Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прочие удары и движения




Мне бы хотелось еще раз подчеркнуть важность частого посещения новичком мест где занимаются капоэйрой, даже если не все там вас устраивало на первый взгляд, ибо зачастую при повторном, более критическом рассмотрении, все предыдущие негативные впечатления могут оказаться, вызванными лишь попыткой подыскать рациональное оправдание своему подсознательному желанию оставаться в привычной и комфортной для себя обстановке.

Далее мы хотим ознакомить вас с несколькими классическими техниками капоэйры, сегодня известными каждому игроку.

Начинающий должен продолжать тренироваться по основной программе (но следует помнить, что к изучению некоторых из бросков, описанных на последних страницах нужно приступать не ранее, чем через шесть месяцев – год после начала тренировок). Приводимые далее техники – это дополнительный материал, который ученик может при желании изучать сверх программы.

1. Шапа-де-френч

Этот удар – версия бэсон в трактовке стиля Ангола. Воспользуемся этой возможностью, чтобы попытаться понять разницу подходов школ Ангола и Регионал, причину которой по-видимому нужно искать в разных уровне образования и социальном составе занимающихся. Сегодняшний анголейро является прямым наследником традиций маргинальной капоэйры прошлого.

Традиционно, анголейрос принадлежали к наиболее угнетаемым и наименее экономически благополучным слоям общества, и с малых лет привыкли противостоять жизненным ударам. Стиль Регионал, напротив, практиковался представителями обеспеченного класса, которые в детстве были защищены от суровых реалий жизни своими родителями, воспитателями и стенами привилегированных школ. Всегда кто-нибудь был готов прийти к ним на защиту – поэтому они как правило более открыты, несколько наивны и не припособлены к жесткой борьбе за существование и противостояние враждебной социальной структуре.

Соответственно, в Регионал, после выполнения удара бесон капоэйрист просто возвращает ногу, не думая о возможных контратаках. Анголейро же, после завершения бесон (или шапа-де-френч), немедленно прижимается к полу, защищаясь от возможных попыток бросить его или нанести ответный удар в лицо. Бесон стиля Регионал нацелен в грудь и результатом его проведения может стать эффектное опрокидывание противника в рода. Шапа-де-френч не столь привлекателен внешне, но реальной ситуации более действенен, так как наносится в низ живота.

2. Крузадо

(Писао, Эскорао)

Еще один пример «проломного» удара. Как и бесон пулада он очень эффективен если удается, но если противнику удается ускользнуть вы оказываетесь в очень невыгодном положении, уязвимом для опрокидывающиго контрприема.

Данная техника одна из немногих (наряду с бесон и мартело), которая требует постановки на боксерских мешках.

3. S-добрадо

(Шапе-де-Коро, Дабл-эс)

Это движение сложнее описать на бумаге, чем сделать.

Игрок уходит в низ выполняя корта-капим (Рис. 1 и 2) – технику, представляющую собой вариацию растейра. На последней фазе он выбрасывает свою ногу (на рисунке – левую) вверх, одновременно смещая вес тела с правой на левую руку. Затем выбрасывается правая нога. Рисунки 5 и 6 иллюстрируют завершение техники.

4. Шибата

(Рабо-де-Аррайя)

Очень быстрая техника, аналогичная меа луа де компассо. Разница заключается в том, что шибата выполняется без опоры на руки. За счет этого удар получается более быстрым и опасным для партнера по рода, но одновременно наносящий его становится более уязвимым для подсечки.

5. Понтейра

Часто встречающийся в других боевых искусствах фронтальный подбивающий удар. Эта быстрая и взрывная техника оставляет возможность для контратаки с применением круз и растейра.

6. Во-до-морсего

Атакующий наносит удар обеими ногами в прыжке используя инерцию движения тела. Во-де-морсего может применяться для контратаки с нижнего уровня. Например капоэйрист уходит в кокоринья пропуская над собой удар, а затем переходит сразу к позиции, показанной на рисунке 2 и одновременно выпрямляет ноги (Рис.3). Во-до-морсего можно отрабатывать на мешке.

7. Макаку

(Пуло де Макаку)

Используется для перемещения в рода или для нападения на противника, оказавшегося за спиной. На иллюстрациях 2 и 3 показана перемена рук, но эта техника может делаться и на одной руке. Прямой удар обеими ногами (коисе) обычно наносится на последней фазе макаку когда тело более согнуто.

8. Меа луа пулада

(Компассо, Меа луа солта)

Эту технику часто применяют в Рио де Жанейро. Игрок делает вид, что собирается выполнить вращение в стойке на руках (ставит руку на пол по диагонали поперек туловища), но затем завершает вращение горизонтальным ударом пяткой (Рис.3 – 4). Иногда этот удар проделывают не опираясь на руку (меа луа солта).

Классическим ответным приемом на этот удар является томбо-де-ладейра.

9. Компассо

Техника, аналогичная предыдущей, но в данном случае нога движется не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости.

Компассо можно делать медленно, сохраняя контроль, и заканчивая ее в негатива (Рис.4а), а можно быстро, с выходом на ноги.

Классической контратакой снова может быть томбо-де-ладейра.

10. Шапе-ди-коро

Начинается как мартело. Дальнейшие фазы движения показаны на рисунках 1,2 и 3.

11. Рабо-де-аррайя

Терминология капоэйры не совсем унифицирована. Поэтому та же техника в разных местах может иметь разные названия и наоборот, одно название приписываться различным приемам.

Для бразильцев рабо-де-аррайя это один из первых ударов, вспоминаемый когда речь заходит о капоэйре, с ним также связываются совершенно различные движения. В зависимости от района под таким названием подразумевают техники, описанные в данной книге под именами меа луа де компассо и шибата.

Но похоже на то, что подлинный удар с таким названием выполняется так, как показано на рисунках. Он относится к арсеналу стиля Ангола.

Удар производится пяткой, и после завершения его игрок возвращается в исходное положение (Рис.1). Часто в стойке на руках выполняют один за другим удары обеими пятками.

12. Армада и мартело

Движение начинается с армада де коста (Рис.1, 2, 3). Набрав вращательный момент капоэйрист подпрыгивает и поменяв ударную ногу выполняет мартело (Рис.4).

13. Арпао де кабеса

Это мощный пробивной удар головой, в который вкладывается масса всего тела. Мы уже встречались с данной техникой при изучении связок мастера Бимбы.

Арпао де кабеса начинается со скрещенными предплечьями, защищающими лицо игрока от удара коленом джоэльяда. В момент контакт с корпусом противника руки резко разводят в стороны уваличивая энергию удара, нацеленного в грудь или область живота.

14. Эскорумело

Кабесада или тычок головой в джого применяется довольно часто – как только в защите противника появляется малейшая брешь. Только что мы познакомились с арпао де кабеса, а здесь видим еще более коварную разновидность кабесада. Голова атакующего быстро поднимается, скользя вдоль корпуса противника. Удар обычно нацеливается в челюсть, нос или брови. Разумеется в игре подобное движение во избежание серьезных последствий никогда не доводится до завершения.

 

Малоизвестно, что в капоэйре используется много ударов руками. В Ангола их просто намечают, останавливая до контакта.(26 Некоторые движения рук в Ангола имитируют удары ножом навалья)

Иногда это выливается в своеобразное фехтование руками с использованиаем ладоней, кулаков локтей и предплечий – так называемую игру рук джого де мао.

В капоэйре Регионал, где меньше внимания уделяется ритуалам, такие удары (например галопанте) часто наносятся без ограничений.

15. Асфиксанте

Прямой удар кулаком в область носа и рта.

16. Галопанте

Удар напряженной ладонью, собранной в «лодочку». Рука при этом полностью выпрямлена и удар усиливается одновременным поворотом корпуса. Цель атаки основание уха. Из-за опасности повредить барабанную перепонку, в рода техника только обозначается.

17. Годеме

Выполняется костяшками руки, сжатой в кулак. Удар наносится хлыстообразным движением предплечья и направлен в висок.

18. Кутело

Удар наружным ребром напряженой ладони.

19. Кутевелада

Локти часто используются для нанесения ударов, двигаясь по своим обычным траекториям при перемещениях в жинга.

20. Дедейра

Классическое движение: тычок в глаза противника напряженными указательным и средним пальцами. В рода таким образом часто показывают «дыры» в защите оппонента.

21. «Телефон»

Парный шлепок по ушам ладонями. Очень опасен и в рода не применяется.

 

Капоэйра,

Мандинга рабов в стремлении к свободе.

В начале нет системы,

В конце она непостижима даже для мудрейших из мастеров.

(Мастер Пастинья)

Язык стиля Ангола

Капоэйра Ангола имеет собственный лексикон и кодекс поведения в рода, малопонятные для непосвященных.

В разделе, озаглавленном О Джого (Игра), мы мимоходом сталкивались с ситуацией, когда один из игроков застывает с раскрытыми руками, а другой после серии ау и демонстрации его гибкости и умения управлять своим телом, приближается к противнику, прикасается к его ногам, чтобы предотвратить возможный удар, и медленно поднимается, оказываясь с ним лицом к лицу. В этом положении, с соприкасающимися ладонями, они, в ритме аккомпанемента, делают несколько шагов вперед, останавливаются, и делают несколько шагов в обратном направлении.

Такой тип диалога является одним из наиболее богатых и, как ни странно, одним из наиболее осмеиваемых аспектов капоэйры Ангола.

1. Пассо-а-дуас

Игроки могут войти в пассо-а-дуас используя множество способов, которые применяются в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальных особенностей капоэйриста. Движения с одной стороны строго ритуализированы, а с другой – оставляют большой простор для импровизации. Для адекватного реагирования в данных обстоятельствах требуется значительный опыт пользования малисия и глубокое понимание основ джого.

Смысл пассо-а-дуас также разнится, в зависимости от того на каком уровне пытаться осознать ее:

Объективно, это способ получить передышку во время игры, или разрушить динамику игры противника (что-то вроде тайм-аута в баскетболе).

С точки зрения единоборств, начинающий пассо-а-дуас вынуждает другого игрока идти на сближение не зная чего ожидать. Подобный тип психологического давления перед схваткой часто можно наблюдать в ситуациях реальной жизни.

В философском смысле пассо-а-дуас учит, что являясь на встречу от которой зависит перспективная работа, любовь или удачная покупка новой машины, нужно держаться спокойно и уверенно, но в то же время следить за собеседником, чтобы не остаться в дураках. Кроме того, становится понятным, что самые критические моменты в любом общении это установление первого контакта и окончательный разрыв.

Пассо-а-дуас содержит все перечисленные аспекты, однако наблюдая за ней лишь очень немногие люди по-настоящему осознают, что происходит.

2. Chamada de cocorinha

Два игрока принимают положение кокоринья друг напротив друга соприкасаясь ладонями, и затем, начинают синхронно перемещаться вбок небольшими прыжками. Через нескоторое время один из игроков разрывает последовательность, и наносит шапа ди френч. Другой, моментально уклоняется и отходит, выполняя негатива с ролей.

3. Passagem de tesouras

В пассагем де тезурас один игрок проскальзывает между расставленными ногами другого. Если ему это удается, как правило, движение заканчивается ударом пяткой (кальканьейра) или попыткой провести бросок бока де кальса.

4. Saida para o jogo

Сложная процедура входа в круг от подножия беримбау и реверенсия – также отличают стиль Ангола, и позволяют с самого начала составить представление о классе и индивидуальных характеристиках игрока.

5. Вольта до мундо

Часто можно видеть как один из партнеров внезапно прекращает игру и начинает шагом или трусцой обходить круг. Другой осторожно следует за ним не зная, что последует дальше: неожиданная атака или приглашение возвратиться к беримбау и начать игру заново.

6. Куэда де ринс

В буквальном переводе значит падение (куэда) на поясницу почки (ринс). В этом положении капоэйрист балансирует на руке, локоть которой, в свою очередь, опирается на спину в области почек. Руки поддерживают вес тела, а выпрямленные ноги разводятся в воздухе.

На рисунке игрок находится в куэда де ринс, приглашая партнера прыгнуть сквозь его разведенные ноги.

Капоэйра Ангола вообще богата на ситуации, подобные только что описанной, когда игроки побуждают один другого выполнять ритуализованные действия.

Заключение

Завершая этот экскурс в хочется еще раз подчеркнуть, что капоэйра это не просто описанная выше совокупность ударов, тренировочных методик и связок. Внутри пространства игры капоэйрист создает уникальные ситуации, в которых становится возможным нанести тот или иной удар, действовать определенным образом.

По мере того, как игрок набирает опыт, он начинает понимать, что капоэйра основывается не не умении выполнять атакующие действия, это искусство уклонов, вхождений под удар и контратак или бросков.

Значительно позже – спустя годы – капоэйрист осознает насколько обогащают игру аспекты, далекие от техники, и связанные в большей степени с ритуалом джого. Он чувствует необходимость изучать тонкости игры Ангола – если этого не происходит, его игра постепенно вырождается в скучный и утомительный физический диспут.

Я питаю надежд, что мне удалось показать в этой книге, что задача капоэйры не состоит в механическом исполнении заученых ударов, но в подготовке игрока реагировать на изменяющуюся внешнюю обстановку, импровизировать исходя из обстоятельств и момента, применять философию и принципы капоэйры в решении каждодневных проблем.

Свой вклад в формирование философии и корней капоэйры внесли поколения игроков. Многие из ударов, описывавшихся в этой книге, возникли в результате импровизации, оказавшейся удачной и получившей широкое распространение впоследствии и вошедшей в арсенал классических техник капоэйры.

Движения и удары, показанные выше, подобны буквам алфавита, а упражнения – занятиям правописания.

Я надеюсь, что читателю в конце концов удасться написать собственную историю и играть капоэйру в свойственном только ему стиле.

 

Нестор Капоэйра

Словарь основных терминов капоэйры

 

Ангола: (См. Капоэйра Ангола)

 

Араме: Буквально “проволока”. Араме соединяет оба конца верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия животных.

 

Атабаку: Барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически аналогичен барабанам конга.

 

Бакета: Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют на беримбау.

 

Беримбау: Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Как правило в рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.

 

Кабаса: Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме.

 

Капоэйра Ангола: После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал, традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем.

 

Капоэйра Регионал: Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее “приземистый” стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками, довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала).

 

Шулас: Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо.

 

Синтура депрезада: Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из всех положений.

 

Корпо фешадо: «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов оружия.

 

Корридос: Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола.

 

Фундаментос: Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения философских корней капоэйры.

 

Гунга: Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм. Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями. Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по португальски значит «ревущий бык»).

 

Джого: Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга (рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист.

 

Ладаинья: Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры, известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает «Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива Пастинья, камара».

 

Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины).

 

Маландро: Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия, преследующего труднопредсказуемые цели.

Мандинга: Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение управлять ими с помощью магических ритуалов. Мандингейро – человек, поднаторевший в мандинга.

 

Медио: Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям.

 

Местре: Мастер капоэйры. Во многих современных школах критерием мастерства является удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее десяти) практики игры и преподавания капоэйры.

 

Пандейро: Бразильский бубен-тамбурин.

Пассо-а-дуас: Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только в капоэйре Ангола.

 

Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы перевести дух или переломить ход игры в свою пользу.

Патуа: Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых духов.

Куадрас: Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором.

Растейра: Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры.

Рода: По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями.

Сензала: Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения, расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных единоборств.

Верга: Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но годится любой упругий сорт, например, орех.

Винтем: Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька), используемый для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук, приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий.

Виола, виолинья: Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для синкопирования и импровизации.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных