ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Антону, моему сыну, посвящаю эту книгу. 24 страницаТеплоход “Пушкино” пошел резко на сближение с теплоходом “Воскресенск”, на связь не выходит; видимо, что-то случилось.На вахте — старпом Роман, доложил, что остановился вспомогательный движок и обесточилась рулевая, перешли на ручное управление. Видимо, грязь в топливе взбаламутилась и забило фильтры. Федор Петрович Голенков задал массу вопросов Павлу Ивановичу Обжирову. Настаивал идти проливом Малыгина, но от этой затеи отказались, так как пролив не обставлен плавучей обстановкой и береговые средства навигационного ограждения не горят. Но настоял на своем — следовать в середину острова Белый. 1 октября, суббота. Курс 285 градусов, широта 73 градуса 26 минут, долгота 73 градуса 45 минут, ветер 180 градусов, шесть метров в секунду, атмосферное давление 728 миллиметров ртутного столба. Следуем к острову Белый. Проснулся в 05.00 от ощущения тишины и покоя. Подумал, что стоим на якорной стоянке. Огибаем остров Белый по северному берегу на растоянии трех — четырех миль. Пасмурно, но тихо, ветерок с берега. На острове светятся огни, видимо, стоит воинская часть, охраняет наши северные рубежи. 08.00. Западное побережье острова Белый. Что-то меня начало подташнивать. Половина экипажа “дразнит унитазы”. Ход сбавили до пяти узлов, курс 215 градусов, давление 726 миллиметров. По факсимильной карте, находимся в глубоком циклоне, на подходе — еще два. Волна от двух до трех метров, вода гуляет по палубе. 2 октября, воскресенье. Третьи сутки следуем в Карском море. Ветер “юго-восток”, 15 — 17 метров в секунду, волна до трех метров, скорость от 5,5 до 9 узлов, в зависимости от продвижения каравана. Один циклон ушел на северо-восток, но приближается другой, что образовался на территории туманного Альбиона. Караван спускается на юго-запад. Тяжелая крутая волна накатывает с океана. Не привыкшие к условиям болтанки, речные экипажи укачиваются и страдают от морской болезни. Ветер дул прямо навстречу — такой ветер называют “мордотык”. Удары волн сотрясают корпус так, что по ледоколу идет гул. Качка в среднем достигает до 20 градусов и временами 25 — 30 градусов на борта. Удары волн ледокол принимает то правой, то левой скулой. Ветер все свежеет — ровно и безудержно. Идем в юго-западном секторе Карского моря, до пролива Югорский Шар осталось миль 70. Там, видимо, прикроемся от волны и ветра островом Вайгач. На корабле из пяти женщин “порхает” только повар Марина: варит, убирает, моет. Вчера вечером заявила, что “второй день приходят одни и те же железные лица”. Зернов пролил кипяток себе на штаны и чуть не ошпарил все свое хозяйство — хохот в столовой гомерический: дело в том, что на борту у него есть Оксана. Матрос Царев, курсант ВПУ-5, пришел в столовую, но до стола не дошел: резко повернул — и бегом “пугать унитаз”. На вахте он продержался не более часа, позеленел, как болотная жаба. Его я отправил в каюту, за штурвал встал сам. После часового стояния на руле мое состояние нормализовалось, прекратились признаки подташнивания и неуверенности, прошли усталость и бессонница, не хотелось ни о чем думать, ни что-то вспоминать. Сменившись, стоял в самом углу рулевой рубки, упершись лбом в холодное, влажное стекло окна, и смотрел в кильватерный след, исчезающий сразу же за кормой. Там, невдалеке, ныряли в водяной пыли суда каравана. Они на гребнях волн на миг застывали в робкой нерешительности, задрав носы и оголив почти весь правый борт, рушились вниз и сразу взлетали высоко над морем, распушивая бирюзовые, густые фонтаны пены и брызг. Выдержать бы до Югорского Шара. Как еще встретят Баренцево и Белое моря? Сегодня после обеда впервые вышел на верхнюю палубу подышать свежим морским воздухом. Любуюсь “этюдами” Карского моря: на востоке огромным шаром висит над горизонтом солнце, вода — красивейшая, бирюзового цвета, чистая, с белыми хлопьями пены, а глубина под корпусом — 180 метров. Во время моей прогулки третий помощник морского капитана Щербинин сделал крутой вираж и “уронил” ледокол на правый борт градусов на 25, я едва успел ухватиться за леера. После этого, гуляя по палубе, руки в карманах не держал. Спустился на камбуз, там — только первое блюдо, второе — на полу после виража. Половина экипажа успели пообедать полноценно, остальных, в том числе и себя, Андрей лишил этого удовольствия. После обеда — адмиральский час. Почитать детектив и послушать шумы винтов не получилось, так как постоянно, помимо своего желания, ловишь момент, где лечь — на диван или на кровать. Кровать расположена в каюте по диаметральной плоскости, а диван поперек. Это на самом деле была не качка, а черт знает что. Будто огромный стальной кулак то и дело, со всего размаха, бил ледокол в его тупую налимью морду, и он весь — от киля до клотика — содрогался и сразу падал на борт, вскакивал, прыгал вперед и опять нарывался на удар, и падал на другой бок, и все опять повторялось сначала. Здесь уже не уснешь. 21.00 Москвы. Вышли, вместо входа в пролив Югорский Шар, к Амдерме, то есть ошиблись — порядка 10 миль влево. Сбавили ход до самого малого — ждем, когда растянувшийся караван соберется и подготовится к движению в пролив. 22.00 Москвы. Караван в сборе, начали сниматься с дрейфа и заходить в пролив Югорский Шар. Средства навигационного ограждения — на местах, освещены. Траверз селения Хабарово, встали на якоря. Ночь темная, ветер “юго-восток”, 150 градусов. Ожидание хорошей погоды. При постановке на якоря двум кораблям не хватило места — “Пушкино” и Воскресенску”: кто-то кого-то ударил. 3 октября. Штилевой рассвет, но зыбь, горбатая и зеленая, все-таки ощущается, а может, всего лишь так кажется. Тишина. Только изредка всплеснет волна за бортом у скулы ледокола. Вода окрашена светом неба, она становится то розовая, то зеленая и голубая одновременно, то под цвет берега — темно-желтая. Серые наши кораблики стоят в шахматном порядке среди обрывистых скалистых берегов. Кроме судов нашего каравана, в проливе находятся: буксир “Петрокрепость” с баржей с Енисея и два сухогруза “Омские” с реки Лена, в бухте Варнека — несколько судов Кубанского пароходства. Объявились знакомые — бывшие перегонщики прошлых лет с Енисея на запад: Юрий Юрьевич — капитан, в прошлом году перегонял “Волго-Дон-5062”, и капитан Леонид Федорович Костин. Сейчас перегоняют с Лены “Омские”. Приняли карту погоды по маршруту, Павел Иванович сделал расшифровку. Циклон находится в восьмидесяти милях от острова Колгуев и движется в нашу сторону со скоростью тринадцать узлов. Давление медленно падает. Ветер пока юго-восточный, со временем должен измениться на северный, северо-восточный. Во второй половине дня возможен переход каравана в бухту Варнека. 09.45 Москвы. Солнце немного приподнялось над горизонтом и зависло в одном положении. Ветер начал поворачивать на восток, давление по-прежнему падает. Находимся почти в центре циклона, скоро совсем затихнет, и могут появиться многолетние паковые льды. 20.15 Москвы. Стоим, ждем от моря погоды. Завтра — радиосвязь с диспетчерской Красноярска, нужно дать телеграмму домой, оповестить, где нахожусь. Получили трехсуточный прогноз погоды, до острова Колгуев должны успеть добежать. Ленский караван собирается сниматься по утру. Из Мурманска пришла гидрометеосводка всем судам: “Прогноз погоды 21.00 2/10 до 21.00 5/10 Ветер западный-, юго-западный порывы 15 — 20 мс днем 6/10 ночью 7/10 25 — 30 мс видимость хорошая осадки 24 километра”. 4 октября. 09.00 Москвы. Связались с рыбаками, находящимися в Баренцевом море. Оказывается, циклон судов полста загнал к острову Колгуев переждать штормовую погоду. В настоящее время в том районе сравнительно тихо. Посовещавшись со всеми капитанами каравана, снялись с якорной стоянки и отошли в рейс совместно с ленским караваном. Погода еще окончательно не утихомирилась, потому как по выходу из Югорского шара в Баренцево море сразу же получили ощутимые удары волн. Вода в Баренцевом море серая, грязно-пенистая, как после стирки мазутной робы. К вечеру оставили к югу острова Долгий и Матвеев, взяли курс через Пахтусовские мели на остров Колгуев. Погода переменная: ветер то немного затихнет, то задует опять, но не более 15 метров в секунду, то с юго-востока, то с юго-запада. 18. 00. Траверз маяка Руский заворот. Задул “юго-запад”, с силой, порывами до 30 метров в секунду, волнение увеличивается до пяти метров. Большие массы воды начали поступать на палубы судов каравана. Подошли к берегу до десятиметровой изобаты, волнение уменьшилось. 20.00. Подошли к берегу на расстояние одной мили, отдали якоря. Теплоход “Джамбул” стал близко под корму теплохода “Воскресенск”. Суда сдрейфовали и нанесли друг другу повреждения. Час от часу не легче. Ветер начал меняться на западный. Ледокол зарыскивает, на якоре стал дрейфовать. Перезаложили якорь на семиметровую глубину, длина цепи 120 метров, — не держит. Ощутимые типки и удары волн. Выбрали якорь, легли в дрейф. Поступила гидрометеосводка из Архангельска: “Погода 21 ГМТ 6/10 Юго-восток Баренцева моря Ветер южный юго-западный 15 — 20 м/с Колгуевский район ветер юго-западный западный 23 — 28 м/с высота волны 3 — 3,5 м”. 6 октября, четверг. 00.00 Москвы. Сделали две попытки встать на якорь — не удалось. Судно разворачивает лагом к ветру и волне, появляется бортовая качка, и удары волн с ветром срывают с якоря. 02.00. Получено сообщение по УКВ радиостанции с теплохода “Джамбул” о том, что их сорвало с якоря и унесло за три мили. Сорвало также “Воскресенск” и “Пушкино”. Караван выбирает якоря и собирается в ордер. На ледоколе работают два главных электродвигателя — по 200 оборотов в минуту, стоим на месте. Скорость ветра порывами достигает 28 метров. 08.30. Собрались в кильватерную линию, продолжаем движение. Связались с ленским караваном — они стоят у острова Колгуев, добрались благополучно. Отстал только один “Омский”, морской капитан Л. Ф. Костин; штормует, но он уже зашел под прикрытие острова. Этот “Омский” очень слабый ходок: когда еще мы шли вместе с ними, он очень отставал — у него подрезан один из винтов. Павел Иванович успокоил всех, объявив, что ужинать будем в спокойной обстановке. 12.00. Легли на обратный курс. Потерялся теплоход “Джамбул”. Караван растянулся миль на десять — пятнадцать. Поставили выбитую заглушку на носовом окне, проверили крепление якорей. Осмотрели судно, обнаружено: чехлы шпилей изорваны, заглушку одного из окон смыло за борт, сорваны защитные колпаки механизма автоматической отдачи жвакогалсов и чехол водяной пушки, что стоит на первом ярусе надстройки. Проверили крепления дверей и люковых крышек, замечаний нет. Волна бьет под корму, добегает до буксирной лебедки. Смыло всю грязь и копоть, и все лишнее, что было не закреплено. Вспомнилось высказывание вице-адмирала Макарова: “Чтобы сделать доброе дело, нужен не добрый корабль, а добрый командир”. 24.00. Курс 260 градусов, широта 68 градусов 37 минут, долгота 52 градуса 5 минут. Прошли траверз маяка Ходовариха. Идем со скоростью 2,5 — 3 узла, заканчиваются восьмые сутки перехода. Восемь суток болтанки. Караван растянулся на 25 миль. Впереди нас, в пятнадцати милях, теплоход “Пушкино”, за ним, на дистанции 1,5 мили, —“Яхрома”, далее — мы с теплоходом “Джамбул”. Заключающий — теплоход “Воскресенск”; отстал — что-то с двигателем. Морской капитан “Воскресенска” просил не ждать — отремонтируется и догонит. 7 октября. 00.00 Москвы. В салоне ледокола и каютах главной палубы появилась соленая вода — ее много, и она уже плещется. Выясняем, откуда появилась. 04.00 Москвы. Курс 260 градусов, отсчет лага 7,5 узла. Широта 68 градусов 55 минут, долгота 51 градус 32 минуты. С теплохода “Яхрома” получено сообщение о том, что, работая полным ходом вперед, он имеет слабое продвижение, в сравнении с другими судами. Поступила просьба осмотреть с помощью прожектора ледокола корпус “Яхромы”. Сделали оборот, легли на обратный курс 80 градусов, дополнительно запустили второй главный двигатель. Пошли полным ходом до встречи с теплоходом. 04.30. Подошли к “Яхроме”, осветили прожектором. Имеет большой дифферент на нос, идет, как подводная лодка. Дал команду: “Срочно откатать балласт из первой и второй балластных цистерн”. Выяснилось, что сорвало первую крышку первого трюма, и он наполнился водой. Разведать пока нет возможности — ночь, темень. Откатали две балластные цистерны и часть питьевого танка — судно на плаву, заливать трюм стало меньше. С трюма откатать воду не могут — забился трубопровод. Связаться с диспетчерской Красноярска не смогли, причина — неквалифицированный начальник радиостанции: в телефонном режиме не слышно, работать телеграфом не может. С пароходством через Москву связался начальник радиостанции теплохода “Воскресенск”, доложил обстановку.
ВЫПИСКА ИЗ СУДОВОГО ЖУРНАЛА № 161 ЛЕДОКОЛА “КАПИТАН МЕЦАЙК” 7 октября. 00.00. Генеральный курс 260 градусов, координаты: 68 градусов 57,5 минуты с. ш., 52 градуса 9 минут в. д. Вахту принял старший помощник морского капитана В.П. Кулага. Проведена первая ступень контроля техники безопасности. Продолжение рейса. Теплоход “Пушкино” — впереди; “Яхрома”, “Воскресенск”, “Джамбул” — за кормой. Удары волн, появление соленой воды в каютах, в столовой главной палубы. Отсчет лага 95,7 узла. Продвигаемся вперед со скоростью 2,5 — 3,0 узла. 02.00. Курс 260 градусов, отсчет лага 2,4 узла. Координаты: 68 градусов 56,1 минуты с. ш., 51 градус 46,3 минуты в. д. 03.00. Курс 260 градусов, отсчет лага 5,5 узла. Координаты: 68 градусов 55, 6 минуты с. ш., 51 градус 38 минут в. д. 03.55. Курс 260 градусов, отсчет лага 7,5 узла. Координаты: 68 градусов 55 минут 3 секунды с. ш., 51 градус 32 минуты 9 секунд в. д. По счислению, получили информацию о том, что теплоход “Яхрома”, работая полным вперед, движется медленно, в сравнении с другими судами каравана. Просьба: осмотреть с помощью нашего прожектора корпус теплохода “Яхрома”. Сделали оборот, легли на курс 80 градусов, запустили дополнительно второй главный двигатель. Пошли полным ходом до встречи с теплоходом “Яхрома”. На мостик вызван морской капитан П. И. Обжиров 04.00. Курс 90 градусов. Отсчет лага 9,3 узла. Вахту сдал старший помощник морского капитана В. П. Кулага. Вахту принял второй помощник морского капитана М. А. Зернов. Проведена первая ступень контроля техники безопасности. Замечаний нет. Следуем к теплоходу “Яхрома”. 04.30. Отсчет лага 14 узлов. Подошли к теплоходу “Яхрома”, осветили его прожектором. “Яхрома” имеет большой дифферент на нос, проинформировали ее экипаж об этом. 05.00. Экипаж теплохода “Яхрома” произвел осмотр первого трюма, морской капитан сообщил, что первый трюм затоплен водой, сорвана крышка трюма. На теплоходе “Яхрома” начали откачку балласта из первого и второго балластных отсеков. 05.15. По просьбе морского капитана теплохода “Яхрома” встали впереди, прикрываем его от волнения. Волна пять — шесть баллов. 08.00. Вахту сдал второй помощник морского капитана Зернов. Вахту принял морской капитан Обжиров. Проверена первая ступень контроля техники безопасности. Замечаний нет. Курс и скорость переменные. Обеспечиваем благоприятные условия для продвижения теплохода “Яхрома” — наименьшее попадание воды на палубу и в трюм № 1. 10.30. Капитан теплохода “Яхрома” сообщил, что сдвинулась крышка трюма №2 и вода попадает и в этот трюм. Дали рекомендации об использовании брусьев для предотвращения подвижности крышек трюмов. 12.00. Координаты: 69 градусов 8 минут северной широты, 52 градуса 55 минут восточной долготы. Продолжаем маневрировать у “Яхромы”. Использованы три ракеты линеметательной установки для подачи буксира. Ветер 240 градусов до 30 метров в секунду не дал возможности завести буксир. Ледокол из-за своих носовых обводов испытывает большие динамические удары при встречном волнении даже на малом ходу. Морской капитан П. И. Обжиров. Вахту принял старший помощник морского капитана. Проведена первая ступень контроля техники безопасности. Продолжаем попытки подать буксир на теплоход “Яхрома”. Ветер порывами до 30 метров в секунду, волна 2,5 — 3,5 метра заливает носовую часть теплохода, большая опасность повреждения корпусов теплохода “Яхрома” и ледокола “Капитан Мецайк”. Подача проводника (тонкий трос) на “Яхрому” успеха не приносит. Ветром ледокол “Капитан Мецайк” мгновенно отбрасывает в сторону, экипаж “Яхромы” не может выбрать даже пропиленовый буксир. 15.00. Предприняты попытки подать буксир с бака “Капитана Мецайка” на корму “Яхромы”. Из-за килевой качки оборвано четыре кранца ледокола, погнута система крепления носовых кранцев. 16.00. Вахту сдал старший помощник морского капитана Кулага. Вахту принял второй помощник Зернов. Проведена первая ступень контроля техники безопасности. Замечаний нет. Использовали две ракеты линеметательной установки. С помощью пропиленового швартового пытались удержаться за кормой теплохода “Яхрома” и подать буксир. Швартовые лопаются, четыре попытки завести буксир при ветре 240 градусов до 30 метров в секунду результата не дали. Продолжаем обеспечение возможных условий для прикрытия теплохода “Яхрома”. Вода продолжает поступать в трюмы № 1 и № 2. Балласт из танков откачали. 17.00. Подошел теплоход “Баянист” для оказания помощи, в двенадцати милях следует ледокол “Капитан Косолапов”. 17.32. “Яхрома” подала сигнал бедствия. Теплоход “Баянист” начал маневр для подачи буксира. Ледокол “Капитан Мецайк” продолжает прикрывать “Яхрому” от волн и ветра. 20.00. Вахту сдал второй помощник морского капитана Зернов. Вахту принял третий помощник Щербинин. Проведена первая ступень контроля техники безопасности. Замечаний нет. Продолжаем маневры по прикрытию от волны теплохода “Яхрома”. Ветер 240 градусов, порывы до 25 — 28 метров в секунду. Теплоход “Баянист” делает попытки завести буксир. Экипаж “Яхромы” готовится покинуть судно. Ледокол “Капитан Мецайк” из-за конструкции носовых обводов испытывает большие динамические удары при защите теплохода “Яхрома” от волнения по просьбе капитанов “Яхромы” и “Баяниста”. 21.00. В район бедствия “Яхромы” подошел ледокол “Капитан Косолапов”, принял на себя командование спасательными операциями. Ожидается прилет вертолета за экипажем. 21.30. Ледокол “Капитан Косолапов” разрешил сделать попытку подойти к “Яхроме” за людьми. 22.30. Подошли к борту теплохода “Яхрома” для контакта. Суда бросает, люди отбегают от борта. Получили повреждение кранцев, привальника. Отошли от теплохода “Яхрома”. Продолжаем находиться на обеспечении спасательных работ. 24.00. Маневрирование в районе бедствия теплохода “Яхрома” для прикрытия его от ударов волн. Ветер 240 градусов до 25 метров в секунду. Ледокол подвергается заливанию водой, испытывает большие динамические удары о волны корпусом, надстройкой. Вахту сдал третий помощник морского капитана Щербинин.
ВЫПИСКА ИЗ СУДОВОГО ЖУРНАЛА № 178 ТЕПЛОХОДА “ЯХРОМА” 7 октября 1994 года. 00.00. Вахту принял второй помощник морского капитана Плясецкий. Следуем курсом 256 градусов (+20), по карта ГУ № 10 100 — 85 г., широта 68 градусов 56 минут, долгота 51 градус 45 минут, под проводкой ледокола “Капитан Мецайк” в караване. 00.30. Визуально обнаружили увеличение осадки носом. По определению и судя по скорости ледокола “Капитан Мецайк”, скорость упала до одного узла. Судно с дифферентом на нос продолжает следовать в караване. Сообщили ледоколу “Капитан Мецайк” и каравану: предположительно попадание воды в трюм №1 из-за борта путем заливания палубы и крышки трюмов в результате шторма, волн и брызг. Выход на палубу затруднен из-за заливания бака забортной водой. Осушение балластной системой результатов не дали. Осушительная система не в рабочем состоянии. 02.40. Начали откачивать балласт первого и второго трюмов балластным насосом. Управление судном, командование по штормовому принял капитан Абдуллин. Производим откачку и балластировку первого, второго трюмов. 04.00. Следуем курсом 250 градусов (+20) со скоростью два узла. Производим откачку воды и откачку балласта первого, второго трюмов. При осмотре обнаружено: на первом трюме сорвало крышку, вырвана в стопоре. Широта 60 градусов 00 минут, долгота 52 градусов 00 минут. Вахту сдал второй помощник морского капитана. 04.00. Вахту принял старший помощник морского капитана Амелькин. Условия плавания прежние. На мостике капитан Абдуллин. 04.30. Произведен осмотр повреждений крышки трюма №1. Передняя секция с левого и правого бортов получила изгиб, стрела прогиба примерно 300 миллиметров. Крышка сорвана с направляющих, сдвинута к левому борту. В трюм из боковых отверстий, образованных прогибом и сдвигом крышки, поступает забортная вода. Предположительно, трюм №1 затоплен. Сварные стопоры по периметру передней секции крышки трюма №1 сорваны. Продолжаем откачивать бортовые танки № 1 и 2. 08.00. Вахту принял третий помощник морского капитана Д. Н. Одинцев. Широта 51 градус 30 минут, долгота 63 градуса 00 минут. Объявлена “водяная” тревога. Ледокол “Капитан Мецайк” проводит спасательные операции. Затоплены помещения бака, залит трюм №1. Крышки первого трюма со своих штатных мест сбиты ударами волн. Срезана носовая мачта. Закончили откачку балласта. Груз частично вымывается за борт в виде отдельных досок — ударами накатывающихся волн. Высота волны достигает шести метров. Ощущается вибрация корпуса. 09.30. Включили откачку носовой нулевой балластной цистерны. Спасательный плот перенесли с правого борта на корму. 10.40. Приготовили аварийный буй к запуску. 12.30. Продолжаем информировать. Ожидаем подхода морского ледокола “Капитан Косолапов”, так как попытки ледокола “Капитан Мецайк” подать буксир оказались безуспешны. Дали радиограммы о случившемся: в Москву Сурадзе, в Красноярск — ЧР Булаве. Сообщили обо всем происходящем, дали запрос о помощи. 12.40. Аварийная партия находится на своем штатном месте под руководством старшего помощника капитана. На ходовом мостике находятся капитан, третий помощник капитана, матрос. 13.00. Наблюдается усиление ветра 23 — 28 метров в секунду. 13.50. Связь с теплоходом “Бавенит”, его координаты: широта 69 градусов 14,7 минуты, долгота 52 градуса 43,2 минуты. Взяли пеленг и дистанцию, определили свое местонахождение: широта 69 градусов 5 минут, долгота 52 градусов 23 минуты. 14.10. Вышла из строя УКВ связь “Кама-С” и “Сейнер”. 14.15. УКВ связь установлена. 15.20. Связались с теплоходом “Бавенит”. Совместно разрабатываем вариант заводки буксира с теплохода “Бавенит”. 15.32. Подали сигнал SOS. Московское время 14.32. 15.35. Дали ответ теплоходам “Софья Перовская”, “Бавенит”, ледоколу “Капитан Мецайк”. 16.36. Теплоход “Бавенит” начал оказывать помощь. Аварийная партия вышла на палубу для приема проводника, но его принять не удалось. 17.30. Прибыл вертолет, бортовой № 24011. Пытаемся сделать оборот, встать кормой к волне. 17.40. С борта теплохода “Яхрома” снята женщина (повар) — Майя Дмитриевна Кучерявая. 18.15. Теплоход “Бавенит” подал второй проводник. 20.36. Ввиду безуспешных попыток завести носовой буксир с теплохода “Бавенит” решили завести буксир с кормы. Через ледокол “Капитан Косолапов” договорились, вызвали вертолет для снятия экипажа, чтобы оставить судно, так как корпус стал оседать еще ниже, вода гуляет по палубе, наблюдаются большие изгибы и деформации; в трюм № 2 начала поступать вода. Погодные условия не изменились. Порывы ветра достигают 30 метров в секунду, высота волны четыре — пять метров. Судно не слушается руля, винты постоянно оголены и воды касаются изредка. По судну: без паники. Весь экипаж одет в спасательные жилеты. При попытке развернуть спасательный плот и спустить его за борт по корме на фалине он оторвался и его отнесло от судна. С левого борта начали разворачивать другой плот, что на крышке трюма № 4. Постоянно поддерживается связь с окружающими нас судами. Суда освещают прожекторами палубу и надстройку, корму. Старший механик Сафронов — в машинно-котельном отделении. 23.20. К борту судна подлетел вертолет по просьбе ЧР И. А. Булавы. В целях недопущения гибели экипажа приняли решение оставить борт судна. Начали посадку на вертолет, который завис над крышкой трюма № 2. На мостике — третий помощник морского капитана Д. Н. Одинцев, третий механик Г. С. Черкасов, морской капитан Н. Г. Абдуллин. Доложили на ледокол “Капитан Мецайк” о начале высадки на вертолет. Руль — 20 градусов левого борта, главные двигатели — в режиме малого хода. Приготовили к эвакуации аварийный радиобуй, часть пиротехники и другого судового имущества. Закончили развертку спасательного плота на крышке трюма. 23.45. Задраили все судовые помещения, машинно-котельное отделение. Для безопасной посадки экипажа в вертолет оставили судно на малом ходу, руль — влево на 20 градусов, освещение палубы — в исправном состоянии. 23.46. Экипаж без потерь, травм. В кабине вертолета — экипаж под командованием летчика Афанасьева. Летим в Нарьян-Мар для эвакуации и ожидания дальнейших указаний и развития событий.
ВЫПИСКА ИЗ ЖУРНАЛА ОТВЕТСТВЕННОГО ДЕЖУРНОГО ПО ПАРОХОДСТВУ 7 октября, пятница, 1994 год. 16.00. Получена аварийная радиограмма № 6 от капитана теплохода “Яхрома” через теплоход “Воскресенск” о том, что “Яхрома” в координатах: широта 69 градусов 00 минут, долгота 52 градуса 50 минут, — терпит бедствие. Дословно: “Т/х Воскресенск/ЕКЕД 15 57 7/10 1100 Аварийная Красноярск телетайп 288214 Иней ЧЗМ Булаве Т/х Яхрома нахожусь аварийно тяжелом состоянии координаты 69 00 сев 52 50 вост рядом л/к К Мецайк пытаемся завести буксир условиях жестокого шторма сорвало крышку трюма нр 1 залив водой трюм часть груза уходит за борт вызвал на помощь ближайший л/к К Косолапов следует к нам намерен дать сос КМ Абдуллин”. 16.20. О случившимся сообщили в Департамент речного флота, в Главную инспенкцию по безопасности — главному специалисту Маленкину. Одновременно было сообщено в спасательный центр Мурманского морского пароходства, г. Мурманск. Установлено круглосуточное дежурство на вызывных и аварийных частотах в радиопередающем центре, радиооператор В. Д. Белоножко, начальник радиобюро Л. И. Акулов. 16.30. Дежурство по пароходству принял главный штурман А. К. Баранов. В кабинете первого заместителя начальника пароходства И. А. Булавы оборудовали штаб по оказанию помощи терпящему бедствие судну. Связались с ледоколом “Капитан Косолапов”, который следует в район бедствия, планируемый приход: в 20.00. Погода в районе бедствия, по сводке из Архангельска: на юго-востоке Баренцева моря ветер юго-западный, южный, 20 — 25 метров в секунду, порывы до 32, высота волны три — пять метров. Прогноз от 23.00 до 03.00: в подрайонах 20, 23, 22 юго-востока Баренцева моря ожидается усиление юго-западного ветра, в порывах 25 метров в секунду, в подрайонах 17, 29, 21 ветер западный, юго-западный, 30 — 35 метров в секунду, 7 октября с 1 до 5 часов в подрайонах 13, 14, 15 ожидается усиление южного, юго-западного ветра, в порывах 30 — 33 метра в секунду. 17.00. Получена радиограмма №16 от капитана теплохода “Яхрома”: просьба разрешить в критической ситуации покинуть борт судна. Дословно: “Т/х Воскресенск/ЕКЕД 16 33 7 10 1230 Авария 2 пункта Москва лат HELP TLX 411065 КУБОК RU ЧМ Сурадзе Красноярск телетайп 28824 Иней ЧР Булаве Т/х Яхрома прошу дать разрешение без дополнительного запроса в критической ситуации покинуть борт судна КМ Абдуллин”. Незамедлительно такое разрешение было дано: “07 10 1830 HP 161 т/х Яхрома KM Абдуллину Целью недопущения гибели людей обязываю экипаж зпт капитана судна оставить борт зпт вертолет вам направлен повторно тчк ЧР Булава”. 18.57. Получена радиограмма № 148 из Архангельска: “24 7/10 1450 Аварийная Красноярск ЧР Информации 1430 071094 СПЦ Архангельска районе острова Колгуев терпит бедствие т/х Яхрома срочно сообщите нам позывные судна 07 10/06-03 ЧЗР Смирнов”. 19.00. О получении радиограммы было сообщено в департамент Якубовичу. Дано распоряжение ледоколу “Капитан Косолапов” снять людей с теплохода “Яхрома”. 19.55. Якубович из Москвы сообщил, что вертолет из Нарьян-Мара вылетел в 15.20 по московскому времени в район спасения. Уточнены данные по последним координатам аварийного судна и состоянию погоды. Ветер западный, и предполагаемый дрейф два узла. 20.37. Запрос Москвы о вылете вертолета. Пока не прибыл, передали звонить через каждые 15 минут. 20.40. Теплоход “Воскресенск” пытается связаться по телефону с радиостанцией пароходства, слышимость слабая.
ИЗ ДНЕВНИКА КАПИТАНА-НАСТАВНИКА В. О. КУЗЬМИНА 7 октября 1994 года. 20.00. День выдался ужасный для всех. Чтобы сохранить остальные суда каравана, решили отправить их в самостоятельное плавание до острова Колгуев — и там переждать шторм. По карте погоды определили, что подряд идут циклон за циклоном. Доброй погоды не будет. Настроение, конечно, не праздничное, когда видишь, что наши ребята в беде, и не можешь им помочь. Корма теплохода “Яхрома” на волне поднималась так, что временами было видно его красное, засуриченное брюхо. Гребные винты, вращаясь в воздухе, выпускали снопы брызг, а корпус в это время зарывался в воду до второго трюма. Казалось, когда теплоход становился свечкой, что он больше не вынырнет. А мимо один за другим проходили суда. Караван пропадал за мутным от водяной пыли штормовым горизонтом. И только один “Капитан Мецайк” оставался рядом, на ветре, принимая жестокие удары волн на себя, прикрывая гибнущий теплоход. Всю надежду возложили на спасатель “Капитан Косолапов”, а он подошел, повалялся с борта на борт градусов по 50, как Ванька-Встанька, и скомандовал: “Всех на вертолет”. Попытка снять экипаж не удалась. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|