Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






При Правительстве РФ проф. Шохин E. И.




Академия менеджмента и рынка

Институт финансового менеджмента

ФИНАНСОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

под редакцией академика

Академии менеджмента и рынка

E. С. Стояновой

Издание пятое,
переработанное и дополненное

Рекомендовано Министерством

образования Российской Федерации

в качестве учебника для студентов

высших учебных заведений,

обучающихся по специальностям

«Финансы и кредит», «Менеджмент»,

«Бухгалтерский учет и аудит»

Москва

Издательство «Перспектива»


УДК 336

ББК 65.9(2)262

Ф59

Научно-издательский совет:
В. П. Грошев, Э. M. Короткое,
M. В. Никорук, E. А. Стоянов

Авторы:
проф. Стоянова E. С. (Введение; часть I, глава 3; часть II,
главы 1, 2, 3; часть III, главы 1, 2, 3; часть IV, глава 2; прак-
тикумы; приложения); доц. Крылова T. Б. (Часть I, глава 1);
проф. Балабанов И. T. (Часть III, глава 4, параграфы 1, 3, 4,
5, 6); доц. Быкова E. В. (Часть II, глава 2; часть III, глава 2;
практикумы); проф. Кукукина И. Г. (Часть II, глава 2; прак-
тикум); магистр Масленченков Ю. С. (Часть IV, глава 1);
проф. Бланк И. А.
(Часть III, гл. 2); доц. ВащенкоТ. В.
(Часть I, глава 2; часть III, глава 4, параграф 2; приложения).

Рецензенты:

кафедра «Менеджмент и статистика фирм» Московского

Государственного университета экономики, статистики и

Информатики (зав. кафедрой д-р эконом, наук проф.

Ильенкова С. Д.) и зав. кафедрой «Финансы предприятий и

финансовый менеджмент» Финансовой Академии

при Правительстве РФ проф. Шохин E. И.

Финансовый менеджмент: теория и практика:

Ф59 Учебник / Под ред. E. С. Стояновой. — 5-е изд., перераб.
и доп.— M.: Изд-во «Перспектива», 2003. — 656 с.

ISBN 5-88045-036-8

Базовый профессиональный курс управления финансами
предприятия, охватывающий комплекс проблем финансо-
вого менеджмента в соответствии с российскими и меж-
дународными программами изучения данной дисциплины,
ориентированный на практическое применение в условиях
отечественного рынка.

Для студентов, аспирантов, преподавателей экономиче-
ских вузов, руководителей, финансовых менеджеров, эко-
номистов и бухгалтеров предприятий, аудиторов и консуль-
тантов, банковских работников.

ББК 65.9(2)262

ISBN 5-88045-036-8

©Авторский коллектив, 1996, 1997, 1998, 1999,
2000,2001,2002,2003

© Издательство «Перспектива», 1996, 1997, 1998, 1999,
2000,2001,2002,2003

© Академия менеджмента и рынка, Институт финан-
сового менеджмента, 1996, 1997, 1998, 1999,2000,
2001,2002,2003


Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................. 7

ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ
БАЗА И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АППАРАТ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
..................................................................... 19

ГЛАВА L УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ - ИНФОРМАЦИОННАЯ
ОСНОВА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА........................ 21

1.1. Финансовая отчетность в системе финансового
менеджмента..................................................................... 21

1.2. Основные показатели учета и отчетности,
используемые в финансовом менеджменте.

Анализ денежных потоков................................................ 33.

1.3. Основные финансовые коэффициенты отчетности.. 62

ГЛАВА 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО
МЕНЕДЖМЕНТА....................................................................... 84

2.1. Простые ставки ссудных процентов........................... 86

2.2. Простые учетные ставки.................................................... 90

2.3. Сложные ставки ссудных процентов.......................... 92

2.4. Сложные учетные ставки............................................. 99

2.5. Эквивалентность процентных ставок

различного типа.......................................................... 103

2.6. Учет инфляционного обесценения денег

в принятии финансовых решений............................ 109

2.7. Аннуитеты..............,..................................................... 116

2.8. Дивиденды и проценты по ценным бумагам. Доходность
операций с ценными бумагами.................................. 132

ГЛАВА 3. ТЕРМИНОЛОГИЯ И БАЗОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА....................................... 138

ЧАСТЬ П. ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСО-
ВОГО МЕХАНИЗМА ПРЕДПРИЯТИЯ
................................. 147

ГЛАВА L ЭФФЕКТ ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. ФИНАН-
СОВЫЙ РИСК........................................................................ 149

1.1. Эффект финансового рычага (первая концепция).
Рациональная заемная политика............................... 149

1.2. Эффект финансового рычага (вторая концепция).
Финансовый риск....................................................... 163

1.3. Рациональная структура источников средств
предприятия................................................................. 165

з


ГЛАВА 2. ЭФФЕКТ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА. ПРЕД-
ПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ РИСК................................................ 182

2.1. Классификация затрат предприятия............................ 182

2.2. Операционный рычаг. Принципы операционного
анализа. Расчет порога рентабельности и «запаса
финансовой прочности» предприятия......................... 189

2.3. Предпринимательский риск. Взаимодействие
финансового и операционного рычагов и оценка
совокупного риска, связанного с предприятием......... 208

2.4. Углубленный операционный анализ........................... 212

ПРАКТИКУМ....................................................................... 219

ГЛАВА J. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ. ДИВИДЕНДНАЯ

ПОЛИТИКА И ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ

ПРОИЗВОДСТВА.................................................................... 235

ЧАСТЬ III. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ОПЕРАТИВНО-ТАКТИ-
ЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
.................... 241

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖ-
МЕНТА..................................................................................... 243!

1.1. Инвестиционная стратегия предприятия..................... 243

1.2. Инвестиционный анализ............................................... 247

ГЛАВА 2. ТАКТИКА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА..264

2.1. Финансы маркетинга.

Основы принятия ценовых решений........................... 264

2.2.,* Комплексное оперативное управление оборотными
активами и краткосрочными обязательствами
предприятия.................................................................. 307

2.2.1. Чистый оборотный капитал и текущие финансовые
потребности предприятия....................................... 307

2.2.2. Ускорение оборачиваемости оборотных средств —
важнейший способ снижения текущих финансовых
потребностей............................................................ 314

2.2.3. Выбор политики комплексного оперативного
управления текущими активами и текущими
пассивами.......................................................:......... 325

2.3. Критерии принятия финансовых решений по
управлению оборотным капиталом............................. 329

2.3.1. Углубленный анализ собственных оборотных средств
и текущих финансовых потребностей.................... 329

2.3.2. Деловые ситуации и финансовые решения............. 336

2.4. Управление основными элементами оборотных
активов........................................................................... 347


2.4.1. Формирование запасов............................................ 347

2.4.2. Управление дебиторской задолженностью............ 352

2.4.3. Управление денежными активами.......................... 356

2.5. Совмещение операционного анализа с расчетом

денежных потоков в управлении оборотным

капиталом..................................................................... 361

ПРАКТИКУМ....................................................................... 368

ГЛАВА 3. СОЧЕТАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ
ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА...................................... 383

3.1. Основная дилемма финансового менеджмента: либо
рентабельность, либо ликвидность.............................. 383

3.2. Интерференция долго- и краткосрочных аспектов
политики предприятия.................................................. 387

3.3. Финансовое прогнозирование....................................... 406

3.4. Общий бюджет предприятия: структура и принципы
составления................................................................... 409

3.5. Анализ и планирование движения денежных средств.416
ПРАКТИКУМ....................................................................... 434

ГЛАВА 4. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ............................................ 439

4.1. Финансовый риск как объект управления................... 439

4.2. Основные методы оценки риска.................................. 446

4.3. Сущность и содержание риск-менеджмента............... 454

4.4. Организация риск-менеджмента.................................. 460

 

4.5 Стратегия риск-менеджмента...................................... 468

4.6 Приемы риск-менеджмента......................................... 476

ПРАКТИКУМ.................:™.................................................... 486

ЧАСТЬ IV. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ ФИНАНСОВОГО МЕ-
НЕДЖМЕНТА
......................................................................... 501

ГЛАВА L ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕН-
ТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ.,.......................................... 503

1.1. Предмет финансового менеджмента в коммерческом

банке.............................................................................. 503

1.2 Управление финансовой устойчивостью коммерческого
банка.............................................................................. 528

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ МАЛОГО
БИЗНЕСА................................................................................. 601

2.1. Основные финансовые параметры предприятия малого
бизнеса на различных этапах его жизненного цикла..601

2.2. Особенности финансового менеджмента малого
бизнеса........................................................................... 605



2.3. Особенности инвестиционного анализа для малого
предприятия................................................................... 612

2.4. Рыночная оценка взносов в уставный капитал
малого предприятия. Оценка стоимости малого
бизнеса......................................................................... 615

2.5. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная
политика...................................................................... 618

ПРАКТИКУМ......................................................................... 620

ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................... 629

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Справочник основных формул

финансового менеджмента.............................................. 631

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Таблицы дисконтирования и
компаундинга................................................................. 643

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.................................... 652


ВВЕДЕНИЕ

Широкое признание финансового менеджмента российскими
учеными и практиками, введение этой дисциплины в учебные
планы ведущих высших экономических учебных заведений со-
ставляет главнейшее содержание нового этапа развития отечест-
венной науки управления финансами предприятия. Речь идет, по
существу, о принципиальном качественном изменении этой нау-
ки, сумевшей — сегодня это можно с глубоким удовлетворением
констатировать — дать адекватные ответы на самые жгучие воп-
росы, поставленные жизнью:

• Как рыночная среда меняет логику функционирования фи-
нансового механизма предприятия?

• Как управлять финансами предприятия на основе этой но-
вой логики? Каковы рыночные критерии принятия финан-
совых решений?

• Как сочетать стратегию и тактику, долго- и краткосрочные
аспекты жизнедеятельности предприятия в новых условиях?

• Какие ограничения на управление финансами накладывает
(но и какие новые возможности приносит) инфляционная
среда?

• Какие существуют легальные методы финансового маневри-
рования в целях нейтрализации последствий тяжелого нало-
гообложения?

Вопросы эти можно множить и множить, но научная коррект-
ность и этика требуют высветить главное: отечественная школа фи-
нансового менеджмента состоялась благодаря наследию русских
ученых-рыночников (и не только дореволюционных!), многовеково-
му опыту зарубежных финансистов, оформленному в глубочайшим
образом проработанную и красивейшую из наук — финансовый ме-
неджмент, и, наконец, благодаря подвижничеству сегодняшних рос-
сийских исследователей,
не только доказавших, что изящный «им-
портный» финансовый менеджмент применим к деятельности
российских хозяйствующих субъектов, но и осуществивших необ-
ходимую адаптацию основных положений зарубежных школ фи-
нансового менеджмента к условиям рынка и действующему зако-
нодательству по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообло-
жению, а также восполнивших целый ряд пробелов, до сих пор су-
ществовавших в зарубежной финансовой науке. Так, удалось


выявить и сформулировать особенности и принципы финансового
менеджмента в условиях высокой инфляции, и даже «примирить»
американскую и западноевропейскую школы финансового менед-
жмента, проповедующие различные концепции эффекта финан-
сового рычага. «Примирение» это стало возможным при опреде-
лении так называемого критического значения нетто-результата
эксплуатации инвестиций (часть II, параграф 1.3).

Итак, новый сложный этап формирования рыночной эконо-
мики в России породил потребность в обучении как практиков
бизнеса, так и студентов вузов финансовому менеджменту — науке
управления финансами предприятия, направленной на достижение
его стратегических и тактических целей.
Последние же индиви-
дуальны для каждого хозяйствующего субъекта. Предприятия в
сложных условиях российского налогового климата могут иметь
различные интересы в вопросах регулирования массы и динами-
ки прибыли, приумножения имущества акционеров, контроля за
курсовой стоимостью акций, дивидендной политики, повышения
стоимости предприятия, но все эти и многие другие аспекты дея-
тельности предприятия поддаются управлению с помощью уни-
версальных методов, наработанных рыночной цивилизацией и
о&ьединенных в науке финансового менеджмента в стройную и
неоценимо полезную в практическом отношении систему.

Сразу же отметим в этой связи два важнейших момента.

Во-первых, предложенное определение финансового менедж-
мента, Как может заметить эрудированный Читатель, несколько от-
личается от принятой в странах развитого рынка дефиниции. Аме-
риканские и западноевропейские коллеги определяют финансовый
менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной
своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой при-
были на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых
активов в расчете на акцию, прибыли — возможны варианты. В ус-
ловиях же российского рынка надо, как говорится, «брать шире»:
финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для
достижения тех целей, которое данное предприятие само перед со-
бой ставит. Главное — выбрать методы, соответствующие этой це-
ли, а не противоречащие ей, и суметь их применить.

Во-вторых, вопреки мнению оппонентов, мы воспринимаем
финансовый менеджмент именно с позиции критериев принятия
финансовых решений,
признавая, что главные принципы и методы
финансового менеджмента носят универсальный характер, и соли-
даризируясь тем самым с основными мировыми школами финан-


сового менеджмента. Одновременно, как уже говорилось, мы на-
стаиваем на необходимости адаптации этих универсальных прин-
ципов и методов к особенностям российского рынка. Оппоненты
же считают иначе. В последнее время появилось несколько учеб-
ников и учебно-практических руководств под вошедшим в моду
названием «Финансовый менеджмент», зачастую содержащих не-
мало полезных наставлений (об общем менеджменте, об организа-
ционно-правовых формах предприятий, о приватизации, о различ-
ных финансовых инструментах и т. п.), но основного содержания
и главных методов финансового менеджмента совершенно не рас-
крывающих. По существу, эти книги представляют собой доброт-
ные мини-энциклопедии по юридическим и общеэкономическим
основам предпринимательской деятельности, рынку ценных бу-
маг, началам финансового анализа, налогообложения и даже бух-
галтерского учета, не дающие, однако, Читателю современной фи-
нансовой теории, признаваемой и применяемой всем Мировым
экономическим сообществом. Не прививают такие учебники и
практических навыков управления финансами предприятия. Чет-
кое же и современное определение финансового менеджмента по-
могает не только сориентироваться в выборе литературы, но и сде-
лать выбор между набором сведений из сопредельных финансо-
вому менеджменту дисциплин и собственно финансовым менедж-
ментом, соответствующим общепринятым международным требова-
ниям к образованию финансиста.
Повторяем, мы полностью отдаем
себе отчет в том, что механическое копирование и использование
зарубежных моделей управления финансами фирмы «один к одно-
му» в российских условиях не только неприемлемо, но и невоз-
можно. Поэтому, убедившись на собственном опыте в действенно-
сти и практической ценности универсальных методов финансово-
го менеджмента для российских предприятий, мы сосредоточили
свои научные и практические усилия на развитии отечественной
школы финансового менеджмента,
а педагогическую деятельность
— на внедрении теоретических основ и практических аспектов фи-
нансового менеджмента в учебный процесс.

Обладая «ноу хау» финансового менеджмента, владея логикой
функционирования финансового механизма предприятия не толь-
ко на уровне науки, но и как искусством, финансовый менеджер
осуществляет свои важнейшие профессиональные обязанности:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных