Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Происхождение Malicia: раб и бандит




Мы уже прошли через поэтическое вступление, ознакомившее нас с городом Сальватор и «игрой» в капоэйристском кругу рода. Но если мы действительно хотим приблизиться к пониманию капоэйры, нужно представить и другую картину бразильской действительности. Давайте посетим родину одного из самых знаменитых мастеров – город Рио-де-Жанейро.

Дермеваль Лопес де Ласерада, больше известный как Мастер Леопольдинья, отличается быстрой и очень своеобразной манерой игры капоэйра, а также мастерством владения беримбау. Но более всего он знаменит своими песнями, звучащими в каждой роде капоэйры.

Леопольдинье наверное уже значительно больше шестидесяти, но никто не знает его точного возраста. Если вы его спросите, он ответит, что от роду ему как раз 283 года, и что Зумби, легендарный предводителя киломбо (поселения, основанного в джунглях беглыми чернокожими рабами, в 16 - 19 столетиях), был его учеником, а Бесоуро, знаменитый капоэйрист начала столетия, был его помощником в рода, устраивавшихся в окрестностях Санто Амаро.

Сидаде де Деус, часть Рио, где живет Леопольдинья, это совершенно фантастическое место. Хотя этот район и нельзя назвать фавела, то есть трущобами, расположенными на живописных холмах, сбегающих от города к океану, – в нем есть канализация, газ, водоснабжение, а улицы не карабкаются в гору – тем не менее в социальном и культурном смысле это та же фавела. Это означает, что власть правительства сюда не распространяется и даже полиция рискует углубляться сюда только отрядами в сорок - пятьдесят хорошо вооруженных полицейских.

Власть и закон совмещаются в «хозяине» отвечающем за торговлю кокаином и марихуаной, под командой которого находится более сотни человек.

Хотя Сидаде де Деус, это лишь небольшая часть в Рио де Жанейро 90-х годов, он является хорошим примером злачных кварталов, существующих во всех крупных бразильских городах с прошлого века. Не нужно забывать, что преступники, существующие сегодня за счет сбыта наркотиков, действуют в той же среде фавела, которая давала приют бандам капоэйристов конца девятнадцатого века. Общественная обстановка осталась практически неизменной.

В то время очень незначительная часть общества, складывающаяся из португальских правителей и их наследников, рожденных в Бразилии, держали в руках практически все богатство и всю власть в стране. Несколько более многочисленная прослойка представляла то, что сегодня мы называем «средним классом». И наконец, огромная масса рабов, как уже рожденных в рабстве, так и насильно обращенных в него и привезенных из Африки, заполняла нижнюю ступень социальной иерархии.

После обретения Бразилией независимости от Португалии, у власти осталась все та же аристократическая группа: Педро I, сын короля Португалии Джоао VI, последовал совету отца, и стал первым королем независимой Бразилии не дожидаясь, пока это назревшее преобразование вознесет к власти какого-нибудь самозванца.

Хотя теоретически Бразилия была независимой, на деле она продолжала оставаться под экономическим гнетом союзницы Португалии, Англии, имевшей монополию на экспортно-импортные операции с Бразилией. Такая политическая, социальная и экономическая модель сохранилась в начале двадцатого века, после вервой и второй мировых войн, только вместо Англии доминировать стали уже США.

В наши дни, на исходе двадцатого столетия мы видим все ту же базовую модель, место у руля в которой – за транснациональными и мультинациональными экономическими группировками. На деле изменилось очень мало: Бразилия – занимающая десятое место в мире по экономическому потенциалу, в то же время, третья в списке стран с наиболее порочным и извращенным механизмом распределения денег и богатства. Большая часть дохода страны от экспорта направляется прямиком в руки международных и североамериканских банков, в фонды, такие как, IMF – Международный монетный фонд, в оплату громадного долга, накопленного бразильским правительством начиная с 50-х годов и особенно за период 1964 – 1984 гг., когда у власти находилась военная клика.

Только видя всю глобальную перспективу, можно представить уровень коррупции и беззаконий, царящих в странах Третьего мира. И только принимая это во внимание можно понять неписаные правила и причудливую этику капоэйры.

Капоэйра это культура угнетенных! Она была создана в Бразилии, где-то в 18 или 19 столетии, людьми, обращенными в рабство в Африке и привезенными в Бразилию. Дальнейшее ее становление происходило в подпольях преступного мира, людьми, живущими на обочине необычайно бесчестного общества 19 – 20 веков.

Только с 1934 г. занятия капоэйрой были узаконены, и выйдя из преступной среды она стала доступна представителям более привилегированных социальных групп. И даже после того над этим искусством тяготело клеймо его преступного прошлого, клеймо, ставшее размываться только в 60 – 70-е годы.

Едва родившись капоэйре пришлось бороться за выживание, так как с начала 19 века подавлялись все проявления африканской культуры. Перед лицом более сильного противника, который обладал властью и сам устанавливал законы, капоэйра должна была научиться быть гибкой, уходить от прямой конфронтации, следовать естественному ходу событий. Капоэйра училась принципам партизанской войны с более сильной и лучше организованной армией. Она открыла достоинства лжи и обмана, засады, неожиданности и предательства.

Вместо того, чтобы блокировать удар, капоэйра учит избегать его следуя вместе с ним, а затем контратаковать когда прдставится возможность. Капоэйрист не должен противостоять оппоненту открыто, вместо этого он старается выглядеть испуганным, просит пощады – и наносит удар, когда противник ослабит защиту.

Капоэйре не знакомы столь ценимые западной культурой слова, как честь, правдивость, честная игра, в приложении к врагу. Подобные концепции – роскошь, непозволительная, когда ты раб, а он хозяин, который по утрам ходит в церковь, а ночами насилует молодых женщин в рабских бараках, считая их не человеческими существами, а просто peзas (буквально, предмет утвари, вещь, имеющая определенную экономическую ценность). В капоэйристском мире такие концепции применимы только к тем, с кем связывают узы проверенной настоящей дружбы.

С другой стороны, как черные рабы, так и позднее, бандиты, отдавали себе отчет, что недостаточно просто учиться как побеждать или оставаться в живых. Жизнь это больше, чем только борьба за выживание – это и радость от того что ты жив. Музыка, танец, творчество, импровизация, поэзия, философия и просто развлечение – все это тоже часть капоэйры.

Но что-же в этом для стран другой культурной традиции? Представляет ли капоэйра со своим специфическим кодексом правил и образом поведения какую-либо ценность для европейцев или североамериканцев? Ситуация тут совершенно иная, уровень экономического развития общества обеспечивает для большинства населения сравнительно благополучное существование. Однако материальные блага это еще не все. Как уже говорилось выше, жизнь гораздо обширнее.

В этом смысле, капоэйра может оказаться полезной и здесь, как орудие в борьбе с силами, пытающимися превратить людей в роботов, которые не мыслят, не имеют собственных желаний, фантазий, идеалов, лишены способности творить; в борьбе с цивилизацией, все более властно навязывающей человеку монотонный ритм: работа, сон, а в промежутке – телевизор, как свинье, откармливаемой для ножа живодера.

 

Музыка

Мой беримбау

игра твоя уносит грусть кто ее не заслышь

Животворный твой звук так же нов так же свеж

Животворный твой звук так же нов так же свеж!

Мой беримбау...

обручальным звоном ты ласкаешь девичьий слух

Мой беримбау,

только радость он приносит, мой друг

Ye, e hora, e hora...

(«Louvacao do Berimbau» Мастер Леопольдинья)

 

 

Музыка и капоэйра

 

Оркестр капоэйристской рода складывается из следующих основных инструментов: беримбау, атабаку и пандейро. Он может включать в себя и другие инструменты, котрые часто присутствуют во многих рода, хотя и не являются необходимыми, это реко-реко и аго-го (коровий колокольчик).13(Традиционная рода стиля Ангола обычно требует трех беримбау (тенор, альт и бас), одного или нескольких бубнов-пандейро, а также атабаку, реко-реко и аго-го. Однако, в зависимости от рода и ритуалов, практикуемых конкретным мастером, в некоторых случаях игра проходит без трех последних инструментов.)

 

Беримбау

Существует много преданий, связанных с беримбау.

· Мастер Пастинья рассказывает как в старые времена, на торце инструмента укреплятлось обоюдоострое лезвие, делая его опасным оружием: “В момент истины оно могло из музыкального инструмента превратиться в вариант боевой косы.» Таким образом в инструменте, как и в самой игре капоэйры сочетались два антагонистических полюса: музыка и смерть, танец и схватка, красота и жестокость.

· Рассказывалось, что в некоторых районах Африки на беримбау запрещалось играть молодежи, пасущей скот; считали, что его звук может увести душу неопытного ребенка – «в страну откуда нет возврата.»

· На Кубе этот инструмент, носящий название бурумбумба, используется для общения с духами мертвых прародителей (эгунами) на церемониях некромантии (Фернандо Ортиз, Инструменты афро-кубинской музыки. Гавана, 1952).

· Звуки беримбау также использовалось во многих областях Африки и Бразилии 19 века, как аккомпанемент песням, повествованию и стихам (Дебрэ. Красочное и историческое путешествие в Бразилию. Париж, 1834).

Беримбау создает соответствующий настрой, устанавливает ритм и характер игры внутри рода. Как говорят старые мастера, «беримбау учит».

Наряду с хлопанием в ладони, пением, пандейро и атабаку, беримбау воздействует на поведение игроков в рода. Или, если предпочитаете, все это привлекает к рода силы и энергии, варьирующиеся в зависимости от избранного ритма.

Беримбау изготавливается из деревянного прута, длиной до полутора метров и 2 – 2,5 см в диаметре. На более широком торце вырезается небольшой выступ, где закрепляется стальная струна. На другом торце устанавливается набойка из плотной кожи, чтобы предотвратить расщепление дерева струной. Струну в наше время обычно изготавливают из корда старых автопокрышек. 14 (В древности для этого использовались сухожилия и внутренности животных).

Высушенная, полая тыква, носящая португальское название кабака, служит в качестве резонатора, усиливающего звучание инструмента. Широкое круглое отверстие проделывается в том, месте, где тыква прикреплялась к стеблю. С другой стороны просверливаются два небольших отверстия, через которые продевают веревочную петлю, с помощью которой тыква крепится на луке.

Беримбау обычно держат левой рукой, вместе с камнем, монетой или металлическим диском (винтем). В зависимости от того, касается ли винтем металлической струны, инструмент производит одну из двух нот.

Беримбау издает звук при ударе по струне деревянным прутиком (банкета), длиной около 30 см. Палочку зажимают в правой руке. В ней же держат погремушку (кашъши) – коробочку, сплетенную из соломы, внутрь которой насыпаны сушеные бобы или мелкая галька. Шуршащий аккомпанимент кашиши обогащает и придает текстуру звучанию беримбау.

Изменяя расстояние между резонатором инструмента и своим животом, игрок добивается нескольких различных модуляций двух базовых нот.

В идеале в рода должны присутствовать все три типа беримбау. 15 (Мастер Бимба, обычно использовал только один беримбау в рода, например на своей пластинке «Curso de Capoeira Regional».Когда он задает песенную тему в сопровождении хора, можно слышать, что его беримбау исполняет партию медио (базовый ритм Сао Бенто Гранде, с несколькими основными вариациями, повторяющимися снова и снова). Однако между песнями Бимба импровизирует как если бы он играл на виолинья.)

Гунга – имеет самый низкий тембр, выполняет роль баса задавая ритм. Обычно гунга играет основную тему, какого-либо ритма без вариаций.

Беримбау медио или де сентро (центральный), называемый также просто, беримбау, это аналог ритм-гитары. Он исполняет основную тему мелодии, затем базовую ее вариацию, после чего возвращается к ритму, задаваемому гунга и повторяет цикл снова.

Виола или виолинья, как беримбау с самым высоким тембром звучания, выполняет синкопирование или импровизацию. Играемая им роль эквивалентна соло- или ведущей гитаре. 16 (Использование трехэлементной структуры звучания вообще характерно для африканской музыки. Мы находим это в кандомбле (афробразильская религия), где пользуются тремя барабанами, с той оговоркой, что там импровизирует инструмент с самым низким тембром. Это встречается и в западной музыке, корни которой уходят в африканскую культуру, такой как внук блюза, рок-н-ролл с гитарами бас, ритм и соло.

Богатство и сложность ритмов перерастают ограничения музыкального инструмента – когда беримбау находится в руках опытного игрока, никто не заподозрит, что он имеет всего две ноты.

Движения игроков в центре рода отражают ритм исполняемой мелодии. Послушная этому ритму игра может быть медленной и коварной, быстрой и агрессивной или открытой и гармоничной.

Существует множество мелодий для капоэйры. Некоторые из них универсальны, например, Ангола, Сао Бенто Пекуэно, Сао Бенто Гранде. Другие характерны для отдельных районов или были созданы известными мастерами. Это относится к ритмам, исполняемым в стиле капоэйры Региональ, которые сочинил мастер Бимба –

Сао Бенто Гранде (де Регионал), Кавалрия (де Регионал), Иуна, Амазонас и т.п..

 

Песни

Песни

Песни это не только аккомпанемент к ритмам беримбау, коллективное пение важно для создания в рода необходимого уровня энергии, требуемой для игры, кроме того это возможность выразить себя наиболее полным образом.

Среди трех основных типов песен (шулас) – ладаинья, куадрас и корридос – можно найти методическии серии, кодекс поведения и основы философского мировоззрения. Сольная песня- ладаинья обычно “открывает” или начинает рода. Она наиболее типичны для капоэйры Ангола. За ладаинья следует вторая часть, которой отвечает хор. Куадрас, представляют собой четырехстишья, начинаемые солистом и подхватываемые хором. Корридос, это одно- или двухстишья, также запеваемые солистом и продолжаемые хором.

Если верно, что, как говорят старые мастера, беримбау учит, то его наставления адресованы самым глубоким слоям человеческого сознания.

Но в песнях мы обнаруживаем еще один, более рациональный способ обучения, базирующийся на жизненном опыте старших игроков. Рассмотрим поближе несколько шулас:

 

На небесах воздастся по заслугам

А при жизни, выше головы не прыгнешь

Плохо ль, хорошо ль

Жизнь все равно проходит, товарищ

(Традиционная песня капоэйры)

 

 

Я мал перед величьем Бога

Все мое – от него

Но в малом – велик

Я в круге капоэйры

 

(Мастер Пастинья)

 

Происхождение текстов часто неизвестно, однако есть и много песен, написанных знаменитыми мастерами:

 

 

Не будь пассивен,

Но и бездумно не гони свершений ход

 

(Мастер Пастинья)

 

Был Бимба, был Пастинья,

Были Бесоуро и Аберре,

Кто бы не играл капоэйру

Каждый это делал по-своему.

(Мастер Луа)

 

Некоторые песни повествуют об атмосфере преступности, в которой зародилась и развивалась капоэйра.

 

Мой босс говорил мне всегда

Не кури это зелье

Чтоб не стать в темноте

Целью легкой для пули

 

(Мастер Бимба)

 

Еще одна группа песен повествует о встречах с магическими существами, с людьми одержимыми духами и с самим сатаной:

 

Я стоял у подножия креста,

Говоря свою молитву

Когда явился Дуас-де-оуро (Два алмаза; знаменитый капоэйрист)

Подобный фигуре Пса (Одно из наименований дьявола)

 

В уже упоминавшейся ранее великолепной книге В. Рего «Капоэйра Ангола» можно найти много интересных текстов таких например как этот:

 

Риачао пел

в городе Иасу

Когда вышел черный человек

с повадками хищной птицы

Он был в грязной одежде

и штанах из невыделанной кожи

С губами вдвое толще

подошв моих ботинок

Один глаз его был желт,

а другой прикрыт

Он пригласил меня играть и я пошел

Никому не испугать меня в кругу капоэйры

 

Позднее в ходе песни выясняется, что “человек с повадками грифа” есть не кто иной как сам дьявол.

Вполне естественно для игры, которая является частью афро-бразильской культуры, что во многих текстах упоминаются божества кандомбле, как правило носящие имена соответствующих католических святых. Кандомбле это одно из религиозных верований принесенное чернокожими рабами в Бразилию с родного континента. Оно существует в Бразилии как в практически первозданной африканской форме, так и в виде течений, испытавших сильное влияние европейской и местных туземных культур. Кандомбле это культ ориша (ори - голова, ша - сила), космических энергий, правящих поведением людей, миром и жизнью в целом. Ориша образуют пантеон богов, подобный встречаемым в других древних культурах, например в преданиях скандинавских викингов, древнегреческой и римской мифологиях. Хотя капоэйра напрямую не связана с религией, в прошлом большинство игроков принимали участие в церемониях кандомбле, чем и объясняется частое присутствие ее персонажей в капоэйристском фольклоре.

 

Сан Антонио – защитник утлого ковчега Ноя,

Да, маленькой лодчонки Ноя.

 

Хотя в этой песне Святой Антоний упоминается в библейском контексте, на самом деле речь идет об Огуне, боге битв и войны, связываемом кроме того с железом.

 

Ай ай ай ай Сао Бенто меня зовет

 

Сао Бенто (Св. Бенедикт) защищает от укусов змей, а кроме того его именем названы два ритма беримбау большой и малый: Сао Бенто Гранде и Сао Бенто Пекуено.

Змеи наиболее часто из всех животных присутствуют в капоэйристском фольклоре, возможно, из-за их гибкости или, оттого, что когда они нападают их атака стремительна, непредсказуема и смертельна. Вот одна из многих «змеиных» песен:

 

Следи за змеями, чей укус смертелен

Сеньор Сао Бенто

 

Во многих случаях слова песни, как бы руководят действиями игроков в рода.

 

Ай ай Айде, покажи мне хорошую игру

Ай ай Айде, хорошую игру, я хочу поучиться

 

Текст следующей песни также показателен в этом отношении:

 

Он бежит без оглядки себя от затрещин спасая

Ног не щадя, пути не разбирая

 

Менее очевидна другая, тоже очень важная функция таких куплетов, – помочь новоприбывшему игроку настроиться в унисон с энергией рода. Таким образом он релаксируется, избавляясь от напряжения, накопленного за день.

Игрок в круге, перекликаясь с хором, может отрегулировать дыхание, придать ему размеренный ритм, как у пловцов, синхронизирующих вдохи и выдохи с последовательными фазами выныривания и погружения. После игры, подпевая уже на стороне хора капоэйрист легче восстанавливает свое дыхание.

 

 

Изучение капоэйры

 

«Я ученик, который учится, я мастер, который учит.» Эта цитата из популярной капоэйристской песни говорит об одной из наиболее интересных и уникальных фундаментос (философских основ) капоэйры: капоэйрист всегда играет двойственную роль учителя и ученика, будь он зеленый новичок или седовласый восьмидесятилетний мастер. Он всегда ученик, которому есть чему поучиться и в рода и в жизни, но он также и учитель, которому найдется чему научить своего соперника на любом поприще.

Фактически, общение в рода, а не формализованные тренировочные занятия, и является реальным способом постижения искусства капоэйры. В рода игроки учатся друг у друга ­­­­­– не только трюкам и ударам, но также стратегии поведения в игре или в той большой партии, которую мы играем каждый день в «реальной» жизни.

Игроки учатся друг у друга, а зрители, в свою очередь, учатся наблюдая за ними. Эти различные наблюдения за различными индивидуальностями, взаимодействующими между собой, закладывают фундамент знания о человеческой природе, знания, составляющие фундаменто под названием малисиа.

В «старые добрые времена», которые наверное не были такими уж добрыми – капоэйре учились естественным образом и интуитивно, наблюдая за движениями в рода и пытаясь их воспроизвести. Если вам улыбалась удача, вы могли найти мастера. Куда бы мастер не направлялся, как правило его сопровождали двое, трое подмастерьев, которых он учил от случая к случаю.

Теперь все изменилось. У людей стало меньше свободного времени, чтобы тратить его на поиски мастера. Почти исчезли уличные рода, где можно было учиться капоэйре интуитивно, методом проб и ошибок. Ее сегодня преподают в академиях, где каждый мастер учит в соответствии с собственными методиками.

В академиях стиля Регионал обучение более структурировано и направлено на быстрое освоение техники, часто в ущерб импровизации, спонтанности поведения и развитию индивидуальности игрока.

В академиях Ангола, бурный рост которых начался в 1985 г. после многих лет пребывания в тени стиля Регионал, обучение построено более интуитивно. Как правило Анголейро всегда более гибок, способен лучше импровизировать и проявляет больше малисия. Тем не менее на первых порах Анголейро проигрывает игрокам Регионал, так как стандартизованные техники и методы обеспечивают тем уверенное превосходство в первые годы обучения.

Если не считать мастеров традиционного стиля Ангола и двух-трех учеников Бимбы, которым сейчас около пятидесяти и которые пытаются преподавать оригинальную капоэйру Регионал, в подавляющем большинстве академий Бразилии учат тому, что называется стилем Регионал/Сензала, построенному на методических приемах, разработанных в 60-е годы группой Сензала. Основу их разумеется составляет методика, созданная мастером Бимба.

Таким образом сегодняшние занятия капоэйрой включают в себя множество последовательностей заранее оговоренных атак и защитных движений для двух игроков, напоминающие связки Бимбы. Можно наблюдать также многократное повторение за инструктором однотипных атак или движений, характерное для школ восточных боевых искусств. За последние тридцать лет методический арсенал капоэйры обогатился и за счет общеразвивающих упражнений, гимнастики и развития гибкости.

Новое поколение инструкторов Ангола теперь все чаще использует учебные связки и многократные повторения.

Идеалом для опытного игрока считается знание обоих стилей и умение

играть капоэйру Ангола со всем ее ритуалом и малисиа, и

играть капоэйру Регионал (точнее Регионал/Сензала), с ее реализмом схватки и боевым духом.

Начинающему же, для пользы дела, лучше следовать популярной поговорке, определяющей суть философии маландрагем – «Куем нао поде ком мандинга нао каррега патуа» («Кто не может действовать с мандинга тому не поможет патуа.») (21. Магические амулеты, обычно носимые на шее для защиты от злых духов и несчастий) Иными словами нужно всегда знать предел своих возможностей. Еще два подходящих к данному случаю изречения гласят «Стервятника долго учить петь» и «Говорить с глупцом – пустая трата времени».

Но возможно лучший из афоризмов, который нужно помнить новичку это «Валенте нао екзисте» («Страшных противников не существует»). Очень важно, чтобы начинающий не обманывался внушительной внешностью так называемых «крутых парней» и осознавал, что каждый из них чувствует страх и каждый – в большей или меньшей степени – уязвим.

Игрок капоэйры должен научиться видеть, как в других, так и в себе самом, человеческое существо, спрятавшееся за фасадом физической силы и самоуверенности. Если этого не произойдет, новичок будет строить свое дальнейшее развитие на ложных предпосылках и стереотипах, таких как «неотразимый» удар или превосходство одного стиля над другим. С течением времени он превратится в колосса на глиняных ногах, в «накачанного» атлета с мощными ударами, но без веры в того, кто эти удары наносит. Развитие внешних качеств в ущерб крепости духа – приведет его к необходимости постоянно доказывать, как другим так и себе самому, свое превосходство в уличных драках. И однажды, нарвавшись на противника с горячим темпераментом и холодной головой он потерпит сокрушительное поражение, которое превратит в жалкий фарс дальнейшие попытки самоутверждения этого «сверхчеловека».

Он может, например, начать носить пистолет, но потом поймет, что оружие может оказаться и у его противника. Мучительно прогрессирующая паранойя в итоге сделает его трусом, пресмыкающимся перед сильными и жестокими и тиранящим более слабых. И все это произойдет оттого, что ему не достало смелости заглянуть в себя и увидеть там человека, имеющего право на все – будь-то хорошие или плохие – человеческие проявления.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных