Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






По внутреннему финансовому контролю




• анализирует данные бухгалтерского и операционного учета,
а также отчетность предприятия, пользуясь ими: а) как ма-
териалом для оценки результатов деятельности предпрятия,


всех его подразделений и самого себя; б) как информацион-
ной базой для принятия финансовых решений. На целом
ряде предприятий финансовый менеджмент принимает
непосредственное участие и в работе бухгалтерии по состав-
лению внешней отчетности. Вообще, взаимоотношения фи-
нансиста с бухгалтерией — материя весьма тонкая. Одно де-
ло, если в организационной структуре управления предпри-
ятием финансовый менеджмент подчинен бухгалтерии, а
другое — если он существует самостоятельно или даже
включает в себя бухгалтерию. Руководители вольны прини-
мать ту или иную модель, но в любом случае к слову финан-
сового менеджера стоит внимательно прислушаться при вы-
боре учетной политики предприятия.

Разумеется, все эти (а также не вошедшие в эту принципиаль-
ную, а потому весьма лаконичную схему) аспекты деятельности
финансового менеджера должны быть проникнуты заботой о ми-
нимизации налогообложения, разумном снижении рисков и защите
имущества фирмы
(внешнее страхование, самострахование).

Отечественная школа финансового менеджмента начала фор-
мироваться не сегодня. Мы в очередной раз сталкиваемся здесь с
известным парадоксом: рыночной экономики в России не было,
а рыночная наука развивалась. Новое время принесло широкие
возможности и свежие идеи, и ныне западноевропейские и аме-
риканские коллеги удивляются глубине проникновения россий-
ской научной мысли в тонкую материю финансовой жизни пред-
приятия, обстоятельности проработки многих проблем. Новая
финансовая философия, не без трудностей «овладевает массами»
российских практиков бизнеса: все еще не хватает добротной ли-
тературы, причем, не переводной, а именно отечественной; мало
хорошо подготовленных педагогов, сочетающих знание теории с
уверенным владением практическими навыками бизнеса в новых
условиях; серьезные трудности возникают при столкновении эле-
гантных зарубежных моделей с суровой российской действитель-
ностью... и все-таки, в отечественной школе финансового менедж-
мента уже начали проявляться ее основные специфические черты

• российская школа финансового менеджмента сочетает за-
падноевропейский прагматизм в конкретных финансовых
вычислениях с американским концептуальным подходом к
снижению всех видов рисков;


• она базируется на идее сложной интерференции кратко- и
долгосрочных феноменов жизни предприятия и рассматри-
вает эти феномены в их нерасторжимой взаимосвязи;

• она начала осваивать недостаточно исследованные за рубе-
жом области финансового менеджмента, такие, как финан-
совая политика предприятия в условиях инфляции, особен-
ности управления финансами в условиях падения производ-
ства и выхода из кризиса и т. д.;

• наконец, российская школа финансового менеджмента при-
ступила к выявлению особенностей финансового менедж-
мента различных субъектов бизнеса — банков, страховых
компаний, различных инвестиционных институтов.

Таким образом, отечественная школа финансового менеджмента
идет не менее тернистым путем, чем само становление рыночной
среды предпринимательства в России, и иного, видимо, не дано.

Первая написанная российскими авторами и опубликованная
в нашей стране книга «Финансовый менеджмент» появилась в
1993 году и выдержала не одно издание (Финансовый менедж-
мент / Авт. колл. под руководством E. С. Стояновой. — M.: Пер-
спектива, 1993). Эта книга — плод коллективного труда профес-
соров и преподавателей Финансовой академии при Правительст-
ве РФ и ряда опытных практиков — представила российскому
Читателю terra incognita финансового менеджмента, обозначила
самые острые основные проблемы, зафиксировала важнейшие
методы управления финансами предприятия в условиях рынка и
буквально открыла шлюз целому потоку последующих изданий
по финансовому менеджменту. Это не может не радовать. Пусть
таких книг будет, как в странах развитого рынка, как можно
больше. Каждая из них найдет своего заинтересованного Читате-
ля: начинающего или зрелого финансиста, владельца небольшого
семейного предприятия или финансового менеджера крупнейше-
го акционерного общества... Одновременно в ведущих экономи-
ческих вузах страны (Финансовой академии при Правительстве
РФ, Государственной академии управления, Российской эконо-
мической академии им. Г. В. Плеханова, МГУ им. M. В. Ломоно-
сова, Академии народного хозяйства, Московском университете
экономики, статистики и информатики, Санкт-Петербургском
университете экономики и финансов), а также в крупных биз-
нес-школах приступили к разработке программ и начали вводить
учебный курс финансового менеджмента в планы подготовки
специалистов всех основных ступеней — и бакалавров, и магист-


ров. Безусловно, крупным достижением стало включение финансо-
вого менеджмента в качестве полновесного раздела в официальную
программу экзаменов на получение лицензии на аудиторскую дея-
тельность, а также аттестата профессионального бухгалтера (главно-
го бухгалтера, бухгалтера-эксперта или консультанта) и финансово-
го менеджера, финансового эксперта (консультанта). Продолжается
планомерная подготовка преподавателей и консультантов по фи-
нансовому менеджменту в первом в России научном и учебном уч-
реждении, специально созданном Финансовой академией при Пра-
вительстве РФ и Академией менеджмента и рынка (АМИР) с целью
формирования и развития отечественной школы финансового ме-
неджмента — Институте финансового менеджмента. Успешно ведет
подобную подготовку и Факультет повышения квалификации пре-
подавателей Государственной академии управления. Но и всех этих
усилий явно недостаточно. Преподавателей финансового менедж-
мента необходимо готовить масштабно и специально, по серьезней-
шей углубленной программе, включающей практические стажиров-
ки на российских и, весьма желательно, зарубежных предприятиях,
ибо преподавание финансового менеджмента сегодня — дело
многотрудное.

Мы глубоко убеждены, что предмет «Финансовый менеджмент»
предъявляет специфические, и притом повышенные требования
к педагогу. Прежде всего, у нас, в отличие от зарубежной системы
обучения, в преподавании финансового менеджмента невозмож-
но обойтись без личного практического опыта управления фи-
нансами предприятия. Как заметил один американский профес-
сор на лекции для российских педагогов-экономистов, «если бы я
стал удачливым финансовым директором или биржевым броке-
ром, я не преподавал бы финансовый менеджмент». Конечно, в
идеале каждый должен заниматься своим делом: кабинетный уче-
ный — теоретизировать с кафедры, практик — воплощать теорию
в жизнь, но такое сегодня возможно в какой угодно стране, толь-
ко не в России, где от затрат времени и денег на изучение любой
экономической дисциплины слушатели ожидают скорой, непо-
средственной и осязаемой отдачи. Традиционная финансово-
экономическая наука отбила у публики вкус к концептуальным
«умствованиям». Далее, преподаватель финансового менеджмен-
та обязан совмещать знание этого предмета с углубленным владе-
нием множеством других экономических дисциплин, в частно-
сти, бухгалтерским учетом, анализом финансово-хозяйственной
деятельности, математикой, экономической статистикой, осно-


/

нами операций с ценными бумагами и, конечно же, быть в курсе
всех последних изменений в налогообложении и том же учете и
отчетности. Наконец, преподавателю финансового менеджмента
желательно владеть по крайней мере английским языком (не по-
мешают, конечно же, и французский, и немецкий), чтобы не
только следить за зарубежной литературой по предмету, но и кри-
тично (!) относиться к ней, не принимая на веру все и вся. Как
нередко случается и у нас, в иностранные учебники подчас попа-
дают непроверенные и даже прямо ошибочные положения и ре-
комендации, а целый ряд вполне разумных советов западных
профессоров по управлению финансами оказывается для нас не-
приемлемым из-за различий в условиях деятельности зарубежных
и российских предприятий.

Предлагаемое Читателю пятое юбилейное издание учебника
«Финансовый менеджмент: теория и практика» соответствует об-
щепринятым мировым стандартам обучения профессии финан-
систа, а также учебной программе курса «Финансовый менедж-
мент», рекомендованной Учебно-методическим объединением
по образованию в области менеджмента для высших учебных за-
ведений экономического профиля.

Цель этого учебника — максимально просто и технично изло-
жить основы финансового менеджмента.

В структурном отношении авторы исходили из того, что:

Логика изложения должна диктоваться логикой самого объек-
та исследования.
Учебник должен отражать реалии и, если в
жизни долго- и краткосрочный аспекты управления финан-
сами предприятия тесно взаимосвязаны, то и в учебнике эти
аспекты не должны «расходиться» безвозвратно. Поэтому
после изучения основ, которым посвящены первые две части
учебника — информационной базы финансового менедж-
мента, его основной терминологии и важнейших показате-
лей, а также функционирования финансового механизма
предприятия — в третьей части Читателю предлагается рас-
смотреть стратегию и тактику финансового менеджмента сна-
чала отдельно, а затем — в их органической взаимосвязи.

Не следует «подводить» под финансовый менеджмент смеж-
ные дисциплины:
финансовый анализ, бухгалтерский учет,
финансовую математику и т. д. В наших вузах, в отличие от
множества зарубежных, это самостоятельные полновесные
учебные предметы, изучаемые российскими студентами под-
робно и отдельно. Но, с другой стороны, наш учебник адре-


сован не только студентам, но и практикам бизнеса, зачастую
^e имеющим возможности посвятить свое время и силы де-
тальному изучению тонкостей той же финансовой математи-
ки. Кроме того, любая из смежных дисциплин приобретает
новую окраску в зависимости от целей ее применения: если
банкиру финансовый анализ интересен как инструмент сни-
жения собственного кредитного риска, то финансовому ме-
неджеру — как поставщик информации для принятия внут-
ренних финансовых решений, скажем, по формированию
рациональной структуры пассивов или по дивидендной по-
литике. Поэтому, в соответствии с рекомендациями Кругло-
го стола по проблемам становления и развития отечествен-
ной научно-педагогической школы финансового менедж-
мента, проведенного Институтом финансового менеджмента
АМИР весной 1995 г., мы избрали компромиссный вариант:
включили в учебник только то из смежных дисциплин, что
безусловно необходимо для понимания основного материала
и поэтому должно предшествовать ему. Так в первой части
появились главы по учету и отчетности, понимаемым как ин-
формационная основа финансового менеджмента, и по фи-
нансовой математике. Действительно, взаимосвязанные и
выраженные с помощью математических средств финансо-
вые отношения между хозяйствующими субъектами пред-
ставляют собой не что иное, как математическую модель
управленческого процесса, которая позволяет анализиро-
вать, получать альтернативные варианты, сравнивать их и в
конечном итоге принимать те или иные финансовые реше-
ния.
Содержание учебника должно соответствовать его названию, в
котором фигурируют слова «теория и практика». Во-первых,
в центре внимания должна находиться именно российская
практика.
Во-вторых, учебник финансового менеджмента
просто обязан изобиловать примерами, учебно-деловыми си-
туациями и задачами
— без них невозможно закрепить полу-
ченные теоретические навыки. Но дело здесь не только в не-
укоснительном соблюдении методического принципа акти-
визации теоретического материала в процессе учебно-прак-
тической деятельности. Главное, что заставило нас ввести в
учебник такое количество примеров, почерпнутых в основ-
ном из собственного опыта консультирования и аудиторской
работы, — это горячее желание не только доказать, что уни-
версальные методы финансового менеджмента в России рабо-


/

тают, но и показать с цифрами в руках, каким именно образом
они работают.
Кроме многочисленных примеров в тексте, мы
сочли необходимым дать отдельные Практикумы, чтобы мак-
симально проиллюстрировать непривычные пока для боль-
шинства Читателей подходы, представленные в этих частях.
Мы советуем внимательно просчитать все задачи и сверить
свои результаты с решениями и комментариями, которые мы
приводим в Практикумах, даже если вы чувствуете себя
вполне уверенно в финансовом менеджменте: опытному Чи-
тателю Практикумы откроют тонкости и новые грани извест-
ного, начинающему — помогут снять недоуменные вопросы.

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что в этом учебнике не толь-
ко сконцентрирован личный опыт преподавания финансового ме-
неджмента авторами
в Финансовой академии, РЭА им. Г.В. Плеха-
нова, МГУ им. M.В. Ломоносова, Ивановском государственном
энергетическом университете и раде других вузов, но и представ-
лен полный базовый профессиональный курс финансового менедж-
мента Академии менеджмента и рынка, а также более пятидесяти
учебно-деловых центров, вузов и колледжей, работающих по автор-
ским программам АМИР.

Первое издание учебника вышло в свет в 1996 году (и, кстати
говоря, совершенно не случайно — накануне пятидесятилетия
Финансовой академии)\ Прошло время — претерпели изменение
формы бухгалтерской отчетности, стали иными темпы инфляции
и ставки доходности, наконец, получили свое теоретическое ос-
мысление такие важные темы, как финансовый менеджмент ком-
мерческого банка, особенности управления финансами малого
бизнеса, управление рисками, углубленный операционный ана-
лиз. Жизнь подводила нас к необходимости новых и новых изданий
— Существенно переработанных и дополненных.

Теперь — о Наставниках, Коллегах и Близких, без помощи и
доброты которых не могла бы появиться эта книга. Наша глу-
бочайшая благодарность:

• Ректору Финансовой академии при Правительстве РФ, д-ру
эконом, наук, действительному члену Академии менеджмен-
та и рынка, проф. А. Г. Грязновой, которая еще добрых два де-
сятка лет тому назад (!) побудила свою аспирантку, сегодня
возглавившую Институт финансового менеджмента и автор-
ский коллектив этого учебника, к серьезному изучению фи-
нансовой науки и все эти годы оказывала необходимую по-
мощь и поддерживала в своей ученице уверенность в пра-


вильности избранного пути. И ВСЕ СБЫЛОСЬ. ФИНАНСО-
ВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
- В РОССИИ.

> Президенту Академии менеджмента и рынка, проф. В.П. Гро-
шеву,
Ректору Академии менеджмента и рынка, канд. фил.
наук M.В. Никоруку, всему коллективу АМИP, поддерживаю-
щему нас во всех отношениях. Слова Мирослава Васильевича
Никорука, сказанные им при первом нашем знакомстве, мы
сегодня говорим лучшим нашим Ученикам:
«Я В ВАС BEPKh.

• Президенту Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ, вице-
президенту Аудиторской палаты России, заместителю пред-
седателя Консультативного совета Комиссии по аудиторской
деятельности РФ, заведующему кафедрой учета, анализа и
аудита экономического факультета МГУ им. M. В. Ломоно-
сова, д-ру. эконом, наук, проф., заслуженному деятелю науки
России А.Д. Шеремету; заведующей кафедрой «Финансы»
Финансовой академии, д-ру эконом, наук, проф., действи-
тельному члену Академии менеджмента и рынка В. M. Родио-
новой;
члену Методологического совета Минфина РФ, члену
Консультативного совета при Комиссии по аудиторской дея-
тельности при Президенте РФ, директору Центра аудита Ака-
демии народного хозяйства, д-ру. эконом, наук, проф.
HH Кондракову, благословившим наши первые книги по фи-
нансовому менеджменту.

• Генеральному директору Издательства «Перспектива», выпус-
тившему первые в России книги по финансовому менеджменту
и, разумеется, и этот учебник, высокопрофессиональному фи-
нансисту и педагогу, внесшему значительный вклад в распро-
странение новой финансовой философии в нашей стране и
сделавшему эту высокую цель первичной, а коммерческую сто-
рону дела — вторичной — канд. эконом, наук Е.А. Стоянову.

• Нашим Родным, разделяющим с нами не только успехи. Спа-
сибо Вам за любовь, заботу и долготерпение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных