил армада и быстро уходит в негатива.

 

9 А грозит неприятное падение в момент, когда он бьет бенсао.

 

10 С помощью левого ау А выходит из создавшегося положения. Б пытается ответить атакой кабесада.

 

Четвертая связка

А: Галопанте, негатива, роле.

Б: Аррастао, ау.

 

1 Жинга. В этой последовательности мы встретим несколько новых техник: галопанте (удар открытой ладонью в область уха противника) и аррастао (которая будет рассмотрена далее в разделе бросков).

 

2 А с шагом вперед наносит удар галопанте правой рукой. Б, пододвинув правую ногу, опрокидывает А, толкая того плечом в поясницу и подхватив под колени.

 

3 А падает на землю, и Б возвращает правую ногу назад.

 

4 А принимает позицию негатива, но Б уже готовится избежать нападения с помощью ау.

 

5 А использует роле пытаясь последовать за Б и ударить его головой.

 

Пятая связка

А: Джиро, джоельяда, ау.

Б: Арпао-де-кабеса, негатива и кабесада.

 

1 Оба игрока в жинга.

 

2 А разворачивается на пятках (джиро) угрожая нанести удар. Б уходя от предполагаемого армада начинает принимать положение кокоринья, но на полпути изменяет намерения переходя в атаку техникой арпао-де-кабеса (удар головой в живот используя инерцию движения всего корпуса). Обе руки Б защищают лицо на случай контратаки.

 

3 А наносит удар коленом (джоельяда) целясь Б в лицо. Не завершив кабесада Б уходит в негатива.

 

4 А готовится уйти в ау.

 

5). Б сопровождает его собираясь нанести удар головой.

 

Шестая связка

А: Меа луа де компассо и кокоринья.

Б: Кокоринья и меа луа де компассо.

 

1 Игроки перемещаются в жинга. А готовится выполнить меа луа де компассо.

 

2 А делает шаг левой ногой вовнутрь, чтобы ударить меа луа де компассо правой.

 

3 А бьет меа луа де компассо, Б защищается уходя в кокоринья.

 

4 А заканчивает удар. Б из кокоринья уже сделал шаг вперед правой, приготовившись контратаковать левым меа луа де компассо.

 

5 Б проводит контратаку, и А встречает ее в кокоринья.

 

Седьмая связка

А: Армада, кокоринья, бенсао и ау.

Б: Кокоринья, армада и негатива.

 

1 На рисунке мы видим без вступления сразу развитие событий. Из жинга, А сделал шаг левой и собирается ударить армада правой ногой. Его партнер реагирует опускаяся в кокоринья.

 

2 Б встает одновременно выставив вперед правую ногу и начинает контратаку левым армада не дожидаясь завершения атаки А.

 

3 А быстро закончив удар уходит в кокоринья от армада противника.

 

4 А встает с бенсао, который Б парирует уходом в негатива, готовясь подсечь опорную ногу а вытянутой правой ногой.

 

5 А переходит в ау. Б преследует его намереваясь выполнить кабесада.

 

Восьмая связка

А: Бенсао и ау.

Б: Негатива, роле, кабесада.

 

1 Из синхронной жинга А делает быстрый шаг вперед и собирается ударить бенсао. Б опускается в негатива.

 

2 А ноносит удар. Б, в негатива, готов подсечь опорную ногу А.

 

3 А избегает падения с помощью ау, а Б использует роле, чтобы подобравшись к А опрокинуть его ударом кабесада.

Замечание: Всегда выполняйте восьмую связку в быстром темпе (Сао Бенто Гранде де Регионал).

Все упражнения делаются на одну, а затем на другую ногу.

 

Кинтура деспрезада

 

Кинтура деспрезада это последовательность из четырех акробатических упражнений, разработанная мастером Бимбой, в которой капоэйрист учится всегда приземляться на ноги. Как показывает название (кинтура деспрезада значит буквально «презренная поясница»), старый мастер считал, что техникам бедер «джого де кинтура» уделяется неоправданно мало внимания.

Следует подчеркнуть, что для предотвращения травм эти упражнения нужно отрабатывать только под руководством опытного учителя. Кроме того бросающий должен понимать, что его функция это помочь партнеру приземлиться правильно.

 

Броски и подсечки

 

В обучении начинающего капоэйриста, после того как он освоит основные движения и удары и начнет разрабатывать свой стиль игры, почти неизбежно наступает этап, когда несмотря на упорную работу не видно никакого прогресса, а иногда даже наступает некоторое ухудшение.

Это нормальная ситуация, в капоэйре прирост мастерства наступает скачкообразно. Вы можеть месяцами топтаться на месте без видимых результатов, и вдруг, совершенно неожиданно, переступаете на новый качественный уровень в вашей игре.

В этой главе вы познакомитесь с наиболее утонченной и изящной разновидностью техник капоэйры (что не мешает им быть эффективными и пожалуй наиболее опасными для партнера). Речь пойдет о бросках.

Полноценный капоэйрист одинаково хорошо себя чувствует стоя и возле земли, он умеет танцевать в силе Регионал и Ангола, может сочинять песни, играть на беримбау, пандейро, атабаку, знает историю, философию, традиции и ритуал капоэйры.

Талантливому капоэйристу под силу и нечто большее. Он является экспертом в воплощении принципа: чем сильнее агрессия, тем больнее ответ. И в этом ему помогает обширный арсенал бросков и опрокидываний – бесчисленные разновидности таких приемов, как растейра, банда, тезоура и энтрада.

Обычно я начинаю обучать броскам только учеников, имеющих за плечами не менее шести месяцев, а то и год занятий капоэйрой. В отличие от ударов и техник Секвенции, которые можно «поставить» в течение одного занятия, на освоение одного броска уходит одна-две недели. Борцовские техники требуют от учеников выработки нового, более глубокого понимания капоэйры, и не следует форсировать этот процесс.

1. Растейра

Наряду с меа луа де компассо эта подсечка – один из характерных элементов, по которым узнают капоэйру. Овладев растейрой вы вплотную приблизитесь к пониманию сути капоэйры как искусства. Всякий, кто умеет выполнять этот прием, знает как мгновенно применить его, против внезапной атаки, сможет преодолеть самого агрессивного и жесткого противника. Растейра символизирует победу знания и ловкости над грубой силой, это оружие слабого в борьбе с сильным, угнетонного – с угнетателем.

Подобно всем броскам, растейра выполняется на атакующем противнике. В этом кроется основная трудность В разгар игры атаки следуют одна за другой очень юыстро и капоэйристу не остается времени на размышления или колебания. Интуитивно он уходит в растейра, одновременно, уклоняясь от удара и подсекая опорную ногу агрессора.

Испытываемое при этом падения не из приятных. После хорошо выполненной растейры атакующий падает на спину, а зачастую, при отсутствии наработанных до автоматизма навыков (например прижимать подбородок к груди), тыльная часть головы ударяется об пол со всеми вытекающими отсюда последствиями. Следующие упражнения помогают научиться инстинктивному владению растейра.

 

1. Следуя рисункам отработать технику по десять раз на каждую сторону.

2. То же используя как отправной пункт жингу.

3. Оба партнеры перемещаются в жинге. Один атакует с бенсон, другой уклоняется и контратакует с растейра (десять раз на каждую ногу, по-очереди). Чтобы избежать травмирования голеней, в этом упражнении растейру не следует доводить до завершения, достаточно коснуться опорной ноги противника, имитируя подсечку. Под конец занятия можно пару раз попробовать провести прием более реалистично, чтобы убедиться, что он действительно работает.

2. Банда

(Банда де френте, растейра эм пе)

Эта техника уже встречалась нам во второй связке Секвенции Бимбы. Банда часто применяется против мартело и различных прямых ударов. Кроме того с помощью банда иногда удается опрокинуть потерявшего бдительность противника, подсекая ногу, на которую приходится основная часть его веса.

Поместив свою голень за опорную ногу партнера, игрок обычно скручивается в пояснице, чтобы накопить энергию, достаточную для проведения приема. Инода банда называют также растейра эм пе (растейра в положении стоя).

 

Упражнения:

1. Из жинги, по десять раз на каждую сторону, отработайте банда на неподвижном партнере. Подсечку обозначать, не доводя до завершения.

2. Повторите предыдущее задание на этот раз проводя прием полностью. На первых порах рекомендуется отрабатывать подсечку в щитках, но следует помнить, что правильная банда выполняется без удара – опорная нога мягко «выхватывается» из-под противника.

3. Оба игрока в жинга. Один бьет мартело, другой контратакует с банда по двадцать раз на каждую ногу. Подсечка выполняется только пару раз в конце каждой серии. На первых занятиях удар наносится с предупреждением, в дальнейшем – спонтанно.

 

3. Негатива деррубандо

Наша старая знакомая негатива, может служить не только для ухода в партер, но еще и для опрокидывания оппонента. В этом качестве она применяется во третьей, седьмой и восьмой связках Секвенции. Игрок выполняя негативу уходит с линии удара бесон, и заводит стопу за опорную ногу противника. Из этого положения он может энергично потянуть ногу на себя и подняться на ноги, опрокидывая атакующего на землю.

На иллюстрациях негатива деррубандо делается из жинги, причем рисунок 1 нужно рассматривать как стоп-кадр: в реальных условиях игрок проходит эту стадию в долю секунды и никогда не застывает с приподнятой ногой.

Упражнения:

1. Наилучшим способом наработки этого приема является выполнение связок Секвенции Бимбы.

Проводящий негатива деррубандо должен стараться поймать противника до того, как он вернет ногу на землю, а нападающему следует стараться доводить удары до завершения, как-бы забыв, что против него будет выполняться контратакующий прием.

 

4. Негачива с тезура

Опустившись в позицию негатива, капоэйрист использует инерцию движения вперед и захватывает в «ножницы» опорную ногу партнера. Резкое скручивающее движение бедрами посылает противника на землю (Рис. 3).

 

Упражнения:

1. Один из игроков стоит неподвижно в одной из стоек жинги. Другой, перемещаясь в жинге, выполняет вход-негатива и тезура по десять раз на каждую из ног противника.

2. Оба партнера в жинге. Атакующий с шагом вперед наносит удар бенсон, а защищающийся уклоняется и ловит опорную ногу приемом негатива тезура (по десять раз на каждую сторону).

5. Аррастао

Эта техника использовалась в четвертой связке Бимбы. Рассматривая иллюстрации особое авнимание обратите на толчок плечом, выполняемый синхронно с подрывом на себя колен противника. Прием часто применяется против удара кулаком или палкой. В игре он действенен если сопряжен с элементом неожиданости. Иногда защищаясь бросаемый обхватывает туловище

игрока сзади. В этом случае следует резкое выпрямление корпуса и противник перекидывается через голову на пол.

Упражнения:

1. Десять раз на каждую стороны отработайте прием из стационарной позиции на неподвижном партнере.

2. Аррастао из жинги на неподвижном партнере. Количество повторений – то же.

6. Бока де кальса

Несмотря на кажущуюся наивность эта атака часто заканчивается успехом, если проводится быстро и неожиданно. Это излюбленный способ начала драки среди маландро.

В игровой ситуации бока де кальса обычно делается из кокориньи только на одну, опорную ногу противника, выполняющего оборотный удар (например армада).

Название приема переводится как обшлаг брюк и, как из этого следует, для броска противника захватывают за брюки ниже колен.

 

Упражнение:

Из позиции стоя (естественное расслабленое положение) внезапно схватить также неподвижного партнера за обшлаги брюк.

 

7. Бока де кальса де костас

(Байянада)

Теперь уже считающаяся классической техника маландрагем, используемая для начала схватки если противник находится сразу за спиной.

Капоэйрист небольшим прыжком назад быстро сокращает расстояние до противника, нагибаясь хватает его за щиколотки или обшлаги брюк, и, распрямляется выполняя бросок.

Упражнение:

Отработка входа в прием производится на неподвижном партнере. Старайтесь как можно быстрее выходить на захват из исходного релаксированного положения. По десять раз на каждую сторону (данный прием делается не вполне симметрично).

8. Круз (Круз де Каррейра, Круз де Энкрузилиада)

Когда вас атакуют прямым ударом ноги, например бенсон, вы можете уклониться при помощи эскива и опрокинуть нападающего приемом круз (крест). В зависимости от занимаемой в момент атаки позиции, можно выполнить эскива вовнутрь или наружу и, подобравшись к противнику, бросить его.

Поначалу нырок под удар и проведение круз кажется довольно сложным, однако после некоторой практики, вы сможете применять этот прием без особых трудностей.

 

Упражнения:

a) Оба игрока движутся в жинга; один наносит бэнсон, другой контратакует техникой круз (десять раз на каждую ногу).

9. Банда пор дентро

Используется для отражения круговых ударов ногами (мартело и т.п.). Как видно на рисунке, игрок справа делает шаг правой ногой, готовясь ударить мартело левой. Партнер предвидит атаку; вместо того, чтобы отойти он быстро сокращает дистанцию, зашагивая правой ногой за левую. Непосредственно перед ударом, он занимает позицию, позволяющую левой ногой выбить опорную ногу нападающего с одновременным толчком в грудь или подбородок (Рис. 4).

 

Упражнения:

а) Отработайте сначала вход банда пор дентро на неподвижном противнике (десять раз).

б) Оба партнера в жинга; один делает шаг с мартело, другой отвечает с помощью банда пор дентро (десять раз на каждую ногу).

10. Банда де коста

Игрок выполняет этот бросок подскакивает к противнику и, приземляясь на одну ногу, другой делает банда. Наиболее эффективно высекание сразу обеих ног, но такой вариант проходит, как правило, только с очень неопытным оппонентом. Прием этот может выполняться как контратака от ударов армада и кишада, или непосредственно как нападение на зазевавшегося противника.

 

Упражнения:

а) По десять раз на каждую сторону отработайте подход с банда на неподвижно стоящем партнере.

б) То же самое, но теперь ваша исходная позиция – жинга.

в) Оба партнера в жинга; один делает жиро (оборот; см. пятую связку мастера Бимбы), другой выполняет вход с банда де коста (по десять раз на обе ноги).

11. Асоите ди брасо

Это движение более ориентировано не на игру, а на самооборону при нападении с палкой или подобным предметом.

 

Упражнения:

Выполняйте энтрада, как показано на рисунке.

 

12. Тезура (ножницы)

(Тезура де костас, Тезура фурада, Тезура вуадора)

На иллюстрациях, игрок начинает подготовку к тезура находясь на большом расстоянии от противника. Собственно бросок производят подойдя вплотную при помощи вращательного момента, накопленного нападающим. На практике тезура можно проводить и с ближней дистанции.

Упражнения:

а) Отработать дальний вход в тезура (десять раз).

б) Десять раз выполнить прием с дистанции инфайтинга.

 

13. Тезура де френч

В пылу схватки, когда игроки быстро обмениваются ударами, нередко кто-нибудь из них на долю секунды оставляет ногу уязвимой для броска. Если его партнер действует быстро, он может провести «передние ножницы» тезура де френч.

Упражнения:

а) Выполните энтрада на оставленную впереди ногу противника.

б) Из жинга десять раз на каждую сторону выполните подход для тезура де френч на неподвижном партнере.

14. Вингатива

На рисунках 1, 2 и 3 вы можете видеть прием вингачива, проводимый из исходного положения на полу. Наиболее вероятна ситуация, когда стоящий игрок пытается использовать преимущества позиции, атакуя нижнего игрока ударом ноги или джолиада (удар коленом). Однако темнокожий игрок имеет возможность быстро перейти к проведению вингатива, поместив свою правую ногу за опорной ногой противника. Вывод из равновесия и завершение броска производится встречным движением правой ноги и плеча.

Техника вингатива эффективно выполняется также из позиции жинга переходом в положение, показанное на рисунке 2.

Упражнения:

а) Выполнить вход десять раз на каждую сторону из низкой позиции негатива (противник неподвижен).

б) Один движется в жинга,а другой перемещается у земли, меняя направления негатива. Верхний пытается ударить ногой нижнего, а последний старается опрокинуть нападающего с помощью вингачива (десять раз на каждую сторону).

в) Из жинга тренируйте вход и вингатива на партнере, стоящем неподвижно (десять раз на каждую сторону).

г) Оба партнера в жинга. Один выполняет джиро, другой – сближение и вингатива (десять раз на каждую сторону).

15. Томбо-де-ладейра

Капоэйристы часто выполняя движения, например, S-добрадо, пулу-ду-макаку или компассо, на какое-то время теряют контакт с поверхностью, становясь уязвимыми для атаки. Техника под названием томбо-де-ладейра как раз и основана на использовании этой доли секунды, чтобы войти под противника и выпрямиться опрокидывая его на землю. См. также к интура депрезада.

 

Как новичок вы теперь имеете достаточно материала для того, чтобы начать создавать свою игру. Разумеется, арсенал капоэйры включает и другие, более сложные упражнения для более опытных учеников, о них вы сможете узнать из второй и третьей моих книг, когда они дождутся перевода.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных