Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
По внутреннему финансовому контролю
• анализирует данные бухгалтерского и операционного учета, а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как ма- териалом для оценки результатов деятельности предпрятия,
всех его подразделений и самого себя; б) как информацион- ной базой для принятия финансовых решений. На целом ряде предприятий финансовый менеджмент принимает непосредственное участие и в работе бухгалтерии по состав- лению внешней отчетности. Вообще, взаимоотношения фи- нансиста с бухгалтерией — материя весьма тонкая. Одно де- ло, если в организационной структуре управления предпри- ятием финансовый менеджмент подчинен бухгалтерии, а другое — если он существует самостоятельно или даже включает в себя бухгалтерию. Руководители вольны прини- мать ту или иную модель, но в любом случае к слову финан- сового менеджера стоит внимательно прислушаться при вы- боре учетной политики предприятия.
Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль- ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми- нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите имущества фирмы (внешнее страхование, самострахование).
Отечественная школа финансового менеджмента начала фор- мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с известным парадоксом: рыночной экономики в России не было, а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме- риканские коллеги удивляются глубине проникновения россий- ской научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред- приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая финансовая философия, не без трудностей «овладевает массами» российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли- тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых условиях; серьезные трудности возникают при столкновении эле- гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель- ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж- мента уже начали проявляться ее основные специфические черты
• российская школа финансового менеджмента сочетает за- падноевропейский прагматизм в конкретных финансовых вычислениях с американским концептуальным подходом к снижению всех видов рисков;
• она базируется на идее сложной интерференции кратко- и долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматри- вает эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;
• она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе- жом области финансового менеджмента, такие, как финан- совая политика предприятия в условиях инфляции, особен- ности управления финансами в условиях падения производ- ства и выхода из кризиса и т. д.;
• наконец, российская школа финансового менеджмента при- ступила к выявлению особенностей финансового менедж- мента различных субъектов бизнеса — банков, страховых компаний, различных инвестиционных институтов.
Таким образом, отечественная школа финансового менеджмента идет не менее тернистым путем, чем само становление рыночной среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.
Первая написанная российскими авторами и опубликованная в нашей стране книга «Финансовый менеджмент» появилась в 1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менедж- мент / Авт. колл. под руководством E. С. Стояновой. — M.: Пер- спектива, 1993). Эта книга — плод коллективного труда профес- соров и преподавателей Финансовой академии при Правительст- ве РФ и ряда опытных практиков — представила российскому Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила самые острые основные проблемы, зафиксировала важнейшие методы управления финансами предприятия в условиях рынка и буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий по финансовому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читате- ля: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого семейного предприятия или финансового менеджера крупнейше- го акционерного общества... Одновременно в ведущих экономи- ческих вузах страны (Финансовой академии при Правительстве РФ, Государственной академии управления, Российской эконо- мической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. M. В. Ломоно- сова, Академии народного хозяйства, Московском университете экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургском университете экономики и финансов), а также в крупных биз- нес-школах приступили к разработке программ и начали вводить учебный курс финансового менеджмента в планы подготовки специалистов всех основных ступеней — и бакалавров, и магист-
ров. Безусловно, крупным достижением стало включение финансо- вого менеджмента в качестве полновесного раздела в официальную программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую дея- тельность, а также аттестата профессионального бухгалтера (главно- го бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансово- го менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается планомерная подготовка преподавателей и консультантов по фи- нансовому менеджменту в первом в России научном и учебном уч- реждении, специально созданном Финансовой академией при Пра- вительстве РФ и Академией менеджмента и рынка (АМИР) с целью формирования и развития отечественной школы финансового ме- неджмента — Институте финансового менеджмента. Успешно ведет подобную подготовку и Факультет повышения квалификации пре- подавателей Государственной академии управления. Но и всех этих усилий явно недостаточно. Преподавателей финансового менедж- мента необходимо готовить масштабно и специально, по серьезней- шей углубленной программе, включающей практические стажиров- ки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях, ибо преподавание финансового менеджмента сегодня — дело многотрудное.
Мы глубоко убеждены, что предмет «Финансовый менеджмент» предъявляет специфические, и притом повышенные требования к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож- но обойтись без личного практического опыта управления фи- нансами предприятия. Как заметил один американский профес- сор на лекции для российских педагогов-экономистов, «если бы я стал удачливым финансовым директором или биржевым броке- ром, я не преподавал бы финансовый менеджмент». Конечно, в идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный уче- ный — теоретизировать с кафедры, практик — воплощать теорию в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, толь- ко не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо- средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово- экономическая наука отбила у публики вкус к концептуальным «умствованиям». Далее, преподаватель финансового менеджмен- та обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владе- нием множеством других экономических дисциплин, в частно- сти, бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной деятельности, математикой, экономической статистикой, осно-
/
нами операций с ценными бумагами и, конечно же, быть в курсе всех последних изменений в налогообложении и том же учете и отчетности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента желательно владеть по крайней мере английским языком (не по- мешают, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не только следить за зарубежной литературой по предмету, но и кри- тично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попа- дают непроверенные и даже прямо ошибочные положения и ре- комендации, а целый ряд вполне разумных советов западных профессоров по управлению финансами оказывается для нас не- приемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных и российских предприятий.
Предлагаемое Читателю пятое юбилейное издание учебника «Финансовый менеджмент: теория и практика» соответствует об- щепринятым мировым стандартам обучения профессии финан- систа, а также учебной программе курса «Финансовый менедж- мент», рекомендованной Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента для высших учебных за- ведений экономического профиля.
Цель этого учебника — максимально просто и технично изло- жить основы финансового менеджмента.
В структурном отношении авторы исходили из того, что:
• Логика изложения должна диктоваться логикой самого объек- та исследования. Учебник должен отражать реалии и, если в жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финан- сами предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти аспекты не должны «расходиться» безвозвратно. Поэтому после изучения основ, которым посвящены первые две части учебника — информационной базы финансового менедж- мента, его основной терминологии и важнейших показате- лей, а также функционирования финансового механизма предприятия — в третьей части Читателю предлагается рас- смотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сна- чала отдельно, а затем — в их органической взаимосвязи.
• Не следует «подводить» под финансовый менеджмент смеж- ные дисциплины: финансовый анализ, бухгалтерский учет, финансовую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от множества зарубежных, это самостоятельные полновесные учебные предметы, изучаемые российскими студентами под- робно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адре-
сован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую ^e имеющим возможности посвятить свое время и силы де- тальному изучению тонкостей той же финансовой математи- ки. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает новую окраску в зависимости от целей ее применения: если банкиру финансовый анализ интересен как инструмент сни- жения собственного кредитного риска, то финансовому ме- неджеру — как поставщик информации для принятия внут- ренних финансовых решений, скажем, по формированию рациональной структуры пассивов или по дивидендной по- литике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Кругло- го стола по проблемам становления и развития отечествен- ной научно-педагогической школы финансового менедж- мента, проведенного Институтом финансового менеджмента АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант: включили в учебник только то из смежных дисциплин, что безусловно необходимо для понимания основного материала и поэтому должно предшествовать ему. Так в первой части появились главы по учету и отчетности, понимаемым как ин- формационная основа финансового менеджмента, и по фи- нансовой математике. Действительно, взаимосвязанные и выраженные с помощью математических средств финансо- вые отношения между хозяйствующими субъектами пред- ставляют собой не что иное, как математическую модель управленческого процесса, которая позволяет анализиро- вать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в конечном итоге принимать те или иные финансовые реше- ния. • Содержание учебника должно соответствовать его названию, в котором фигурируют слова «теория и практика». Во-первых, в центре внимания должна находиться именно российская практика. Во-вторых, учебник финансового менеджмента просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми си- туациями и задачами — без них невозможно закрепить полу- ченные теоретические навыки. Но дело здесь не только в не- укоснительном соблюдении методического принципа акти- визации теоретического материала в процессе учебно-прак- тической деятельности. Главное, что заставило нас ввести в учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ- ном из собственного опыта консультирования и аудиторской работы, — это горячее желание не только доказать, что уни- версальные методы финансового менеджмента в России рабо-
/
тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом они работают. Кроме многочисленных примеров в тексте, мы сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак- симально проиллюстрировать непривычные пока для боль- шинства Читателей подходы, представленные в этих частях. Мы советуем внимательно просчитать все задачи и сверить свои результаты с решениями и комментариями, которые мы приводим в Практикумах, даже если вы чувствуете себя вполне уверенно в финансовом менеджменте: опытному Чи- тателю Практикумы откроют тонкости и новые грани извест- ного, начинающему — помогут снять недоуменные вопросы.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебнике не толь- ко сконцентрирован личный опыт преподавания финансового ме- неджмента авторами в Финансовой академии, РЭА им. Г.В. Плеха- нова, МГУ им. M.В. Ломоносова, Ивановском государственном энергетическом университете и раде других вузов, но и представ- лен полный базовый профессиональный курс финансового менедж- мента Академии менеджмента и рынка, а также более пятидесяти учебно-деловых центров, вузов и колледжей, работающих по автор- ским программам АМИР.
Первое издание учебника вышло в свет в 1996 году (и, кстати говоря, совершенно не случайно — накануне пятидесятилетия Финансовой академии)\ Прошло время — претерпели изменение формы бухгалтерской отчетности, стали иными темпы инфляции и ставки доходности, наконец, получили свое теоретическое ос- мысление такие важные темы, как финансовый менеджмент ком- мерческого банка, особенности управления финансами малого бизнеса, управление рисками, углубленный операционный ана- лиз. Жизнь подводила нас к необходимости новых и новых изданий — Существенно переработанных и дополненных.
Теперь — о Наставниках, Коллегах и Близких, без помощи и доброты которых не могла бы появиться эта книга. Наша глу- бочайшая благодарность:
• Ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, д-ру эконом, наук, действительному члену Академии менеджмен- та и рынка, проф. А. Г. Грязновой, которая еще добрых два де- сятка лет тому назад (!) побудила свою аспирантку, сегодня возглавившую Институт финансового менеджмента и автор- ский коллектив этого учебника, к серьезному изучению фи- нансовой науки и все эти годы оказывала необходимую по- мощь и поддерживала в своей ученице уверенность в пра-
вильности избранного пути. И ВСЕ СБЫЛОСЬ. ФИНАНСО- ВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - В РОССИИ.
> Президенту Академии менеджмента и рынка, проф. В.П. Гро- шеву, Ректору Академии менеджмента и рынка, канд. фил. наук M.В. Никоруку, всему коллективу АМИP, поддерживаю- щему нас во всех отношениях. Слова Мирослава Васильевича Никорука, сказанные им при первом нашем знакомстве, мы сегодня говорим лучшим нашим Ученикам: «Я В ВАС BEPKh.
• Президенту Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, вице- президенту Аудиторской палаты России, заместителю пред- седателя Консультативного совета Комиссии по аудиторской деятельности РФ, заведующему кафедрой учета, анализа и аудита экономического факультета МГУ им. M. В. Ломоно- сова, д-ру. эконом, наук, проф., заслуженному деятелю науки России А.Д. Шеремету; заведующей кафедрой «Финансы» Финансовой академии, д-ру эконом, наук, проф., действи- тельному члену Академии менеджмента и рынка В. M. Родио- новой; члену Методологического совета Минфина РФ, члену Консультативного совета при Комиссии по аудиторской дея- тельности при Президенте РФ, директору Центра аудита Ака- демии народного хозяйства, д-ру. эконом, наук, проф. HH Кондракову, благословившим наши первые книги по фи- нансовому менеджменту.
• Генеральному директору Издательства «Перспектива», выпус- тившему первые в России книги по финансовому менеджменту и, разумеется, и этот учебник, высокопрофессиональному фи- нансисту и педагогу, внесшему значительный вклад в распро- странение новой финансовой философии в нашей стране и сделавшему эту высокую цель первичной, а коммерческую сто- рону дела — вторичной — канд. эконом, наук Е.А. Стоянову.
• Нашим Родным, разделяющим с нами не только успехи. Спа- сибо Вам за любовь, заботу и долготерпение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|