Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Антону, моему сыну, посвящаю эту книгу. 8 страница




Граница Полярного круга на правом берегу Енисея упирается в устье реки Курейка. Недалеко от ее устья расположена Курейская ГЭС и поселок, обслуживающий ГЭС, - Светлогорск, административно подчиненный городу Игарке. Здесь же еще до 1917 года было открыто месторождение чистейшего графита. Несмотря на давность этого события, добычу дешевым, открытым, способом и многочисленные проекты по использованию графита, месторождение все еще ждет своего потребителя.

Слева на берегу виднеется одна из цитаделей громадной сталинской стройки № 503 - Ермаково. Это был грандиозный проект строительства железнодорожной магистрали на вечной мерзлоте по заполярным районам страны. Построенная от Воркуты до Салехарда, железная дорога прокладывалась далее от Салехарда через Ермаково до Игарки.

До 1949 года селение Ермаково ничем не обращало на себя внимания, имея всего пять - шесть домиков и один барак. Его население составляли в основном ссыльные немцы Поволжья. Весной 1950 года сюда из Игарки было переведено Управление строительством железной дороги № 503. И с этого времени началось интенсивное возведение главной базы и "столицы" стройки. В зиму с 1949-го на 1950 год было сооружено несколько домов для руководства. Весь вольнонаемный состав, охрана и заключенные жили при этом в палатках. Строительство велось очень высокими темпами, и уже через два года здесь был большой, по северным меркам, город, по общей численности населения он превышал Игарку не менее чем в два раза. А число строителей, разбросанных по всей трассе, составляло до 100 тысяч человек, в основном это были заключенные.

В Ермаково были пассажирская пристань, грузовые причалы, аэродром, под Енисеем проброшен высоковольтный кабель. По всей трассе железной дороги, от Игарки до Ермаково и далее до Салехарда и Москвы, была смонтирована линия телефонной проводной связи, которая после прекращения стройки функционировала еще многие годы.

В районе Ермаково по проекту предусматривалась железнодорожная переправа, для которой в Финляндии были построены два парома. Они должны были обеспечивать железнодорожную переправу вплоть до ледостава и какой-то период после ледостава на Енисее. А в зимнее время по льду Енисея намечалось намораживать ледовую "насыпь" и на нее укладывать рельсы.

Стройка № 503 располагала своим небольшим флотом для внутренних перевозок. Енисейское пароходство осуществляло для этого объекта транспортировку всех грузов, людей. Основной водной магистралью вдоль строящейся линии железной дороги являлась река Турухан, которая была освоена от устья до Янова Стана.

В марте 1953 года страну потрясла смерть ее вождя И. В. Сталина. Спустя некоторое время была объявлена большая амнистия заключенных. Люди получили свободу и разъехались из мест заключения. Строить стало некому, и стройка № 503 была законсервирована, как говорили в то время, а на самом деле брошена.

Во времена этой стройки еще не было известно о крупных нефтегазовых месторождениях на севере Тюменской области и Красноярского края, а дорога как раз проходила по тем местам. Сегодня специалисты исследуют и рассчитывают наиболее оптимальные варианты ее прокладки до Игарки и Норильска. Вполне вероятно, что Ермаково станет важным транспортным узлом - железнодорожным и речным.

8.

Игарка встречала туристов десятками морских судов, стоящими на внешнем рейде на траверзе станка Старая Игарка. До 20 - 25 барж с пилоэкспортным материалом были расставлены в Игарской протоке в ожидании перегрузки леса на морские суда, которые строгим рядом выстраивались на якорях в растяжку, кормой к острову и толстыми тросами были учалены за "мертвяки". У каждого морского судна с обоих бортов швартовалось по одной - две речных баржи, с которых и перегружался пиломатериал. На кормовых флагштоках развевались флаги самых разных государств. Туристы с большим интересом изучали по ним географию. Воздух здесь был буквально пропитан сосной, то и дело слышались команды: "Вира! Майна!"

В 1999 году заполярному городу и морскому порту Игарка исполнилось 70 лет, даже по сибирским меркам это очень молодой город. Енисейские речники имеют к его становлению самое прямое отношение. В 1927 году капитан парохода "Тобол" Петр Филиппович Очеретько исследовал Игарскую протоку, сделал необходимые промеры глубин и предложил ее для строительства здесь порта, способного принимать морские суда. В 1928 году государственная комиссия подтвердила его расчеты, и было решено - городу-порту быть на этом месте. Петр Филиппович Очеретько не был забыт потомками: речники Енисейского пароходства в 1999 году установили в Игарке мемориальную доску в честь исследователя Игарской протоки, а в 2000 году один из мощных енисейских буксиров-толкачей был назван его именем - "Капитан Очеретько".

В 1929 году капитан Михаил Ильич Смирнов на пароходе "Полярный" высадил на игарский берег первый отряд строителей будущего города. Суда Енисейского пароходства для быстрорастущего заполярного порта осуществляли все дальнейшие перевозки. Всеобщее признание получил тот факт, что Игарская протока является лучшим местом на Енисее для экспортно-импортных операций с речными и морскими судами. Речным путем в Игарский порт ежегодно доставлялось и на морские корабли отгружалось более одного миллиона кубометров лесоэкспортной продукции - всемирно известная ангарская сосна.

Город-порт развивался бурно, здесь строились новые лесозаводы, городские кварталы на вечной мерзлоте росли, как грибы. Большой толчок развитию Игарки дало начатое в 1949 году строительство железной дороги Салехард - Ермаково - Игарка с дальнейшим продвижением на Норильск. Об этой стройке НКВД под номером 503 я уже говорил. Под нее в Игарке было построено много жилья, разработан для отстоя флота так называемый Медвежий лог, население города значительно выросло за счет контингента заключенных и ссыльных - латышей, литовцев, немцев, калмыков, финнов и других народов. В этом смысле Игарка была интернациональным городом, не говоря уже о иностранных моряках, которых здесь летом было очень много.

До 60-х годов весь город был деревянный, даже мостовые игарских улиц были выстланы досками из той же ангарской сосны, что шла на экспорт. Все это было очень пожароопасно, и часто горели жилые дома, производственные помещения. О самом крупном пожаре, очевидцем которого мне довелось быть, я уже рассказывал. Тогда в городе сгорели два великолепных деревянных театра, Интерклуб, многие другие здания. После этого на всех углах были размещены вывески о запрете курения на русском и английском языках. Город, несмотря на пожары, жил и освоил строительство на вечной мерзлоте кирпичных домов, жилых и служебных помещений - это было большим достижением.

Некоторые предприятия, базирующиеся в городе, имели свой флот, который работал в Заполярье, а зимовал в Игарке. Игарский порт Енисейского пароходства располагал портовым флотом и частично транзитным, обеспечивающим местные перевозки. Сначала здесь были маломощные буксиры, затем появились ледоколы "Енисей" (впоследствии "Полярный"), "Капитан Чечкин" - самый мощный речной ледокол в стране, кантовщик "Игарка" и другие суда. Пассажирские перевозки до Диксона и обратно обеспечивали пароход "Маршал Говоров" и шхуна "Полярная".

Игарский техучасток Енисейского бассейнового управления пути содержал обстановку и вел гидрографические работы от Туруханска до Сопочной Карги. Его лоцманы обеспечивали проводку морских судов в Игарку и Дудинку. Техучастку принадлежали маломощные пароходы "Фарватер", "Штурман", "Широта", "Жданов", шхуны "Дельта" и "Хета" - все они обеспечивали путейские работы на 1000-километровом участке Енисея.

В конце пятидесятых годов обслуживание пути от Игарки до Сопочной Карги было передано Гидробазе, которая выполняла все функции техучастка, но на более высоком техническом уровне, поскольку имела для этого современные суда и техсредства. Гидробаза сумела создать высококлассную судоходную обстановку, в том числе и на морском участке Енисея, где действовали и действуют морские правила плавания (МППСС).

Архангельский порт создал в Игарке портопункт со своими судами-кантовщиками, и постепенно от работы с морскими судами речной порт был оттеснен. Кроме того, Архангельский портопункт взял на себя труд взымать с судов портовые сборы.

Группу судов собственного флота имел также Игарский рыбозавод. Это были рыболовные сейнеры и боты, обеспечивающие доставку рыбы в Усть-Порт, Дудинку, Игарку. У Игарского лесокомбината имелся свой технологический флот - буксиры и плавкраны, которые работали с плотами, на погрузке морских судов.

До 50-х годов на Черной речке была плановая зимовка судов Норильского комбината. Ряд лет в Игарке, - это уже в системе стройки № 503, - зимовал ледокольный паром "Заполярный", который должен был занять свое место на переправе железнодорожных составов в Ермаково, но в 1954 году, в связи с консервацией железной дороги, он был отправлен в Керченский пролив.

Главной достопримечательностью города является Игарская научно-исследовательская мерзлотная станция. На ее базе создан единственный в мире Музей вечной мерзлоты. Глубоко в подземелье расположены приборы по изучению процессов, протекающих в условиях вечной мерзлоты. Проводятся исследования на предмет строительства многоэтажных домов на сваях, забитых в грунт вечной мерзлоты, и так далее.

И снова гудки теплохода, предупреждающие туристов о скором отходе судна. И вот уже в который раз звучит марш "Прощание славянки", и теплоход уходит все дальше и дальше на север. Пейзаж меняет свой облик, и тайга постепенно переходит в лесотундру. Мелкое редколесье сменяет все более плотный и колючий кустарник, где переплетаются карликовые береза, ольха и другие древесные породы, которые может различить только специалист.

Совершенно изменилось обустройство реки: везде выставлены морские буи, створы снабжены ацетиленовыми огнями. С правого берега проходим устье речки Хантайка, где расположены поселок Снежногорск и Хантайская ГЭС, вырубленная в скале. При проектировании и строительстве этой гидроэлектростанции существовала романтичная легенда о будущем. Город предусматривалось разместить под стеклянным куполом, создать здесь искусственный микроклимат и райское житье. Но, увы, планировали, как лучше, а получилось, как всегда, говоря словами Виктора Степановича Черномырдина, крупного государственного и политического деятеля.

Когда показывается мыс Черва, туристам рассказывают о трагедии, разыгравшейся в этих местах зимой 1943 года. Черва был украинцем, раскулаченным во время коллективизации и высланный аж в Игарку. Через некоторое время его и здесь пришлось раскулачивать, так как у него появились стадо оленей, крепкая семья. На этот раз Черву выселили в лесотундру - от Игарки прямо на север 180 километров. Он и здесь, на безымянном мысу, построил дом, обзавелся хозяйством. Однажды из Норильска бежали заключенные. Они вышли на зимовье Червы, запаслись у него продовольствием и пошли дальше, но затем, испугавшись, что их могут выдать, вернулись и уничтожили всю семью. Долгое время на месте захоронения убитых с реки виднелись пять крестов.

9.

Еще несколько часов хода, и вот, на горизонте вырисовываются очертания Дудинского порта и самого города Дудинки - столицы Таймырского автономного округа. Здесь туристам предлагается экскурсия в музей, знакомство с городом и морским портом, а утром - поездка на одни сутки в город Норильск.

Пока туристы выезжают и знакомятся с Норильском, мы, дорогой читатель, коротко расскажем вам о столице Таймырского автономного округа - городе Дудинке, морском порте, о самом заполярном Норильске.

В 1666 году посланец мангазейского воеводы Иван Сорокин поставил свое зимовье ниже устья речки Дудинка и отписал об этом своему воеводе только в 1667 году. Этот год считается годом основания Дудинки, с него и ведет свое летоисчисление столица Таймыра. В 1911 году Никифор Бегичев писал: "Дудинка - маленькое село. В нем всего 10 домов. Живут в нем больше торговцы". В декабре 1930 года Дудинка стала окружным центром, а статус города получила 3 марта 1951 года.

Застраиваться как город Дудинка начинала в послевоенное время. Но особенно бурно она растет и развивается в последнее десятилетие, когда застройка города ведется по генеральному плану. На рост Дудинки существенное влияние оказывает Норильская горная компания, так как она является аванпостом этого металлургического гиганта. В Дудинке построены морской и речной порты, оснащенные самыми новейшими средствами механизации. От причалов порта до Норильска и Талнаха проложена железная дорога.

Дудинский порт действует круглый год и перерабатывает более 5 миллионов тонн грузов Норильской горной компании: машины, стройматериалы, лес, продукты, через него в Европейскую Россию и на мировой рынок отгружается продукция компании - руда, никель, медь, кобальт, ценные металлы.

Раньше навигация на Таймыре продолжалась четыре месяца. Теперь морской флот под проводкой атомных ледоколов обеспечивает перевозки круглый год, исключая период ледохода.

Административный центр Таймыра интересен туристам своим краеведческим музеем. Его богатая экспозиция рассказывает об истории Таймыра, о многих событиях, связанных с этим краем. Например, о таком. 14 сентября 1950 года из Карского моря к Дудинке приплыл огромный гренландский кит-полосатик, в районе Левенских песков он выбросился на берег и погиб. Многие ездили смотреть на это редкое явление.

Автомобильная и железная дороги связывают Дудинку с Норильском, который расположен в 100 километрах на восток от Енисея. Норильск - жемчужина Заполярья. У истоков этого города стоял геолог Николай Николаевич Урванцев.

В середине XIX века уже было известно о наличии в этих местах каменного угля и медных руд. Попытки купцов добывать уголь и выплавлять медь в то время не увенчались успехом из-за невозможности все это доставлять в Дудинку, поскольку единственным транспортом в этих местах были олени. Первая научная экспедиция прибыла сюда в 1919 году, руководил ею Николай Николаевич Урванцева. Первый деревянный дом в Норильске был срублен в 1920 году, и он сохраняется до сих пор - как реликвия.

Экспедиция Урванцева не только изыскивала полезные ископаемые, но и исследовала реку Пясину, так как для того времени это был единственный путь к богатствам Норильска. И с начала тридцатых годов начались Пясинские экспедиции енисейских речников по завозу грузов в Норильск. Параллельно из Дудинки туда прокладывалась железная дорога. В 1935 году было принято постановление правительства о строительстве Норильского горно-металлургического комбината. Одним из первых руководителей стройки был Аврамий Павлович Завенягин, позже его имя было присвоено комбинату.

В 1939 году Норильск стал рабочим поселком. К этому времени суда Арктического флота полностью обеспечивались норильским углем, и большую часть угля для ледоколов доставляли на Диксон суда Енисейского пароходства. Во время войны, в 1941 году, в Норильск был эвакуирован Мончегорский завод "Североникель". Оборудование доставлялось Северным морским путем, и уже 29 апреля 1942 года на новом месте заводом был дан первый никель, который самолетами отправляли на Урал, где варили танковую сталь высокой прочности. Никель называли "металлом Победы".

Норильск рос быстро. Комбинат достиг высокого уровня металлообработки, на заводах из руды получали медь, платину, никель, золото, теллур, селен, кобальт и другие металлы. На вечной мерзлоте научились строить дома и производственные объекты. К 1937 году закончилось строительство железной дороги Дудинка - Норильск, и необходимость в Пясинских экспедициях окончательно отпала.

Самый северный промышленный город планеты раскинулся в широкой котловине, в окружении гор. Это город при комбинате, и он обязан ему своим рождением и небывалым темпам строительства. "Город Норильск - одно из современных чудес Севера", - сказал премьер-министр Канады Пьер Трюдо, побывав в этом городе. Он застроен ансамблем великолепных зданий, имеет театры, дворцы спорта, школы, музеи, магазины, рестораны. И все это исполнено в северном варианте.

Город и комбинат обеспечиваются электроэнергией от заполярных ГЭС - Хантайской и Курейской. Подведен также газ из Мессояхи. Рядом с Норильском построены города-спутники - Талнах, Кайеркан. Открытие Талнахского месторождения стало вторым рождением Норильска, оно сделало Норильский промышленный район центром цветной металлургии мирового класса. Все, кто впервые приезжает в Норильск, поражаются тому, что смогли создать люди в суровых климатических условиях, в зоне вечной мерзлоты.

10.

Когда туристы на автобусах отбывают на железнодорожный вокзал для отъезда в Норильск, теплоход освобождает причал для швартовки другого судна, которое забирает пассажиров или туристов, прибывших из Норильска в Дудинку. Так было и на этот раз. Наш теплоход отошел на рейд острова Кабацкий, чтобы, пользуясь отсутствием туристов, выполнить кое-какие авральные работы, в данном случае потренироваться в отработке судовых тревог. Была объявлена шлюпочная тревога - это когда туристы и экипаж вынуждены покидать судно. На воду спускаются все шлюпки, и начинается тренировка по эвакуации людей, их посадке в шлюпки, происходит спуск спасательных плотов и так далее.

Проводится тревога "человек за бортом" - проверяется норматив времени по спуску дежурной шлюпки, отрабатывается подача спасательных кругов, оказание первой медицинской помощи. После разбора действий по программе "человек за бортом" подается сигнал тревоги "аварийная". Одновременно голосом по внешней связи делается объявление, где находится место пробоины, пожара. После этого проверяется готовность водоотливных и противопожарных средств, умение аварийной партии бороться с пробоиной или пожаром, отрабатываются действия экипажа по использованию в полном объеме конструктивных особенностей каждого судна.

Аварийная тревога объявляется также и в случае, когда вахта не может справиться с хулиганствующими элементами и требуется участие всей аварийной партии. Насколько это важно и необходимо, я расскажу на примере нескольких случаев с моим участием. На теплоходе "А. Матросов" я работал вторым штурманом. Моя вахта в тот день, согласно расписанию, была с 8.00 до 12.00 и с 16.00 до 20.00. В 12.00 в ходовую рубку позвонил капитан Владимир Петрович Минаев, и я доложил ему обстановку, погоду, местонахождение судна, скорость. Он распорядился передать вахту третьему штурману Михаилу Иннокентьевичу Бурмакину. Выходец из семьи енисейских лоцманов, Михаил неплохо знал спецлоцию Енисея, и зачастую капитан доверял ему нести вахту самостоятельно. Так было и на этот раз. Присутствуя на разводе вахт, я сделал соответствующую запись в судовом журнале, пожелал счастливого пути и спустился в кают-компанию на обед.

На борту судна было 360 туристов, рейс выполнялся до Диксона. Закончить обед мне не довелось - теплоход с полного хода сильно ударился о подводные препятствия. У самой кормы судна белым опрокидывающимся гребнем забилась придонная волна. Считанные секунды - и я был уже на мостике. За рулем находился полураздетый капитан, он сразу же задал вопрос, который имел несколько оттенков:

Необходимость выбрасываться... Может, обойдется?

Машины были остановлены, и теплоход, по инерции слушаясь руля, медленно разворачивался в сторону фарватера. Уже была сыграна аварийная тревога, и аварийная партия осматривала корпус судна. Из машинно-котельного отделения доложили, что туда вода не поступает. Боцман сообщил, что вода поступает в сухой танк, чуть позже - о том, что затоплен топливный танк. И сразу начала действовать аварийная партия - плотно задраивать танки и отсеки. Были включены все водоотливные средства.

Через два часа подошли к Ярцево, туристов высадили на берег. К крышке лаза сухого танка аварийная партия подсоединила шланг для подачи воздуха высокого давления. Через час танк был сухой, и боцман сделал цементировку поврежденного днища. После этого на борт были приняты туристы, и теплоход, не отклоняясь от расписания, продолжил рейс до Диксона.

Авария произошла исключительно по вине третьего штурмана Бурмакина, который отвлекся от управления судном. Однако готовность экипажа бороться за живучесть теплохода не позволила элементарному ротозейству вылиться в чрезвычайное происшествие.

Есть пример более трагического случая, когда теплоход "Байкал", следуя с пассажирами по Нижней Тунгуске до Туры, повредил корпус. При этом экипаж не спас судно, его капитан Николай Федорович Халевин не смог организовать спасательную операцию. Причем повреждение этого теплохода было незначительным, но вода прибывала и в конце концов затопила его вместе с мачтами. Потом восстанавливать затопленное судно было признано нецелесообразным.

Расследование аварии показало, что теплоход затапливало более шести суток, из них у экипажа было двое суток на то, чтобы заделать небольшую пробоину в машинном отделении.

Второй случай, очевидцем и участником которого я был, также произошел на теплоходе "А. Матросов".

Принимая вахту, я делал обход по судну и на средней палубе обратил внимание на одного пассажира - инвалида без ног, который, отталкиваясь руками от палубы, быстро проехал на инвалидной коляске. При виде его я подумал, что нужно дать поручение вахтенному матросу последить за ним, чтобы он не свалился по трапу на главную палубу. Не успел я подняться в рубку, как услышал три коротких звуковых сигнала и команду капитана:

— Человек за бортом!

Я бросился к дежурной спасательной шлюпке. Ее уже спускали на воду, но я успел запрыгнуть и сесть к рулю. Первый помощник механика на весу заводил мотор, и только шлюпка коснулась воды, как матрос тут же отдал найтовы. Последним к нам прыгнул судовой врач, и мы рванулись к утопающему, одежда которого виднелась за кормой метрах в 150. Через минут пять - семь мы подошли к потерпевшему. Это был тот самый инвалид. Мы быстро подняли его в шлюпку, но все наши усилия по приведению его в чувство ни к чему не привели. Однако при разборке этого трагического случая мы выражали уверенность, что если бы тонущий не был человеком без ног и его не перевернуло бы сразу вниз головой, мы бы его непременно спасли.

11.

После того, как учебные тревоги были отработаны, в 22 часа мы пошли к причалу, чтобы утром около 7.00 принять на борт своих туристов. Часов около четырех ночи меня разбудили команды с дизель-электрохода, который швартовался к нашему борту. Это были нестандартные команды боцману и вахте. После голоса: "На баке!" - следовало выражение: "Пошел на...й!"

Я тотчас оказался на палубе и увидел там запомнившуюся на всю жизнь картину. На мостике под хорошим шафе стоял капитан дизель-электрохода "Бородин" Анатолий Григорьевич Чекизов, в руках он держал микрофон. Рядом с ним - начальник туристического рейса, которому срочно с помощью того же микрофона надо было поднимать туристов. Так вот, его капитан и посылал на три буквы и просил подождать, пока ошвартуются.

Наконец-то швартовка была окончена, и я пригласил Анатолия Григорьевича к себе на чашку кофе. До сих пор у нас было знакомство, что называется, шапочное. У Анатолия Григорьевича было хорошее настроение, и он начал рассказывать, как работали пассажирские суда раньше.

- Желающих уехать из Дудинки, Игарки, Туруханска была масса, - вспоминал капитан Чекизов.

И, будучи капитаном парохода "Энгельс", при пассажировместимости судна 250 человек, он брал на борт более 750. При этом нужно было обеспечивать еще и контроль, чтобы среди пассажиров не оказалось беглых, безбилетников и так далее. Трудно было организовать безопасную посадку, особенно отход судна. В один из таких рейсов, когда на палубе яблоку негде было упасть, капитан после вахты пробирался к себе в каюту. Прямо перед дверью спала молодая красивая женщина.

- Это была настоящая красавица, на голову выше меня, в размерах остальных частей тела тоже Бог не обидел, - рассказывал Анатолий Григорьевич. - Я, конечно, пригласил ее в каюту, и она согласилась. И вот, она сидит здесь, - он показывает на мое кресло, - возле круглого столика, а я - здесь, - указывает на кресло, в котором сидит сам. - И она совершенно нагая...

Я тут же вставил вопрос:

— А вы?

- А я в кальсонах, - улыбаясь, ответил капитан. - И вот, она говорит: "Что ж, капитан, может, ты и начнешь?... А как будем кончать? Матросиков звать?!"

Громко рассмеявшись своей истории, Анатолий Григорьевич ушел отдыхать. Мне не пришлось работать рядом с ним, но я знаю, что это был один из старейших капитанов на Енисее и ушел с капитанского мостика, когда ему исполнилось 70 лет, причем не на заслуженный отдых - в инспекцию. Он был человеком глубоких убеждений и часто их не менял. Это я понял, когда уже в нынешнее время при голосовании за первого президента России я задал ему вопрос:

— За кого, Анатолий Григорьевич, будешь голосовать?

- За коммунистов, Зюганова. Мы своих убеждений не меняем, - как бы с укором ответил он мне.

Я знаю, что это мнение большинства капитанов и механиков того поколения.

Наши туристы, радостные, с большими впечатлениями от увиденного, размещались по своим каютам. Все формальности по оформлению отхода у капитана порта были выполнены накануне. Первая остановка после Дудинки - Усть-Порт. Это небольшое поселение, имевшее большую значимость до открытия Игарки. Начиная с 1924 года, морские суда заходили в Енисей до Усть-Порта, где была налажена перевалка грузов с речных судов на морские и обратно. На то время это было единственное место в устье Енисея, где сравнительно безопасно можно было работать на стыке грузовых потоков морским и речным судам, - это было началом, а продолжением стало строительство порта в Игарской протоке, Дудинского порта.

В то время в низовьях Енисея было сильно развито рыболовство - промысел ценных пород рыбы (осетра, нельмы, омуля, сига, чира, сельди), и удобным местом для строительства рыбоконсервного комбината был выбран Усть-Порт. Здесь соорудили комбинат с мерзлотником, и за многие годы было переработано десятки тысяч тонн рыбной продукции. Вырос жилой поселок. Была построена большая песцовая звероферма, и Усть-Порт не только обеспечивал Красноярский край рыбной продукцией, но и успешно торговал на аукционах мехом песца.

Сейчас Усть-Порт посещают иностранные туристы. Им показывают подземные мерзлотники с запасами мороженой рыбы, где круглый год держится температура -13 градусов по Цельсию, знакомят с тундрой, и они видят неустроенный быт северных народов и разваливающийся поселок из домов постройки 30 - 40-х годов. При этом иностранцы говорят:

- Если у нас кто будет жаловаться на неустроенный быт, мы им будем рекомендовать посетить Усть-Порт.

Далее теплоход делает непродолжительную остановку в Карауле - районном центре громадного Усть-Енисейского района. Село Караул расположено в 70-ти километрах от Усть-Порта, на высоком правом берегу Енисея. Оно было основано в начале XVII века как сторожевой пост, чтобы "караулить север государства Российского". Свое название селение получило от мыса Караульного, где стояла стрелецкая застава. Территория Усть-Енисейского района равна площади Чехии и Словакии вместе взятых, а населения здесь всего около 4 000 человек.

С вершины Караульного мыса открывается величественная панорама. До самого горизонта тянется широкая лента могучего Енисея с множеством низких островков. Это богатейшие рыболовецкие угодья. Жители района занимаются оленеводством, рыбной ловлей, звероводством и охотой. В недрах района разведаны большие запасы природного газа, которым обеспечивается промышленный Норильск. Туристы

имеют здесь прекрасную возможность знакомиться с достопримечательностями первозданной тундры.

Недалеко от Караула, на расстоянии 5 - 7 километров на северо-запад, на мысу, глубоко вдающимся в Енисей, находилось старинное поселение Толстый Нос. Это одно из старейших поселений в устье Енисея, оно было основано еще в начале XVII века. Здесь похоронен декабрист Николай Федорович Лисовский, на могиле которого энтузиастами из Норильска установлена стела. Декабрист отбывал ссылку в Туруханске, а в Толстый Нос приехал по торговым делам, где и умер.

Тут же в конце XVIII века, как гласит предание, находился в ссылке патриарх Всея Руси Пимен. Холм на его могиле виден издалека. Более того, в 1897 году Енисейским мещанином Серебряковым на месте захоронения патриарха был установлен памятник из белого мрамора. Могила Пимена увековечена на морских и речных картах Нижнего Енисея, его имя носит и рядом протекающая речка Пимена. Предание также гласит, что патриарх после его смерти местным населением был провозглашен святым и у его могилы всеми проезжающими мимо совершался молебен, для этого была возведена деревянная часовня. Архиереи Енисейской епархии специально плавали в эти места, чтобы поклониться святому человеку. Но тайна Пимена - кто он был на самом деле, за что и когда сюда сослан? - до сего времени не раскрыта. Ответы на эти вопросы на основании архивных документов историки искали еще в середине XVIII века - безрезультатно. В ХХ столетии памятник Пимену был частично разрушен. В навигацию 1997 года экипаж теплохода Енисейского пароходства "Федор Наянов" рядом с останками памятника установил большой крест, дабы это место окончательно не затерялось. Исследование тайны Пимена продолжается.

12.

Теплоход идет на север все дальше и дальше. Совершенно по-другому выглядит река. Берега сплошь и рядом уходят далеко за горизонт. Каждое утро для туристов выдается путевая информация. Методист поднимается на мостик и берет небезынтересные для путешественников данные: сколько километров пройдено от начала пути - из Красноярска, какой наступает день недели, число, какие населенные пункты прошли за ночь, что интересного ожидает туристов в течение дня. В конце объявляется погода: температура наружного воздуха, воды, состояние моря, направление и сила ветра.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных